Клейма на французском серебре
Французские клейма на серебре появились уже на заре Средневековья, однако единая система маркировки сформировалась в стране очень поздно. Ранние французские клейма достаточно сложно идентифицировать по причине запутанных правил, которые неоднократно менялись. Единый стандарт утвердили только в XIX веке, и с этого времени происхождение изделия можно определить без всяких затруднений.
Французские клейма вплоть до XIII века наносили на все элементы изделия, при этом каждая часть имела свой опознавательный знак — к примеру, основа кувшина и ручка к нему могли маркироваться по-разному. Первую попытку навести порядок в правилах клеймения предпринял Филипп Смелый (Philippe II de Valois le Hardi).
В 1275 году монарх издал указ, который обязывал ювелиров ставить на серебре штамп мастерской. Знак полагалось размещать внутри равностороннего ромба. В последующее столетие государственное регулирование ювелирного дела серьезно осложняла раздробленность страны и затяжная война с Англией. К концу XV века разрозненные территории окончательно объединились, власть монарха укрепилась, а наступивший мир способствовал развитию ремесел. Франция доминировала на европейском рынке и поставляла предметы роскоши во все страны мира. Появились ювелирные мануфактуры, поставившие на поток производство посуды, украшений и безделушек из серебра.
Эволюция пробирной системы во Франции Следующие кардинальные перемены в пробирном деле произошли во времена правления Людовика XIV (Louis XIV). В 1672 году король ввел новый налог на право маркировать золото и серебро. Право на его взыскание получали откупщики, которые удостоверяли внесение налоговых платежей специальным штампом. В 1681 году правила усложнились, и клеймение стали практиковать на каждом этапе производства. На практике это выглядело следующим образом: Ювелир наносил персональную маркировку на все детали предмета еще до его монтажа. Затем мастер предоставлял детали в службу откупщика, где на каждую ставился штамп, означавший обязательное обложение пошлиной. До окончательной сборки предмета проверяли пробу каждого элемента и ставили на них клеймо города. На заключительном этапе мастер собирал изделие, платил пошлину, после чего откупщик проставлял подтверждающий штамп. Только после этого предмет шел в продажу. Окончательная маркировка менялась в зависимости от налогового округа, которых было более тысячи, и до сих пор часть из них не систематизирована. При смене откупщика новый сборщик налогов мог пользоваться штампом своего предшественника либо заказывал новый. Однако в этом случае он клеймил серебро заново, о чем делал запись в учетной книге.
Символы коммун отличались разнообразием. В Рени и Руане использовались стилизованные буквы, увенчанные короной, в Тулузе — вензеля и гербы, в Ла-Рошели — изображения животных. Даты и налоговые отметки обозначали буквами, в редких случаях — цифрами. По знакам можно было легко определить откупщика. Французские пробирные правила этого периода по праву считались самыми сложными в Европе. Историки связывают этот факт с широким распространением поверий, что драгоценные металлы можно получить алхимическим путем, и длинная цепочка отметок служила для покупателей гарантией подлинности. Мастеров многоступенчатый контроль не беспокоил: спрос на французское серебро был высокий, а затраты просто увеличивали конечную стоимость продукции. Унификация клейм во Франции Королевская налоговая система рухнула после революции, и на протяжении нескольких лет ювелиров никто не контролировал. Новые правила утвердило правительство Наполеона Бонапарта (Napulione Buonaparte) в 1797 году. Право проверки металла на пробу перешла из ведения цехов на государственный уровень.
Чистота серебра удостоверялась штампом poincon de titre, с изображением петуха, дополненного буквенным обозначением даты и номером пробы.
В 1819 году рисунок петуха сменил мужской профиль во фригийском колпаке. Внесение пошлины удостоверяли клеймом poincon de garantie с рисунком головы и номером налогового округа. В этот период спрос на серебро резко упал, а мастера перестали уделять внимание качеству. Ювелиры часто пользовались упрощенными методами отделки — сначала изготавливали отдельные элементы, а затем уже собирали их вместе. Такая технология не влияла на внешнюю красоту предмета, но значительно снижала его стоимость. Тогда же страну заполонили поддельные клейма, которые давали возможность производителям экономить на налогах.
Серебряные клейма на французских изделиях с 1798 по 1819 были в виде петуха. Цифра 1 рядом с петухом означала серебро высшего стандарта - 950 пробы, цифра 2 - серебро 800 пробы. C 1819 по 1838 год для серебра было установлено клеймо в виде головы мужчины (vieillard). Начиная с 1838 года единым клеймом стало изображение головы женщины в профиль - минерва . Стандарт клеймения серебра «Головы Минервы» (изображения женской головы в шлеме в профиль) означает, что предмет произведен из серебра на территории Франции и предназначался для внутреннего рынка.
- Какие пробы серебра подтверждает клеймо и как их различать? 950 и 800 пробы серебра. Как их отличить? Минерва в шестиугольнике с цифрой 1 в верхнем правом углу – это 950 проба серебра, Минерва в бочонке с цифрой 2 в нижнем правом углу – это 800 проба серебра (смотри рисунок). Такие клейма также подтверждают, что предметы произведены в Париже.
- Как происходило клеймение предметов? - Все предметы отдавались на экспертизу в специальное пробирочное бюро, после которой принималось решение о соответствии или несоответствии предмета заявленной пробе.
- Все предметы производились в Париже? - Не обязательно. Разобраться в этом поможет специальная волнообразная черточка, говорящая о том, что предмет был произведен не в Париже, а в провинции. Черточка ставится ставится в нижнем правом углу для 950 пробы, и в верхнем правом углу для 800 пробы (смотри рисунок).
- Как происходила экспертиза? Клеймо Минерва подтверждает, что проба серебра была подтверждена методом купелирования (химический анализ).
- Где искать клеймо? Как правило, строгих правил клеймения не существовало, однако, мастер всегда старался поставить клеймо на видимом месте, при этом не повредив декор предмета. Чаще всего клеймо встречается на стыках разных деталей, дне предметов, под ободками.
- Сколько должно быть клейм? По идее, если предмет состоит из нескольких самостоятельных деталей – например, серебряная сахарница с крышкой, то клейма должны стоять на всех деталях.
- До какого года ставилось это клеймо? Клеймо ставилось от 1838 г. до настоящего времени.
- Как определить аутентичность предмета по клейму? Всегда нужно смотреть на предмет в комплексе. Стиль предмета, следы бытования, качество клеймения, качество ручной доработки после формовки, сохранность оригинального короба – все эти знаки говорят о времени происхождения предмета. Также для определения периода изготовления предмета вам поможет клеймо ювелира, так как срок жизни мастерской обычно не превышал 30 лет, то таким образом клеймо ювелира может быть надежным помощником при определении возраста предмета.
Если серебро высшего стандарта - 950 пробы, в правом верхнем углу стоит цифра 1. Если серебро 800 пробы, то в правом нижнем - цифра 2.
Если изделие было изготовлено во Франции и предназначалось для экспорта, то ставилось экспортное клеймо - голова мужчины в профиль, направленная влево - Меркурий.
Если серебро было 950 пробы в левом нижнем углу ставилась цифра 1, если 800 пробы, то цифра 2. На всех ввезенных изделиях ставилось импортное клеймо - лебедь в овальном рамке.
С этими клеймами Вы можете ознакомиться в таблице. При осмотре изделия Вы обнаружите, что клейма стоят в нескольких местах, как правило на каждой детали изделия. Например, при осмотре чайника или кувшина с крышкой клейма будут стоят на ножке, тулове и на крышке.
Если ручка выполнена из серебра, то клеймо будет стоять и на ней. На мелких деталях изделий или просто на маленьких предметах ставится обычно клеймо малой гарантии - краб или голова кабана.
Определить точную дату изготовления достаточно сложно, потому что никаких специальных клейм для этого не предусмотрено. Изделие можно идентифицировать во времени по стилю и характерным особенностям. Для этого необходимо использовать каталоги с примерами клейм разных мастеров и сверять с тем, что есть у вас на предмете.
Если клеймо обнаружено и мастер определен, достаточно посмотреть какому периоду в деятельности компании соответствует имеющееся клеймо. Обычно клейма менялись со временем. Точность определениях в таком случае различна и может составлять от 5-ти до 15-20 лет. Место изготовления соответствует месту регистрации мастерской, которое также можно найти в соответствующих каталогах.