ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Серебряная ложка с позолотой и черненным орнаментом

36000 руб.
Артикул: A-685

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ этот предмет прямо сейчас
позвоните нам +7 (910) 475-71-76

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Описание товара

Императорская Россия. Серебряная коллекционная столовая ложка с позолотой и черненным орнаментом. Клеймо годовик: 1888 год. Ручная работа - тонкая штихельная резьба. Великолепная мастерская работа художника-ювелира. Отличное состояние для коллекции и подарка...

  • Вес 56.7 гр. 

История серебра 84 пробы

Появление золотниковой системы обозначения ювелирных сплавов датируется концом XVIII века. Зародилась она в России и действовала вплоть до 1927 года, до перехода на метрическую систему проб.

Всего их было 9, начиная с пробы в «36 золотников» и заканчивая пробой в «96 золотников». В конце XIX века количество видов проб сократилось с 9 видов до 4-х. Производство и маркировка изделий из серебра пробой «84 золотника» сохранились.

Золотниковая система основана на соотношениях двух единиц измерения массы: фунте (равен 96 золотникам) и золотнике (примерно 4,266г).


Клеймо «84» говорит о достаточно высоком содержании серебра для того времени в изделиях, поэтому приобрести их могли только обеспеченные люди. Также и сегодня старинное серебро 84 пробы имеет высокую ценность, ведь найти его можно только в качестве антиквариата.


Сколько серебра в 84-й пробе ?


Обозначение 84 показывает сколько непосредственно серебра содержится в сплаве. За основу берется 96 частей (1 фунт = 96 золотников), соответственно, на 1 фунт металла приходится 84 части чистого серебра и 12 частей примесей. В сумме получается 96. Серебро пробы 96 обозначало, что в составе совсем не присутствует лигатура. А серебро 84 пробы включает в себя 87,5% серебра, остальные 12,5% примесей приходятся на неблагородные металлы.

Как правило, в качестве лигатуры используют медь, но возможны добавления никеля, алюминия, цинка, кадмия. Каждая металлодобавка изменяет цвет сплава и физико-механические качества (твердость, гибкость, плавкость и прочее).


Перевод 84 пробы из золотниковой в метрическую систему


В начале XX века была введена метрическая система проб благородных металлов, которая сменила золотниковую. Действует она и по сей день. Рассчитать какой пробе соответствует проба серебра 84 в современной системе достаточно просто. Для этого необходимо имеющуюся пробу 84 поделить на 96 и умножить 1000. Получается: 84/96 х 1000 = 875, а именно, это значит, что, по действующим сегодня мерам измерения массы на 1000г сплава, приходится 875 г серебра и 125г лигатуры.


Как выглядит клеймо мастера на 84 пробе серебра ?


Основные требования для простановки клейма 84 на серебре: само цифровое обозначение пробы, обращенный влево женский профиль, инициалы управляющего производством. Начиная с 1908г. были внесены изменения. Женский профиль необходимо было развернуть вправо и добавить буквы, указывающие область, где изготовлено изделие. В некоторых вариантах исполнения проставляли год производства, также на антикварных предметах можно найти клеймо мастера.


Профиль женщины в кокошнике, развернутый в левую сторону говорит о том, что вещица была изготовлена до 1908 г., и она имеет для антикваров особую ценность.

Данный предмет Вы можете посмотреть в этом видеообзоре на канале сайта "Antik1941" на Ютуб. В коротком ролике можно увидеть, то как смотрится именно эта антикварная вещь "в живую", в домашнем интерьере, при дневном свете, а не со студийным освещением. Вы сможете лучше оценить ее реальное качество, состояние и великолепие ! В натюрморте с другими старинными предметами станет более понятен ее размер и вы сможете представить, то как этот предмет будет смотреться в интерьере у вас дома...

Из истории русской черни по серебру:

Специалисты считают, что прием чернения для украшения изделий появился именно на Руси, отсюда технологии чернения начали распространяться по Европе. Хронологическими рамками появления украшений с чернью на Руси считается период IX-X вв. – о более раннем распространении ничего не известно. Процесс изготовления украшений с чернью

Изготовление изделия. Первой стадией в изготовлении черненых украшений было изготовление основы изделия. Материалом для изделия обычно служил тонкий серебряный лист, который в силу свойств серебра при обработке легко изгибался и принимал нужную форму. Кроме того, серебро давало ясный рисунок, четко различимый на фоне черни.

Существовали три способа изготовления полого украшения из тонкого листа. Первый способ, самый древний и самый сложный, назывался ручной выколоткой: листу в холодном состоянии с помощью молотка придавали нужную форму. Этот способ применялся для выполнения индивидуальных заказов; с его помощью можно было изготовить оригинальные колты или обручи.


Второй способ, более легкий – тиснение на матрице. Он применялся для массового производства украшений – об этом свидетельствует большое количество находок при раскопках. Для этого способа требовалось изготовить матрицу из медных сплавов, одна сторона которой была выпуклой и позволяла путем тиснения придать изделию выпуклую рельефную форму, чтобы он выделялся на фоне черневой массы.

Третий способ относился к литью. Он применялся редко, так как требовал большого расхода металла. Артефакты показывают, что чаще всего с помощью литья делались перстни, которые затем украшались чернью.

Гравировка серебра

Гравирование заключалось в перенесении рисунка на металл, что требовало большого мастерства, внимания и усердия. В случае изготовления изделия из серебра для выполнения гравировки серебряная пластина неподвижно закреплялась на специальной подушке из разогретой смолы и покрывалась тонким слоем воска. Перенесение рисунка производилось с помощью иглы или тонкой деревянной палочки, которой обводили контуры рисунка или орнамента на бумаге с легким нажатием, чтобы на воске остались углубленные линии. Сложность переносимого на изделие рисунка, например, плетения, усложняла работу мастера-ювелира. Чернение производилось по углубленным линиям, оставшимся на воске. Углубления на металле создавались с помощью нескольких резцов, которые имели различные формы рабочих краев. На некоторых украшениях с чернью X-XI вв. удалось разглядеть, что мастера работали двумя-тремя резцами. Подобными резцами (штихелями) пользуются и современные ювелиры.

Сходство орнаментов на рукописях и на украшениях с чернью позволяет предположить, что многие рисунки украшений копировались с книг.

Важным этапом являлось приготовление самой черни. Ее готовили способом варки, для чего существовало много рецептов. О самом раннем древнерусском способе варки известно по трактату Теофила. Необходимыми ингредиентами, согласно Теофилу, являлись серебро, медь, сера и свинец, а основной метод был основан на плавке. Сначала плавилась смесь из серебра и меди в пропорции две трети серебра и одна треть меди; затем расплавленная смесь соединялась в тигеле с расплавленными серой и свинцом, и на последней стадии вся смесь подвергалась переплавке в горне. После остывания сплава его надо было растолочь в порошок и вновь переплавить в горне. Процедура переплавки повторялась несколько раз.

Последующие исследования показали, что вместо меди иногда использовалось олово, а пропорции сплава могли меняться. В зависимости от состава сплава цвет черни мог приобретать различные оттенки черного: от насыщенного бархатисто-черного до серого с серебристыми отливами. В состав черневой массы могли также входить поташ, бура и соль. От процесса выплавки зависело многое: качество черни влияло на качество украшения. Правильно приготовленный черневой состав не крошился, а прочно соединялся с металлом.


Теофил расписал детали приемов нанесения черни на готовое изделие, и сообщил о последующих необходимых операциях, включающих обжиг. Последняя операция при нанесении черни – полировка. Теофил предлагал использовать для этого пемзу, которой нужно натирать часть украшения, покрытого чернью до тех пор, пока рисунок полностью не проявится и поверхность не станет гладкой. Такой прием мог использоваться как для рисунков, так и для четкого проявления фона.

Несмотря на ценные сведения, содержащиеся в трактате Теофила, процесс чернения описан им не полностью. Специалистам удалось восстановить полную картину. Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году. В XVIII веке черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. Местные мастера освоили ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия.

Благодаря их таланту «Северная чернь» обрела свое уникальное место в черневом искусстве, оказав влияние на многие центры русского ювелирного производства черневых изделий. Так, например, в 1744 году в Москву был вызван великоустюгский мастер Михаил Климшин «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества»

В течение XIX века в силу исторических и экономических условий промысел пришел в упадок. Возрождение «северной черни» в XX веке связано с именем потомственного мастера М.П. Чиркова. Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. Объединившись в 1933 году в артель «Северная чернь», они наладили выпуск ювелирных изделий.

С привлечением на работу в артель Е.П. Шильниковского – выпускника Петербургской Академии Художеств, возрос художественный уровень создаваемых изделий, в результате чего великоустюгское черневое серебро вновь получило мировое признание.

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже, за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А.С. Пушкина, артель «Северная чернь» была удостоена Большой Золотой медали.

С ростом объемов производства артель в 1960 году была преобразована в фабрику, получившую в 1973 году статус завода. Сегодня это ЗАО «Северная чернь». Изделия «Северной черни» создаются на высоком художественном уровне с отличным качеством.

Главное достоинство великоустюгских изделий – прочность соединения черни с серебром и красивый глубокий тон черневого сплава. Сохраняя традиции древнего промысла, творческий коллектив завода развивает уникальное направление современного ювелирного искусства.

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.

Вы смотрели следующие лоты

Схожие по цене