ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Почему с крестов исчезал образ Архангела Михаила ?

Святой Архангел (Архистратиг) Михаил — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг, главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых Архангелов ! Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.

Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания.

Практически до начала XVI века Архангел Михаил был покровителем тверского княжеского дома, и многие тверские князья носили имя Михаил.

В период правления Ивана III все удельные северные княжества полностью утратили свою независимость а правившие там князья стали боярами при государе Иване Васильевиче. К стати именно Ивана III, современники называли Грозным, а вот его внука, которого мы благодаря одному французскому публицисту называем Грозным, современники называли Великим. Так вот относительную независимости сохраняли только Рязанское и Тверское княжества. В Рязани правила сестра Ивана III, по совместительству бабушка при малолетнем князе Иване Ивановиче. Так что реально, мало-мальски независимую политику могло осуществлять только Тверское княжество. Во главе которого стоял князь Михаил Борисович. И тут нужно понять, что Архангел Михаил считался тогда небесным покровителем Тверского княжества. А все кресты где с тыльной стороны изображается Михаил, современные коллекционеры называют «Тверскими». И теперь мы можем догадаться, что стачивание изображения Архангела с нательных крестов было делом политическим. Во многих источниках пишут что Тверь воевала с Москвой. Тверской князь Михаил заключил союз с польским королём Казимиром; это привело к открытому разрыву между Москвою и Тверью, Тверь была взята войсками Ивана (12 сентября 1485 г.). Сам Михаил бежал в Литву и Тверское княжество утратило навсегда свою самостоятельность. Иван III собрал войско подступил к Твери, город сдался без боя, грабежа и насилия не было. А Михаил поняв, что тверичане не сильно хотят за него воевать сбежал заранее. Именно после этого и пошел негласный приказ стачивать образы Архангела Михаила с нательных крестов, а из церквей убрать иконы. 


Иван отдал Тверское княжество в удел своему сыну Ивану Ивановичу (1485—90), после смерти которого в ней были посажены наместники. В 1491—92 гг. Тверские земли переписаны «по-московски на сохи», чем и завершилось окончательное присоединение их к Москве. Дабы имя Михаила не упоминалось вообще, в том числе и в христианской символике, не пожалели даже Архангела по имени Михаил... 


Находки поисковиков: кресты с Архангелом Михаилом.

Много тверских крестиков любители приборного поиска находят за пределами земель Тверского княжества. Они попадаются и в Рязанских краях, и во Владимирской области, и в Тульской губернии...


Можно предположить несколько вариантов ответа:


  1. Потому что многих коренных тверчан, заподозренных в измене Ивану III, ну или в некой политической близости к бывшему тверскому князю, после победы москвичей, сослали  по разным дальним воеводствам подчиненных Москве земель. А уже на месте, у кого из них находили такие «оппозиционные» крестики, то кресты эти стачивали избавляясь от изображения «опального» Архангела. Сам крест полностью уничтожать было нельзя это богохульство, а вот напильником или точильным бруском зачистить одну сторону это не считалось грехом.
  2. Ко второй версии можно отнести предположение, что на территориях подчинённых Москвой, людям жилось непросто. И, Тверской крест стал неким символом внутреннего протеста. Что-то вроде тех же белых ленточек на автомобилях, желтых жилетов или цветных зонтиков. Так вот когда, протестное движение стало шириться, и власти начали отлавливать оппозицию просто проверяя кресты, в целях безопасности сами владельцы крестиков стали спиливать Архангела. Это конечно же интересная версия, но больше отдает приключенческой литературой...
  3. Вариант. Просто потому что литейных форм крестов было не очень много, а массивные тяжеленькие кресты тверского типа: с Никитой бесогоном, Образом Спасителя или голгофским крестом с лицевой стороны, а Архангелом Михаилом с реверса, просто были востребованы и пользовались спросом в 15 веке. Изделия просто копировали в литейных мастерских по всем княжествам. Когда же Тверские стали не в почете, то крестики продолжили отливать, а изображение Архангела стачивали сразу в мастерских, по указанию сверху (чтоб народ не смущать).

Теги: Историческая справка, кресты. 16 век, Иван Третий, образ Архангела Михаила, Тверь,

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий