ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

История Палехской росписи

Палехская роспись — вид народно-прикладного творчества, возникшего из иконописных традиций и представляющего собой русскую миниатюрную живопись темперными красками на папье-маше и предметах из дерева.

Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Само село Палех с XVIII века было центром иконописи в традициях русской живописи XV-XVII веков По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля.  Стиль палехской иконописи сложился под влиянием московской, строгановской и Ярославской школ. Помимо написания икон. Палехская роспись отличается от стиля росписи других русских народных школ тем, что художники изображают не орнаменты или отдельные фигуры, а прорисовывают цельные композиции — настоящие миниатюрные картины, изображающие тот или иной сюжет. Искусство Палеха — это поэзия в рисунке, моменты русских песен и сказок, запечатленные рукой художника на поверхности предметов. Сюжеты мастера живописной миниатюры брали из повседневного быта, русских народных сказаний, песен и былин, а также классических произведений литературы, например из сказок Пушкина и басен Крылова. Благодаря своей изысканности, богатству красок и деталей рисунка, палехские миниатюры создают ощущение легкости и праздника. Палехская роспись возникла в селе Палех Ивановской области уже в советское время, однако её корни уходят в прошлое на века. Первое упоминание об искусстве палехских живописцев относится к XVII веку. Само слово Палех относится к фино-угорской группе, носители которой полностью растворились среди славянского народа, оставив в воспоминания о своей языковой культуре лишь географические названия — Палех, Сезун, Пурех и т.п.

Считается, что село Палех образовали спасающиеся от татаро-монгол люди на месте выжженного участка леса, называемого в простонародье палёным. Так и родилось название поселения, от которого и произошли наименования «палехская иконопись», «палехская роспись» и «палехская миниатюра». Как и любое народно-прикладное искусство, относящееся к определенной местности, палехская роспись имеет ряд своих особенностей и черт, основанных на традициях мастеров данной школы. Так как родоначальниками искусства палехской миниатюры были бывшие иконописцы, то этот факт не мог не отразиться на стиле написания художественных композиций, создаваемых палехскими живописцами. Палехские мастера иконописи отличались безупречным чувством цвета и тончайшей прорисовкой каждой детали, что и привнесли в рисунки на шкатулках, портсигарах и прочих предметах народного промысла. Можно сказать, что вся палехская лаковая миниатюра основана на иконописной живописи, её традициях и приемах.

Отличительными чертами палехской школы являются:

  • миниатюрное письмо;
  • насыщенность композиции элементами;
  • живописность каждой детали;
  • узорчатость письма;
  • разнообразие цветовых переходов;
  • деревья с натуралистичной листвой;
  • строгановская удлинённость и хрупкость фигур;
  • тонкость прорисовки обнажённых частей человеческого тела;
  • насыщенность движением;
  • роспись золотом;
  • фоны темных тонов.

Работа художника-миниатюриста требует филигранной точности, выверенности каждой линии, аккуратности. Частенько палехским мастерам приходится применять при написании своих миниатюрных шедевров увеличительное стекло. Неповторимая манера и изящество палехской лаковой миниатюры базируется на вековых традициях древнерусской живописи и богатого опыта народного творчества. Для росписи в давние времена и сейчас в Палехе используют очень тонкие беличьи кисточки, которые изготавливают на месте.. Название такой кисточки – лампензель. Волоски должны быть острыми – не все беличьи хвосты для этого подходят. Чтобы кисточки не ломались, на них надевают трубочки из утиных перьев, которые называют «cаночки».  Беличья кисть с трубочкой из утиного пера.  После нанесения рисунка изделие отправляют на полировку. Мастера несколько раз вымачивают его, и только потом полируют. Завершающая стадия – обработка лаком, ведь изделие должно быть идеально гладким. Над большими работами мастера могут трудиться годами.  Среди сюжетов преобладают мотивы русских сказок, былин, песен, народного быта, произведений А.С. Пушкина. Чаще всего расписывают шкатулки, пудреницы, бисерницы, брошки, панно, пепельницы, сигаретницы, игольницы...

Теги: ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ НА ШКАТУЛКАХ, История, Мастера Палехской росписи

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий