ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Пепельница с осадной мортирой М11 Morser.

-отсутствует-
Артикул: 27209

Описание товара

Оригинальная большая пепельница начала прошлого века. Германия или Австрия. 

Принадлежала ветерану артиллеристу.

Хорошее коллекционное состояние.  Антикварный изящный сувенир такого плана украсит современный интерьер, придаст ему неповторимый налет прошлых веков и будет лаконично смотреться и дома, и на дамском столике  и в рабочем кабинете.

Мортира М11 Morser. Историческая справка:


Именно она помогла немцам взять Верденскую крепость, метод ее транспортировки был весьма необычен (автопоезд разработал молодой капитан ландвера Фердинанд Порше), история ее создания напоминает детектив: генералинспектор вооруженных сил и наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд и начальник генерального штаба генерал от инфантерии Франц Корад фон Хетцендорф давно задумали "спецоперацию" по разработке и производству тяжелой осадной мортиры.

Калибр 305ммУВН от+40 до +70?УГН 120?Вес 20830 кгВес легкого снаряда 287 кгВес тяжелого снаряда 380 кгНачальная скорость 340 м/секДальность стрельбы (легкий снаряд) 11.300 метровДальность стрельбы (тяжелый снаряд) 9.600 метров

В первом периоде ПМВ Австро-венгерская мортира 30,5 cm М11 Morser была наверно одним из самых мощных полевых орудий, среди всех армий. И по сообщениям она весьма эффективно использовалась как на Западном, так и на восточном фронте, на Востоке, на Балканах, так и против Италии. Проект М11 начат в 1905г., когда Австро-венгерский Генеральный штаб приказал начать разработку нового орудия, снаряды которого способны пробить и разрушить новые итальянские укрепления, расположенные на границе между двумя странами. Заказ был размещен на фирме Шкода в Pilsen, которая к тому времени уже славилось своими орудиями.
Работа над проектом была закончена в июле 1908г., первый прототип пушки был построен в следующем году. После интенсивных испытаний летом 1911г., прошедших довольно успешно, несмотря на некоторые проблемы, новое орудие было принято на вооружение под официальным обозначением 30,5 cm М11 Morser. Первый заказ на 24 М11 был сделан в декабре 1911г.
Мортира была вполне современным орудием для того времени. Казенная часть имела горизонтально-клиновый затвор, с несколькими предохранительными устройствами против случайного выстрела. Выше ствола расположены два цилиндра - тормоз отдачи. Ниже ствола были три других цилидра- накатник, возвращавший ствол в первоначальное положение после отдачи. Ствол и люлька были наложены на лафет, который имел подъемный механизм из двух зубчатых дуг видимых на фото с переди Лафет на штыре содеялся с платформой, которая обеспечивала необходимую устойчивость. В крайнем случае мортиру можно было использовать и без платформы, но последнее не рекомендовалось, т.к затрудняло горизонтальное наведение пушки.
Мортира была довольно тяжела 20,830 кг. Для перевозки М11, орудие довольно просто разбиралось, при этом использовался только домкрат и подъемники. После разборки М11 представляло собой три больших части: ствол, лафет и платформу, которые перевозились на специальных лафетах. В дополнении к этому платформа могла разбираться на еще более мелки части, упрощая перевозку.
Все три подвижных части цепляли к Skoda-Daimler М. 12. 15- тонный трактор. Автопоезд был громоздким, но довольно подвижным. Если только имелась сеть дорог удовлетворительного качества, орудие могло быть перемещено куда угодно, хоть в Альпы. На дальнее расстояния М11 перевозили поездом, но тактическое перемещение выполнялось при помощи тягачей. В 1916г. появилась новая модификация этого орудия, более тяжелая, но и более дальнобойная.
Австро-Венгрия вступила в войну с 24 М11, используя их в начале не против намеченных целей на итальянской границе, а на Сербском и Русском фронте. Немецкая армия, впечатленная этим орудием, получила 8 М11 в 1914г, и использовала их с большим эффектом против своего противника, в частности против современных бельгийских пограничных крепостей около Liиge, которые считались одними из самых неприступных в мире. ( немцы имели собственные 42 сm мортиры, которые назывались 'Dicke Берта'. Но в это время немцы располагали только двумя такими мортирами. Которые в добавок были более тяжелые и как следствие менее мобильные чем М11. На Востоке М11 стали инструментом для разрушения русских крепостей, особенно построенных вокруг Львова и Перемышля. Вскоре стало ясно что современные фоты могут успешно противостоять любому количеству снарядов полевой артиллерии калибра до 210 мм, это было доказано Верденом, где форты подобно Douamount или Vaux не были не только не разрушены, но и не подавлены. Даже при том что в них попало десятки и тысячи снарядов, в конце концов они были взяты штурмом. Напротив, против прямого попадания снарядов М11(или 'Dicke Берта') почти не что не могло устоять. Граната М11 могла пробить два метра бетона и поразить солдат укрывающихся в форте. (Также непредвиденным последствием пробития было то, что газы и дым от детонации заполнял казематы и коридоры, вынуждая защитников покидать свои посты и даже выбираться на поверхность.
Не имелось не какой защиты от М11, если вы не находились примерно под тремя метрами твердого камня или железобетона. При разрыве, граната М11, делала воронку приблизительно 5-8 метров в диаметре, осколки от взрыва могли пробивать довольно прочное укрытие в пределах 100 метров, и убивать(ранить) открыто расположенную живую силу в пределах 400 метров. Мортира М11 была ужасающим оружием.
В течении 1915г, дополнительные М11 были переданы в армию, и в конце этого года Австро-Венгрия имела 20 батарей М11. Хотя обычная батарея М11 состояла из двух пушек 30.5cm Mоrser могли применятся и по одиночке. (Особенно в период позиционной войны, Австро-Венгрия часто объединяла орудия различных калибров и возможностей в специальные группы используемые позиционно.) Это было одной из черт Австро-венгерской артиллерии, в отличии от немцев они были противниками централизации артиллерии. Вместо этого у них была тенденция раздавать даже тяжелые орудия, под команду командирам подразделений. В результате этого такое деление позволяло этим подразделениям получить большую огневую мощь, но в ущерб огневой мощи, которая могла бы быть сосредоточена в одной точке. Эта тенденция была противоположной курсу немецкой армии на централизацию, который был более предпочтителен при прорыве обороны, тогда как австро-венры постепенно теряли уверенность и все чаще переходили к обороне. ( это также объясняет ток факт сто свои батареи австро-венгры располагали на большем расстоянии от линии фронта чем располагали свои даже тяжелые батареи немцы, Которые их располагали их почти на передовой. )


Всего за всю Великую войну Германской империей было произведено 15 мортир: 5 (пять) 42 cm (420-мм) длинноствольных мортир Gamma Mörser (они же kurze Marinekanone 12) и 10 (десять) 42 cm (420-мм) короткоствольных мортир Minenwerfer Gerät (они же kurze Marinekanone 14); а также 4 пушки (schwere Kartaune): 4 (четыре) 30,5 cm (305-мм) пушки (L/30 Beta-M-Gerät). Практически вся остальная артиллерия особой мощности Германской имперской армии, была, либо изготовлена еще до войны, либо изначально предназначалась вовсе не для применения на сухопутном фронте.

Итого Германией в течение 4 с лишним лет войны было заново изготовлено 19 (девятнадцать) артиллерийских систем особой мощности.

А в "отсталой" Российской империи казенный Обуховский сталелитейный завод, за период с 13.08.1915 г. по 01.01.1917 г., изготовил 33 (тридцать три) 12'' (305-мм) гаубицы (осадные) образца 1915 года. Также, в 1915 году в пятимесячный срок были построены 8 (восемь) 12'' (305-мм) гаубиц по заказу Морского министерства.

Итого Россией в течение 2 лет войны было заново изготовлено 41 (сорок одна) артиллерийские системы особой мощности.

Некоторые примечания:

1. Всего, с весны 1898 года по лето 1914 года, в Германии было произведено 12 приборов Бета и 7 приборов Гамма:

9 (девять) 30,5 cm (305-мм) береговых мортир (L/8) образца 1897 года (Küstenmörser 97 или Beta-Gerät)
2 (две) 30,5 cm (305-мм) тяжелые береговые мортиры (L/16) образца 1909 года (schwere Küstenmörser 09 или Beta-Gerät 09)
1 (одна) 30,5 cm (305-мм) гаубица (L/17) "Бета" на колесном лафете образца 1912 года (Haubitze Beta in Räderlafette)
5 (пять) 42 cm (420-мм) длинноствольных мортир (L/16) Gamma Mörser (они же kurze Marinekanone 12)
2 (две) 42 cm (420-мм) короткоствольных мортиры (L/12) Minenwerfer Gerät (они же kurze Marinekanone 14)

2. К началу Великой войны, Германская имперская армия не имела ни одной сформированной батареи особой мощности, которые были более-менее сымпровизированы главным командованием. Так, колесные тракторы для единственной ограниченно подвижной батареи особой мощности (Kurze Marine Kanone Batterie № 3) М-приборов (Minenwerfer Gerät) конфисковали у французского передвижного цирка (grand Cirque Sarkassani), который случайно оказался в Германии на начало войны.* А личный состав взяли из роты (с началом войны развернутой в батальон) Артиллерийской испытательной комиссии (Artillerie Prüfungs-Kommission) и Инструкторского батальона (с началом войны развернутого в полк) Школы пешей артиллерии (Lehrregiment der Fussartillerie-Schiessschule) из Йютербога.

* Кроме того, 2 (две) батареи береговых мортир, а именно № 2 (две 30,5 cm (305-мм) береговые мортиры образца 1897 года) и № 5 (две 30,5 cm (305-мм) тяжелые береговые мортиры 1909 года) были оснащены колесными паровыми тракторами, которые буксировали разобранные на части орудия на специальных повозках.

3. Всего в начале войны после мобилизации Германская имперская армия получила десять с половиной батарей особой (и большой) мощности:


2 (две) двухорудийных батареи коротких морских пушек (Kurze Marine Kanone Batterie №№ 1 и 2) и с октября 1914 года еще 1 (одна) одноорудийная батарея (полубатарея) коротких морских пушек (Kurze Marine Kanone Batterie № 4) длинноствольных мортир kurze Marinekanone 12 (всего 5 штук)
1 (одна) двухорудийная (всего 2 штуки) батарея коротких морских пушек (Kurze Marine Kanone Batterie № 3) короткоствольных мортир Minenwerfer Gerät
4 (четыре) тяжелых двухорудийных (всего 8 штук) батарей береговых мортир (Schwere Küstenmörser Batterie №№ 1, 2, 3, 4) 30,5 cm береговых мортир образца 1897 года
1 (одна) тяжелая двухорудийная (всего 2 штуки) батарея береговых мортир (Schwere Küstenmörser Batterie № 5) 30,5 cm береговых мортир образца 1909 года
1 (одна) тяжелая одноорудийная (всего одна 30,5 cm мортира на колесном лафете образца 1912 года) батарея береговых мортир (Schwere Küstenmörser Batterie № 6)
1 (одна) тяжелая одноорудийная (всего одна 28 cm гаубица колесном лафете Haubitze L/12 i.R.) батарея береговых мортир (Schwere Küstenmörser Batterie № 7)*

* Всего, к началу войны в Германии имелось 2 (два) современных орудия большой мощности: уже упомянутая 28 cm (280-мм) опытная (участвовала в конкурсе в России и вернулась обратно на завод) гаубица (L/11,9) Круппа на колесном лафете (28 cm Haubitze L/12 i.R.) и еще одна 28 cm (280-мм) опытная гаубица (L/13,9) Эрхардта с раздельной возкой (zerlegbare 28 cm Haubitze L/14 i.R.). Кроме того, имелось некоторое количество устаревших 28 cm (280-мм) береговых гаубиц (Küsten Haubitze).

4. Таким образом, к осени 1914 года Германская империя смогла включить в состав своей осадной артиллерии (Belagerungs- Artillerie) особой мощности Полевой армии (Feldheer) только 18 (восемнадцать) орудий (11 калибра 305-мм и 7 калибра 420-мм) особой мощности. Причем для этих орудий было заготовлено всего-навсего 1 000 (одна тысяча) 30,5 cm (305-мм) снарядов и 330 (триста тридцать) 42 cm (420-мм) снарядов.

5. Своим успехом под бельгийскими и французскими крепостями Германцы больше обязаны не могуществу своей немногочисленной, на самом деле, осадной артиллерии большой и особой мощности, а снаряжению снарядов 21 cm мортир Круппа и 42 cm приборов Гамма, пикриновой кислотой (она же - мелинит, шимоза, лиддит etc). А, это вещество, как известно, при сгорании образует громадное количество ядовитых газов.

6. Всего для Российской императорской армии к 1 января 1917 года было произведено и закуплено 50 артиллерийских систем особой мощности: 8 12'' (305-мм) "морских" (первоначально заказаны Морским министерством для нужд береговой обороны, однако в дальнейшем переданы на вооружение армии) гаубиц, 9 12'' (305-мм) осадных гаубиц Виккерса и 33 12'' (305-мм) гаубицы (осадные) образца 1915 года.*

* Кроме того, в России имелось некоторое количество артиллерийских систем большой мощности - произведенных до войны и уже устаревших 11'' (280-мм) береговых мортир, а также закупленных во время войны (не считая поставленных до начала боевых действий опытных мортир Шнейдера и Эрхардта) 11'' (280-мм) осадных мортир образца 1912 года (к 01.01.1917 г. поставлено 20 единиц).

7. Артиллерийский "триплекс" большой и особой мощности Российской императорской армии - 10'' (254-мм) береговая пушка длинной 45 калибров образца 1895 года, 11'' (280-мм) осадная мортира образца 1912 года и 12'' (305-мм) осадная гаубица образца 1915 года - был представлен на фронте в достаточном для достойной борьбы с противником количестве, а по совокупности характеристик был лучше неприятельских орудий аналогичной мощности.

8. К январю 1917 года Германия имела для использования на сухопутном фронте орудий большой и особой мощности (калибров от 210-мм до 420-мм) всех типов - стационарных и с возимым основанием (Bettungsschiessgerüst), железнодорожно-позиционных (Eisenbahn und Bettungsschiessgerüst), а также ограниченно подвижных (in Räderlafette) примерно 70 (семьдесят) единиц: около 40 дальнобойных пушек 21 cm SK "Peter Adalbert", 24 cm SK L/40 "Theodor Karl" и 38 cm SK L/45 ("Max" или "Langer Max") и около 30 мортир, гаубиц и минометов (30,5 cm Küstenmörser, schwere Küstenmörser 09, Haubitze Beta i.R. и 42 cm Gamma Mörser и Minenwerfer Gerät).

9. При этом, появление в Германской имперской армии скорострельных дальнобойных "именных" пушек было случайным и произошло во многом благодаря... Великобритании и России, морские силы которых утопили соответственно БрКР "Шарнхорст", "Гнейзенау", "Блюхер", "Принц Адальберт" и БрКР "Фридрих Карл", а также в связи с трагической гибелью на собственных минах БрКР "Йорк". Данные обстоятельства оставили без назначения запасные стволы погибших кораблей, которым и было найдено новое применение. Остальные немецкие пушки (кроме, разумеется, вышеуказанных 30,5 cm пушек L/30 Beta-M-Gerät) тоже были морскими (и тоже были построены задолго до войны*) и перекочевали на сушу после расформирования 5-й эскадры Флота открытого моря и разоружения пяти ЛК типа "Кайзер Фридрих III". Впрочем, ни те ни другие пушки никогда не применялись на Восточном фронте, и не из сострадания, конечно, а потому, что иначе Немцам было бы просто нечем ответить на град снарядов французской и британской железнодорожной артиллерии.

* За исключением некоторого количества 380-мм пушек.

10. Разработанные Вторым рейхом во время войны артиллерийские установки большой и особой мощности с корабельными пушками носили на себе следы поспешного конструирования, вроде уродливых многотонных противовесов-компенсаторов, и имели несоответствующие (своей высокой стоимости и боевой ценности) небольшие углы горизонтального и вертикального наведения, скорость наводки и скорострельность. А запоздавшие до весны 1918 года тяжелые Beta-M-Gerät, так и вообще оказались инженерной ошибкой.

11. Страной, которая на начало Великой войны, обладала наибольшим и наисовременнейшим парком артиллерии особой мощности была... Австро-Венгрия. Причем у Австрийцев были не орудия и люди, как у Германии, а уже сформированные части, на вооружении которых имелось 24 (двадцать четыре) ограниченно подвижные 30,5 cm (305-мм) мортиры М.11, снабженные колесной тракторной (тягач Austro-Daimler М.12) тягой (всего 12 двухорудийных моторизованных батарей).* Примечательно, что строительство данной артиллерии произошло после охлаждения отношений с Италией и мортиры предназначались для использования (а в дальнейшем и преимущественно использовались) против укреплений Итальянцев. Также следует отметить, что в самом начале войны, треть (два полубатальона - Halbbataillon Krakau и Halbbataillon Görz) своей артиллерии особой мощности Австро-Венгрии пришлось отдать на подмогу Германии. Всего на Западный фронт отправились 4 батареи (№№ 3 и 4 Краковского батальона и №№ 7 и 8 Горицкого батальона), которые приняли участие во взятии крепостей Намюр, Мобеж и Антверпен, фортов Шарлемон и Кан-де-Ромэн, а также бомбардировке фортов Тройон и Парош.

* Кроме того, в начале войны Императорская и Королевская армия имела и орудия большой мощности - 36 (тридцать шесть) ограниченно подвижных 24 cm (240-мм) мортир М.98 (и М.98/07), также снабженных колесной тракторной тягой. Всего 9 четырехорудийных моторизованных батарей.

12. Для сравнения, в начале войны Германская имперская армия имела 3 (три) ограниченно подвижные артиллерийские системы особой мощности: 1 30,5 cm Haubitze Beta i.R. и 2 42 cm Minenwerfer Gerät. И еще 2 (две) подвижные артиллерийские системы большой мощности: 1 28 cm Haubitze L/12 i.R. (действовала в составе одноорудийной тяжелой батареи береговых мортир № 7 с окончания мобилизации) и 1 zerlegbare 28 cm Haubitze L/14 i.R (действовала в составе одноорудийной тяжелой батареи береговых мортир № 8 с января 1915 года). А, скажем, у Российской императорской армии в начале войны было всего 2 (две) подвижные артиллерийские системы большой мощности - 1 280-мм мортира Шнейдера (11'' осадная мортира образца 1912 года) и 1 280-мм мортира Эрхардта (28 cm Haubitze L/12 i.R.) в составе осадной (опытной) двухорудийной батареи.



Известная Парижская пушка (Kaiser-Wilhelm-Rohr) изготавливалась не заново, а с использованием расстрелянных на сухопутном фронте морских 380-мм пушек, являясь, таким образом, одним из примеров эрзац-технологий военного времени. Кроме того, не следует забывать о том, что снаряд этой замечательной по своей дальнобойности пушки, имел ничтожный заряд взрывчатого вещества, уступающий таковому у русской 6'' (152-мм) полевой гаубицы образца 1910 года, например. Следовательно, "пушка императора Вильгельма" может считаться орудием большой мощности только с известными оговорками.

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона двум «Бертам» требовалось, в среднем, 360 снарядов и всего один день времени. После первых боев в Бельгии союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов»

Расчет «Большой Берты» готовится к стрельбам


В последние десятилетия XIX и первые годы XX века в Европе шла гонка вооружений. Она сопровождалась невидимым соперничеством брони и бетона новых крепостей с пробивной способностью снарядов гаубиц и мортир осадной артиллерии. Промышленники Рурского бассейна, среди которых лидирующее положение занимала династия Круппов, инвестировали значительные средства в разработку сверхмощных артиллерийских систем, призванных уничтожить новейшие укрепления потенциальных противников Германской империи – форты с бетонными стенами толщиной в несколько метров и бронированными башнями. «Подведение итогов» этой гонки вооружений произошло во время Первой мировой войны.


«Толстая Берта» от концерна «Крупп»

Одной из таких разработок стала 420-мм мортира проекта «Модель L/12», изготовленная на заводах Круппа, расположенных в Эссене. Автором проекта орудия был конструкторский тандем, состоявший из главного конструктора концерна Фрица Раушенбергера и его предшественника на этом посту – конструктора по фамилии Дрегер. В разговорах между собой инженеры называли проект «Большая Берта» или «Толстая Берта» (нем. «Dicke Bertha») в честь единоличной на тот момент владелицы концерна, внучки и единственной наследницы Альфреда Круппа – Берты Крупп.


Мортира представляла собой логическое развитие 420-мм проекта, носившего название «Модель L/16» или, как ее еще называли разработчики, «проект Гамма». Это было уже третье крупнокалиберное осадное орудие, разрабатывавшееся концерном Круппа, поэтому его назвали в честь третьей буквы греческого алфавита. «Проект Гамма» демонстрировал высокие показатели стрельб, но подготовительные работы и монтаж орудия, необходимые для его подготовки к открытию огня, были очень длительными и дорогостоящими. Установка «Гаммы» занимала больше недели – на каждой новой артиллерийской позиции требовалось отливать новый бетонный лафет, которому требовалась минимум неделя времени, чтобы застыть. Кроме того, «Гамма» весила 140 тонн, и для ее перевозки нужно было задействовать десять железнодорожных вагонов.


В 1904 году проектные работы были завершены, но доработки и доводка опытного образца продолжались вплоть до 1912 года. В июле 1912 года, когда после испытаний недостатки «Гаммы» стали понятны командованию имперской армии, оно поставило перед разработчиками задачу создания одного экземпляра похожей артиллерийской системы, но более мобильной, снабженной колесным лафетом. Не дожидаясь окончания разработки (декабрь 1913 года), в феврале 1913 года немецкое командование заказывает второе такое орудие.

В марте 1914 года первую мортиру продемонстрировали кайзеру Вильгельму ІІ. Результаты стрельб полностью удовлетворили заказчиков, и орудие сразу же приняли на вооружение. В июне того же года был готов и второй экземпляр.

Получившаяся артиллерийская система отличалась мобильностью (размещалась на двухколесном лафете) и весила около 43 тонн. Длина ее ствола была на 4 калибра короче «Гаммы» и составляла 12 калибров (отсюда второе название орудия – «Модель L/12») или 5,88 метра. Угол подъема ствола мортиры достигал 80° и регулировался гидравлическими подъемниками.


Орудие имело скользящий клиновый затвор. Прицельная стрельба могла вестись на дистанциях до 12,5 км, хотя дальность полета снаряда превышала 14 км. Скорострельность мортиры составляла 1 выстрел в 8 минут, что являлось высоким показателем для таких крупнокалиберных орудий. «Большая Берта» могла вести огонь боеприпасами трех видов:

- бетонобойными снарядами, обладавшими способностью разрушать 8-метровые бетонные стены, не армированные металлопрокатом;
- фугасными снарядами, которые уничтожали все живое в радиусе 500 метров и оставляли в земле воронки четырехметровой глубины и радиусом до 12 метров;
- осколочными снарядами, начиненными 15 000 металлических остроконечных звезд, которые разлетались на расстояние до 1500 метров.

Вес бетонобойного снаряда мортиры достигал 886 кг, фугасного – 760 кг.

Для того, чтобы колеса орудия не вязли в грунте и грязи разбитых военных дорог, на них крепились специальные пластины, уменьшавшие удельное давление мортиры на единицу площади. Эта технология изготовления колес для вездеходной техники носила название Rad-guertel или «пэдрэйл» и являлась прообразом гусениц. Она была изобретена в 1903 году англичанином Брэхемом Джозефом Диплоком, который первоначально предполагал ее использование в сфере сельскохозяйственного машиностроения.

Сзади к станине «Большой Берты» крепился большой тяжелый якорь-лопата. Перед началом ведения огня расчет углублял его в грунт подобно воткнутой лопате. Якорь принимал на себя и передавал на грунт нагрузки, возникавшие при чудовищной отдаче орудия, гася ее.
Концерн Круппа совместно с концерном Даймлера разработал и специальный тягач для перевозки «Большой Берты», которая при транспортировке должна была разбираться на пять транспортируемых узлов.


Две немецких «девушки» против бельгийских крепостей

К началу Первой мировой войны на вооружении у Германской императорской армии было только две «Большие Берты», которые в конце июля 1914 года были отправлены на границу с Бельгией. Здесь они должны были принять активное участие в штурме бельгийских крепостей Льежа, Намюра и Антверпена, а также северных фортов Франции.

Фото: Расчет «Большой Берты» заряжает орудие. Хорошо виден якорь, заглубленный в грунт


Современная американская пресса в некоторых изданиях ставит под вопрос авторство немецких конструкторов в проектировании «Большой Берты». Есть мнение, что немецкие конструкторы позаимствовали идею 420-мм мортиры у американского изобретателя Луи Гатмана. Однако если учесть, что «Большая Берта» была уже четвертым проектом в эволюции крупнокалиберных осадных артиллерийских систем, которые разрабатывались инженерами Крупповского концерна, подобные заявления теряют свою состоятельность.

Фото: Расчет «Большой Берты» на марше. Тягачи концерна


Фото: Расчет орудия прибыл на место. Хорошо видны колеса лафета, изготовленные по технологии «пэдрэйл»


Фото: Смонтирован подъемник и направляющие для колес, лебедкой поднимается часть лафета с накатниками (снизу) и гидравлическими тормозами (сверху)


Фото: Сборка продолжается. Лопатообразный якорь еще не смонтирован


Фото: Идет монтаж площадки подачи снарядов. Хорошо видна подающая тележка. Ствол уже установлен на лафет


Фото: Сборка орудия подходит к завершению

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.