Глиняная свистулька
Задать вопрос о товаре
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ этот предмет прямо сейчас позвоните нам +7 (910) 475-71-76
Поделитесь информацией о нас в соц сетях
- ОБНОВЛЕНИЯ
- РОССИЯ ДО 1917 ГОДА
- ГЕРМАНИЯ ДО 1918 ГОДА
- ГЕРМАНИЯ ДО 1945 ГОДА
- СССР ДО 1945 ГОДА
- РЕКОНСТРУКЦИЯ, КРАСНАЯ АРМИЯ
- РЕКОНСТРУКЦИЯ, ГЕРМАНИЯ
- ЕВРОПА
- СССР ПОСЛЕ 1945 ГОДА
- АМЕРИКА
- ЯПОНИЯ, КАВКАЗ, СТРАНЫ АЗИИ
- КНИГИ ДЛЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ
- МЕТАЛЛОПЛАСТИКА
- АНТИКВАРНОЕ ОРУЖИЕ
- ДРЕВНОСТИ
-
МОНЕТЫ
- Серебряные дирхемы
- Удельные монеты периода XIV-XVI вв.
- Монеты Государства Российского 1533-1718 г.
- Монеты Петра 1, 1682-1725 г.
- Монеты Петра 2, 1727-1730 г.
- Монеты Анна Иоанновна 1730-1740 г.
- Монеты Елизаветы, 1741-1761 г.
- Монеты Екатерины 2, 1762-1796 г.
- Монеты Павла 1, 1796-1801 г.
- Монеты Александр 1, 1801-1825 г.
- Монеты Николая 1, 1825-1855 г.
- Монеты Александр 2, 1855-1881 г.
- Монеты Александр 3, 1881-1894 г.
- Монеты Николая 2, 1894-1917 г.
- Банкноты России до 1917 г.
- Монеты СССР, до 1945 г.
- Боны СССР до 1945 г.
- Монеты СССР, после 1945 г.
- Банкноты и монеты, Европа
- Редкие монеты
- Копии монет
- ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ
- ПОСУДА & ПРИБОРЫ ДЛЯ СЕРВИРОВКИ
- ВИНТАЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА
- СТАТУЭТКИ & ФОТОРАМКИ
- АКСЕССУАРЫ ДЛЯ ВИНА И СИГАРЕТ
- БИНОКЛИ & ПРИБОРЫ
- ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА
- КАРТИНЫ
Ваша корзина пуста!
Описание товара
15-16 век. Подлинное и целое изделие из древнерусской деревни в отличном состоянии. Глиняная свистулька исправна, отличный звук. На глине остался отпечаток пальца мастера из прошлых столетий...
- Вес 28.3 гр.
- Размер 7 х 2.5 см.
Историческая справка:
Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные. Классическая глиняная свистулька представляет собой сосудообразную флейту произвольной формы со свистковым устройством. Иногда мастера придают ей и отверстия для пальцев (чаще всего, от одного до четырёх). Свистулька сыграла важную роль в эволюции музыкальных духовых инструментов и развитии многочисленных народных художественных промыслов. На русских землях свистульки из глины тесно связывают с ярмарками и праздниками. Исследователи полагают, что древние славянские племена использовали примитивные свистульки, как и народы других регионов мира, для разговора со своими божествами - Перуном, Стрибогом, Хорсом, Даждьбогом, Симарглом и Мокошью. В каких-то деревнях звуками свистулек, схожих с птичьими трелями, призывали весну, поторапливая приход тепла. Твёрдых доказательств, что эти инструменты точно использовались в определённых ритуалах, пока нет, так как ещё не найдены русские свистульки дохристианского периода. Поэтому считается, что на Руси свистульки появились не позднее X века. Было ли событие, которое стало судьбоносным именно для русской свистульки? Таким называют Хлыновское побоище. Согласно легенде, либо в 1412, либо в 1418 году город Хлынов (также – Вятка, сейчас – Киров) осадили враги, но на помощь его жителям поспешили устюжане. Гарнизон города принял прибывшую подмогу за вражеский отряд и напал на союзников. Когда ошибка выяснилась, много хлыновцев и устюжан уже успело погибнуть. За нападение на союзников жителей Хлынова назвали «слепородами» и «свистоплясами». В память о нелепом сражении жители Хлынова ежегодно, в четвёртую субботу после Пасхи, устраивали праздник под названием «Свистопляска». После того, как слово обрело негативное значение, празднество переименовали в Вятскую свистунью. Изготовление свистулек порождало и свои жаргонизмы. Например, среди филимоновских игрушечников родилось понятие «товарняк», к железной дороге отношения не имеющее. Так они называли мелкие свистульки, которые у них по дешёвке тысячами скупали старьёвщики (в этих местах их ещё звали «товарники» или «шумовники»), которые потом ходили по дворам выкрикивая: «Старьё берём, игрушки даём». А детвора тащила из домов всякое тряпьё, надеясь выменять его на шарик, набитый опилками, или на расписную свистульку.
Дымковские глиняные свистульки
Интересно, что в хрониках Дымково, как и в истории производимых там свистулек, тоже фигурируют устюжане. Предполагают, что слобода Дымково была основана выходцами из Великого Устюга после присоединения в 1439 году Вятки к Русскому государству. Слобода находилась на низменном берегу через реку от Вятки (ныне это заречная часть Кирова). По весне половодье отрезало Дымково от большого мира.
«Дымковская слободка за рекою Вяткою, на выгонной земле, которая в бывшее под дирекциею Шувалова межевание межевана, коя в весеннее время вся потопляется; по стечении же весенних вод в свои границы окружаема бывает зеленеющимися лугами, близ коей со стороны полуденной облегчает старого течения река Вятка проток; по древнему ее строению регулярных улиц не имеет, в ней домы деревянного строения».
Первые упоминания о заречном посаде найдено в грамоте Ивана Грозного в 1582 году, а вот точную дату зарождения здесь знаменитого промысла достоверно назвать пока не получается. Большинство сходятся во мнении, что гончары набрали силу лишь в начале 19 столетия или, по крайней мере, в конце ему предшествующего. Но кировские краеведы считают, что промысел куда древнее. Впервые зафиксировали дымковскую глиняную свистульку записки генерал-майора Н.З. Хитрово за 1811 год, где в подробностях рассказывается о праздновании всё той же свистопляски и фигурируют «куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». Однако краеведы именно на основе этой записи утверждают, что к данному времени промысел уже твёрдо поставили на ноги. Спустя шесть лет старший учитель вятской гимназии Баженов тоже упоминает, что на празднике «прочих мелочных детских игрушек и из глины вделанных, различно раскрашенных и местами позолоченных кукол, продается великое множество». Характер товара из глины осветил Е. Мухачев в 1838 году: «Всё это делается из вятской глины с удивительным, не подражательным искусством: часто медведь походит на козла, не говоря уже о фигурках, которые все без исключения фантастические, созданные воображением вятских торговок; ибо ни одного существа, похожего на них, не найдете в природе». Статистика сухо зафиксировала, что в 1857 году пятьдесят один человек «занимался деланием глиняных кукол», год спустя – полсотни, а в 1864 году – пятьдесят два. Изучение дымковской игрушки затрудняется её хрупкостью. Приобретённые два века назад игрушки давно разбились в детских руках, а самые ранние из сохранившихся в музейных собраниях экземпляры принадлежат к последней четверти 19 столетия. Но игрушка проходила свои стадии эволюции. Местный историк и краевед Н.Н. Спасский в 1880-е годы отмечал, что дымковские игрушечники следуют «фасону привозимых в галантерейные магазины спичечниц, пепельниц и т.п., а на куклах — всякой перемене мод». То есть мастера учились ловить изменения интересов публики и всевозможные модные веяния, отражая их росписью. О порядке цен на дымковскую игрушку можно судить по записям 1882-1883 гг., когда тысячу игрушек мастера продавали от пяти до девяти рублей, а оптом торговцы выкупали у мастеров до 63 000 изделий на суммы от 315 до 567 рублей. Годовой заработок женщины, занимающейся глиняной игрушкой, составлял до 35 рублей.