Металлопластика: иконки, кресты 10-14 век

Вид Сетки:

Маленький тельный крест 12-13 века

3500 руб.
Артикул: 24311

Подлинный меднолитой крестик первых столетий Крещения Руси.  Простая лаконичная форма, без "изысков" и небольшой размер - этим отличались большинство ранних изделий.  Нижний луч чуть короче чем остальные - эта неправильная геометрия особенность формы. Хорошее состояние.Вес 1.95 гр.Размер 2.2 х 1.8 см...

Энколпион со слёзками. Третья четверть XII века

14500 руб.
Артикул: 23554

Византийский тип. Одна створка с оглавием: Распятие Христово. Прямоконечный среднеразмерный гравировано-черневой энколпион со слёзками. Третья четверть XII века.  Внутри створки малое отделение для мощей... Состояние креста хорошее: ровная изумрудная патина. Без реставрации и вмешательств...Размер 70 х 35 мм.Вес 19.93 гр.Энколпионы пришли на Р..

Створка инколпиона, Русь XII век.

6000 руб.
Артикул: 32751

Это подлинный крест энколпион. Богоматерь Ассунта. Красивая изумрудная патина. К описанию лота прибавлена фотография с описанием из книги "Музеи Московского кремля", в экспозиции которого есть подобный крест.Размер 4.8 х 3.5 см.Вес 9.58 гр...

Старинный медный крестик (Домонгол)

3000 руб.
Артикул: 29264

Меднолитой православный крест 12-13 века. Первые столетия Христианства на Руси... Отличное коллекционное состояние. В центральном медальоне рельефные солярные знаки (с аверса и реверса). Существуют различные объяснения этого узора, наиболее известные из которых сводятся к тому, что перед нами либо схематичное изображение пяти ран Христовых, ко..

Тельный крестик. Домонгол

2000 руб.
Артикул: 20914

Старинный медный крестик первых веков христианства на Руси. Хорошее коллекционное состояние. Миниатюрный размер.2.5 х 1.7 см...

Старинный коллекционный крест, 15 век

2000 руб.
Артикул: 5678

Древний крест-тельник в отличном состоянии. Изумрудная патина. Вес 2.68 гр.Размер 2.5 х 1.4 см...

Медный домонгольский крестик

1300 руб.
Артикул: 5421

13-14 век. Старинный тельный крестик. Крепежное ушко протерлось веревочкой и много столетий назад крест был потерян...Вес 1.64 гр.Размер 2 х 1.5 см...

Серебряный домонгольский нательный крест.

14000 руб.
Артикул: 28636

 Редкий тип нательных крестов 11-13 века. Серебряные кресты в то время отливались из арабских и татарских дирхемов, на Руси серебро не добывали. Изделия из белого привозного метала мог позволить себе не каждый...Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие прин..

Серебряный домонгольский нательный крест.

13000 руб.
Артикул: 28631

Редкий тип нательных крестов 11-13 века. Достаточно крупный и массивный крестик, с чуть изогнутым верхним лучом.  Каплевидный четырехконечный крест – популярная форма у христиан всех направлений. Распознать этот тип можно по характерным элементам в виде капелек, расположенным по краям лучей. Подобный декор символизирует капли Христовой крови.Серебр..

Большой серебряный крест 12-13 века.

25000 руб.
Артикул: 32719

Тельный домонгольский крестик. Очень редкий тип. С большим оглавием. Изготовлен не литьем, а в-ручную мастером ювелиром. Центральные накладные медальоны сохранились частично, на них видна чернь и позолота...Размер - 4.6 х 3.5 см.Вес - 6.35 гр...

Серебряный крест "Корсунчик".

13000 руб.
Артикул: 28632

Редкий тип нательных крестов 11-13 века. Отличное коллекционное состояние. По форме этот крест - "трилистник". В наши дни такой крест имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и города Спасска Тамбовской губерний, на гербе губернского города Чернигова и т.д.Размер 2.5 см. х 1.8 с..

Крест. Серебро. 14-15 век.

9000 руб.
Артикул: 26057

Оригинальный коллекционный и очень не частый тип крестика. первых веков христианства на Руси, в хорошем состоянии. Так называемый - домонгол. Именно серебряные крестики этого периода большая редкость! Все серебро было привозное, и эти ювелирные изделия отливались из дирхемов из Золотой Орды и из Арабских стран.Вес 1.19 гр.Размер - 2.2 х 1.8 см.Этот..

Редкая домонгольская иконка-привеска. 12-13 в.

16000 руб.
Артикул: 32641

Образок с изображением святого. Тяжелый светло серый сплав (низкопробное серебро или оловянистая бронза) Очень хорошее состояние. Вес 3.8 гр.Размер - 2.7 х 1.3 см..

Серебряный домонгольский нательный крест

9000 руб.
Артикул: 28637

Низкопробное серебро. Редкий тип нательных крестов 11-13 века. Каплевидный четырехконечный крест – популярная форма у христиан всех направлений. Распознать этот тип можно по характерным элементам в виде капелек, расположенным по краям лучей. Подобный декор символизирует капли Христовой крови.Серебряные кресты в то время отливались из арабских ..

Крест 14 века с эмалью

4500 руб.
Артикул: 14326

Древний небольшой крестик с белой эмалью. Изделия 14 века. Хорошее коллекционное состояние.Вес - 1.66 гр.Размер - 2.3 х 1.7 см...

Крест 13-14 века.

3500 руб.
Артикул: 17375

Подлинный тельный крестик с белой эмалью. "Домонгол". Отличное состояние. Изумрудная патина. Веса 1.6 гр.Размер миниатюрный - 2.2 х 1.4 см...

Иконка-привеска со святым. Георгий

13000 руб.
Артикул: 21899

XII–XIII вв. миниатюрная коллекционная иконка-привеска односторонняя круглой формы.  Домонгол. Оловянистая бронза, литье. Отличное состояние.  На лицевой стороне находится погрудное изображение святого Георгия в образе безбородого юноши. Святой облачен в доспех и складчатый плащ. Голова окружена двойным нимбом. В правой руке святой держит..

Меднолитой крест с солярными знаками.

7000 руб.
Артикул: 26835

12-13 век. Отличное коллекционное состояние. Медное литье. Размер - 2.8 см. х 1.8 см.Вес 2.35 гр...

Дробница. 10-11 век

2500 руб.
Артикул: 31366

Крестовидный рисунок. Хорошее состояние и ровная зеленая патина. Перегородчатая эмаль.  Пуговка для крепления к иконе, шитью, церковной одежды, оклады икон, евангелия и других церковных книг. Вес 3.29 гр.Диаметр 1.8 см...

Иконка привеска Святой Минас.

11500 руб.
Артикул: 24080

Великомученик Димитрий Солунский. оригинальная коллекционная иконка-образок 11-13 века. Меднолитой сплав. Очень хорошее состояние. Без повреждений, в вековой изумрудной патине.Диаметр 1.8 см.Вес - 1.95 гр...

Крест. Домонгол. 11-12 век

6500 руб.
Артикул: 32549

Старинный медный домонгольский крестик редкого типа. Целое оглавие. Изумрудная многовековая патина. Вес 2.47 гр.Размер - 2.5 х 1.5 см...

Подборка коллекционных домонгольских крестиков и образков. 10-13 век

70000 руб.
Артикул: 29402

Подборка коллекционных домонгольских крестиков и образков. 10-13 век. Хорошее состояние. Закреплены на пано с помощью силиконового герметика ( при желании удаляется). Много редких крестов в отличном состоянии. Размер рамки 35х25 см.В рамке под полсотни экспонатов.....

Большая монетовидная привеска с крестовидным орнаментом.

11500 руб.
Артикул: 32640

12-13 век. Россия. Редкая коллекционная подвеска большого размера. Материал: Низкопробное серебро или оловянисто бронзовый сплав с добавлением серебра.  Подвеска тонкая, в темной патине. В середине креста - пять солярных знаков, как часто встречается на тельных крестиках того времени. Отнести эту монетовидную привеску можно уже к христианской ..

Крест. Древняя Русь. 13-14 век.

2000 руб.
Артикул: 30518

Маленький тельный крестик из бронзового сплава с эмалью. Размер - 2х1.5 см.Вес - 1.08 гр. ..

Древнерусский крест-корсунчик.

4000 руб.
Артикул: 26087

13-14 век. Отличное коллекционное состояние. Массивный крестик из оловянистой бронзы с крупным оглавием. Размер 2.9 х 2.5 см.Вес 3.23 гр...

Килевидный крестик. Домонгол.

4500 руб.
Артикул: 14555

12-15 век. Подлинный древнерусский тельный крестик в отличном коллекционном состоянии. Изящная форма и не частый образец раннехристианской русской металлопластики. Оловянистая бронза. Ровная серо-зеленая патина.Вес 1.79 гр.Размер этого миниатюрного крестика - 2.5 х 2 см...

Крест с солярными символами

7000 руб.
Артикул: 19827

Старинный домонгольский крестик. 14-15 век. Изделие не частого типа и примечательно необработанными краями - вероятно, это с литейной мастерской, только отлитый и утерянный крестик...Вес 3.05 гр...

Старинный домонгольский крест, 13-14 век

3500 руб.
Артикул: 18501

Подлинный миниатюрный медный крестик узорчатым центральным медальоном. Вес - 1.2 гр...

Крест 12-13 века, Домонгол

3500 руб.
Артикул: 15675

Старинный медный крестик. Крупное оглавие. Миниатюрный размер. Вес всего 1 гр...

Православный крест 12-13 века

2000 руб.
Артикул: 29009

Подлинный тельный крестик из медного сплава в хорошем состоянии. Изумрудная патина. Размер - 2.5 х 2 см.Вес - 1.67 гр...

Старинный крест-энколпион. Створка

4500 руб.
Артикул: 24484

Подлинный экземпляр меднолитого древнерусского креста энколпиона. Период 12-13 век. Размер - 2.5 х 2 см.Вес - 1.74 гр...

Крест старинный -12-14 век. Русь

3000 руб.
Артикул: 25296

Старинный тельный крестик первых веков принятия христианства на Руси. Хорошее коллекционное состояние. Не частый тип домонгольских крестов. Материал - оловянистая бронза.Размер - 28 х 2 см.Вес - 2.3 гр...

Старинный древнерусский крестик

2400 руб.
Артикул: 31999

12-13 век. Древнерусский тельный крестик в хорошем состоянии. Бронзовый сплав. Литье.Вес - 1.52 гр.Размер - 2.4 х 1.8 см...

Крест 12-13 века

2500 руб.
Артикул: 24265

 Подлинный старинный тельный крестик в хорошем состоянии. Бронзовый сплав. Литье.Вес - 2.05 гр. Размер - 2.5 х 1.8 см...

Старинная крестовидная подвеска. Домонгол

8000 руб.
Артикул: 12341

12-13 век. Оловянистая бронза. Отличное коллекционное состояние.Вес 2.92 гр.Диаметр 2.3 см.Крестовидные подвески тем интересны, что содержат в своей форме элементы христианского креста и языческого амулета одновременно. Вообще сложно определить, языческий или христианский это артефакт, потому что и в язычестве тоже использовалась символика креста....

Старинный медный крестик, 14 век

4000 руб.
Артикул: 21500

Небольшой домонгольский крестик из медного сплава в отличном состоянии...

Крестик. 13-15 века. Россия

3000 руб.
Артикул: 22906

Подлинный старинный крестик в хорошем стоянии. Не частый тип... Вес 1.87 гр.Размер - 2х2.5 см...

Меднолитой образок с Николаем Чудотворцем

8000 руб.
Артикул: 31580

Домонгол. Подлинная коллекционная иконка 14-15 века.Хорошее состояние. Но сломано навершие, крепление под веревочку. Вероятно, иконка и была потеряна из за этого повреждения в те древние времена...Хороший рельеф и ровная  изумрудная патина.Материал - бронза.Размер - 2  х 1.7 см.Вес - 2.50  гр.Молитвы, обращённые к Николаю Чудотворцу,..

Образок. Успение Богородицы

12000 руб.
Артикул: 8707

Древний меднолитой образок. Домонгол. Хорошее состояние. Целое крепежное ушко под веревочку. Материал - медный сплав.Вес - 3.65 гр.Диаметр 2.3 см...

Подвеска с крестовидным узором

3500 руб.
Артикул: 31577

Маленькая медная  подвесочка с прорезным двухсторонним узором. 12-13 век. Крепежное ушко с повреждением.Вес - 1.25 гр.Размер - 2 х 1.3 см...

Показать: 50 | 75 | 100

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Ранние древнерусские кресты и иконки. Металлопластика

У крестов и иконок той  поры, как правило. совсем простая и на первый взгляд  совсем незамысловатая форма. Но она обладает своей особой очень тонкой эстетикой и силой, присущей ранним древнерусским вещам веры, христьянским древностям. Простота, эргономика и аскетизм декора не отвлекает от главного смысла, которое несет в себе это небольшое изделие, отлитое мастером-ювелиром. У домонгольских крестов и иконок совсем нет того излишнего орнаментализма, детализации и отвлекающей игры форм, как, к примеру, на христианской металлопластике 18-19 века. Уже во времена Екатерининские веяния запада заметно отразились на христианской металлопластики и иконографии. Энергетика небольших крестиков раннесредневековой поры (домонгола)  очень велика ! Ведь это были времена, когда вера занимала совсем другое место в обществе в целом и в жизни каждого человека.  Внешнее было вторично. Украшательства были не к чему. Славяне-язычники, иноверцы со степей, латиняне-крестоносцы с запада - для православного любой мог принести смерть, и крестик на шеи был далеко не просто украшением...


История и традиции православного креста

Во время Таинства крещения на каждого новокрещеного на Руси надевался крест. Нательный, или тельный, крест постоянно носили на себе, с ним и хоронили. В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Наиболее почитаемые нательные кресты с вложенными в них мощами и святынями передавались в роду по наследству.

Русские нательные кресты

Известны кресты — исторические реликвии, принадлежавшие преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Евфимию Суздальскому, протопопу Аввакуму, и другие. Известны чудотворные кресты — меднолитой крест-энколпион (от греч. - «на груди») XII века с изображением Купятицкой иконы Богоматери и другие. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Наиболее древние тельные кресты, Х-ХП веков, найденные на территории Херсонеса, Киева и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.

Домонгольские кресты энколпионы

На многих домонгольских крестах-энкол-пионах с изображением Богоматери помещена надпись: «Святая Богородице, помогай». Часто встречается изображение на оборотной стороне древнерусских крестов-энколпионов Богоматери и Николы Чудотворца — «всеобщих заступников рода христианского». Уже самые древние кресты отличались удивительным разнообразим форм и декора. Они имели различные средокрестия (в виде квадрата, ромба или круга), разное завершение концов, или ветвей, — трехлопастное, кри-новидное (стилизованное изображение цветка лилии), ажурное. Существовали кресты от трех- до двенадцатиконечных; кресты, заключенные в круг, и с перекрестиями на концах. Кресты с рельефным изображением в центре восьмиконечного креста с копием и тростью, окруженные пышными цветами, травами и ажурными сквозными узорами, получили название «процветших», или «Процвете древо Креста», что было связано, прежде всего, с прообразом Креста в Ветхом Завете — «Древом Жизни». Святой Иустин во II веке изъяснял этот образ как символ Христа. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин отмечал, что «Древо Жизни», выращенное Богом в раю, предызображало драгоценный Крест, ибо как через древо пришла смерть (то есть через древо познания добра и зла. —С.Г.), так через Крест Христа — «Древо Жизни» — даровано спасение. Изображения процветшего креста встречаются уже на каменных саркофагах IV века [99]. В XVII - XVIII веках фантазия русских «золотых и серебряных дел» мастеров в украшении крестов-тельников не знает границ. Особым узорочьем в этот период отличались нательные кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера — Великом Устюге и Сольвычегодске. Они расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками всевозможных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром. Среди тельных крестов были широко распространены металлические, как самые прочные, долговечные и красивые.

Коллекционная металлопластика

Изредка при раскопках встречаются золотые и серебряные, но чаще всего — меднолитые. На старообрядческих нательных крестах помещается чаще всего молитва Кресту: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его...» или тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Влады-ко, и святое Воскресение Твое славим». В XVI веке на Руси распространяются неизвестные ранее нагрудные кресты с фигурой Ангела-хранителя. Из всех святых, изображаемых на нательных образках и крестах, пользовался особой популярностью мученик Никита — как «победитель дьявола» и «смущение бесам». В XVII веке на русских напрестольных, наперсных и тельных металлических крестах стали помещать орудия Страстей Христовых, среди которых были гвозди (в православной традиции - четыре), молоток, клещи, плеть, копие, трость, перчатка (символ заушения), а также мешочек с высыпающимися монетами, игральные кости, которые бросали воины, разделяя ризы Христовы, и т. д. В начале XX века во Владимирской губернии мужчины, женщины и дети всегда носили на шее «на гайтане» (шнурке) крестик либо иконку, обыкновенно медные, причем крестики мужские отличались от крестиков женских тем, что первые к концам расширялись либо имели прямые или закругленные концы, а женские, наоборот, сужались, напоминая по форме стилизованный лист дерева. Эта особенность была присуща крестам, которые носили старообрядцы. С течением времени форма, и декор крестов подвергались в определенной степени изменениям в связи со сменой стилей в искусстве. Изменения не коснулись только нательных крестов, носимых старообрядцами, которые сохранили архаичность вплоть до настоящего времени. В XIX веке пышные барочные формы процветших крестов сменяются более строгими, что было связано с господствовавшим в России в первой половине XIX столетия стилем классицизм. Во второй половине XIX века, когда резко возрос интерес к археологии и древнему' искусству, вновь появляются кресты, воспроизводящие ранние формы, — такие, как каменные кресты-«корсунчики», и другие. (Из книги: С.В.Гнутова «Крест в России». М., «Даниловский благовестник», 2004.) Как выбрать нательный крест Нательный крест — это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры. Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму. Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений.  Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались — золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, — так и своей формой.  И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям. Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М., 2002. Почему надо носить нательный крест Нательный крест (на Руси его называют «тельник») возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!». Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М.,2002. Символика и таинственное значение православных крестов Восьмиконечный крест — самый распространенный в России.  Нажмите для просмотра прикрепленного файла Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной — короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, — на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя — подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова. Верхняя перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина — подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение. Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг,- по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста. Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.

Антикварные тельные кресты в коллекцию и на подарок

Есть два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим, руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет взору образ страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Первый, древний вид Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть невластна и которая, страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица, или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой перекладине — приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа изображается солнце, а у левой — луна, на косой перекладине у ног Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста, оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям. Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, исполняет Собою все творение, всю вселенную. Такое Распятие со всеми его изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет столь подробных изображений. В частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область небесного бытия (мир ангелов). Средняя длинная перекладина вмещает понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце и луна (солнце — как образ славы Божества, луна — как образ видимого мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки Сына Божия, чрез Которого все «начало быть» (Ин. 1,3). Руки воплощают в себе понятие созидания, творчества видимых форм. Косая перекладина есть прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу. Нижний конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех Адама землю (см.: Быт. 3, 17), но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все — от земного до превыспреннего. Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее. Крест имеет многочисленные значения и с .других духовных точек зрения. Например, в Домостроительстве о спасении человеческого рода Крест означает своей вертикальной прямой линией справедливость и непреложность Божественных заповедей, прямоту Божией правды и истины, не допускающей никаких нарушений. Эта прямота пересекается главной поперечной перекладиной, означающей любовь и милость ,Божию к падшим и падающим грешникам, ради которой и был принесен в жертву Сам Господь, взявший на Себя грехи всех людей. В личной духовной жизни человека вертикальная линия Креста означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу. Но это стремление пересекается любовью к людям, к ближним, которая как бы не дает человеку возможности вполне осуществить свое вертикальное стремление к Богу. На определенных ступенях духовной жизни это сущая мука и крест для души человеческой, хорошо знакомые каждому, кто старается идти путем духовного подвига. Это тоже тайна, ибо человек должен постоянно сочетать любовь к Богу с любовью к ближним, хотя это далеко не всегда получается у него. Многие прекрасные толкования разных духовных значений Креста Господня содержатся в творениях святых отцов. Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М.,2002. Крест шестиконечный "Русский православный" Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: "Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия". Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния. Одному разбойнику, низводимому во ад "тяготою хуления", произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: "днесь со Мною будеши в раю" (Лк. 23:43), крест возносит в Царство Небесное. Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным. Шестиконечный православный крест, наряду с другими, использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в "Российском гербовнике" (стр. 193), изображается "серебряный Русский крест".  Крест "терновый венец" Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе "Прославление Креста" XII-го века из Третьяковки (В. Н. Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV века; на покровце "Голгофа" - монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т. д. Бог сказал согрешившему Адаму, что "проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе" (Быт. 3:17-18). А новый безгрешный Адам - Иисус Христос - добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути. Христовы Апостолы Матфей (27:29), Марк (15:17) и Иоанн (19:2) повествуют о том, что "воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову", "и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: "венец правды" (2 Тим. 4:8), "венец славы" (1 Пет. 5:4), "венец жизни" (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).  Крест "Греческий", или древнерусский "корсунчик" Традиционна для Византии и наиболее часто и широко употребляема форма так называемого "Греческого креста". Этот же крест считается, как известно, и древнейшим "Русским крестом", так как, согласно церковному Преданию святой князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына святого Владимира Равноапостольного. Нередко для указания на вселенское значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным в круг, символизирующий космологически сферу небесную.  Крест схимнический, или "Голгофа" Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - "лобное место"), где и был распят Христос. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить около изображения "Голгофы" следующие обозначения: "М.Л.Р.Б." - место лобное распят бысть, "Г.Г." - гора Голгофа, "Г.А." - глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении. Буквы "К" и "Т" означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: "IC" "ХС" - имя Иисуса Христа; а под ней: "НИКА" - Победитель; на титле или около нее надпись: "СНЪ" "БЖIЙ" - Сын Божий иногда - но чаще нет "I.Н.Ц.И" - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: "ЦРЪ" "СЛВЫ" - Царь Славы. Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Крест "Голгофа" также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении храмов и домов изображенных на четырех стенах здания. В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест. "Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва", - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.  Крест "Просфорный - Константиновский" Впервые эти слова по-гречески "IC.XP.NIKA", что означает - "Иисус Христос - Победитель", были написаны золотом на трех больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором Константином. "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его" (Апок. 3:21), - говорит Спаситель, Победитель ада и смерти. По древней традиции, на просфорах печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту крестную победу Христову: "IС.ХС.НИКА". Эта "просфорная" печать означает выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего Искупления.

На нашем сайте можно увидеть различные коллекции крестов, разделенные по временным периодам.

Ставрографофилия - коллекции нательных крестиков. Коллекционирование  крестов - это процесс собирания различных видов крестиков, который  организован на основе определённых принципов. Например, некоторые люди  собирают нательные крестики (железные, деревянные или из драгоценных  металлов). Данный процесс сопряжён с поиском соответствующих предметов,  их систематизацией, а также хранением и экспонированием.

История  коллекционирования крестов начинается несколько веков назад, но точная  дата не определена, т.к. многие семьи хранили и передавали их из  поколения в поколения, а их могло быть в каждой семье до нескольких  десятков штук. Разные крестообразные предметы, сделанные из драгоценных  металлов с дорогими камнями, хранились у царей и богатых дворян.  Считалось, что крест - это символ выбора пути или дороги, а также символ  пересечения двух противоположностей. Первые христиане изображали  специальные гамматические кресты. В Византии такая форма употреблялась  для украшения церковных предметов и Евангелий. В 9 веке по заказу  императрицы Феодоры изготовили Евангелие, которое было украшено золотым  крестным орнаментом. Существует много вариантов крестов, а  различные графические их виды используются в оформлении наград за  подвиги. Такие изделия имеют большую ценность среди коллекционеров  крестов. Не менее ценным является Георгиевский орден Первой степени,  т.к. эта награда была чрезвычайной и за всю историю существования в  дореволюционной России её имели всего несколько десятков человек, и в  коллекции крестов она всегда занимает самое достойное место.


Очень интересно то, что при создании ордена  святого Георгия художники-оформители допустили ошибку. В центральном медальоне просматривается изображение всадника, который убивает дракона. Однако, геральдика того времени говорит о том, что дракон - это силы Добра, а по легенде Георгий победил не дракона, а змея. Занимательно и то, что до 1856 года действовал такой порядок, согласно которому данный орден после смерти владельцев должен быть возвращён в орденскую думу. Поэтому достать такой орден в свою коллекцию практически невозможно, т.к. все экземпляры хранятся в музеях или в частных коллекциях. На нашем сайте можно увидеть различные коллекции крестов, начиная от простых нательных, и заканчивая ценными Георгиевскими орденами.





Показать