ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

История старинного русского стекла


Стеклоделие в России: развитие и история


Развитие стеклоделия в России имело свою сложную историю. Западные иностранцы удивлялись развитию русской ремесленной и художественной культуры, и считали Киев соперником Константинополя. Русское стеклоделие развилось на несколько веков раньше, чем в Америке (XVII век) и других западноевропейских странах, таких как Англия, Швеция, Венеция и др. Уже в IX - Х веках на территории Киева существовали мастерские по производству стеклянных украшений и оконных стекол. В то время оконное стекло имело исключительно круглую форму с диаметром до 20-30 сантиметров.


Аналогичные мастерские были обнаружены в Новгороде, Рязани, Чернигове и других городах. Стеклянные украшения были популярными и относительно дешевыми, поэтому их носили женщины и дети. Киево-Печерская Лавра была известна благодаря мастерской по производству цветной мозаики, а знаменитый Софийский Собор в Киеве был украшен мозаичными орнаментами и изображениями Христа-Вседержителя и Иоанна-Златоуста.

Необычные зеленоватые осколки оконных стекол были найдены в Керчи и Херсонесе, и они напоминали стекла, использовавшиеся в древних Рейнских провинциях и Помпеях в Италии. Однако развитие стекольного дела после татаро-монгольского нашествия восстановилось только к середине ХУ11 века.

Под покровительством царя Михаила Федоровича в 1635 году было основано стекольное дело на заводе в Духанино, близ Воскресенска. Там производилось грубое стекло, включая оконное стекло и различные склянки, которые отправлялись для продажи в Москву. Затем, в 1668 году, был заложен "казенный" (государственный) завод в Измайлово, который стал экспортным и поставлял стеклянные изделия, такие как кувшины, графины и бокалы, в Персию.


Настоящий промышленный подъем стеклоделия в России начался во времена Петра I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привлекал немецких мастеров и отправлял русских специалистов за границу для обучения. Однако самый значительный вклад в развитие стеклоделия сделал государственный стекольный завод, основанный Петром I на Воробьевых горах под Москвой. Затем завод был переведен в Петербург и вместе с Ямбургскими заводами стал образцом для других стекольных предприятий по всей стране. Здесь работали выдающиеся русские специалисты в области искусства, науки и техники, такие как М.В. Ломоносов, Т. де Томон, К. И. Росси, А. Н. Воронихин, В.П.Стасов и И. П.Кулибин. Русские мастера создавали впечатляющие произведения искусства из стекла, которые вызывали восхищение во всей Европе и которые можно увидеть сегодня во дворцах и музеях.

В царствование Елизаветы появилось несколько новых стекольных заводов, но они также имели негативное влияние на окружающую среду из-за истребления лесов и загрязнения воды. Поэтому был издан указ, запрещающий строить такие заводы вблизи больших городов.

История стеклоделия в России полна уникальных достижений и примеров мастерства, отличавшихся не только внутри страны, но и вызывавших восхищение за её пределами. 

В период правления Елизаветы (1741-1761 гг.) около Москвы уже функционировало шесть стекольных заводов. Однако, к тому времени уже стало очевидно, что эти заводы имеют отрицательное влияние на окружающую среду - вырубка лесов и загрязнение воды. В связи с этим был принят указ о запрете строительства новых винных и стекольных заводов вблизи Москвы без наличия водного сообщения, а также о приобретении леса и дров для этих заводов из отдаленных, а не близлежащих мест.

Через несколько лет были приняты новые указы о закрытии стекольных заводов в окрестностях Москвы и Санкт-Петербурга, а также о запрете их строительства в пределах 200 верст от крупных городов.

Примечательные открытия в области производства цветных стекол и смалек связаны с деятельностью выдающегося русского ученого М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.). В 1748 году он организовал лабораторию при Петербургской академии наук, где проводил эксперименты с окрашиванием стекла, самостоятельно варил смалек и разработал палитру цветного стеклянного мозаичного искусства. Ломоносов провел фундаментальные научные исследования в области химии стекла, чьи результаты оказали значительное влияние на развитие русского художественного стеклоделия. Заводы, ранее выпускавшие только белое, зеленое и синее стекло, после трудов Ломоносова начали производство разноцветной, красочной продукции.

Ломоносов начал свою работу в области стекла и мозаики в 1740-х годах. Ученый мечтал о возрождении мозаичного искусства, предназначенного для украшения общественных зданий, примеры которого видел в храмах Киева и Новгорода XI-XII веков.

После проделанной огромной работы Ломоносов получил эксклюзивное право на производство цветного стекла в России. Для этой цели в 1753 году, недалеко от Петербурга, был основан Усть-Рудицкий завод, строительством которого занимался Ломоносов сам. Используя собственно смальту, полученную на этом заводе, Ломоносов и его ученики создали ряд мозаичных произведений искусства, среди которых грандиозная цветная мозаичная картина "Полтавская битва" (1762-1764). Из трех известных работ Ломоносова, особенно интересен хранящийся в Эрмитаже портрет Петра I.

Открытия Ломоносова вызвали интерес иностранных стран. Продукция завода, его рецепты, сырьевые материалы, красители, печи, машины, станки и инструменты постоянно улучшались и совершенствовались. Сначала завод производил только небольшие украшения из бисера, стекляруса и мозаичных составов. Позже появилась разнообразная галантерейная продукция: граненые камни, подвески, броши, запонки. Начиная с 1757 года, на заводе стали выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные принадлежности.

На заводе особое внимание уделялось технологии горячей обработки стекла. Ломоносов разработал специальные печи и станки, которые позволили достичь высокого технического уровня производства. Мозаики, созданные из смалек Усть-Рудицкого завода, отличались высокими техническими и художественными качествами. В Китайском дворце сохранились два стола и рамы для барельефов с портретами Петра I и Елизаветы Петровны, украшенные мозаикой из этих смалек. Для отделки дворцов Ораниенбаума на Усть-Рудицком заводе было изготовлено большое количество стекляруса, а также смалек для пола в Стеклярусном кабинете Китайского дворца.

В Китайском дворце хранились два стола и рамы для барельефов Петра I и Елизаветы Петровны, оформленные мозаикой из этих смальт. Усть-Рудицкая фабрика изготовила большое количество стекляруса для отделки ораниенбаумских дворцов, а также смальт для пола в Стеклярусном кабинете Китайского дворца.
Ломоносов не только создавал рецепты и экспериментировал со своими руками, но и вложил всю свою романтику в искусство стекла. Его "Ода стеклу" стала одной из его наиболее известных исторических работ, в которой говорится: "Пою хвалу не злату, но стеклу...".
После смерти ученого усть-рудицкая фабрика закрылась, а здания постепенно пришли в упадок и разрушились. Дом, в котором жил Ломоносов, был уничтожен пожаром в 1919 году. Сегодня на месте стекольной фабрики стоит памятный обелиск с надписью: "Здесь жил и работал М. В. Ломоносов".


Интересно отметить, что в то время практически все известные русские химики-ученые уделяли внимание исследованию стекла. К.Г. Лаксман предложил использовать природный сульфат натрия для шихты вместо соды и древесной золы. С.П. Петухов издал книгу "Стеклоделие", а Д.И. Менделеев впервые сформулировал представление о природе стекла в своих теоретических работах. И.П. Кулибин разработал механизмы для отливки гигантских зеркал, что привело Россию к лидерству в этой отрасли промышленности в XIX веке.
В России стеклоделие развивалось как при поддержке царского двора, так и благодаря инициативе купцов и промышленников, которые открывали частные заводы

Теги: Историческая справка, История, Развитие стеклоделия в России.

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий