Старинный русский фарфор к чаепитию

Описание товара

Начало прошлого века. Коллекционный русский фарфор знаменитого фабриканта -  Гарднера.

Чашечка в высоту - 4.5 см.

Диаметр чашки - 7.5 см.

Диаметр блюдца - 12.5 см.

История. Фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках»

Фарфоровая фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» была основана в 1754 году англичанином Францем Гарднером и в течение более двух веков создавала шедевры фарфорового искусства, ставшие украшением императорских дворцов России и Европы. 

Прежде чем открыть свою фабрику, Гарднер много путешествовал по России в поисках особой глины для производства фарфора, лучшей оказалась так называемая «глуховская глина», найденная им в Малороссии на Черниговщине. Решив вопрос с сырьём, Гарднер поставил себе цель обеспечить Империю собственной фарфоровой посудой, наладив ее масштабное производство. В организации фабрики принимали участие старший сын Гарднера и профессор Женевского Университета Франц Гаттенберг, которого вскоре вызвали в Петербург для заведования Императорским фарфоровым заводом.


Фабрика Франца Гарднера располагалась в небольшом селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии и производила великолепный фарфор, не уступавший по качеству европейскому. Славилась фабрика и великолепной скульптурой, украшавшей интерьеры многих богатейших домов России и Европы.


Существует легенда о том, что, готовясь отмечать именины, Екатерина II приказала своему фавориту князю Потемкину сервировать праздничный стол, который превзошел бы роскошью пиры, описанные в сказках «Тысячи и одной ночи». Потемкин выполнил указание Екатерины с присущим ему усердием и размахом, закончив обед десертом, на который гостям были поданы фарфоровые чашечки, доверху наполненные бриллиантами. Известная своим изысканным вкусом императрица была в восторге: «Спасибо, князь, ты и вправду затмил сказки «Тысячи и одной ночи» блеском золота и роскошью фарфора». Этот фарфор был приобретен князем Потемкиным на фабрике Франца Гарднера.


Для обучения русских мастеров Франц Гарднер пригласил известного немецкого художника по фарфору Кестнера. В подарок императрице Екатерине II фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» и лично Кестнер выполнили сервиз, посвященный победе в русско-турецкой войне. Сервиз произвел на императрицу такое потрясающее впечатление, что в 1777 году Гарднер получил заказ на три орденских сервиза в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского, а несколько позже — святого князя Владимира. В составе каждого сервиза было от нескольких сотен до полутора тысяч предметов, разнообразных по функциональному назначению, размерам и формам. На протяжении почти ста пятидесяти лет орденские сервизы ежегодно включались в церемонию праздничных трапез и даже были запечатлены в литературе XIX века. Фарфор изначально был европейским, так как первых мастеров Гарднер пригласил из того же прославленного саксонского Мейсена. Одним из них был Иоганн Миллер, успевший к тому моменту поработать и на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге под руководством Дмитрия Виноградова. Наряду с «эксклюзивом», предназначенным для императорских дворцов и домов высшей аристократии, Гарднер, обладавший прирожденным даром к коммерции, выполнил свое обещание и сумел наладить массовый выпуск фарфоровой посуды. Она высоко ценилась в России, и многие, кому не по карману было покупать импортный саксонский фарфор, охотно приобретали «родной», гарднеровский. Пришлось расширять производство: если в 1771 году на заводе в Вербилках работало 70 человек, то за десятилетие это количество удвоилось. Причем из полуторы сотен сотрудников лишь управляющий и художник были иностранцами.


После смерти Франца Гарднера, его детище считалось лучшим частным фарфоровым заводом в России. Дело продолжили наследники, в частности завод перешёл старшему сыну Францу Францевичу, ненадолго пережившему отца. Затем к жене Гарднера, Сарре Александровне, которая не смогла должным образом распорядиться наследством. В начале XIX века фабрика переходит к её сыновьям, Александру Францевичу и Петру Францевичу, сумевшим возродить производство.


В XIX веке, несмотря на появление других частных заводов, фабрика «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» продолжала занимать лидирующие позиции в производстве модного фарфора. Тематика фарфоровых росписей в те времена была необычайно широка. Огромным спросом пользовались городские пейзажи, изображения знаменитых современников, например — участников Отечественной войны 1812 года или прославленных красавиц, а также типажные портреты героев книг и даже журналов мод.


Визитной карточкой «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» стали «именные» сервизы, украшенные гербами аристократических родов, дворянскими коронами, монограммами и вензелями. За высокую оценку изделий, выполненных по заказу Екатерины II, в 1785 году фабрика получила от московского губернатора право ставить на свои изделия изображение московского герба, а в 1855 году по решению императора — Государственного герба России. Право использовать изображение Государственного герба России на продукции «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» было подтверждено в 1865, 1872, 1882, 1896 годах. С 1856 года фабрика «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» обладает званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества».


История появления чая в России 

Один из основных чайных мифов гласит, что завез листья в Россию Петр I, но, на самом деле, если копнуть историю чуть глубже, то можно узнать, что первая информация о чае появилась задолго до рождения великого правителя. Первая версия о появлении напитка ссылается еще на 1567 год. Год, когда казачьи атаманы отправились на китайскую территорию и, вернувшись оттуда, описали любопытным русским о традиционном азиатском ритуале употребления неизвестного раньше напитка. Но, в целом, до 18 века чай, поставляемый через Монголию и Сибирь, был доступен только царской семье и прочей знати.  Поставлялся чай в Москву, только в 18 веке им стали торговать на Нижегородской ярмарке. Тогда в Москве открылись первые чайные.

Чай стал доступнее, в чайные приходили, чтобы встретиться с нужными людьми, пообщаться и испить чаю. Во время правления Екатерины II русские стали употреблять чай в огромных количествах. Несмотря на то, что обгонять чай по популярности стали исконно русские напитки — морсы, медовуха — он все равно оставался крайне желанным напитком. Последующее распространение напитка по стране способствовало развитию смежных областей. Например, резко разрослось производство тульских самоваров, в девятнадцатом веке получил широкую огласку русский фарфор, идеально подходивший для традиционных церемоний. Многие из этих предметов стали традиционными, сохранившимися в истории страны как исключительно чайные. Кроме того, к девятнадцатому веку, когда цена на чай несколько упала, его начали пить все сословия, но, конечно, именно тогда появился некачественный чай, употребляемый беднейшими слоями населения.

Традиции русского чаепития

За долгое время существования чая в России сложились определенные чайные традиции, многие из которых известны до сих пор. Особенность русского чаепития, прежде всего, заключалась в богатом убранстве стола. С напитком подавали огромное количество угощений — выпечку сладкую и несладкую, варенья, сахар и другие лакомства. Чаепитие обычно становилось долгим мероприятием, вполне нормальным было выпить шесть-семь чашек подряд. Кроме того, чай пили в самых разных ситуациях — во время торжества, с семьей или при встрече гостей. Одним важным символом русского чаепития стало блюдце. Именно из него прихлебывали чай помещики, купцы, ремесленники и простые крестьяне, хотя среди представителей аристократического общества эта привычка считалась крайне вульгарной. Когда чашку возвращали на блюдце, означало, что чая больше не нужно. То же самое означал перевернутый стакан у бедных слоев населения, и ложечка, оставленная в чашке — у знати. Неотъемлемой вещью стали и чайные сервизы — предмет мечты и гордости любой русской хозяйки. В семнадцатом столетии англичане узнали секрет фарфора, и по Европе пронесся настоящий ураган производства различной посуды. Сначала цена на нее была слишком высока, но достаточно скоро снизилась, и европейский фарфор смогли позволить себе почти все слои населения. На производство русской чайной посуды влияние оказала Елизавета Петровна, приказав основать Императорский фарфоровый завод. При Екатерине II же стали изготавливать прекрасные фамильные чайные сервизы, по качеству не уступавшие ни восточным, ни европейским.

 Одним из самых известных украшений стола на Руси можно назвать бабу на чайник. Баба на чайник — это специальная грелка, выполненная в виде женщины в пышных ярких юбках. Ею накрывали верхнюю часть самовара в ожидании, пока заварится чай, позже — заварочный чайник. Кстати, сейчас бабу на чайник тоже можно купить и использовать — так напиток дольше сохранит тепло. Главным чайным экспонатом советского времени стал железный подстаканник, хотя появился он намного раньше. Изначально чисто функциональная вещь тоже превратилась, как и самовар, в предмет искусства. Подстаканники покрывали самыми разными узорами. Правда, появившийся в XVII веке вместе со стаканом, подстаканник изначально был деревянным. Он предназначался для интеллигентных мужчин, которые, согласно моде того времени, предпочитали пить чай из стаканов. В последующем подстаканник стал более дорогим и изящным — серебряным, уже потом его заменила более дешевая металлическая версия. Сейчас этот функциональный прибор можно встретить в поездах — там традиция пить чай из стакана в подстаканнике сохранилась. 
Старинный русский фарфор к чаепитию
Старинный русский фарфор к чаепитию
Старинный русский фарфор к чаепитию
Старинный русский фарфор к чаепитию
Старинный русский фарфор к чаепитию
Старинный русский фарфор к чаепитию
Старинный русский фарфор к чаепитию
Здесь вы можете посмотреть информацию о доставке и оплате позиций в нашем каталоге