ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Фарфоровое блюдце. Кузнецов

-отсутствует-
Артикул: 28041

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Описание товара

Россия. Начало прошлого века.  Хорошее состояние. 


Династия Кузнецовых. Историческая справка:


К одним из тех, чьё имя стало нарицательным и кто своим трудом и целеустремлённостью добился немыслимых достижений и мировой славы, относится династия фарфоровых магнатов Кузнецовых !

Начиная фактически с нуля и постепенно перерастая в одних из крупнейших мировых производителей фарфоровой продукции, Кузнецовы и по сей день остаются непобедимыми лидерами в сфере фарфорового производства.

Высокое качество материалов, изысканность форм и яркость красок! Чего только стоят фарфоровые фигурки или столовые сервизы, гордо носящие на себе клейма "т-во Кузнецова", не говоря уже о фарфоровых иконостасах, изготовленных на предприятиях Кузнецова, которые по праву можно считать шедеврами мастерства и искусства!

Первый кто основал фарфоровое производство был - Яков Кузнецов (...? - 1812(?)). Особым богатством похвастать не мог, звёзд с неба, как говорят - не хватал. Обычный мужик, прижимистый, копейкой зря не разбрасывался и жил не только тем, что пахал да сеял. Довольно просторный дом Якова с дымной кузницей стоял на отшибе между деревнями Речица и Новохаритоново. Живущие в округе мужики заворачивал сюда ковать лошадей , брали в долг косы, топоры, тележные оси. Не редко бывало, что и на ночь оставались - гульнуть да выпить.

Благо места, выпивки и закусок у хозяина хватало. Да и сыновья - Терентий и Аким, в помощь отцу, мужикам подавали хоть до самой зари.

Из-за этих лихих гулянок, среди люду слух пошел, что Яков, то-ли у себя в доме, то-ли на глухой лесной дороге убил и ограбил богатого купца. Правда это или выдумки завистников, но вскоре Яков с сыновьями принялись возводить невиданный сруб на берегу речки Дорки возле околицы деревни Гжель. Плотники топорами стучали-стучали, на смену им каменщики пришли. До поздних ночей тянули на строительство возы с кирпичом, глиной, шпатом. После всего из труб от двух горнов взмыли в небо огненные смерчи. Так и начал своё существование первый фарфоровый завод Кузнецовых.

А случилось это в 1810 году.

Почему Яков взялся за изготовление фарфора, кто надоумил или самому во сне приснилось - никто не знает! Спустя два года (предположительно после смерти своего отца - Якова) во главе предприятия стал - Терентий Кузнецов (1781 - 1848) - старший сын. С 1818 года предприятие становится известно, как Ново-Харитоновский фарфоровый завод. Однако Терентия уже не устраивали примитивные отцовские горны и устаревающая технология.

И начал он задумываться над новым, более мощным и современным заводом. Новое предприятие он решил запустить не в Гжели, а для экономии средств и конкурентной себестоимости продукции, там, где мужики не слишком прихотливые и за работу можно платить меньше. Такое место он всё-же нашёл, им оказались пустоши у деревни Ликино, принадлежавшие разорившемуся и обедневшему помещику Сарычеву.

Терентий скупил их и затеял большую стройку. И вот в 1832 году, завод в Дулево начал своё производство. Это уже не был небольшой отцовский заводик, а было современное, большое предприятие с отдельным живописным цехом, с помещениями для сортировки изделий, с большими, светлыми складами и пр. Однако Терентию мешал конкурент, которым оказался А.Г. Сафонов из села Коротково у которого в свою очередь были талантливейшие мастера росписи.

Они владели секретами приготовления красок и фарфоровой массы. Тона выбирали яркие и сочные - бархатный кобальт, синий, розовый, желтый, темно-малиновый, светло-коричневый. Для дорогой посуды, использовали отделку золотом с большим содержанием драгоценного металла. Гравировку производили твёрдым агатом, для того, что-бы на изделии каждый тоненький узорчик или малозначимая линия, всё-равно была чёткой и яркой, тогда и получался обворожительно красивый орнамент. Терентий решил избавиться от конкурента по особому. Долго ходил он с выгодными и заманчивыми предложениями к Сафонову, пока не взял у него в аренду его предприятие, а позже - за приличный куш и вообще выкупил его у Сафонова вместе с мастерами и технологиями. Но останавливаться на том, что есть Терентий не захотел. Предприятие это он усовершенствовал и увеличил количество работников до 400 человек. После Терентия Кузнецова, предприятиями начал заведовать его сын - Сидор Кузнецов ( 1806 - 1864)Матвей Кузнецов

С детства Матвей обучается всяческим наукам и ремёслам. С 15 лет уезжает в Ригу для постижения тонкостей фарфорового дела и управления производством.

Там-же Матвей оканчивает коммерческое училище. В 19 лет Матвей женился. В его семье было семь сыновей и одна дочка.

Своей целью он считал объединение всех частных фарфоровых заводов России. Однако сломить преуспевающих конкурентов было не так-уж и просто. На то время в Тверской губернии имелось довольно серьёзное и преуспевающее предприятие А.Я. Ауэрбаха, на котором трудилось около 7 тысяч человек. Здесь выходило в свет много прекрасных и уникальных изделий. Славился завод своими столовыми приборами, необыкновенной красоты и роскоши.

Именно мастера Ауэрбаха изготовили сервиз для лучшего царского дворца в г.Тверь. Но незаурядный Матвей Кузнецов, всё-же купил и этот завод.

А купив, сразу-же начал его усовершенствовать и расширять, увеличив число работающих в два раза. В 1871 году, приобретаются фарфоровые заводы Никитина. И ко второй половине XIX века Матвей Кузнецов стал крупнейшим поставщиком фарфора, фаянса, майолики и других видов изделий на мировом рынке. Ему принадлежало уже 18 лучших предприятий России.

В 1889 году было учреждено "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова" правление которого находилось в Москве. Но и это было ещё не всё! Матвей давно положил глаз на знаменитое предприятие Ф. Гарднера. Ещё пра-прадед - Френсис Яковлевич Гартнер приехал в Россию из Англии в 1746 году. В селе Вербилки во владениях князя Урусова он развернул фарфоровое производство. Посуда производимая Гартнером, в его знаменитых светло-зелёных и серо-зелёных тонах в сочетании с красным или желтым, была известна по всей Европе и составляла конкуренцию саксонским мастерам.
Но тут, по непонятным причинам, дела Гарднера резко ухудшились. Поговаривали, что не обошлось без вмешательства Матвея Кузнецова. Как было на самом деле - никто не знает, но в апреле 1892 года, Матвей выкупает завод Гарднера. Никто так и не смог понять - как же ему это удалось, а на все вопросы Матвей только отшучивался да посмеивался.
За гарднеровский завод, Матвею пришлось выложить 238 тысяч рублей, но взамен, вместе с заводом, "Товариществу Кузнецова" отошли и 300 десятин земли.

Так-же заплатив ещё 5 тысяч рублей, Кузнецов выкупил все формы, модели, образцы, рисунки и прочее, принадлежавшее фабрике Гарднера.

Но и это ещё не всё! Приобретая завод и земли, Кузнецов купил и всемирно-известную марку Гарднера вместе с товарным знаком. Заключив особый договор, Матвей Кузнецов получил право ставить на продукции завода, вывесках, рекламных буклетах, счетах и договорах герб и фирменный знак бывшего владельца, так-же его награды, медали и все регалии полученные на выставках. Таким образом Кузнецов стал монополистом фарфорового производства. На долю его предприятий теперь приходилось две трети всех изделий. Особой популярностью пользовались изразцы для печей, при изготовлении которых соблюдался стиль древнерусского лубка. Такие печи стали настоящими произведениями искусства, стали украшениями домов. "Товарищество Кузнецова" было представлено не только на 12 российских ярмарках, оно торговало и в Персии, Турции, в балканских странах. Кузнецовский фарфор вытеснил на Ближнем Востоке изделия европейских поставщиков.
О темпах развития отрасли, можно судить по заводу в Дулево: в 1866 году его оборот составлял 115 тысяч 200 рублей, а уже в 1884-м вырос до 500 тысяч.

В начале XX века здесь было 8 печей для обжига посуды, 3 паровые машины мощностью в 530 лошадиных сил, 20 муфельных печей. Количество рабочих достигало 2335 человек. После запуска Нижегородской железной дороги, получилось так, что завод оказался на оживленной магистрали, в 8 верстах от станции Дрезна, и это дало Кузнецову новые возможности.
Изделия дулевских мастеров, считались одними из лучших в Европе. Успех достигался за счет исходного материала высшего сорта и специальной обработки массы.

Один из главных секретов предприятия заключался в том, что глина в течении года находилась в подвалах, где проходила "летование" - обретала пластичность благодаря атмосферному воздействию. Другой секрет - топливо. Топливом служил торф, добыча которого заканчивалась строго до 20 июля. Собранный позже торф, не успевал просохнуть, а значит не мог давать желаемого результата.
Один из главных успехов Кузнецова в том, что его изделия были доступны для всех слоёв населения и появились в каждом доме! Для крестьянских семей у него были дешёвые товары, не очень броские, но всё-равно качественные, граждане средних достатков покупали сервизы по умеренным ценам, но по росписи походившим на дорогую дворянскую утварь, Естественно по особым ценам и особые изделия поставлялись в царские дворцы и дворянские палаты. Но и трактиры, кабаки и рестораны, так-же покупали сервизы предназначавшиеся именно для этих потребителей!

Но при всём этом Матвей Кузнецов строго следил за мировым рынком. Например когда в 1910 году фирма "Фор" выпустила во Франции автоматы для формовки кофейных и чайных чашек, с толстыми небьющимися стенками, Кузнецов сразу- же купил партию этих автоматов и установил на своих заводах в Дулеве, а потом и в Гжели.

В конце XIX века, что-бы удешевить затраты на роспись продукции, Европа вводит переводные картинки вместо росписи. Кузнецов быстро осваивает и эту технологию и с успехом налаживает производство собственных переводных картинок - 900 наименований!

Кузнецовым удалось вытеснить популярную фарфоровую продукцию Англии, Германии, Франции с рынков Персии, Афганистана, Монголии, Индии и других регионов.


Так-же хочу подчеркнуть, что не только производством и расширением сфер своего влияния занималась династия Кузнецовых! Не малая роль в их жизни и деятельности отводилась благотворительности и меценатству! Так при финансовой помощи Кузнецовых были построены больницы, школы, квартиры, читальни, клубы, церкви, выделялось не мало средств на различные благотворительные фонды, сиротские приюты, пункты бесплатного общественного питания и прочее!

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.