Металлопластика: кресты и ладанки 14-17 век
Средневековый крестик с Никитой Бесогоном и Архангелом Михаилом
15 век. Подлинный небольшой средневековый крестик четырехконечный односторонний прямоугольноконечный в белом металле. В средокрестии изображение великомученика Никиты, побивающего беса, а на реверсе Архангел Михаил. По контуру креста с лицевой стороны проходит рельефная окантовка. Вместо оглавия на кресте имеется сквозное отверстие в верхней ..
Крест килевидный с узором
Русь. 16 век. Небольшой тельник с расширяющейся верхней оконечностью. Красивая изумрудная патина. Не частая разновидность. Хорошее состояние.Материал: медь. Окончание нижней лопасти тельника удлинено и напоминает по форме киль корабля. Килевидные кресты были весьма популярны в русском религиозном искусстве в XV-XVI век..
Мужской медный тельный крест. Голгофа
Средние века. Русь. Прямой тельный православный крест 16 века. Меднолитой крупный тельник мужского типа.Размер 3.5 х 5.1 см.Вес 5.99 гр.Можно ли носить антикварный крест ? Ответ священников...
Старинный мужской тельный крест. Серая патина
Идеальное состояние. Пролитый детализованный крестик. Датировка: XVI век - начало XVII века. Крест с прямым углом в средокрестии из оловянисто-бронзового сплава. Семиконечный рельефный Голгофский крест с копием и тростью на треугольной Голгофе. По контуру креста с обеих сторон проходит узкий рельефный ободок. На обороте строчный текст. ..
Медный православный крестик 16 века
Старинный русский крест. Медное литье последней четверти XVI - начало XVII в. Очень хорошее состояние и детализация (первые отливки с формы).Гарантированный оригинал. Отличное состояние . Размер 3.7 х 2.1 см.Вес 2.80 гр.Описание креста:ОГЛАВИЕ - Плоское граненое ушко с изображением ромбоконечного креста в ромбическом ковчежце.ВЕРХНЯЯ ОКОНЕЧН..
Прямой крест. Артефакт на 16-17 век
Старинный прямой крестик мужского типа в хорошем состоянии. Голгофский Крест. Материал: оловянистая бронза. Остатки серебрения в углубленном контуре. Подлинный образец древнерусской христианской металлопластики 16 века. Обратная сторона гладкая.Вес -2.77 гр.Размер 3.9 2.1 см.Металлопластика — один из видов художественной обработки металлов, и..
Прямой старинный крест 16-17 века
Оригинальный артефакт XVI–XVII века из оловянисто-бронзового сплава. Тяжеленький тельный литой крест в серой патине. Очень хорошая детализация. Состояние отличное - отлит, "как вчера"... Вес 6.86 гр.Размер 4.5 х 2.5 см.Этот старинный крест в таком состоянии ,что его можно носить еще много лет и самому, конечно предварител..
Килевидный тельник «С Голгофским крестом» начала 17 века
Редкая разновидность килевидного тельного креста. Детский маленький тельник «С Голгофским крестом» – предмет личного благочестия начала, изготовленный по технологии литья из медного сплава. Вес 1.47 гр.Размер - 2.3 х 1.4 см.Оглавие в виде плоского ушка. Крест четырехконечный двухсторонний прямоугольноконечный с прямым углом в средокрести..
Старинный крестик 17 века.
Классический тип православного креста-тельника в отличном состоянии. Оловянисто-бронзовый сплав. Отличное состояние.Вес - 3.30 гр.Размер 3.5 х 2.2 см.Можно ли носить антикварный крест ? Ответ священников.Нательные медные кресты - маленькие памятники истории РоссииКрест на Русь пришел со времен крещения ее великим князем Владимиром, и б..
Крест с распятием. 16 век
Старинный медный крестик. Не чищенный...Вместо оглавия на кресте имеется сквозное отверстие в верхней оконечности.На верхнем луче: рельефная монограмма: IСХС (Иисус Христос)Аверс креста: В углубленном крестообразном ковчежце - рельефное изображение Распятия. Тело Христа почти прямое, руки прямые, кисти непропорционально большие. Крест, на котором р..
Большой килевидный крест
16-17 век. Отличное коллекционное состояние. Зеленая ровная патина. ОПИСАНИЕ. ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА ОГЛАВИЕ В виде граненой бусины с изображением ромбовидного креста. ВЕРХНЯЯ ОКОНЕЧНОСТЬ В прямоугольном клейме рельефная монограмма ЦРСЛ (Царь Славы) под титлами. По бокам в прямоугольных узких клеймах вертикальный ряд рельефных точек. СРЕДОК..
Большой наперсный крест Распятие и избранные Святые
16-17 век. На тыльной стороне произведена профессиональная реставрация.Размер - 9.3 х 4.8 см.Вес - 29.98 гр.История нательного крестаРасскажу об истории ношения креста на груди (по-славянски грудь - "перси"), так называемого наперсного креста). Спаситель был распят не на аккуратном, обструганном Кресте, который часто и..
Пано с крестами , 16-17 век
Артефакты позднего средневековья: подлинные тельные кресты 16-17 века. Закреплены на пано с помощью силиконового герметика ( при желании удаляется). В подборке крестов в состоянии хорошем состоянии, есть и ломанные "конструкторы"...Сейчас наперсный крест – это атрибут священника и архиерея. В 12-17 веке такие кресты носили и миряне поверх оде..
Крест из белого метала 16 века
Оловянистая бронза. Очень хорошее состояние. Сплав с большим добавлением серебра - светло серый оттенок. Миниатюрный коллекционный крестик, довольно толстенький и тяжелый, с четкой проливкой и детализацией. ..
Каталог по Древнерусской Пластике
Музеи Московского кремля. Уникальный каталог по крестам иконам и панагиям. 2013 год издания. 344 страницы. Качественная полиграфия. Жесткий переплет. 29х21 см...
Подборка больших тельных крестов, 15-17 век
По центру композиции расположен целый крест-мощевик. Хорошее состояние. Закреплены на пано с помощью силиконового герметика ( при желании удаляется). Много редких крестов в отличном состоянии.Историческая справка о крестах-энколпионах:Ученые утверждают, что в домонгольскую эпоху в кресты–энколпионы помещали не мощи, а более доступные простому люд..
Крест энколпион Распятие Христово.
16 век. Створка креста-мощевика. В изголовье Христа рельефный крест с птицей. Крупный крест, для ношения поверх одежды, символизм христианского служения называется наперсный крест. На Руси, такие кресты в основном были принадлежностью епископского сана.В оглавии символ Духа Святого. Коллекционный меднолитой четырёхконечный крест, с расширяющим..
Крест энколпион, мощевик 16 века
Две створки и оглавие. Не реставрированные подобранные части от крестов одного типа. В наперсных крестах благоверные православные христиане, а в большем случае священнослужители, носили мощи святых.Размер створки - 6.5 х 4.8 см. ,Общий вес - 43.59 гр...
Большой крест пропеллер, 16 века
Очень хорошее коллекционное состояние. Литье. Желтый сплав: бронза. Четкая рельефная проливка креста. Не реставрирован!Размер 7.5 х 5 см.Вес 18.35 гр.Описание креста:На лицевой стороне изображен сюжет Распятие Христово, на обороте креста изображен Иоанн Предтеча (Ангел Пустыни). Центральную часть лицевой стороны медного креста заним..
Коллекционная металлопластика.
16-17 век. Хорошее состояние. Изумрудная патинаЗакреплены на пано с помощью силиконового герметика ( при желании удаляется). В подборке несколько редких массивных крестов 16 века с Никитой бесогоном и Спасителем...
Навершие от креста энколпиона.
16-17 век. Хорошее состояние. Ровная изумрудная патина.Симеон Солунский следующим образом толкует значение «енколпия»: «крест или енколпий, висящий у архиерея на груди, означает печать и исповедание веры, а что он висит на груди, этим означается исповедание от всего сердца»..
Поделитесь информацией о нас в соц сетях
Русские нательные кресты, иконки 14-15 век.
У ранних крестов и иконок, как правило, простая и на первый взгляд совсем незамысловатая форма. Но какой она обладает тонкой эстетикой и силой ! Она присуща только ранним древнерусским вещам, в частности, христьянским древностям. Простота, эргономика и аскетизм декора не отвлекает от главного смысла, которое несет в себе небольшое изделие, отлитое мастером-ювелиром. У домонгольских крестов и иконок совсем нет того излишнего орнаментализма, детализации и отвлекающих игр форм и вырисовки, как, к примеру, на христианской металлопластике 18-19 века. Это во времена Петровские да Екатерининские начались веяния запада, что заметно отразились на христианской металлопластики и иконографии. Ну и развитие технологий сказалось. В средние века материалы: бронза, а тем более завозное серебро, были малодоступны и дороги. Большинство изделий, вероятнее всего, вообще были из дерева и не сохранились в земле. Но сама энергетика скромных небольших крестиков и образков, отлитых из бронзы, той поры (домонгола), которые найдены в полях и сохранились в коллекциях, она очень велика ! Ведь то были времена, когда вера занимала совсем другое место в обществе в целом и в жизни каждого отдельного человека. Внешнее было далеко вторично. Лишние украшательства были не к чему. Православными стали далеко не все и не сразу. Славяне-язычники, иноверцы со степей, латиняне-крестоносцы с запада - христианину византийской православной традиции любой мог принести смерть за его веру, и крестик на шеи был далеко не просто украшением...
История и традиции православного креста.
Во время Таинства крещения на каждого новокрещеного на Руси надевался крест. Нательный, или тельный, крест постоянно носили на себе, с ним и хоронили. В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Наиболее почитаемые нательные кресты с вложенными в них мощами и святынями передавались в роду по наследству. Известны кресты — исторические реликвии, принадлежавшие преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Евфимию Суздальскому, протопопу Аввакуму, и другие. Известны чудотворные кресты — меднолитой крест-энколпион (от греч. - «на груди») XII века с изображением Купятицкой иконы Богоматери и другие. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Наиболее древние тельные кресты, Х-ХП веков, найденные на территории Херсонеса, Киева и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.
КРЕСТ ВСЯКОЙ ФОРМЫ ЕСТЬ ИСТИННЫЙ КРЕСТ
Существует несколько видов крестов различающихся по своему назначению. Это простой монолитный нательный крест (тельник), нагрудный или наперстный, энколпион или крест-мощевик, состоящий из двух створок с полостью внутри, киотный крест и напрестольный. Тельный крест. Самым распространенным с древних времен до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест называется на Руси тельником. Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. С помощью шнурка или цепочки они надеваются на шею и носятся под одеждой на теле. В основном изготовляются из меди и ее сплавов и отличаются небольшими размерами (2.5-5 см). Наперсные кресты. При ношении креста поверх одежды главным становится символизм христианского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем креста и является служением Христу. Поэтому нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископского сана, а также обязательными предметами княжеского и царского облачения, применялись и как награда для священнослужителей. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти.
Энколпион. Крест-мощевик
Этот тип креста пришел из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священных книг. В дальнейшем он приобрел крестообразную форму. В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеского и царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники.
Киотный крест
Отличаются от нагрудных крестов большими размерами и не имеют ушка для шейного шнура. Помещались на специальных полочках (киотах) среди святых икон в красном углу, прикрепляли на косяки дверей жилища. Ими венчали домашние иконостасы, брали с собой в странствия, походы, поездки для устроения временных алтарей. Напрестольный крест. Являются необходимой принадлежностью христианского храма. Располагаются на престоле алтаря рядом с Евангелием. Применяются при проведении церковных служб. Отличаются от наперсных и киотных крестов большими размерами — от 30 см и выше.
Старинные византийские кресты
В Византии такая форма употреблялась для украшения церковных предметов и Евангелий. В 9 веке по заказу императрицы Феодоры изготовили Евангелие, которое было украшено золотым крестным орнаментом. Существует много вариантов крестов, а различные графические их виды используются в оформлении наград за подвиги. Такие изделия имеют большую ценность среди коллекционеров крестов. Не менее ценным является Георгиевский орден Первой степени, т.к. эта награда была чрезвычайной и за всю историю существования в дореволюционной России её имели всего несколько десятков человек, и в коллекции крестов она всегда занимает самое достойное место. Очень интересно то, что при создании ордена святого Георгия художники-оформители допустили ошибку. В центральном медальоне просматривается изображение всадника, который убивает дракона. Однако, геральдика того времени говорит о том, что дракон - это силы Добра, а по легенде Георгий победил не дракона, а змея. Занимательно и то, что до 1856 года действовал такой порядок, согласно которому данный орден после смерти владельцев должен быть возвращён в орденскую думу. Поэтому достать такой орден в свою коллекцию практически невозможно, т.к. все экземпляры хранятся в музеях или в частных коллекциях. На нашем сайте можно увидеть различные коллекции крестов, начиная от простых нательных, и заканчивая ценными Георгиевскими орденами.