ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Славянские обереги



Со времен истории славяне всегда стремились защитить себя и своих близких от злых сил, проблем, заклинаний, болезней и душевной тревоги с помощью оберегов.


Если говорить о истории, то древние славяне поклонялись богам солнца, поэтому славянские обереги всегда имели солнечные символы, их основной целью была защита носителя. Не стоит думать, что любой оберег способен защитить человека, ведь у славянских оберегов нет такого же универсального значения, как, например, в христианстве. Для того чтобы оберег служил надежной защитой, его нужно правильно было подобрать. Одним из ярких примеров индивидуальных славянских оберегов можно назвать солнечный знак валькирии, который носили только славянские женщины, заботившиеся о защите своей семьи и рода. Обереги славян были сознательно созданы для создания своего рода защитного поля для человека, дома и семьи от всех видов неприятностей, болезней и несчастий.



Каждый славянский оберег индивидуален. Славянские символы-обереги возникли вместе с появлением язычества на руси. У славян было магическое представление о мире и его обитателях, они верили, что все живое находится в гармонии и постоянном взаимодействии, а человек является частью этой системы. Под влиянием такого мировоззрения появились особые амулеты, обереги и талисманы, которые позднее стали неотъемлемой частью славянской культуры.


Волхвы, которые поклонялись языческим богам, считали, что человек без оберега «гол». На уровне ведической культуры оберег являлся не только связью с богами, но и защитой от темных сил. Оберег присутствовал во всех сферах жизни, помогая в битвах, дома, на свадьбе, в хозяйстве. Славяне верили, что везде обитают различные загадочные существа, и амулеты помогают существовать в гармонии с ними.


Внешний вид и значение символики оберегов основаны на природных явлениях и силе животных, которые были приписаны языческим богам. Волны символизировали воду или реку, кресты — огонь или бога Сварога, многоугольники — грозу и гром или верховного бога Перуна. Ромбы использовались для засева полей, так как они символизировали плодородие, за которое отвечали боги Велес и Дажьбог. Талисманы часто носили имена богов, с которыми их ассоциировали.


Большая часть оберегов была связана с культом солнца и предназначалась для защиты. Однако встречались также обереги, связанные с луной и другими природными стихиями. Интересно, что славянская символика представлена в различных интерпретациях свастики, а система свастики представляет собой галактику и цепочку ДНК.


Внешний вид оберегов может быть разным. Изначально они изготавливались из костей животных. Мужчины предпочитали серебряные или деревянные подвески. Считалось, что серебро отпугивает злых духов и защищает от негативных мыслей, обмана и предательства. Украшения такого типа носили на кожаных шнурках или прочных нитях на шее или руке так, чтобы они были незаметными. Древнерусские женщины украшали одежду, домашнюю утварь, посуду, волосы орнаментами из рун. Они также использовали украшения (серьги, подвески) и делали резьбу на кожаных изделиях.


Так как божества были разделены на мужские и женские покровители, амулеты также группировались по этому принципу. Были и другие, менее известные, амулеты, предназначенные для защиты дома, детей, скота, урожая. Толкование значения каждого амулета зависело от принадлежности к определенному божеству, пола его носителя и его возраста.


Обереги для защиты дома. Древние славяне уже при строительстве своих жилищ думали о их защите на энергетическом уровне. Многие защитные амулеты закладывались в стены или прятались в тайниках дома.


Давайте поговорим о находках, обнаруженных при археологических раскопках на территории Древней Руси, которые можно идентифицировать как славянские амулеты. Исследование различных мест раскопок позволяет заметить присутствие таких находок во множестве географических точек. Датировка интересующих нас предметов приходится на период с конца IX до начала XIII века. Для понимания временных рамок стоит отметить следующие события: в 862 году был призван Рюрик, в 988 году Русь приняла христианство, а в 1237 году началось батыево нашествие.


Захоронения различаются по этническим, половым и социальным признакам. В случае богатого захоронения, количество найденных предметов значительно больше, а их ценность выше. Женские захоронения содержат разнообразные украшения для головы и одежды, такие как кольца, браслеты, ожерелья и подвески. В некоторых случаях, женские захоронения могут содержать предметы быта, например, гребни, пряслицы и зеркала. Мужские захоронения, в случае воинских захоронений, содержат предметы вооружения, а в случае мастерских захоронений – металлические наборы поясов, фибулы, ножи и иногда амулеты.


Очень часто курганные могильники находятся на территориях смешанного проживания различных племен и народов, что влияет на разнообразие похоронных обрядов. Например, находящиеся в Гнездове захоронения включают славян, скандинавов, восточных балтов и выходцев из Великой Моравии.


Одной из интересных особенностей находок амулетов в Гнездове является то, что часть скандинавских языческих амулетов, таких как молоточки Тора и кресаловидные привески, были обнаружены в нескандинавских захоронениях. Это указывает на то, что славяне, проживающие в местах смешанного населения, использовали как скандинавские (молоточки Тора), так и финно-угорские (шумящие подвески) амулеты.


Леонилла Анатольевна Голубева (19.01.1909–03.07.1996), известный археолог и доктор исторических наук, работала в Институте археологии АН СССР, редакциях "Большой советской энциклопедии" и "Советской археологии". Она предложила следующую классификацию славянских языческих амулетов:


- Амулеты, связанные с космогоническими верованиями – подвески с солярными и лунарными символами, а также подвески с символами культа Перуна, такими как мечи, топорики и громовые стрелы;

- Амулеты с заклинательной магией – миниатюрные изображения предметов быта, такие как ложки, гребни, ключи, замки и другие. Такие амулеты обычно носились как комплект, включающий несколько подвесок. Состав таких "бытовых" наборов мог различаться;

- Амулеты, связанные с культом животных – клыки, зубы и различные изображения животных, включая антропоморфные.


Одним из наиболее распространенных оберегов в XI-XII веках был топор. С одной стороны, топор был оружием бога Перуна, и циркульный орнамент, который украшал эти обереги, подтверждал их связь с небесным громовержцем. С другой стороны, топор был неотъемлемой частью военного снаряжения, поэтому можно проследить роль Перуна как покровителя воинов. Топор также связан с земледелием и аграрной магией, которые были распространены в то время. 


Встречаются и литые привески в виде двух кругов со знаком равноконечного креста под ними. Разнообразие образцов очень велико. Если рассматривать смысл таких привесок с точки зрения академика Б.А. Рыбакова, то в них можно увидеть землю (крест) между двумя положениями солнца – на востоке и на западе (круги). В этой серии особо выделяется привеска, где языческие элементы заменены христианскими. На лицевой стороне внутри креста и в круге находится углубленное изображение равноконечного креста с волютовидными завитками на верхней оконечности. На оборотной стороне, внутри креста и в круге, изображены углубленные равноконечные кресты с расширяющимися лопастями. Место находки – Рязанская область.


Обратившись к теме рюриковичей, нельзя не отметить влияние, которое скандинавы оказывали в то время на Русь. Свидетельством этому, в частности, служат привески из коллекции "домонгола". Особо яркой является найденная в Черниговской области серебряная привеска с позолотой, имеющая форму монеты. На привеске изображены четыре ложнозерненых волютовидных завитка и три ложнозерненых круга. В центре и по кругу можно увидеть пять полусфер. Есть также несколько других монетовидных привесок, предположительно скандинавского происхождения, найденных под Владимиром..

Интересно, что композиция из волютовидных завитков была широко распространена среди славян в XI-середине XII века. 

Символическое значение коня в славянской культуре является весьма значимым и разнообразным. Он ассоциируется солнцем и его постоянным движением: именно конь, тащит колесницу с небесным светилом. Кроме того, конь символизирует плодородие и благополучие, поскольку считается, что присутствие лошади в хозяйстве обеспечивает достаток. Конь также является надежным помощником и другом человека. Он связан со стихиями - огнем, небом и водой, и, согласно преданию, является одним из символов бога Перуна.

Амулеты с изображением коня в виде подвесок широко носились женщинами, особенно среди восточных славян. Эти подвески имели различные варианты, включая шумящие подвески, и носились как отдельно, так и в наборах с другими амулетами.


Значимость культа коня проявляется в большом количестве амулетов с изображением лошади и их широком распространении, а также в связанных с лошадьми ритуалах, например, в обряде строительства, где клали конский череп под угол возводимого сооружения.


Помимо коня, славянские амулеты представляли и другие животные. Некоторые из них, такие как петух, утка, лебедь и гусь, а также заяц и рыба, носились в виде отдельных амулетов либо в составе наборов амулетов. Смысл таких животных амулетов может быть различным и связан с тотемными верованиями.


Славяне заимствовали некоторые изображения животных от своих соседей. Например, финно-угры вносили свой вклад в коллекцию амулетов с изображением коня и водоплавающей птицы, а также подвесок, производящих звук. Следует отметить, что шумящие подвески, которые носились женщинами на плече, груди или поясе, имели сильное отгонное воздействие на злых духов.


Кроме того, существует большое количество археологических находок, которые могли быть амулетами, такими как височные кольца и фибулы.


Таким образом, амулеты с изображением животных, включая коня, имели важное значение в славянской культуре. Они служили символами плодородия, благополучия и связи с миром духов. Другие предметы, такие как шумящие подвески и наборы подвесок с моделями бытовых предметов, также занимают свое место в этой богатой традиции.


В магазине "Антик1941" представлены уникальные археологические находки, позволяющие окунуться в мир древней Руси 9-13 веков. Наши экспонаты включают в себя различные украшения и аксессуары, которые рассказывают историю и культуру того времени.

Среди представленных артефактов можно найти браслеты различных форм - пластинчатые, витые и плетеные. Также присутствуют перстни славянского племени вятичей, в том числе решетчатые и пластинчатые перстни. Интересными находками являются перстни-печатки, которые использовались для скрепления документов.

В нашем магазине вы сможете увидеть и художественно выполненные небольшие замки в зверином стиле, а также поясные накладки викингов в стиле "борре". Важным элементом коллекции являются серебряные и бронзовые шейные гривны, которые отражают изысканность и величие того времени. Необычные браслеты из стекла и солярные знаки с изображением коньков, клыков животных и мифических птиц также не оставят вас равнодушными.

Мы также гордимся нашей коллекцией языческих славянских знаков, украшенных правосторонней и левосторонней свастикой - символами движения. Височные кольца племен вятичей, кривичей, полян, дреговичей, радимичей и северян также привлекут ваше внимание.

Кроме того, на территории древнерусского государства жили финно-угорские племена, и их влияние также отразилось в материальной культуре того времени. Мы предлагаем разнообразные украшения, обереги, поясные пряжки, а также бусы из различных материалов, таких как сердолик, глазчатый камень, мозаичные и из горного хрусталя.

В магазине "Антик1941" вы сможете узнать больше о назначении всех этих старинных артефактов, их истории и технике создания. Консультанты помогут вам выбрать подходящий экспонат и ответят на все ваши вопросы. Купить историческую реликвию и погрузиться в атмосферу древней Руси - это возможно именно у нас.




Теги: История древней Руси, археология, Славянские обереги, древние амулеты, Древнерусские привески и амулеты

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий