ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Агитационный плакат СССР

Плакат (от фр. placard, т.е. афиша, объявление), или постер – это вид печатной тиражной графики, отдельное произведение которой представляет собой нанесенное на лист визуальное сообщение, как текстовое, так и иллюстративное, целью которого является привлечение внимания публики к его содержанию. Информация, помещенная на лист, отличается наглядностью, однозначностью и краткостью. Основой для плаката может быть бумага, картон и другие материалы. На ней в различных техниках печатной графики, преимущественно литографии и хромолитографии, воспроизводилось изображение, сопровождаемое текстом. Чаще всего в работе над плакатами использовалась ограниченная цветовая гамма, для создания лаконичного и четкого восприятия информации. Однако, в случае, количество оттенков могло увеличиваться, например, если согласно замыслу художника, так образ становился выразительнее.

В России утверждение этого вида печатной графики пришлось на начало XX века. По словам советского критика и журналиста, Вячеслава Павловича Полонского, революция победила не столько штыками, сколько печатным станком. Искусство плаката позволяло осуществлять информационный контроль, благодаря большим тиражам и быстрому распространению. Над созданием художественных образов трудилось множество человек. Одновременно работали художники, фотографы, журналисты, редакторы и полиграфисты. У истоков советского политического плаката стояли Д.С. Моор, В.Н. Дени, М.М. Черемных, В.В. Маяковский, Е.С. Кругликова, Л.М. Лисицкий и др. Наивысшего расцвета в годы Гражданской войны (1919-1920) достиг политический плакат. Он работал в тесной связке с кино, радио и прессой, твердя лозунги революции и нового политического режима. В качестве примера можно привести произведения Л.М. Лисицкого и Д.С. Мора, такие плакаты как «Красный подарок белому пану» или «Клином красным бей белых». Для привлечения людей, сохранявших нейтралитет, использовались все возможные виды агитации. В свет выходили миллионные тиражи листов с выразительными изображениями и броскими текстами. Главной темой было противостояние сторонников старого и нового политических режимов.

 Агитационный плакат СССР

Агитационный плакат, как и любой другой, является броским, заметным издали изображением, содержащим в себе призыв или же информативный заголовок. Иными словами, это призыв к определенному действию, заключенный в четко и однозначно воспринимаемую визуально графическую формулу. Плакат может быть отпечатан любым из существующих способов или выполнен вручную, то есть просто нарисован.  Призыв к действию может быть прямым или же завуалированным. Во втором случае плакат будет содержать краткий заголовок информирующего типа, побуждающий граждан на раздумья и подводящий их к определенным выводам, за которыми следует конкретное действие. Как правило, завуалированно оформляется агитационный плакат на выборы в органы власти. Если на печатной продукции изображается кандидат на фоне «светлого будущего», а заголовок прописан абстрактной фразой, к примеру «за добро», то данный агитационный материал выполнен как раз в завуалированном варианте. 

Агитационные плакаты в советское время считались одним из самых эффективных способов пропаганды. Острая подача информации, агитация, доступность и быстрый отклик были главными характеристиками этого вида искусства. Как правило, изображения на плакатах были лаконичными, и обязательно изображались некие призывные жесты. Агитационные плакаты призывали к борьбе с грабителям, лодырями, врагами. Одним из важнейших явлений в искусстве этого периода стала серия сатирических плакатов «Окна РОСТА». В работе над ними участвовали К.С. Малевич и А.В. Лентулов. Рисунки и подписи создавались художником В.В. Маяковским, М.М. Черемных, Д.С. Моором и др. «Окна РОСТА» иллюстрировали злободневные темы, основой их содержания были лозунги агитпропаганды. В этих плакатах видно влияние лубка, кубизма и супрематизма. Их характеризуют гротескные образы, броские надписи, выразительные силуэты, нарочитая простота форм и ограниченная палитра в 2-3 цвета. Главными героями этих плакатов были рабочие, крестьяне, капиталисты, попы, красноармейцы и кулаки. На искусство периода 1930-х гг. большое влияние оказала индустриализация. После отмены НЭПа продолжают сохраняться призывы быть готовыми защищать Родину. Однако, главными темами становятся индустриализация, коллективизация и культурная революция. Самым популярным образом отныне является образ рабочего. В визуальном искусстве формируется новый, единый метод, соцреализм, который проявил себя и в плакатном искусстве. В СССР продолжают существовать и просветительские плакаты, призывающие к правильному образу жизни и грамотности. Советский человек должен трудиться, выполнять план работ и при этом быть воспитанным и культурным. Женщина продолжает играть важную роль в плакатном искусстве. Отныне она воспринимается как такой же работник, как мужчина. Агитационный плакат, кроме прочего, продолжает развиваться также и в обличительной форме. В этот раз в качестве объекта порицания выступают граждане, которые не участвовали в программе госзаймов. Люди, не приобретающие облигации, считались противниками индустриализации. Для пропагандистских плакатов 1930-х годов характерно использование собирательных образов крестьян, рабочих, воинов и т.д. Однако, все изменилось после крушения парохода «Челюскин» в 1934 году. Эвакуация выживших осуществлялась летчиками, которым впоследствии было присуждено звание Героя Советского Союза, впервые в истории СССР. Именно их фотографии появились на плакате, посвященном спасательной экспедиции. Индустриализация стала причиной уничтожения частных фабрик и заводов. Теперь на рекламных плакатах фигурировали названия государственных предприятий. В их оформлении участвовали известные мастера того периода, например, М.М. Максимов-Литвак.


Великая Отечественная война и плакаты СССР

Советские плакаты периода Великой Отечественной войны были наглядными пособиями, призванными в доступной форме выразить отношение правительства к текущим событиям, происходящим на фронте, предупредить пораженческие и пессимистические настроения, воодушевить военных и гражданское население. Такие плакаты часто вывешивались на специальных стендах.

В советское время плакаты были одним из самых популярных средств массовой агитации. Через плакат художники воспитывали в людях чувство патриотизма и любовь к своей стране, отражая почти все аспекты жизни целого поколения. Особое значение пропагандистские плакаты приобрели во время Великой Отечественной войны.  Советские плакаты военных лет наглядно показывали всю трагедию войны, ставя своей главной задачей укрепление веры советских людей в победу. 

Главными темами, естественно, были призывы бороться до конца, идти в атаку, быть бдительными и т.д. Особенно популярными образами военных плакатов стали солдаты и врачи, ставившиеся в пример советскому народу. Другой формой плаката была карикатура, в сатирической форме уязвляющая врага.  Существовала серия агитационных плакатов военного времени, называемая «Окна ТАСС». Они должны были поднимать боевой дух и призывать к защите Родины, тем самым наследуя идеи «Окон РОСТА». Они делали это в сатирической и юмористической формах, что обусловило их популярность. «Окна ТАСС» выходили небольшим тиражом, так как не были произведениями печатной графики, а относились скорее к живописи, ведь изображения наносились на лист красками по трафарету. В результате, художники могли выпускать плакаты лишь в ограниченном количестве, но их можно было легко транспортировать и при необходимости быстро создавать новые в качестве реакции на происходящие события.

Творчество советских художников коллектива «Кукрыниксы», создававшего карикатуры и шаржи на злободневные темы, также является этапным в искусстве СССР. Их плакаты сопровождали солдат на протяжении всех военных лет. Они также приняли активное участии в создании серии «Окон ТАСС». Наиболее известной их работой является плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Во время войны плакаты создавались на всей территории СССР, от блокадного Ленинграда, до республик, например, Армении и Грузии. В этот период работали такие художники как И.М. Тоидзе, А.А. Кокорекин, В.С. Иванов, В.Б. Корецкий и др. Наверное, самыми известными плакатами времен Второй мировой войны являются «Родина-мать зовет!» И.М. Тоидзе и «Не болтай!» Н.В. Денисова и Н.Н. Ватолиной.

Послевоенные годы. АГИТПЛАКАТ СССР

Восстановление страны после чудовищных потерь Великой Отечественной войны стало главной задачей всего народа. Содержание советского агитационного плаката касалось теперь прежде всего тем новой пятилетки и бескорыстного труда на благо общества. Главная тема послевоенных плакатов СССР может быть выражена одним призывом «Восстановим!».  Основными героями плакатов этого времени являются образцовые коммунисты, строители, рабочие, врачи и медсестры. На многих плакатах этого периода присутствует фигура Сталина, как «великого зодчего коммунизма».

После смерти Сталина давление государственной пропаганды на искусство ослабло. «Оттепель» стала периодом, когда художники СССР впервые за долгое время ощутили свободу. Это время стремления к новым открытиям. Плакаты этого периода полны надежд и стремления к великим свершениям.  В 1957 году в Москве прошел Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, самый массовый за всю историю. Его лозунгом было «За мир и дружбу». Для этого времени характерна атмосфера свободы и открытости. Граждане смогли пообщаться с иностранцами, что не преследовалось, а поощрялось советской властью. В плакатах «оттепели» доминировала тема борьбы за мир.

 В период «оттепели» продолжалось производство рекламных плакатов. Их содержание было тесно связано с продуктами быта. Однако появляются образы, характерные именно для этого периода. Во время правления Хрущева была принята экономическая реформа, частью которой являлось преобразование денежной системы. Фраза «Храните деньги в сберегательной кассе» после этого стала крылатой. На плакатах появились образы людей с приятной внешностью, состоятельные, улыбающиеся зрителю. Рядом обычно размещалось изображение сберегательной книжки и какого-либо имущества (дома, машины и др). Так пропагандировалась экономическая программа партии.

Эпоха «Застоя» - это время постепенного нарастания кризиса в СССР. Он коснулся всех сфер жизни: экономики, политики, международных отношений. Тем не менее, плакаты продолжают оставаться важным инструментом политической пропаганды, а также визуальным ориентиром.  Основными темами этого времени являются: сельское хозяйство, строительство, спорь, армия, политические лидеры, народ. Для каждого из этих видов были разработаны свои визуальные приемы.  Агитационные плакаты на тему сельского хозяйства были призваны показать гражданам страны, какими быстрыми темпами оно развивается, и как важен труд работников этой отрасли. И это, несмотря на то, что при огромных вложениях, в этой сфере нарастал кризис, ведь средства расходовались неразумно. Такое положение вещей не могли скрыть ни улыбающиеся персонажи, ни символы процветания в виде снопов пшеницы.

Период 1970-1980-х гг. – это время последних крупных строек в СССР. Этой теме было посвящено большое количество плакатов, которые прославляли героев, воплощавших в жизнь эти масштабные проекты. В основном это были мужские образы на фоне стройки.

Эпоха «застоя» характеризуется расцветом советского кино. С середины 1960-х до середины 1980-х гг. выходит множество картин, которые были высоко оценены не только зрителями, но и критиками. Большая часть из них стала классикой. В это время снимали Рязанов, Захаров, Герман, Шепитько и Тарковский. Плакатное искусство активно осваивало новые визуальные средства кинематографа, продолжая развиваться на новом витке истории.


Теги: Искусство, советские плакаты, Послевоенные годы, АГИТПЛАКАТ СССР, Эпоха «застоя», Агитационный плакат

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий