ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

ГУСЕВСКИЙ ХРУСТАЛЬ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 Стекло с давних времен служит человеку. Сочетая такие свойства, как  прозрачность, твердость, стойкость и жаропрочность, а также способность  изменять эти свойства, оно давно стало незаменимым материалом в разных  областях человеческой деятельности. Первое стекло (непрозрачное, почти  черное) родила сама природа, и образовалось оно из раскаленной лавы,  вырвавшейся на поверхность земли миллионы лет назад, позднее (55 веков  назад) человек научился изготавливать стекло сам. Родиной искусственного  стекла ученые называют Месопотамию и Древний Египет. К XV в. до н. э.  стекло массово производилось в Египте, Передней Азии, на о. Крит. В Индии,  Корее, Японии найдены стеклянные изделия, возраст которых относится к  2000 г. до н. э.


Стеклянное ремесло издавна считается одним из старейших и самых уважаемых в Европе промыслов. Разумеется, свои мастера и мастерские были во всех европейских государствах, но в наибольшей степени благодаря данному искусству прославились Богемия (историческая область современной Чехии) и Венеция (Италия). Муранское стекло (названное по месту производству – острову Мурано) отличается своей изящностью, прозрачностью и разнообразием цветовых эффектов. Но уже в XIII веке в Богемии появились достойные аналоги итальянского стекла местного производства. Древняя Русь также не была здесь исключением, секреты производства стекла были известны ей тысячи лет назад, а широко эта отрасль стала развиваться в первой половине XI в. При раскопках в культурных слоях, относящихся к XI-XIII вв., было обнаружено множество мастерских по производству стеклянных бус и браслетов, которые были тогда очень модными украшениями. Таким образом, первоначально стекло и изделия из него появились не как предмет первой необходимости, а как предмет искусства, роскоши.

В первой половине XVII в., англичане заметили, что, если в исходный материал для изготовления стекла добавить оксид свинца, изделие становится идеально прозрачным, сверкает множеством граней и приобретает необычайный звук. Новое стекло очень напоминало кварц, который еще древние греки называли словом «κρψσταλλοσ» (кристалл или хрусталь), из которого вырезали печати, сосуды, украшения, зажигательные линзы, с помощью которых зажигали как олимпийский огонь, так и огонь на жертвенниках. У римского императора Нерона были два прекрасных кубка, вырезанных из идеально прозрачных кристаллов кварца; современники его уверяли, что вино в них при хранении вceгдa ocтaвaлocь пpoxлaдным. Но больше всего поражает xpycтaльный чepeп индeйцeв мaйя, выpeзaнный в нaтypaльнyю вeличинy из цeльнoгo кpиcтaллa; уникaльнaя cиcтeмa линз, ycтpoeннaя внyтpи, cпocoбcтвyeт cвeчeнию глaзниц пpи пoмeщeнии c зaднeй cтopoны иcтoчникa cвeтa. Ha yкpaшeния из гopнoгo xpycтaля мoдy в Poccии ввeлa Eкaтepинa II Beликaя, которая и caмa нocилa гopный xpycтaль, и cвoим пoддaнным coвeтoвaлa. По аналогии с кварцем новый материал стал называться «хрусталь».

Забегая вперед, назовем виды хрусталя в зависимости от содержания в нем свинца: согласно ГОСТу в России: хрустальное стекло – 10% примесей; малосвинцовый хрусталь – 18-25% свинца; дорогой свинцовый – 25-30% свинца; элитный – более 30% свинца. В Европе: кристаллин – до 15% свинца; хрусталь – от 15 до 24% свинца; свинцовый хрусталь – свыше 24% свинца.



В связи с этим нельзя не отметить, что оксид свинца, используемый для изготовления хрусталя – это достаточно токсичное вещество, которое официально признано канцерогеном; к тому же оно накапливается в организме и трудно из него выводится, в связи с этим посуда из него, при постоянном пользовании, может быть опасна для здоровья. Кроме того, хрусталь не любит нагрева и иного теплового воздействия, а также, солнечного света.

При нагревании, содержащиеся в хрустальной посуде соединения свинца могут попасть в пищу; он, в частности, не должен длительное время соприкасаться с алкоголем!

Парадоксально, но чем прозрачнее, дороже и "элитнее" хрусталь, тем больший вред здоровью человека он в принципе способен причинить. Быстро портится хрусталь также и при мытье в посудомоечных машинах. Такую посуду нужно мыть мылом, только руками, в чуть тёплой воде, поскольку из-за сильного нагрева хрусталь становится еще и мутным. Среди аристократов прошлых веков была обычной такая болезнь, как подагра (одно из ее названий — «дворянская болезнь»). Одним из объяснений ее широкого распространения являлось использование знатью старинных хрустальных графинов для домашнего хранения спиртных напитков. Соединения свинца, содержащиеся в стекле, постепенно попадали в алкоголь и приносили непоправимый вред здоровью. При этом бедняки, которым хрусталь быль недоступен, и женщины, для которых употребление алкоголя считалось дурным тоном, подагрой, как правило, не болели.

Первое упоминание о стеклянных заводах в России относится к царствованию Алексея Михайловича. В 1635 г. близ Можайска шведом Елисеем Коэтом был построен первый в России стекольный завод, а в 1668 г. - Измайловский завод под Москвой. При Петре I на Воробьевых горах построили государственный стекольный завод. В 1748 г. М.В. Ломоносов организовал при Петербургской академии наук лабораторию, в которой проводил опыты с окрашиванием стекла, варил смальту, разработав палитру цветной стеклянной мозаики. В 1753 г. им была построена для производства цветного стекла Усть-Рудицкая фабрика под Петербургом. Д.И. Менделееву принадлежит заслуга первой научной трактовки строения стекла. Однако настоящая история искусственного хрусталя в России начинается с истории Гусевского хрустального завода, создателям которого был представитель славной плеяды российских предпринимателей династии Мальцовых – Аким Васильевич. Родина гусевского хрусталя, по праву считающегося одной из визитных карточек нашей страны, - город Гусь Хрустальный во Владимирской области. Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку.

В 1756 г. он построил во Владимирском уезде новый завод по его производству, известный сегодня всему миру как Гусевский хрустальный. (Клан Мальцевых, насчитывающий несколько поколений купцов и промышленников, крупнейших землевладельцев, хозяев фабрик и заводов, внесших огромный вклад в развитии промышленности в Центральном районе России, который впоследствии стали называть то Русской Америкой, то Мальцевским промышленным районом).

Первоначально на вновь открывшемся заводе работали 59 человек на четырех стекловаренных печах, но уже тогда большое внимание уделялось не только расширению и совершенствованию производства, но также и качеству «хрустальной» посуды. Завод был оснащен новейшими по тому времени инструментами для шлифования и гравировки как русского, так и зарубежного производства.

Для долбления сырья и шлифовки применялись «водяные машины». Ассортимент продукции был довольно разнообразным и состоял, главным образом, из бесцветного хрусталя, украшенного шлифовкой и гравировкой. Первоначально продукция завода шла на удовлетворение запросов мелкого и среднего купечества, духовенства и чиновничества. Этим во многом объясняется выбор сюжетов для гравировки, являющихся народными по интерпретации. Изготовлялись каретные стекла, разные зеркальные «рукоделия». Эта продукция была дорогостоящей и популярной. Зеркальное стекло служило для исполнения старого русского обычая — подарка от жениха невесте. На Гусевском хрустальном заводе вырабатывали также белые и зеленые стекла. С развитием производства развивался и рабочий посёлок Гусь-Хрустальный. Там появилась своя больница, училище и другие необходимые людям службы. При заводе была создана специализированная школа мастеров, позволявшая совершенствовать качество выпускаемой продукции. Деревянные дома были заменены более надёжными и долговечными каменными, что для рабочего посёлка в то время было довольно нетипично. Да и сам посёлок уже трудно было назвать рабочим: к концу XIX века в нём проживало около 10 тысяч человек, но только в 1931 Гусь-Хрустальному был окончательно присвоен статус города. В начале XIX в. на заводе начинается выпуск свинцового хрусталя, не уступающего по качеству английскому. С новыми материалами меняется и техника украшения. Вместо гравировки и росписи на первое место выдвигается гранение, дающее возможность выявить ценные свойства хрусталя, его блеск и радужную игру.

Настоящий хрусталь отличается:

  • - Высокой плотностью (при хрупкости);
  • - Преломлением лучей;
  • - Ослепительным блеском;
  • - Особой прозрачностью;
  • - Мелодичным продолжительным звоном.

Начинается производство необыкновенно красивого и эффектного цветного хрусталя, который получают благодаря добавлению в стекло оксидов различных металлов, придающих хрусталю необычно благородные оттенки красного, фиолетового, синего, зеленого и розового цветов. Каждый цвет получают благодаря использованию определенной добавки. Например, добавка оксида кобальт придает хрусталю чистые синие тона, кадмия или золота - красный цвет, кремния – розовый; добавление оксида меди делает его зеленым, а марганца - фиолетовым.

Начиная с 1829 г. завод являлся постоянным участником практически всех мануфактурных выставок и неоднократно удостаивался золотых медалей за качество продукции, за что получил право на использование Государственного герба России на своих изделиях, а в 1856 г. государственной символики от Министерства финансов. Журнал Министерства Внутренних Дел отмечал, что «завод представляет собою образцовое учреждение не только в губернии, но и в целой России». Во второй половине XIX века Гусевской хрустальный завод продолжал прогрессивно развиваться. В 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго изделия завода были награждены Бронзовой медалью и Почетным дипломом. Изделия в восточном стиле были приобретены европейскими музеями. В 1900 г. продукция завода экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и даже была удостоена Гран-При. К концу XIX в. художественная гравировка и гранение хрусталя достигли на заводе высокого совершенства. Отличительная особенность гусевского хрусталя состояла в том, что при сравнительно невысокой стоимости изделий их качество и культура исполнения оставались на самом высоком уровне. По разнообразию методов и приемов украшения стекла завод не знал себе равных. Производство быстро реагировало на все новые достижения в области стеклоделия, внедряя разработки самых передовых стеклоделов мира. Завод удовлетворял потребности обеих столиц Российской империи, его продукция поставлялась во многие ее города и за рубеж. В начале XX в. отечественное стеклоделие, однако, переживало глубочайший промышленный кризис. Разорялись как крупные, так и мелкие предприниматели. Тем не менее Гусевской хрустальный завод был в числе предприятий, переживших этот кризис, и не только удержался на плаву, но в июле 1909 года в Москве открыл фирменный магазин по оптово-розничной торговле столовой посудой и хрусталем. К этому времени в ассортименте завода находилось уже более 6000 видов изделий. Автоматизация производства позволила выпускать миллионными тиражами чайные стаканы, рюмки, блюдца, тарелки, пепельницы и т.д. 

В 1913 г. на заводе была изготовлена оригинальная серия винных приборов, состоящих из штофов со стопками, украшенных гербом династии Романовых и монограммами разных монархов. Они были приурочены к празднованию 300-летия Дома Романовых.




Проблемы на заводе, однако, начались в годы первой мировой войны, когда резко упал спрос на продукцию, а в 1918 г. завод был национализирован. Довоенного уровня производства удалось достичь лишь к 1930 г., о качестве же речь пока не шла. В 1939 г. началась реконструкция предприятия с учетом выпуска в последующие годы высокохудожественных изделий. К этому времени впервые была введена штатная единица художника, начали внедрять полуавтоматы по производству прессованных стаканов, затем на автоматах было налажено производство блюдец, сахарниц, масленок и т.д. Был налажен выпуск стеклянных пуговиц, которые покрывали краской и наносили рисунок. В годы Великой Отечественной войны выпускалась продукция для нужд фронта: медицинские ампулы, светотехническое стекло, термосы, фляги, шары для горючей смеси; удельный вес сортовой стеклянной посуды сократился до минимума. Только к началу 50-х годов XX в. началась массовая выработка хрусталя. Предприятие стало планомерно переходить на поточно-конвейерный метод обработки изделий. Шла дальнейшая реконструкция предприятия. Впервые в мировой практике стекловарения была запущена опытная ванная печь непрерывного действия для варки хрусталя, внедрены в производство вакуумно-выдувные установки для производства изделий с фигурной ножкой, которые обрабатывались высокопроизводительными кругами из синтетических алмазов, увеличивались заводские площади. Новое оборудование и усовершенствованные технологические процессы позволили каждые двое суток вырабатывать столько продукции, сколько ее в дореволюционное время вырабатывалось за целый год. С 1975 по 1981 гг. было освоено 130 новых видов изделий. Впервые в 1980 году освоен выпуск новых изделий улучшенного качества с индексом «Н». Завод становится передовым предприятием в отрасли по выпуску сортовой посуды, и снова начинает принимать участие в международных выставках. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе его продукция была отмечена бронзовой медалью. В 1976 г. она получила две золотые медали на выставке в Братиславе, в 1979 г. — Большую золотую медаль на Лейпцигской ярмарке. В сентябре 1990 г. в знак признания заслуг в области художественного стеклоделия на заводе был проведен Международный симпозиум художников стекла, на который собрались представители из 17 стран мира.

Теги: ГУСЕВСКИЙ ХРУСТАЛЬ, НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ, Российская история хрусталя, коллекция

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий