ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Гвардейский миномёт БМ-13 - "Катюша"

Легендарная "Катюша"


Реактивные снаряды РС-82 и РС-182
Гвардейский реактивный миномёт БМ-13 - "Катюша"


Реактивные снаряды в Красной армии
Модификации БМ-13 "Катюша"
Катюша, ТТХ
установка  год   снаряд  напр.  шасси     время залпа
БМ-13     1941 M-13, УК  16 грузовик, ж.д.платф. 7..10c
БМ-13H    1943 M-13, УК  16 грузовик 6x6 7..10c
M-8-6 M-8    6 станок пулемета
БМ-8-12 M-8   12 мотоцикл, аэросани
БМ-8-36   1941 M-8   36 грузовик 15..20c
БМ-8-24   1941 M-8   24 СТЗ, Т-40, Т-60 15..20c
БМ-8-48   1942 M-8   48 грузовик 6x6, ж.д.платф.    30c
БМ-8-72 M-8   72 ж.д. платформа
M-30-4   1942 M-30, 31   4 наземная рама 5.. 7c
БМ-31-12  1944 M-31, УК  12 грузовик 6x6 7..10c
снаряд калибр дальн. вес вес ВВ год прим.
M-13 132мм 8470м 41.5кг 4.9кг 1941
M-13УК 132мм 7900м 42.3кг 4.9кг 1944 улучшена кучность
M-20 132мм 5050м 57.6кг 18.4кг 1942
M-8 82мм 5515м    8кг 0.64кг 1941
M-30 300мм 2800м 72кг 28.9кг 1942
M-31 300мм 4325м 92.4кг 28.9кг 1943
M-31УК 300мм 4000м 94.8кг 28.9кг 1944 улучшена кучность
  в ходе войны :
 установка поступило в войска потеряно
   БМ-8 2400 1400
   БМ-13 6800 3400
   БМ-31 1800 100

Ещё в первые годы становления Молодой Советской республики, в 1921 году, в Москве по инициативе Н. Тихомирова была создана лаборатория по разработке ракетных снарядов на бездымном порохе, а также ЖРД - жидкостных ракетных двигателей.

В 1927 году эта лаборатория была переведена вместе со всем оборудованием в Ленинград, а в 1928 году переименована в ГДЛ - Газодинамическую лабораторию. В 1929 году подразделение по разработке Жидкостных Ракетных Двигателей возглавил В. Глушко. На первых экспериментальных ракетах качестве реактивного топлива использовали различные компоненты - азотную кислоту, четырехокись азота, кислород, бензин, толуол, керосин и даже бериллий – шел поиск нужных оптимальных компонентов. В сентябре 1931 года при Центральном Совете Осавиахим создана ГИРД - Группа Изучения Реактивного Движения под руководством Цандера. А в апреле 1932 года руководителем ГИРД уже был назначен С. Королев. В ГИРДе создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты ГИРД-09 и ГИРД-10. 21 октября 1933 года Михаил Тухачевский издал приказ Реввоенсовета СССР об организации на базе ГДЛ и Московской организации ГИРД первого в мире Реактивного Научно-Исследовательского института - РНИИ РККА. Начальником РНИИ стал И. Клейменов, а заместителем его — Сергей Королев.

С начала 1934 года заместителем начальника РНИИ назначен Г.Э. Лангемак, а С. Королев стал начальником отдела по разработке крылатых ракет, Глушко руководил отделом ЖРД. Отделом В. Глушко, за первые четыре года существования РНИИ было разработано много конструкций Жидкостных Ракетных Двигателей.

В конце 1937 года под руководством Г. Лангемака и И. Клейменова в РНИИ были разработаны реактивные снаряды, в качестве топлива которых использовался бездымный порох PC-82 и PC-132. И уже 1937-1938 годах эти реактивные снаряды были приняты на ВВС СССР. Реактивные снаряды РС-82 входили в вооружение и устанавливались на истребителях И-15, И-16, И-153, а позже — на штурмовиках Ил-2; созданные впоследствии РС-132 — на бомбардировщиках СБ и штурмовиках Ил-2. Первое боевое крещение авиационные реактивные снаряды РС-82 прошли уже летом 1939 года, смонтированные на истребителях И-16 и И-153, успешно применялись в боях на Халхин-Голе.

Летом 1938 года началась разработка многозарядной реактивной установки, которая и стла потом легендарным Гвардейским реактивным миномётом БМ-13 - "Катюша"

В 1938-1941 годах в РНИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др. создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле.

В состав БМ-13"Катюша" входят следующие боевые средства:

- Боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1);

- Реактивные снаряды.

Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13

Первый вариант — МУ-1 на базе грузового автомобиля ЗИС-5 имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля.

Ее конструкция имела недостатки, так как позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, при этом струи горячих газов повреждали элементы, как самой установки, так и корпус автомобиля ЗИС-5. Не обеспечивалась безопасность при управлении огнем из кабины водителя. Пусковая установка при залпе сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивными снарядов. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и занимало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Более совершенная пусковая установка МУ-2 на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся "спаркой". В конструкцию пусковой установки был введен дополнительный узел – подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки, как единого агрегата на нем, а не на шасси автомобиля, как было в первом варианте. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомашины при минимальной доработке последней.

Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время производства и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость – более чем на 20 процентов. Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель.

В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 со снарядом М-13, а уже 21 июня 1941 года, за несколько часов до начала Великой Отечественной Войны, было подписано постановление об начале их серийного производства. Реактивный снаряд М-132 - 132-мм осколочно-фугасный снаряд и пусковая установка БМ-13 были приняты на вооружение артиллерии 21 июня 1941г. Уже 26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в городе Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и они тут же были приняты представителями Главного Артиллерийского Управления. На следующий день готовые установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведённых испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ установками в батарею для отправки на фронт. Экспериментальная артиллерийская батарея из семи машин под командованием капитана Ивана Андреевича Флерова была впервые применена в боевой обстановке на железнодорожном узле города Орша 14 июля. После первых залпов БМ-13, авиация противника открыла охоту на батарею капитана Флерова, подвергало интенсивным бомбардировкам предполагаемые районы ее базирования. Для захвата хотя бы одной «Катюши» в наш тыл было заброшено несколько диверсионных групп и объявлено

о крупной награде тому, кто добудет секретное оружие русских. Увы враг добились своего - в октябре 1941 года батарея капитана Флерова оказалась во вражеском кольце вблизи смоленской деревни Богатыри. Однако, советские ракетчики сделали все, чтобы «Катюша» не попала в руки врага. 6 октября был дан залп оставшимися снарядами, после чего машины подорвали. Командир батареи капитан Иван Андреевич Флеров в тех боях погиб, но многим из личного состава батареи удалось вырваться из окружения противника. Первые восемь полков по 36 машин были сформированы уже 8 августа 1941 года Эффективность действий батареи капитана И. А. Флерова и сформированных вслед за ней еще восьми батарей реактивных миномётов способствовали быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. С осени 1941 года на фронтах Великой Отечественной действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13.

Американские автомобили Студебеккер US 6х6, поставлявшиеся в Советский Союз по Ленд-Лизу. Эти автомашины имели повышенную проходимость, обеспечивающуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями - колесная формула 6х6, демультипликатором - механизмом трансмиссии, предназначенным для повышения крутящего момента, оснащённые лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны. Гвардейский миномет "Катюша" По мере поступления на фронт в войска боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров.

Каждый боеприпас реактивного миномёта БМ-13 по своей мощности был приблизительно равен гаубичному снаряду, при этом сама установка могла практически одновременно выпустить, в зависимости от модели и величины боеприпасов, от восьми до 32 ракет. "Катюши" действовали дивизионами, полками или бригадами.  В каждом дивизионе, оснащенном установками БМ-13, было пять таких машин, каждая из которых имела 16 направляющих для пуска 132-миллиметровых снарядов М-13, каждый весом 42 килограмма с дальностью полета 8470 метров. Соответственно, только один дивизион мог выпустить по врагу 80 снарядов. Если же дивизион был оснащён установками БМ-8 с 32 82-миллиметровыми снарядами, то один их залп составлял уже 160 ракет. Что такое 160 ракет, которые за несколько секунд обрушиваются на небольшую деревню или укрепленную высоту — представьте сами. А ведь во многих операциях во время войны артподготовку осуществляли полки, и даже бригады "Катюш", а это более сотни машин, или более трех тысяч снарядов за один залп.  Что такое три тысячи реактивных снарядов, которые перепахивают окопы и укрепления за полминуты, представить себе, наверное, не сможет никто... "Сзади вдруг раздался скрежет, гул, и через нас на высоту полетели огненные стрелы... На высоте все покрылось огнем, дымом и пылью. Среди этого хаоса вспыхивали огненные свечи от отдельных взрывов. До нас донесся страшный грохот. Когда все это улеглось и раздалась команда "Вперед", мы заняли высоту, почти не встретив сопротивления, так чисто "сыграли катюши"... "На высоте, когда мы туда поднялись, увидели, что все перепахано. Следов от окопов, в которых находились немцы, почти не осталось. Было много трупов вражеских солдат. Раненных фашистов перевязывали наши санитарки и, вместе с небольшим количеством оставшихся в живых, отправляли в тыл. На лицах немцев был испуг. Они еще не поняли, что с ними произошло, и не оправились после залпа "Катюш"."



Теги: ВОВ, Минометы РККА, история войны, История войн,  Исторические обзоры об вооружении

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий