ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

История ленточки с бескозырки русских моряков

Первоначальным головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале XVIII века. Эта шляпа выполняла свою функцию с отличной простотой и удобством, поскольку ее форма не сильно отличалась от тех, которые носили крестьяне в деревнях. Период времени, когда шляпа использовалась на флоте, составил более 150 лет, она претерпела некоторые изменения. Однако в середине XIX века шляпы были заменены гренадерскими шапками по указу Павла I. Эти шапки, достигавшие высоты в 30 сантиметров, были очень неудобны и ограничивали движения матросов. Но и они не пробыли на флоте надолго - в начале XIX века была введена другая неудобная головная уборка, называемая кивером, который напоминал небольшое ведро, расширяющееся книзу. Изображение гренадерки с кивером и штормящего моряка, скованного этими головными уборами, легко вызывает представление о неудобстве их ношения во время сражений. Военные деятели, особенно Суворов и Ушаков, понимали вред, причиняемый увлечению иностранными головными уборами, и противостояли этому явлению на протяжении всей своей жизни. В начале XIX века появилась фуражка, а военные подразделения имели специальных фуражиров, ответственных за поставку продовольствия и фуража для кавалерийских частей. Фуражные шапки, которые они носили, были сделаны из сукна и имели форму остроконечного колпака, перегибающегося пополам, что напоминало современные пилотки. С течением времени фуражка претерпела изменения в дизайне и приобрела все элементы современной бескозырки, включая околыш и тулю. В ноябре 1811 года она была утверждена в качестве повседневной головной уборки во всех военных частях армии и флота. Традиция ношения ленты на фуражке моряков всех стран связана с рыбаками Средиземного моря, которые, отправляясь в морское плавание, обычно получали от близких ленты с вышитыми словами молитв и напоминаниями. Моряки связывали свои волосы лентами, веря, что они будут защищены невидимыми силами во время плавания. Иногда на ленте были нарисованы определенные надписи, отражающие характер и судьбу ее владельца. Даже одна лента, согласно легенде, спасла молодого моряка, благословленного своей возлюбленной перед его дальним плаванием, в то время как другие моряки погибли. На матросских шляпах ленты не применялись до 1806 года, когда матросы капитана Брисбена, осажденные англичанами в крепости Кюрасао, повязали на свои шляпы ленты с золотым надписями "неустрашимые" и атаковали противника. Хотя англичане быстро отступили, устрашенные голландским оружием, этот пример послужил началом для распространения ношения лент на шляпах моряков всех флотов мира. Лента на фуражке была полезна, поскольку позволяла сохранить головной убор при сильном ветре, завязывая концы ленты под подбородком. Также лента, найденная на воде, указывала на гибель моряка, чье имя было записано на ней. В русском флоте первые ленты появились на клеенчатых шляпах матросов только в 1857 году. До этого на околышах фуражек ставились прорезные буквы и цифры, которые затем закрашивали или подкладывали желтым сукном. В ноябре 1872 года указом главнокомандующего русским флотом был определен тип головного убора для матросов, включающий специальную ленточку с номером экипажа. В этом же указе были определены длина и ширина ленточек, форма букв и якорей.

С 8 (20 июля) 1878 года матросы Гвардейского экипажа, 12-ого экипажа Балтийского флота (здесь комплектовался первый гвардейский корабль России «Азов»), всех экипажей Черноморского флота с 29 по 45 номера («за оборону Севастополя с сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»), а также кораблей, которые формировались матросами всех этих экипажей получили право ношения георгиевских черно-оранжевых ленточек. Цвета георгиевских ленточек были определены указанием императрицы еще от 1769 года, как цвета гвардии «оранжевый цвет пламени, а черный цвет порохового дыма».
Матросы всегда гордились кораблями на которых служили и надписи на ленточках, как бы символизировали причастность к военно-морскому братству и к самой элитной касте флота плавсоставу.

19 августа 1874 года определена новая форма бескозырки черного цвета с белыми шерстяными выпушками по тулье и краям. На ленточке приказано было писать название корабля, соединения или номер флотского экипажа, специально определенным шрифтом. Длина ленточки определена в 140 сантиметров.
С 8 (20 июля) 1878 года матросы Гвардейского экипажа, 12-ого экипажа Балтийского флота (здесь комплектовался первый гвардейский корабль России «Азов»), всех экипажей Черноморского флота с 29 по 45 номера («за оборону Севастополя с сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»), а также кораблей, которые формировались матросами всех этих экипажей получили право ношения георгиевских черно-оранжевых ленточек. Цвета георгиевских ленточек были определены указанием императрицы еще от 1769 года, как цвета гвардии «оранжевый цвет пламени, а черный цвет порохового дыма».
Матросы всегда гордились кораблями на которых служили и надписи на ленточках, как бы символизировали причастность к военно-морскому братству и к самой элитной касте флота плавсоставу.

В 1923 году был введен единый кубический шрифт надписей на ленточках, который используется до сегодняшнего дня. Однако на линейных кораблях, крейсерах и эсминцах матросы с гордостью продолжали носить названия своих кораблей.

Во время Великой Отечественной войны георгиевские ленты получили новое название - гвардейские, история которых началась. Гвардейские флаги и ленточки были вручены за мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками. Их получили 16 подводных лодок, 18 надводных кораблей, 11 дивизионов и бригад кораблей и подводных лодок, 7 бригад, полков, артиллерийских дивизионов и дивизионов ПВО, 22 авиационных полка, 2 авиационные дивизии, 8 бригад морской пехоты.


После Великой Отечественной войны названия кораблей полностью исчезли с военно-морских ленточек и были заменены безликими названиями флотов, такими как "Северный флот", "Черноморский флот" и так далее. Сохранились только ленточки курсантов военно-морских училищ, которые имели свою специфику и назывались в честь учебных заведений, например, "ВВМУ им. Фрунзе", "ВВМУС им. Попова", "ВМИУ им. Дзержинского" и так далее.

К этому времени можно отнести появление большого количества флотских значков, которые определяли названия военных кораблей. Матросы и офицеры стремились выделиться из массы и на их форменках и тужурках появлялись значки с изображением военно-морского флага и гордыми надписями, такими как "Грозный", "Свирепый", "Азов" и тому подобное. Коменданты гарнизонов преследовали эти "неуставные" значки, срывая их с груди матросов, а политработники негласно боролись, притворяясь, будто сохраняют военную тайну принадлежности к кораблю. Тем не менее, этой традиции удалось уцелеть и продолжать жить.

Впоследствии появились так называемые "дэмэбовские" ленточки, на которых были вышиты названия кораблей и золотые полоски на концах, обозначающие количество отслуженных лет или пройденных боевых служб. Ленточки заказывались нелегально в похоронных бюро. Командование выдавало задачи офицерам кораблей на изъятие этих ленточек, но матросы продолжали их изготавливать и носить при увольнении в запас.

Так продолжалась старая традиция, несмотря на все усилия командования. Новое время ослабило прежнее отношение к "неуставным" ленточкам, и сами командиры кораблей начали изготавливать нелегально матросские ленточки с названиями своих кораблей. Появились ленточки с надписями, такими как "Беспокойный", "Петр Великий", "Москва" и тому подобное.

В День ВМФ многие моряки надевают на голову матросские бескозырки, символизирующие их причастность к флоту, кораблям и плавсоставу. Они гордятся своими кораблями, своей службой и хранят бескозырки с ленточками как память для своих детей и внуков.





Теги: ВМФ, бескозырка, лента, историческая справка

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий