ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Украшения Древней Руси - серьги

Украшения всегда играли важную роль в жизни женщин. Они отражают историю человечества и его развитие, о чем свидетельствуют данные археологии. На первых порах, люди использовали украшения, созданные из даров природы, таких как листья, камни, ракушки, перья и цветы. Эти украшения использовались для украшения волос и причесок. С улучшением технологий было разработано новые материалы для изготовления украшений, и так возникло ювелирное искусство. Украшения не только приносили красоту, но служили также магической защитой. Они также играли важную роль в определении возраста, семейного положения и социального статуса женщин. Свадебный костюм был особо богат на украшения, а молодые замужние женщины и женщины репродуктивного возраста носили много украшений. 

Верилось, что тело человека уязвимо для зла, и чтобы его защитить, использовались различные украшения из камня, дерева или металла. Металлы и драгоценные камни идеально подходили для этих целей. В славянской мифологии, золото и серебро считались связанными с солнечным светом и молниями бога Перуна. Украшения имели особый религиозный смысл у древних народов. У славян женские наряды включали больше украшений, чем мужской наряд.

Ювелирное искусство на Руси имеет долгую историю, простирающуюся на века. Оно всегда было неотъемлемой частью культуры и традиций этой земли. Ювелирные изделия Древней Руси впечатляют своим мастерством и красотой, и до сих пор являются востребованными и ценными.

Для полного понимания современного ювелирного искусства необходимо обратиться к его истокам. В IX веке на Киевской Руси была распространена дрейсная ковка, особый метод обработки металла. Он заключается в многократном изгибе и соединении элементов для создания сложных и прочных конструкций из доступных материалов.

Дрейсная ковка была широко использована на Руси для изготовления оружия, доспехов, украшений и других предметов. Она нашла особую популярность среди кузнецов, так как позволяла создавать уникальные и качественные изделия.

Из этой древней традиции выросли более современные техники ювелирного искусства. В царскую эпоху, для создания изделий из серебра и золота, стали использовать молотки, зубила и киянки. Эти техники применялись для создания религиозных икон, часто украшенных драгоценными камнями, а также для создания эмалированных украшений, таких как ожерелья, кольца и броши, с красивыми геометрическими узорами в византийском стиле.

Ювелирное искусство на территории Древней Руси начало формироваться в X-XII веках. В это время активно развивались культурные связи с другими странами, что привнесло новые идеи и стили. Однако, несмотря на влияние зарубежных культур, древнерусское ювелирное дело сохраняло свою уникальность.

Согласно исследованиям, славяне, жившие в лесостепной зоне Восточной Европы, не имели своих источников драгоценных камней и металлов, поэтому они использовали те украшения, которые были распространены в Европе. Но славяне не только копировали образцы украшений, но и придавали им свою особую славянскую индивидуальность. Взаимное обогащение культур никогда не стояло на месте, и иноземные мастера начали копировать славянскую моду.

ДРЕВНЕРУССКИЕ СЕРЬГИ

Серьги - одно из самых популярных украшений. Происхождение русского слова "серьга" уходит корнями к тюркскому слову «syrγa» - кольцо, и по этимологическому словарю Фасмера слово происходит от древнерусского "усерядзи" от готского *ausihriggs* - ушные кольца. Прокалывание ушей относится к древним временам. Самые древние найденные серьги были мужскими, и они были обнаружены в Азии и относятся к 5 тыс. до н.э. Одним из типов серег были украшения-подвески, которые крепились к головному убору с помощью лент. Это включало височные кольца, колты, рясы и так далее. Часто эти украшения были "шумелками", то есть они издавали звонкие звуки при движении, отпугивая злых духов. Шумелками и звенелками также могли быть украшения, которые крепились к головному убору, ожерельям или даже пришивались к одежде. Эти украшения имели древнюю историю и были индивидуальной чертой для многих народов, и в древнерусской культуре они получили узнаваемый стиль. 

КОЛТЫ

Колты - это украшения, имеющие выпуклую форму щитков или звезд. Они подвешивались к головному убору с помощью широких дужек. Они украшались символами, представляющими защитные силы, такими как птицы, растения и «мирное дерево».

Верования древних людей утверждали, что тело человека является весьма уязвимым перед различными видами негативных влияний. Чтобы защититься от энергетических ударов, необходимо было использовать различные украшения, выполненные из природных материалов, таких как дерево, металл и камни. Конечно же, металлы и драгоценные камни идеально подходили для этих целей.


Золото и серебро в славянской мифологии были связаны с солнечным светом и молниями бога Перуна. У древних народов украшения имели особое религиозное значение. Это особенно отражалось в женском наряде, где количество украшений было гораздо больше, чем в мужском.

Височные кольца


Украшения для головы, особенно на висках, часто называли "височными кольцами". Они прикреплялись к налобному венчику при помощи лент и ремешков, чтобы эффектно оформить лицо. Иногда височные кольца вплетались в волосы или даже использовались как серьги для мочки уха. Однако наиболее распространены были их варианты, когда они носились прямо на висках.

Девочки-подростки, которые еще не достигли возраста невест, могли не носить височные кольца, либо носили простенькие колечки, изготовленные из проволоки. Девушки-невесты и молодые замужние женщины нуждались в особенной защите, и поэтому их височные кольца отличались большим количеством и украшались более ярко. Пожилые женщины, вышедшие из репродуктивного возраста, отказывались от ношения височных колец и передавали их своим дочерям.


В археологических находках славянских и древнерусских могил встречаются височные кольца с бусинами, нанизанными на них. Такие кольца носили не только славянские, но и финно-угорские женщины. 


Пясы были крупными подвесками на кольце-швензе, украшенные колокольчиками внизу. Они были распространены на территории России с 14 века. Могли крепиться к лентам головного убора или быть надетыми в уши. Пясы выполнялись также из бисера, который был очень популярным и распространенным материалом для украшений того времени. Однако это лишь один из вариантов украшений, которые использовались, но сейчас они составляют менее значительную часть рассмотрения.

Рясны, которые представляли собой подвески, крепились к головному убору или ленте очелью. В период до появления монголов они исполнялись из различных металлов (медь, серебро, золото), имели длину до 50 см. Рясны состояли из связанных вместе металлических листов, что придавало им облик крупной цепи. Иногда к ряснам прикреплялись колты, их также можно было использовать как самостоятельные украшения. Клады с ряснами найдены на территории Киева, Чернигова, Старой Рязани, Новгорода и Подмосковья. В 15-17 веках к ряснам нанизывали подвески из нитей жемчуга и драгоценных камней. .

В XV-XVI веках русское ювелирное искусство достигло пика своего развития, и в это время создано множество известных произведений искусства. В этот период широко использовались драгоценные металлы и камни, а также сложные орнаменты, отражающие религиозные и национальные мотивы.


Техники изготовления ювелирных изделий на Руси:

Скань – техника, при которой на основу из металла наносятся тонкие металлические нити, создавая таким образом сложный узор.

Зернь – метод, при котором на поверхность изделия наносятся мельчайшие металлические шарики, формируя своеобразный орнамент или изображение.

Филигрань – техника, основанная на создании узора из тонкой проволоки, которая затем соединяется с основой изделия.

Чернение – процесс нанесения на поверхность драгоценного металла различных рисунков и узоров с использованием специальных красок.

Эмаль – нанесение на поверхность изделия прозрачного или непрозрачного покрытия разных цветов, которое придает изделию особую яркость и выразительность.


Древнерусское ювелирное искусство занимает особое место в истории отечественной культуры. С течением веков оно претерпело множество изменений, но всегда оставалось важным элементом народной жизни и отражало духовные ценности и эстетические представления своего времени. 

Теги: История, развитие ювелирного искусства, изделия, серьги, Древней Руси. Серьги, Ювелирное искусство

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий