ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

История старинного сундука

История старинного сундука на Руси

Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, сейфы, чемоданы, однако они появились всего полтора — два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук.

Сунду́к — от тюркского сандык Теремо́к Подголо́вник Скрыня — укр. сундук  Ларь Коробья́ Рундук Кубло́.

Сундук был важной частью жизни русской женщины. Качественный сундук – дорогое удовольствие, поэтому он был признаком достатка. На крышке сундука с внутренней стороны записывали даты смерти, рождения и время, когда корова будет телиться.

Открытки, картинки, которые в XIX веке пользовались популярностью, тростенчанки не вешали на стену, поэтому красивые обёртки от мыла, фантики от конфет и многое другое они клеили на крышку сундука с помощью мыла, теста и чесночного сока. 

«Я у знакомой бабушки спрашивал, откуда у неё этикетка от чая, которого не было в Тростенце. Она рассказывала, что была в Ленинграде и там, у тётки, пила чай, а как уезжали, содрала, привезла и приклеила на память», – рассказывает Василий Викторович. 

Сундуки в Новооскольском районе делали в нескольких местах: в Великомихайловке, Слоновке, Тростенце. Сундучное ремесло стало развиваться в России еще в средние века, но наивысшего расцвета промысел достиг в XVI— XVIII веках.

Были известны несколько крупных центров сундучного ремесла, изделия каждого из которых отличались своей узнаваемой особенностью. Например, нарядные вятские сундуки имели покатую крышку и контрастный точечный рисунок по яркому "полю", образующий четкие геометрические формы, а нижегородские "коробьи" из луба украшались городецкой сюжетной росписью.

Однако самыми известными городами, где изготавливали сундуки были Великий Устюг и Холмогоры. Здесь сформировалась традиция изготовления "кованых" сундуков — деревянных сундуков с декоративной оплеткой из просечных металлических полос.

История старинного сундука на Руси

В XVI веке, благодаря открытию Северного морского торгового пути и своему удачному расположению в устье Северной Двины, Холмогоры становятся центром развития торговли. На всю страну была известна Холмогорская ярмарка.

Многие столичные купцы открывали в здесь свои склады. На Холмогорскую ярмарку приезжали и привозили свои товары и иностранные "гости". В основном это были предметы роскоши — дорогие посуда, ткани, оружие, драгоценности. Для перевозки этих ценных товаров по стране нужны были надежные емкости. Так возник в Холмогорах сундучный промысел.

Товар в холмогорских сундуках доставлялся в столицу, а предприимчивые купцы выгодно продавали эти сундуки в коробейном ряду, ведь доставка их ничего не стоила. Сундуки холмогорской работы ценились за надежность и богатый декор.

Характерная особенность холмогорских сундуков — оплетка просечными полосами или комбинацией просечных и прямых полос по дубовой основе. Просечки делались скобообразным фигурным долотом, особым под каждый элемент. Иногда основу обтягивали кожей или оклеивали цветной бумагой. Под просечные полосы для придания декоративности подкладывали нерпичью кожу или слюду поверх цветной бумаги. Кроме распространенных конструкций сундуков встречались сундуки-скрыни с потайными ящиками и складными передними дверками.

Мастера из Устюга

Особые приемы устюгской росписи растительными орнаментами назывались "травное дело". Мастеров-травников из Великого Устюга привлекали к росписи царских покоев Коломенского дворца в Москве. В приемах устюжской росписи читается влияние иконографии и книжной графики.

Для росписи сундуков использовались те же материалы, что и для написания икон — яичная темпера и олифа. Коробьи из луба расписывались по всей внешней поверхности, части орнамента при этом отделялись вертикальными черными полосами.

У кованых сундуков расписывали внутреннюю сторону крышки, где создавались целые сюжетные композиции на темы христианства, народного эпоса или господской жизни. Но основным мотивом устюжской росписи были "тюльпаны".

Сначала расписчик рисовал тонкий черный контур, а затем заполнял его цветной краской, поверху делалась "оживка"— белые блики. У росписи были свои каноны, которых мастера строго держались.

Приемы росписи, трафареты и образцы бережно хранились в семье и передавались мастерами из поколения в поколение.  Во второй половине XVIII века сундучный промысел начал формироваться и в районах горнозаводского Урала. Наличие местных ресурсов — дерева и железа, а также богатых традиций металлообработки послужило бурному расцвету этого промысла. 

Здесь сложилось своеобразное разделение труда, — в Петрокаменском поселке делались заготовки - короба из досок, а фурнитуру изготовляли мастера Быньговского завода. Особым спросом пользовались местные "замки со звоном", механизм которых при отпирании играл мелодию.

Сборку производили в мастерских Невьянска, где сундуки красили, лачили, ставили фурнитуру и оковывали железом. Сначала сундуки изготовлялись кустарным способом, потом в Невьянске начали возникать производства.   Визитной карточкой невьянских сундуков стала сложная техника обработки металла, украшавшего сундуки — трафаретная печать, чеканка, "морозка"— воссоздание на металле рисунка морозного окна или зеркальная шлифовка, а также причудливые замки.

Металл зачастую полностью покрывал поверхность сундука, создавая затейливые комбинации цветов, решетчатых орнаментов и фактур.  Нижнетагильский сундук Но наиболее декоративными были нижнетагильские сундуки, которые за свою популярность среди покупателей из Средней Азии, получили название "бухарских".

Промысел в Нижнем Тагиле сформировался на предприятиях Демидовых, которые всячески поощряли продвижение металла собственного производства и использовали для этих целей изделия народных промыслов.

Особенность нижнетагильских сундуков в том что деревянные основы обивались расписанными листами жести.  Визитной карточкой невьянских сундуков стала сложная техника обработки металла, украшавшего сундуки — трафаретная печать, чеканка, "морозка"— воссоздание на металле рисунка морозного окна или зеркальная шлифовка, а также причудливые замки.

Сундуки часто обворовывали. Сделать это просто, даже если он закрыт: выдёргивали верхнюю петлю, забирали холст и праздничный наряд. Обокраденный сундук в приданое не давали – примета плохая. 

«В предреволюционное время у нас разбойники здесь часто бродили. Когда я был ещё ребёнком, в селе жила бабушка, которую звали Дашка Борисова. Она была дочь разбойника Бориса, который возглавлял местную шайку, ему всё награбленное сносили. Однажды на улице ругались бабушки, а Дашка мимо шла.

«Вот ещё идёт, в моём станку проходила всю молодость. Потому и замуж не вышла. Что Борис натаскал ей, то и носит». Оказалось, что отец ей помеченный холст принёс, из него сшили станки, а хозяйка холст свой по заметке узнала через несколько лет», – вспоминает Алехин. 

Сундук – неотъемлемый участник нескольких обрядов, в первую очередь свадебного. Поездка за драгоценным ящиком и его выкуп были обязательными элементами праздника. Молодые направлялись к родителям жениха за благословением, а дружки – за сундуком. Потом всё изменилось, и его стали забирать вместе с невестой.  Когда умирающей становилось хуже, начинали разбор сундука.

Этот обряд связан со смертёным узлом. Предчувствуя смерть, женщина разбиралась, во что её оденут, она могла отказаться от того, что в нём лежало, и выбрать совсем иное одеяние.  На сундуке винились, признаваясь в краже или долге. 

«Например, в семье жили несколько невесток. Постирали вещи, поехали полоскать в реке, пока полощет, раз – перекинула себе рушник или рубаху. Умирающая публично перед роднёй винилась, что украла, и рассказывала, где лежит эта вещь. Так же и с долгами», – объясняет Василий Викторович.

Удивительно, но и сегодня тростенчане берегут сундуки как память о родителях, о традициях и истории своего села. У коренных жителей в каждом доме есть сундук, и не один. Но в каком бы виде он ни был, его не выбрасывают...

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремок и подголовник. 

  • Сундук-теремок — получил своё название от надстройки над богатым домом — терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы.
  • Сундук-подголовник — был небольших размеров, крышку имел, состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку. Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать. Ларь

Теги: Сундук, история, русь, рундук, кубло́

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий