ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Металлопластика: иконки, кресты 10-14 век

Вид сетки:

Иконка с образом Богоматери Одигитрии

4000 руб.
Артикул: 30956

Старинный образок. Одигитрия. 12-13 век.  Оригинальная древнерусская меднолитая подвеска. Изделие расчищено и закреплено специальным составом.Диаметр - 2 см.Вес - 1.58 гр.Материал: медьЭта домонгольская икона-привеска «Богоматерь Одигитрия» – нательная односторонняя иконка-подвеска, изготовленная методом литья из оловянистой бронзы имеет ..

Тельник с крестом в центральном медальоне. Домонгол.

5000 руб.
Артикул: 4333

Тельник с крестом в центральном медальоне. Домонгол редкого типа в идеальном "сохране". 12-13 век.Размер 2 х 1.5 см.Вес  - 1.7 гр.Историческая справка: Согласно исследованиям другого советского и российского искусствоведа В.Г. Пуцко (1941 г.р.), основой славянской художественной традиции послужила византийская культура. Более того, учёный..

Старинный тельный крест домонгол. 12-13 век.

4500 руб.
Артикул: 25695

Подлинный старинный тельный крест домонгол. 12-13 век. Оловянистая бронза. Отличное состояние. Нечастая разновидность миниатюрных древнерусских тельников.Размер 2.8 х 1.7 см.Вес 2.16 гр.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Виз..

Подвеска с прорезным крестом.

5500 руб.
Артикул: 26010

Крестовключенная прорезная привеска 12-15 век. Отличное состояние. Эта прорезная привеска – подлинный коллекционный образец раннехристианской медной пластики 12 века, изготовленный методом литья из оловянистой бронзы.Такой тип прорезных привесок, содержащих крест в кольце, ещё на рубеже 19-20 вв. называли «патриархальный крест в круге». Первые науч..

Тельный крест 14 века с орнаментом

4500 руб.
Артикул: 24747

Старинный нательный крестик «Плетёнка» представляет собой четырёхконечный крест с прямоугольными окончаниями. Лицевая сторона предмета покрыта плетёным ромбовым узором. На нижней оконечности креста видна стилизованная гора Голгофа, состоящая из прямоугольника внизу и круга вверху – обе геометрические фигуры соединены стержнем. Такая комбинация симв..

Домонгольский крест. 14 век

4000 руб.
Артикул: 25493

Подлинный домонгольский крест редкого типа. 13-14 век. Хорошее состояние. Медное литье.Размер изделия - 2.5 х 1.5 см.Вес - 1.57 гр.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средне..

Тельный крестик. Домонгол

1900 руб.
Артикул: 20914

Старинный медный крестик первых веков христианства на Руси. Хорошее коллекционное состояние. Миниатюрный размер.2.5 х 1.7 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневекова..

Старинный медный крестик (Домонгол)

2800 руб.
Артикул: 29264

Меднолитой православный крест 12-13 века. Первые столетия Христианства на Руси... Отличное коллекционное состояние. В центральном медальоне рельефные солярные знаки (с аверса и реверса). Существуют различные объяснения этого узора, наиболее известные из которых сводятся к тому, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, ко..

Домонгольский тельный крестик. 11-12 век.

2700 руб.
Артикул: 12333

Оригинальный миниатюрный древнерусский литой крестик. Медный сплав. Хорошее состояние. В квадратном средокрестие фактурное изображение креста.Размер 2.5х1.7 см.Вес - 1.93 гр.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не зн..

-17%

Древнерусский православный крестик. 12-14 век.

2000 руб. 2400 руб.
Артикул: 32779

Литье. Оловянистобронзовый сплав. Изумрудная патина. Вес 2.70 гр.Размер 3 см х 1.7 смНа кресте присутствуют круглые солярные знаки на кресте - использование подобных "языческих" символов солнца в раннехристианской металлопластики (как и желтой и белой эмали на крестах) показывает что переход к христианству был  плавным и без радикального ..

Миниатюрный домонгольский  крест. 13-15 век

2200 руб.
Артикул: 30653

Классический тип нательных крестов 13-15 века. Хорошее состояние. Каплевидный четырехконечный крест – популярная форма у христиан всех направлений. Распознать этот тип можно по характерным элементам в виде капелек, расположенным по краям лучей. Подобный декор символизирует капли Христовой крови.Гладкая изумрудная патина. Крест четырехконечный ..

Домонгольский крест 11-13 века.

4700 руб.
Артикул: 28979

Крест четырехконечный равносторонний с ромбовидным средокрестием и концами в виде стержней, имеющих два каплевидных утолщения. Оглавие имеет вид ушка.Идеальная темно изумрудная патина. Размер крестика - 3 см х 2.5 смВес - 2.05 гр.Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выра..

Панно с древностями. Славяне. 13-15 век.

16000 руб.
Артикул: 24478

Центральный предмет в этой композиции - это древний боевой топор, подлинный артефакт 13-15 века, в хорошем состоянии. Это очень качественная работа кузнеца-оружейника. Предмету около тысячи лет ! Очень хорошее состояние металла - полностью сохранил все свои качества. Топор очищен и покрыт консервирующим составом. Также в рамке закреплены силико..

Домонгольский крестик. Бронза 11-13 век

2400 руб.
Артикул: 29577

Хорошее состояние. Оригинальная "родная" патина. Один луч немного изогнут. На кресте присутствуют круглые солярные знаки на кресте - использование подобных "языческих" символов солнца в раннехристианской металлопластики (как и желтой и белой эмали на крестах) показывает что переход к христианству был  плавным и без радикального искоренени..

Домонгольский медный крест

4700 руб.
Артикул: 30631

Редкий тип крестов 11-13 века. Без отверстия для веревки. Вероятно этот крест был в чем-то вставлен: в обложке книги или в большой деревянный крест... Размер -2.8 х 2 см.Вес - 15.09 гр.Крест катакомбный, или "знамение победы"  "В катакомбах и вообще на древних памятниках несравненно чаще встречаются кресты четвероконечные, чем какой-либо друго..

Прорезная площадка от древнерусского перстня

800 руб.
Артикул: 33969

11-13 век. Вятичи. Очень не частый тип колец с прорезным крестом. Вес - 1.49 гр.Размер - 2.2 х 2 см...

Тельная иконка" Воскресение Христово ", XVIII век

11000 руб.
Артикул: 31012

Меднолит. Иконка с оглавием ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО (СОШЕСТВИЕ ВО АД). Размер: 50х45 ммСтепень редкости: R5Вес 32.37 гр.Медная икона «Воскресение Господне – Сошествие во ад» – сюжетная тельная икона 18 века, отлитая из медного сплава.Описание:Иисус Христос – стоящий на вратах ада. Правой рукой Спаситель держит стоящего на коленях Адама, в Его лев..

Панно с подборкой крестиков 10-13 веков

45000 руб.
Артикул: 30955

Хорошее состояние. Закреплены на пано с помощью силиконового герметика ( при желании удаляется). Много очень редких крестов и образков в отличном состоянии. Гарантированно подлинная коллекция русской металлопластики. Статьи, посвящённые археологическим находкам, и в то же время не являющимися сводами таких находок, по своей пр..

Крестик тельный. 12-13 век.

4200 руб.
Артикул: 34070

Древний христианский тельный крестик в отличном коллекционном состоянии. Двухсторонний резной рисунок. Шарики на окончаниях лучей.  Материал: оловянисто медный сплав. Ровная вековая патина. Целое крепежное "ушко" - отверстие под для веревки.Размер 3 см. х 2.3. смВес 2.23 грамма..

Крест скандинавского типа с Распятием Христовым, Xl век

37000 руб.
Артикул: 22245

Коллекционный крест скандинавского типа. Отличное состояние. Хорошая детализация (первые отливки) и ровная изумрудная патина. Геометрия изделия не нарушена, предмет без реставрации и вмешательств. Наиболее известная находка подобного креста хранится в Новгородском музее и датируется 30-40х годами XI в. Аналогичные обнаружены в Скандинавии и на о. Г..

Крест с Распятием Христовым. XI-XII век.

25000 руб.
Артикул: 7878

Крупный редкий коллекционный крест-домонгол тельный с округлым завершением лопастей со "слезками".  По размеру его можно отнести к наперсному кресту, который носился поверх одежды... Бронзовый сплав, литьё. XI-XII век. Размеры : 4.6 х 3.2 см.Вес : 4.66 гр. По контуру лицевой стороны креста проходит рельефный бордюр. Центральную часть..

Тельный крест. Домонгол

3000 руб.
Артикул: 32395

12-13 век. Оригинальный древнерусский крестик из оловянно-медного сплава в очень хорошем состоянии. Редкий тип тельных крестов. Необычно большое плоское "ушко" под веревочку.Размер 2.5 х 2 см.Вес - 1.96 гр.По форме этот крест - "трилистник". В наши дни такой крест имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города Троицка Пензенской губерн..

Крест. Домонгол. 11-12 век

3500 руб.
Артикул: 32549

Старинный миниатюрный медный домонгольский крестик редкого типа. Целое крупное оглавие. Изумрудная многовековая патина. Вес 1.1 гр.Размер - 2 х 1 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы..

Подборка коллекционных домонгольских крестиков

30000 руб.
Артикул: 29398

10-13 век. Хорошее состояние. Закреплены на пано с помощью силиконового герметика ( при желании удаляется).Древнерусские нательные крестыДревнерусские нательные кресты XI-XIII веков. Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изуч..

Подвеска с крестовидным узором

1500 руб.
Артикул: 31577

Маленькая медная  подвесочка с прорезным двухсторонним узором. 12-13 век. Крепежное ушко с повреждением.Вес - 1.25 гр.Размер - 2 х 1.3 см...

Редкий тип тельного доморнгольского крестика

4500 руб.
Артикул: 32660

12-13 век. У крестика очень хорошее состояние. Изумрудная патина. Крест четырехконечный равносторонний с концами в виде стержней, имеющих два каплевидных крестовидных утолщения. Оглавие имеет вид ушка (ушко цело).  Размер 2.3 х 1.5 см.Вес - 1.52 грамма !Тельные кресты. Древняя РусьНе существует сколько-нибудь полного свода типов домонголь..

Меднолитой крест. Домонгол

5500 руб.
Артикул: 26835

Красивый меднолитой крестик с круглыми окончаниями. 12-13 век. Отличное коллекционное состояние. Размер - 3 см. х 2.2 см.Вес 2.60 гр...

Нательный крест «Плетёнка»

18000 руб.
Артикул: 8671

Редкий тип нательного креста  – средневековый артефакт 13-14 века. Изготовлен методом литья из медного сплава.  Тельник представляет собой крупный четырёхконечный крест с прямоугольными окончаниями. По центру размещен Голгофский крест.  Плетёный орнамент в боковых концах креста завершается небольшими узорными крестиками. Оборотная ст..

Криноконечный крест с столярными знаками XII-XIII вв.

9500 руб.
Артикул: 7676

Узорчатый домонгольский крестик вы отличном состоянии. Подлинный артефакт их средних веков. Русь. XII-XIII вв. Материал: серый метал (оловянистая-бронза с примесью серебра). Оконечности в виде трилистника (крина). Рельефные дуги в средокрестии своими концами образуют парные выступы на лопастях. Крест имеет литейные оплывы, не до конца обработан пос..

Тельный крест-домонгол. Редкая разновидность

6500 руб.
Артикул: 30378

Древнерусский тельный крест с солярными знаками с двух стороны. подлинный артефакт из далеких 12-13 веков... Меднолитой. Хорошее состояние. Вес 1.38 гр.Размер - 2.5 х 1.6 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, ..

Тельный крестик-домонгол. Меднолит

5000 руб.
Артикул: 29412

Подлинный артефакт из далекого 12 века. Меднолит. Массивный тельный крестик-домонгол.Отличное состояние и качество. Редкая разновидность.Размер 3.4 х 2.2 х 0.5 см.Вес 4.72 гр.КРЕСТ ВСЯКОЙ ФОРМЫ ЕСТЬ ИСТИННЫЙ КРЕСТ  Существует несколько видов крестов различающихся по своему назначению. Это простой монолитный нательный крест (тельник), нагрудный..

Домонгол. Крест в сером металле

4500 руб.
Артикул: 31864

12-13 век. Старинный крест из оловянисто-бронзового сплава. Крест равносторонний криноконечный с рельефными дугами в средокрестии, образующие парные выступы на лопастях. Оглавие: Уплощенная крупная бусина. На углах средокрестия ярко выраженные рельефные дуги, образующие парные выступы на концах лопастей. Размер 3.2 х 2 см.Вес - 3.87 гр...

Круглоконечный крест с круглым средокрестием. Выемчатая эмаль.

12000 руб.
Артикул: 5665

Домонгол. XI - начало XIII в. Коллекционный меднолитой крестик киевского типа. Отличное состояние. Кольцевидное контурное рельефное средокрестие. Лопасти плавно расширяются от центра и имеют прямоугольные углубления на всем протяжении. На четырех круглых оконечностях с парными треугольными выступами расположены круглые углубленные медальоны. В цент..

Домонгол. Православный крестик

2500 руб.
Артикул: 24676

Артефакт 12-13 века. Хорошее коллекционное состояние. Без ущербов. Изумрудная глянцевая патина. Крест видно что носили долго - "ушко"  под веревочку сильно протерто, но цело.Вес 1.58 гр.Размер - 2.3 х 2 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой п..

Прямоконечный тельный крест с эмалью. XII - XIII в.

5500 руб.
Артикул: 25854

Вторая половина XII - XIII в. Меднолит. Прямоконечный тельный крест с квадратным средокрестием двухсторонний прямоугольноконечный с квадратным средокрестием в изумрудной патине.Вес 2.01 гр.Размер 2.1 х 1.6 см.Углубленный крест с точка по углам квадрата средокрестия с аверса и реверса. Отличное коллекционное состояние. Аналогичные кресты, датир..

Нательный крестик «Плетёнка» 14 века

4500 руб.
Артикул: 28754

Старинный нательный крестик «Плетёнка» – средневековый артефакт 14 века. Изготовлен методом литья из медного сплава. Тельник представляет собой четырёхконечный крест с прямоугольными окончаниями. Лицевая сторона предмета покрыта плетёным ромбовым узором. На нижней оконечности креста видна стилизованная гора Голгофа, состоящая из прямоугольника вниз..

Коллекционный крест. 13-15 век

4500 руб.
Артикул: 24832

Древняя Русь. Меднолитой артефакт - подлинный коллекционный односторонний крест на 13-15 век. Медный сплав. Редкий тип креста-корсунчика с прорезным утопленным изображением в центральном медальоне и с солярными знаками в лучах. Ровная изумрудная патина...Представленный старинный крест сохранился в таком состоянии, что его можно вполне носить е..

Крест. Серебро. 14-15 век.

-отсутствует-
Артикул: 26057

Оригинальный коллекционный и очень не частый тип крестика. первых веков христианства на Руси, в хорошем состоянии. Так называемый - домонгол. Именно серебряные крестики этого периода большая редкость! Все серебро было привозное, и эти ювелирные изделия отливались из дирхемов из Золотой Орды и из Арабских стран.Вес 1.19 гр.Размер - 2.2 х 1.8 см.Этот..

Крест. Древняя Русь. 13-14 век.

-отсутствует-
Артикул: 30518

Маленький тельный крестик из оловянисто-бронзового сплаваРазмер -  2.2 х 1.8 см.Вес - 1.68 гр.Крест двусторонний трехшарикоконечный с простым средокрестием и стержневидными лопастями. Оглавие в виде уплощенной округлой бусины с двумя продольными валиками по краям.На сайте антик1941 вы найдёт большой ассортимент старинных крестов. Для того чтоб..

Серебряный домонгольский нательный крест.

-отсутствует-
Артикул: 28631

Редкий тип нательных крестов 11-13 века. Достаточно крупный и массивный крестик, с чуть изогнутым верхним лучом.  Каплевидный четырехконечный крест – популярная форма у христиан всех направлений. Распознать этот тип можно по характерным элементам в виде капелек, расположенным по краям лучей. Подобный декор символизирует капли Христовой крови.С..

Маленький «криновидный» крест.

-отсутствует-
Артикул: 32541

Старинный русский крест. 12-13 век.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического объяснения. Не существует ..

Костяной резной домонгольский нательный крест

-отсутствует-
Артикул: 28641

Византийский тип. Редкий тип нательных крестов 11-13 века. Гарантированно подлинный, уникальный артефакт. Такой крест можно найти только визуально... Металлодетекторы тут не помогут. А сколь ничтожна была арифметическая вероятность обнаружить этот древний миниатюрный крестик в поле ? На кресте присутствуют круглые солярные знаки на кресте - ис..

Нательный крест Скандинавского типа.

-отсутствует-
Артикул: 28621

Редкий тип нательных крестов 11-13 века. С изображением Спасителя. Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует исторического..

Крестовидная привеска со спиралевидным узором

-отсутствует-
Артикул: 662

Древняя Русь. Подлинная крестовидная привеска со спиралевидным узором. Ювелирное изделие на  XII - XIII век (период двоеверия). Такие привески являются языческо - христианским символом. Очень красивое и в хорошем коллекционном состоянии изделие со спиралевидными кругами и гладкой без рисунка стороной.  Отлита из оловянисто-бронзового спла..

Дробница. 10-11 век

-отсутствует-
Артикул: 31366

Крестовидный рисунок. Хорошее состояние и ровная зеленая патина. Перегородчатая эмаль.  Пуговка для крепления к иконе, шитью, церковной одежды, оклады икон, евангелия и других церковных книг. Вес 3.29 гр.Диаметр 1.8 см...

Каталог по Древнерусской Пластике

-отсутствует-
Артикул: 24558

Музеи Московского кремля. Уникальный каталог по крестам иконам и панагиям. 2013 год издания. 344 страницы. Качественная полиграфия. Жесткий переплет. 29х21 см...

Энколпион со слёзками. Третья четверть XII века

-отсутствует-
Артикул: 23554

Византийский тип. Одна створка с оглавием: Распятие Христово. Прямоконечный среднеразмерный гравировано-черневой энколпион со слёзками. Третья четверть XII века.  Внутри створки малое отделение для мощей... Состояние креста хорошее: ровная изумрудная патина. Без реставрации и вмешательств...Размер 70 х 35 мм.Вес 19.93 гр.Энколпионы пришли на Р..

Образок с рельефной фигурой всадника

-отсутствует-
Артикул: 9104

Монетовидная иконка-образок 11-13 века. Изделие с повреждениями.  Меднолитой сплав.Диаметр 2 см.Вес  1.65 гр.На лицевой стороне экспоната отлита рельефная фигура всадника, повёрнутого влево.За спиной всадника виднеется развивающийся плащ, в левой руке конника копьё, направленное вверх под углом в 45 градусов.Голова святого подвижника обве..

Показать: 50 | 75 | 100

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Ранние древнерусские кресты и иконки. Металлопластика

У крестов и иконок той  поры, как правило. совсем простая и на первый взгляд  совсем незамысловатая форма. Но она обладает своей особой очень тонкой эстетикой и силой, присущей ранним древнерусским вещам веры, христьянским древностям. Простота, эргономика и аскетизм декора не отвлекает от главного смысла, которое несет в себе это небольшое изделие, отлитое мастером-ювелиром. У домонгольских крестов и иконок совсем нет того излишнего орнаментализма, детализации и отвлекающей игры форм, как, к примеру, на христианской металлопластике 18-19 века. Уже во времена Екатерининские веяния запада заметно отразились на христианской металлопластики и иконографии. Энергетика небольших крестиков раннесредневековой поры (домонгола)  очень велика ! Ведь это были времена, когда вера занимала совсем другое место в обществе в целом и в жизни каждого человека.  Внешнее было вторично. Украшательства были не к чему. Славяне-язычники, иноверцы со степей, латиняне-крестоносцы с запада - для православного любой мог принести смерть, и крестик на шеи был далеко не просто украшением...


История и традиции православного креста

Во время Таинства крещения на каждого новокрещеного на Руси надевался крест. Нательный, или тельный, крест постоянно носили на себе, с ним и хоронили. В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Наиболее почитаемые нательные кресты с вложенными в них мощами и святынями передавались в роду по наследству.

Русские нательные кресты

Известны кресты — исторические реликвии, принадлежавшие преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Евфимию Суздальскому, протопопу Аввакуму, и другие. Известны чудотворные кресты — меднолитой крест-энколпион (от греч. - «на груди») XII века с изображением Купятицкой иконы Богоматери и другие. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Наиболее древние тельные кресты, Х-ХП веков, найденные на территории Херсонеса, Киева и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.

Домонгольские кресты энколпионы

На многих домонгольских крестах-энкол-пионах с изображением Богоматери помещена надпись: «Святая Богородице, помогай». Часто встречается изображение на оборотной стороне древнерусских крестов-энколпионов Богоматери и Николы Чудотворца — «всеобщих заступников рода христианского». Уже самые древние кресты отличались удивительным разнообразим форм и декора. Они имели различные средокрестия (в виде квадрата, ромба или круга), разное завершение концов, или ветвей, — трехлопастное, кри-новидное (стилизованное изображение цветка лилии), ажурное. Существовали кресты от трех- до двенадцатиконечных; кресты, заключенные в круг, и с перекрестиями на концах. Кресты с рельефным изображением в центре восьмиконечного креста с копием и тростью, окруженные пышными цветами, травами и ажурными сквозными узорами, получили название «процветших», или «Процвете древо Креста», что было связано, прежде всего, с прообразом Креста в Ветхом Завете — «Древом Жизни». Святой Иустин во II веке изъяснял этот образ как символ Христа. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин отмечал, что «Древо Жизни», выращенное Богом в раю, предызображало драгоценный Крест, ибо как через древо пришла смерть (то есть через древо познания добра и зла. —С.Г.), так через Крест Христа — «Древо Жизни» — даровано спасение. Изображения процветшего креста встречаются уже на каменных саркофагах IV века [99]. В XVII - XVIII веках фантазия русских «золотых и серебряных дел» мастеров в украшении крестов-тельников не знает границ. Особым узорочьем в этот период отличались нательные кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера — Великом Устюге и Сольвычегодске. Они расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками всевозможных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром. Среди тельных крестов были широко распространены металлические, как самые прочные, долговечные и красивые.

Коллекционная металлопластика

Изредка при раскопках встречаются золотые и серебряные, но чаще всего — меднолитые. На старообрядческих нательных крестах помещается чаще всего молитва Кресту: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его...» или тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Влады-ко, и святое Воскресение Твое славим». В XVI веке на Руси распространяются неизвестные ранее нагрудные кресты с фигурой Ангела-хранителя. Из всех святых, изображаемых на нательных образках и крестах, пользовался особой популярностью мученик Никита — как «победитель дьявола» и «смущение бесам». В XVII веке на русских напрестольных, наперсных и тельных металлических крестах стали помещать орудия Страстей Христовых, среди которых были гвозди (в православной традиции - четыре), молоток, клещи, плеть, копие, трость, перчатка (символ заушения), а также мешочек с высыпающимися монетами, игральные кости, которые бросали воины, разделяя ризы Христовы, и т. д. В начале XX века во Владимирской губернии мужчины, женщины и дети всегда носили на шее «на гайтане» (шнурке) крестик либо иконку, обыкновенно медные, причем крестики мужские отличались от крестиков женских тем, что первые к концам расширялись либо имели прямые или закругленные концы, а женские, наоборот, сужались, напоминая по форме стилизованный лист дерева. Эта особенность была присуща крестам, которые носили старообрядцы. С течением времени форма, и декор крестов подвергались в определенной степени изменениям в связи со сменой стилей в искусстве. Изменения не коснулись только нательных крестов, носимых старообрядцами, которые сохранили архаичность вплоть до настоящего времени. В XIX веке пышные барочные формы процветших крестов сменяются более строгими, что было связано с господствовавшим в России в первой половине XIX столетия стилем классицизм. Во второй половине XIX века, когда резко возрос интерес к археологии и древнему' искусству, вновь появляются кресты, воспроизводящие ранние формы, — такие, как каменные кресты-«корсунчики», и другие. (Из книги: С.В.Гнутова «Крест в России». М., «Даниловский благовестник», 2004.) Как выбрать нательный крест Нательный крест — это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры. Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму. Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений.  Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались — золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, — так и своей формой.  И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям. Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М., 2002. Почему надо носить нательный крест Нательный крест (на Руси его называют «тельник») возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!». Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М.,2002. Символика и таинственное значение православных крестов Восьмиконечный крест — самый распространенный в России.  Нажмите для просмотра прикрепленного файла Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной — короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, — на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя — подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова. Верхняя перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина — подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение. Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг,- по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста. Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.

Антикварные тельные кресты в коллекцию и на подарок

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть невластна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине — приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой — луна, на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям. Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю вселенную. Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений. В частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область небесного бытия (мир ангелов). Средняя длинная перекладина вмещает понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце и луна (солнце — как образ славы Божества, луна — как образ видимого мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки Сына Божия, чрез Которого все «начало быть» (Ин. 1,3). Руки воплощают в себе понятие созидания, творчества видимых форм. Косая перекладина есть прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу. Нижний конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех Адама землю (см.: Быт. 3, 17), но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все — от земного до превыспреннего. Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее. Крест имеет многочисленные значения и с .других духовных точек зрения. Например, в Домостроительстве о спасении человеческого рода Крест означает своей вертикальной прямой линией справедливость и непреложность Божественных заповедей, прямоту Божией правды и истины, не допускающей никаких нарушений. Эта прямота пересекается главной поперечной перекладиной, означающей любовь и милость ,Божию к падшим и падающим грешникам, ради которой и был принесен в жертву Сам Господь, взявший на Себя грехи всех людей. В личной духовной жизни человека вертикальная линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу. Но это стремление пересекается любовью к людям, к ближним, которая как бы не дает человеку возможности вполне осуществить свое вертикальное стремление к Богу. На определенных ступенях духовной жизни это сущая мука и крест для души человеческой, хорошо знакомые каждому, кто старается идти путем духовного подвига. Это тоже тайна, ибо человек должен постоянно сочетать любовь к Богу с любовью к ближним, хотя это далеко не всегда получается у него. Многие прекрасные толкования разных духовных значений Креста Господня содержатся в творениях святых отцов. Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М.,2002. Крест шестиконечный "Русский православный" Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: "Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия". Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния. Одному разбойнику, низводимому во ад "тяготою хуления", произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: "днесь со Мною будеши в раю" (Лк. 23:43), крест возносит в Царство Небесное. Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным. Шестиконечный православный крест, наряду с другими, использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в "Российском гербовнике" (стр. 193), изображается "серебряный Русский крест".  Крест "терновый венец" Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе "Прославление Креста" XII-го века из Третьяковки (В. Н. Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV века; на покровце "Голгофа" - монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т. д. Бог сказал согрешившему Адаму, что "проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе" (Быт. 3:17-18). А новый безгрешный Адам - Иисус Христос - добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути. Христовы Апостолы Матфей (27:29), Марк (15:17) и Иоанн (19:2) повествуют о том, что "воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову", "и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: "венец правды" (2 Тим. 4:8), "венец славы" (1 Пет. 5:4), "венец жизни" (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).  Крест "Греческий", или древнерусский "корсунчик" Традиционна для Византии и наиболее часто и широко употребляема форма так называемого "Греческого креста". Этот же крест считается, как известно, и древнейшим "Русским крестом", так как, согласно церковному Преданию святой князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного. Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную.  Крест схимнический, или "Голгофа" Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - "лобное место"), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения "Голгофы" следующие обозначения: "М.Л.Р.Б." - место лобное распят бысть, "Г.Г." - гора Голгофа, "Г.А." - глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении. Буквы "К" и "Т" означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: "IC" "ХС" - имя Иисуса Христа; а под ней: "НИКА" - Победитель; на титле или около нее надпись: "СНЪ" "БЖIЙ" - Сын Божий иногда - но чаще нет "I.Н.Ц.И" - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: "ЦРЪ" "СЛВЫ" - Царь Славы. Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Крест "Голгофа" также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов изображенных на четырех стенах здания. В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест. "Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва", - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.  Крест "Просфорный - Константиновский" Впервые эти слова по-гречески "IC.XP.NIKA", что означает - "Иисус Христос - Победитель", были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином. "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его" (Апок. 3:21), - говорит Спаситель, Победитель ада и смерти. По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: "IС.ХС.НИКА". Эта "просфорная" печать означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.

На нашем сайте можно увидеть различные коллекции крестов, разделенные по временным периодам.

Ставрографофилия - коллекции нательных крестиков. Коллекционирование  крестов - это процесс собирания различных видов крестиков, который  организован на основе определённых принципов. Например, некоторые люди  собирают нательные крестики (железные, деревянные или из драгоценных  металлов). Данный процесс сопряжён с поиском соответствующих предметов,  их систематизацией, а также хранением и экспонированием.

История  коллекционирования крестов начинается несколько веков назад, но точная  дата не определена, т.к. многие семьи хранили и передавали их из  поколения в поколения, а их могло быть в каждой семье до нескольких  десятков штук. Разные крестообразные предметы, сделанные из драгоценных  металлов с дорогими камнями, хранились у царей и богатых дворян.  Считалось, что крест - это символ выбора пути или дороги, а также символ  пересечения двух противоположностей. Первые христиане изображали  специальные гамматические кресты. В Византии такая форма употреблялась  для украшения церковных предметов и Евангелий. В 9 веке по заказу  императрицы Феодоры изготовили Евангелие, которое было украшено золотым  крестным орнаментом. Существует много вариантов крестов, а  различные графические их виды используются в оформлении наград за  подвиги. Такие изделия имеют большую ценность среди коллекционеров  крестов. Не менее ценным является Георгиевский орден Первой степени,  т.к. эта награда была чрезвычайной и за всю историю существования в  дореволюционной России её имели всего несколько десятков человек, и в  коллекции крестов она всегда занимает самое достойное место.


Очень интересно то, что при создании ордена  святого Георгия художники-оформители допустили ошибку. В центральном медальоне просматривается изображение всадника, который убивает дракона. Однако, геральдика того времени говорит о том, что дракон - это силы Добра, а по легенде Георгий победил не дракона, а змея. Занимательно и то, что до 1856 года действовал такой порядок, согласно которому данный орден после смерти владельцев должен быть возвращён в орденскую думу. Поэтому достать такой орден в свою коллекцию практически невозможно, т.к. все экземпляры хранятся в музеях или в частных коллекциях. На нашем сайте можно увидеть различные коллекции крестов, начиная от простых нательных, и заканчивая ценными Георгиевскими орденами.





Показать