ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Кузнецовский фарфор. Историческая справка

Кузнецовский фарфор

Толчком для развития фарфорового производства в Царской России послужило введение в 19 Веке «запретительных тарифов». И уже в 1832 году, в городе Дулеве возникло мануфактура Кузнецов.


Постепенно увеличивая объемы производства, семья Кузнецовых вскоре завоевала рынки сбыта Европы. Это было связанно с тем, что производилась продукция, которая соответствовала всем модным критериям того времени. Это привело к тому, что Кузнецовы к концу 1800-х владела крупнейшим в Европе предприятием по производству фарфоровых изделий.




Семья Кузнецовых имело собственное клеймо, которое имело различную форму в разные года. Клеймо вдавливалось в изделие, и затем, после высыхания изделия, прорисовывалось зеленой, или чаще синей краской. Клеймо выделялось с помощью круга, или своеобразной виньеткой.


Изделия с клеймом Кузнецовых отличалась чрезвычайным качеством и особой техникой безукоризненной прорисовки.


Так же клейма семьи Кузнецовых отличались и по тому, на каких заводах производилась их продукция. На сегодняшний день наиболее известными считаются:


· Дулевского завода – первого фарфорового завода товарищества Кузнецовых, характеризуются обрисовкой клейма синими красками;


· Завод в Короткой – его клеймо считается очень редким. В наше время известно очень мало фарфора с клеймом этого предприятия;


· Рижский завод – клеймо характеризуется множеством обрамлений и пышностью изображенных элементов. Обрисовывались синими красками;


· Завод в Твери – выполнял разнообразные заказы представительских лиц, в том числе и императорской семьи. Известно два вида клейма этого завода;


· Завод в Будах – клеймо выполнялись зелеными красками;


· Дмитровский завод – на продукции завода, ставилось клеймо Гарднера, первого основателя этого завода;


· Волховский завод. Клейма отличались тем, что на них изображались военные медали и ордена. А к самому клейму делалась приписка «Г Ф».


Первое поколение фабрикантов Кузнецовых

  Яков Васильевич Кузнецов (?-1812(?), деревенский кузнец, старообрядец, сыновья Терентий и Анисим. В 1810 году основатель и владелец небольшого фаянсового производства в Гжельской волости в 50 км от Москвы.  Район этот известен хорошими гончарными глинами и традиционным гончарным промыслом, потому именно там начался бум производства фаянса и фарфора после того, как в 1802 г. крестьянин Павел Куликов, работавший на фарфоровом заводе Отто, нашел хорошее сырье для фарфора и основал свою первую фарфоровую мастерскую. За ним последовали многие другие местные гончары, создававшие производства размеров от мастерской до фабрик. Самые известные среди них были фабрики Тереховых, Киселевых, Новых, Кузнецовых, Акулиных, Храпуновых.

  Второе поколение.   

Терентий Яковлевич Кузнецов (1781–1848), старообрядец поповского согласия. Был женат на Агафье Дмитриевне (ум. 1832), сыновья Емельян и Сидор.  С 1812 года возглавил отцовское дело. С 1818 года оно становится известно, как Ново-Харитоновский фарфоровый завод.  Решив расширить производство, купил у помещиков Сарычевых во Владимирской губернии пустошь Дулево, и построил новый завод, ставший более сильным и богатым, чем Новохаритоновский. В 1832 году производство с сортировочным цехом, складом, живописной мастерской было введено в действие.  «На фабрике было принято разделение труда: по расчетам благодаря специализации рабочих на отдельных операциях -- формовке, обжиге, росписи -- можно было на четверть увеличить производительность и выход готового товара».

Третье поколение

Сидор Терентьевич Кузнецов (1806–1864) жил в Москве в Рогожской части, похоронен в Новохаритонове). В 1843 году он основал фарфорово-фаянсовый завод в Риге, на котором выпускал столовую и чайную посуду, а также телеграфные и телефонные изоляторы, полуфаянсовые изделия. Вероятная причина состоит в том, что там обосновалась сильная и спаянная община старообрядцев. Опытные мастера приехали сюда из Гжели — на окраине Риги, недалеко от Западной Двины, появилась русская деревня. До 1853–1854 гг. был совладельцем фабрики в Новохаритонове, владельцем фабрик в Дулёве и Риге.  Женой Сидора Терентьевича была Татьяна Ивановна (1802 – после 1845), старообрядка поповского согласия. У Сидора Терентьевича них было несколько дочерей и сын Матвей.   Остальные представители третьего поколения Емельян Терентьевич Кузнецов, Никола Анисимович Кузнецов, Адриан Анисимович Кузнецов   В 1853-54 гг. сыновья Т.Я. Кузнецова и А.Я. Кузнецова разделились: заводы в Дулеве и Короткой отошли к С.Т. Кузнецову, а завод в Ново-Харитонове Н.А. Кузнецову и А.А. Кузнецову.  Эти заводы позже вновь объединились в руках М.С. Кузнецова, который в 1889 году организовал промышленное Товарищество, владевшее к началу XX века восемью крупнейшими в России керамическими предприятиями.   В третьем покелении Кузнецовым снова удалось расширить дело, причем опять не без помощи старообрядцев. Разделение дела не очень сильно повлияло на его дальнейший ход, наоборот, главная линия продолжалась и далее. Рижское предприятие открыло перед Кузнецовыми новый рынок. Интересно также, что Сидор Кузнецов воспитал очень сильного преемника своего дела.

Четвертое поколение.

Матвей Сидорович Кузнецов (2 августа 1846, Дулёво — 11 ноября 1911, Москва) — российский промышленник и предприниматель конца XIX — начала XX веков, владелец «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».

Жена НАДЕЖДА ВИКУЛОВНА в девичестве МИТЮШИНА, дочь купца. Семь сыновей и дочь. Все без исключения Кузнецовы были членами старообрядческой общины Рогожского кладбища, а Матвей Сидорович стал председателем этой общины.  Истинно всероссийское и всенародное признание фамилия получила с приходом в дело Матвея Сидоровича, присоединившего в 1870 г. завод Ауэрбаха в Тверской губернии, в 1871 г. - завод Никитина в Велковском уезде и в 1887 г. - Будянский в Харьковской губернии. В том же 1887 г. на базе этих предприятий сформировалось «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова», позднее пополнившееся заводами Гарднера в Вербилках (1891), Рыбинским в Ярославской губернии (1894), Славянским в Черниговской губернии (1895), Песоченским в Калужской губернии (1911).  Двоюродный брат Матвея Сидоровича - Иван Емельянович - основал в 1880 гг. еще три завода: Волховский, Бронницкий и Грузинский. В общей сложности Кузнецовы владели восемнадцатью предприятиями, из них на территории России находились четырнадцать.  Переход к новому уровню произошел с помощью высококлассного управляющего.

Довольно неожиданно видеть, что им стал Петр Иванович Ануфриев, служивший у Викулы Морозова на одной из его фабрик главным бухгалтером. О нем: ««Любопытный тип русского самородка. Сторож при фабрике, безграмотный, нигде не учившийся, он выбился, сам выучился грамоте и, в конце концов, писал вполне грамотно. Уже, будучи во главе огромного фабричного производства, написал две книги о производстве фарфора. Своим детям дал отличное образование» (Бондаренко И. Е. Из записок художника-архитектора//Москва в начале ХХ века. М. 1997. С. 303). Его брат Иван Иванович Ануфриев, один из старейших служащих Товарищества «Викулы Морозова сыновья», одновременно стоял во главе второй московской общины старообрядцев-поморцев. В 1874 году двоюродный брат Матвея Кузнецова Иван Емельянович, управлявший делами, нашел его и рекомендовал брату. «В декабре 1874 года Ануфриев переехал в Москву и занялся "устройством и упорядочением счетоводства главной конторы, фабрик и торговли". «Ануфриев настоял на том, чтобы плата служащим и рабочим была увеличена, уничтожены или удалены от заводов питейные заведения, устроено новое жилье для рабочих, открыты школы, больницы, библиотеки и читальни. Не забывал он при этом расширять и обновлять и кузнецовские заводы, умело подсказывая хозяину, как можно с выгодой использовать работу "на общественное благо" для личной выгоды». Имеется в виду строительство православных храмов.

Кузнецовы также наладили выпуск фаянсово-эмалевых иконостасов, киотов и подсвечников, расписанных «разноцветными майоликовыми и эмалевыми красками и золотом», отличавшихся большой прочностью, красотой и изяществом, которые приобретались как для зарубежных православных храмов, так и для Казани, Одессы, Саратова, Царицына, Тамбова, Новочеркасска, казачьих станиц Кубани (1902–1912).  Среди документов в приходно-расходных книгах Соловецкого монастыря сохранились счета "Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" за 1915 г.

Посуда с видами Соловецкого монастыря, изготовленная на Тверской и Дулевской фабриках, отпускалась с главного склада Товарищества в Москве. Посредником между Товариществом и Соловецким монастырем был архангельский купец Николай Алексеевич Кушеверский. … независимо от различий в декоративном оформлении, на всех предметах в овальном медальоне черной печатью был выполнен вид Соловецкого монастыря.

Прототипом для печатного изображения послужил фрагмент литографии "Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители" 1889 г., изготовленной в Соловецком монастыре. 

Конечно, сами Кузнецовы. будучи старообрядцами, при приеме на работу предпочтение отдавали старообрядцам. В своих фабричных поселках они построили 7 старообрядческих церквей, 4 молитвенных дома, 6 школ, 7 больниц, богадельню, несколько спортивных плацев, бань и многое другое.

Кузнецова С. пишет также «Таланты Ануфриева помогли Кузнецову вытеснить с рынка и большинство иностранных конкурентов. Как говорилось в одном из благолепных жизнеописаний Матвея Кузнецова, П. И. Ануфриев сделал многое для "выяснения пред Министерством финансов вопроса о таможенных пошлинах на ввозимые из-за границы фарфоровые и фаянсовые изделия и по вопросу о закавказском транзите, а также много соображений представлено по предмету железнодорожных тарифов, касающихся перевозки фарфорофаянсовых изделий и сырых материалов, употребляемых в этих производствах". На деле это означало установление запретительных таможенных пошлин на ввоз заграничной посуды.

Стараниями Ануфриева, установившего тесные связи со многими высшими чиновниками, с 1880 по 1893 год они увеличились на 20-50%». С. Кузнецов, однако, много внимание уделял техническому и художественному прогрессу - первыми перевел заводы на торф, а в 1898 году купил патент на муфельную печь в Германии, стремился привлечь к росписи художников с именем, например, Врубеля. Уверенно продвигалось Товарищество и на выставках и новых рынках. К примеру, за содействие участию России во Всемирной выставке 1900 г. Матвей Сидорович был отмечен высокой наградой Франции – орденом Почётного легиона. Кузнецовский фарфор (так называемая «кашгарская печать») вытеснил немецкий, английский и французский из Персии, Афганистана, Монголии.


Теги: #Фарфор#Кузнецов#Антиквариат#русский фабрикант#старинный фарфор#

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий