- ОБНОВЛЕНИЯ
- РОССИЯ ДО 1917 Г.
- ГЕРМАНИЯ ДО 1918
- 3 РЕЙХ
- РЕКОНСТРУКЦИЯ, ГЕРМАНИЯ ДО 1945 Г.
- СССР ДО 1945 ГОДА
- РЕКОНСТРУКЦИЯ: КРАСНАЯ АРМИЯ
- ЕВРОПА
- СССР ПОСЛЕ 1945 ГОДА
- ЯПОНИЯ, КАВКАЗ, СТРАНЫ АЗИИ
- АМЕРИКА
- КНИГИ ДЛЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ
- ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА
- Гостинная комната
- Кухня
- Вилки
- Ложки & Половники
- Подносы
- Подстаканники
- Приборы для мяса
- Солонки
- Соусники
- Столовые ножи
- Сервизы & Наборы столовых приборов
- Посуда из фарфора
- Принадлежности для вина
- Серебряные столовые приборы
- Чайники & Молочники
- Сахарницы
- Салфетницы
- Лопатки для торта
- Щипцы для сахара
- Супницы
- Бисквитницы
- Пашотницы
- Картины для интерьера кухни
- Кабинет
- Женская комната
- Детская комната
- Морской интерьер
- Подарки охотнику & рыболову
- Спорт
- Деревенский интерьер
- КАРТИНЫ
- АНТИКВАРНОЕ ОРУЖИЕ
- МОНЕТЫ
- Серебряные дирхемы
- Удельные монеты периода XIV-XVI вв.
- Монеты Государства Российского 1533-1718 г.
- Монеты Петра 1, 1682-1725 г.
- Монеты Петра 2, 1727-1730 г.
- Монеты Анна Иоанновна 1730-1740 г.
- Монеты Елизаветы, 1741-1761 г.
- Монеты Екатерины 2, 1762-1796 г.
- Монеты Павла 1, 1796-1801 г.
- Монеты Александр 1, 1801-1825 г.
- Монеты Николая 1, 1825-1855 г.
- Монеты Александр 2, 1855-1881 г.
- Монеты Александр 3, 1881-1894 г.
- Монеты Николая 2, 1894-1917 г.
- Банкноты России до 1917 г.
- Монеты СССР, до 1945 г.
- Боны СССР до 1945 г.
- Монеты СССР, после 1945 г.
- Банкноты и монеты, Европа
- Редкие монеты
- Копии монет
Ваша корзина пуста!
Металлопластика: иконки, кресты 10-14 век
Миниатюрный каплевидный крестик.
Первые века христианства на Руси. Артефакт на 12-14 век. Меднолитой подлинный коллекционный образец металопластики в отличном состоянии.Вес 1.97 гр.Размер - 1.5 х 1.8 см.Можно ли носить антикварный крест ? Ответ священников.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообра..
ИКОНА МЕДНОЛИТАЯ ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ. СЕДМИЦА
Старинная крупная икона с синей эмалью (три разных оттенка) «Господь Вседержитель. Седмица». Данная иконка помимо непосредственно фигуры самого Спасителя, содержит большое количество святых подвижников, расположившихся рядами вокруг Сына Человеческого. В иконном искусстве термином «Седмица» называют 7 персонажей, изображённых на иконе: Господь на т..
Домонгольский тельный крестик. 12-13 век
Подлинный старинный медный крестик в отличном коллекционном состоянии.Вес всего 2.14 гр.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многооб..
Тельный образок. Спас Эммануил
Домонгол. 12-13 век. Тельный меднолитой образок с резным контурным изображением. Спас Эммануил. Медный сплав. Целое крепежное ушко. Спас Эммануил (имя означает «С нами Бог») – иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование об раза связано с пророчеством Исайи «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чр..
Крестовидная привеска со спиралевидным узором
Древняя Русь. Подлинная крестовидная привеска со спиралевидным узором. Ювелирное изделие на XII - XIII век (период двоеверия). Такие привески являются языческо - христианским символом. Очень красивое и в хорошем коллекционном состоянии изделие со спиралевидными кругами и гладкой без рисунка стороной. Отлита из оловянисто-бронзового спла..
Крест-мощевик12 века в сборе.
Древняя Русь. 12-13 век. Коллекционный бронзовый крест-энколпион с "родным" оглавием. Выполнен с использованием техники гравировки. Ровная изумрудная патина. Ни какой реставрации и "сбора". Размер 4.1 х 2 см.Вес 5.96 гр.Энколпион. Крест-мощевикЭтот тип креста пришел из Византии. Он произошел от четырехконечного ящичка с изображ..
Домонгольский ажурный крестик
Корсунчик. Узорчатый древнерусский крестик без повреждений и реставрации. Литье. Оловянистый сплавВес 3.9 гр.Размер 3.1 см. х 2.2 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и сред..
Ажурный крест-домонгол
Коллекционный узорчатый древнерусский крестик без повреждений и реставрации. Литье. Оловянистый сплав. Узор - не частый, двухсторонний с солярными знаками.Вес 3.5 гр.Размер 3.2 см. х 2.5 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала..
Тельный образок с воином на коне
Древняя Русь. Оригинальная монетовидная иконка-образок 11-13 века в отличном коллекционном состоянии.Меднолитой сплав. Ровная светло-изумрудная патина. Целое ушко под веревочку. Диаметр 2.1 см.Вес - 2.36 гр.На лицевой стороне экспоната отлита рельефная фигура всадника, повёрнутого влево. Отличная проливка: хорошая детализация. За спиной в..
Иконка-привеска Голгофский Крест двухсторонняя
Старинная тельная иконка 14 -15 века из оловянистой бронзы в отличном коллекционном состоянии. Четкая проливка и детализация.На ладонке читается молитва - начало тропаря, прославляющего Животворящий Крест. "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим..." На обратной стороне просматривается изображение птицы.Размер 2 х..
Шароконечный крестик. 12-13 век.
Корсунчик - шароконечный крестик. Древность 12-13 века. Хорошее состояние. Медный сплав. Литье. Изумрудная вековая патина. Это крест относящийся по типологии к группе корсунских крестов. Корсунские кресты, или кресты-«корсунчики» появились в Древней Руси в первые века после Крещения (с конца 10 века), их привозили из Византии через Корсунь (Х..
Старинный крест с круглыми медальонами
Подлинный миниатюрный медный крестик с узорчатым центральным медальоном. Вес - 1.84 гр.Размер 2.8 х 2.2 см...
Иконка-образок 11-13 века. Рельефная фигура всадника.
Артефакт средних веков. Древняя Русь. Оригинальная монетовидная иконка-образок 11-13 века.Меднолитой сплав. Диаметр 2.1 см.Вес - 1.7 гр.На лицевой стороне экспоната отлита рельефная фигура всадника, повёрнутого влево.За спиной всадника виднеется развивающийся плащ, в левой руке конника копьё, направленное вверх под углом в 45 градусов.Голова с..
Крест-привеска 13-14 век
Русь. Старинный домонгольский крест-привеска. Эта круглощитковая крестовидная подвеска – раннехристианский артефакт 13-14 века, изготовленный из бронзы. Артефакт представляет собой четырёхконечную равностороннюю привеску, состоящую из круглого щитка с кругом, обведённым двумя рельефными валиками-окружностями. Навершие предмета – плоское ушко, распо..
Древнерусский православный крестик.
Старинный шароконечный русский крестик. 12-13 век. Отличное состояние. Медный сплав. Литье. Изумрудная вековая патина. Это крест относящийся по типологии к группе корсунских крестов. Корсунские кресты, или кресты-«корсунчики» появились в Древней Руси в первые века после Крещения (с конца 10 века), их привозили из Византии через Корсунь (Херсо..
Крест. 12-15 век. Редкий !
Красивейший образец домонгольской меднолитой пластики. Массивный и тяжеленький литой крестик. Отличное коллекционное состояние.Вес 3.86 гр.Размер - 3 х 2 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько..
Изящный маленький нательный крест 12-14 века
Изящный маленький нательный крест 12-14 века. Оловянистая бронза. Красивая патина цвета морской волны. Отличное состояние. Каплевидный четырехконечный крест – популярная форма у христиан всех направлений. Распознать этот тип можно по характерным элементам в виде капелек, расположенным по краям лучей. Подобный декор символизирует капли Хр..
Иконка с воином на коне. Святой Минас
Оригинальная коллекционная монетовидная иконка-образок 11-13 века. Меднолитой сплав. Очень хорошая детализация и рельеф отливки (но оглавие под веревочку перетерто) . Диаметр 1.8 см.Вес - 1.68 гр.На лицевой стороне экспоната отлита рельефная фигура всадника, повёрнутого влево. За спиной всадника виднеется развивающийся плащ, в левой руке..
Энколпион малый с инкрустацией серебром.
Медный сплав, литье. XII – первая половина XIII вв. Меднолитой двухсторонний энколпион с 4 выступами в средокрестии, миниатюрный без оглавия.На лицевой и оборотной створках инкрустированное серебром изображение четырехконечного креста в средокрестии. Энколпионами называют двустворчатые кресты домонгольского периода, внутри ко..
Домонгольская иконка-подвеска Святой Минас XII-XIII веков
Односторонняя иконка-привеска "Святой Минас со щитом и копьём" – классический образец русской ранне-средневековой мелкой медной пластики домонгольской Руси 12-13 века.У подвески оригинальная "родная" патина. Ушко для веревочки с повреждением. Четкая проливка. изумрудная патина. Ранняя стилизация - всадник на довольно "упитанной" лошадке...На л..
Энколпион с инкрустированным серебром средокрестием
Подлинный артефакт из далекого 12 века. Меднолитой "не сборный" двухсторонний энколпион с 4 выступами в средокрестии, миниатюрный без оглавия. На лицевой и оборотной створках инкрустированное серебром изображение четырехконечного креста и четырех столярных знаков в средокрестии. Медный сплав, литье. XII – первая половина XIII вв.Аналоги..
ПРИВЕСКА «КРЕСТОСОЛЯРНЫЙ ТИП»
Подлинный образец раннехристианской медной пластики 12 века, изготовленный методом литья из медного сплава. Отличное коллекционное состояние.Вес 5.25 гр.Диаметр 2.8 см.Описание подвески:Этот артефакт представляет собой двенадцатиконечный криновидный крест, вписанный в солярный круг. Оглавие имеет форму плоского кольца неправильной формы, расп..
Подвеска. Богородица. Одигитрия
Старинный образок. Одигитрия. Первые века принятия Христианской веры на Руси - далекий 12-13 век. Оригинальная древнерусская меднолитая подвеска.Диаметр - 2 см.Вес - 2.13 гр.Материал: медьЭта домонгольская икона-привеска «Богоматерь Одигитрия» – нательная односторонняя иконка-подвеска, изготовленная методом литья из оловянистой бронзы им..
Икона-привеска Богоматерь Оранта. XI-XII век
Редкий тельный образок. Древняя Русь. Целое ушко. Медный сплав.Отличное состояние.Вес 1.64 гр.Диаметр - 2 см.Историческая справка. БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ (ОРАНТА): Оранта (от лат. orans — «молящаяся») — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть ..
Монетовидная привеска. Святой Минас.
Древняя Русь. Оригинальная коллекционная монетовидная иконка-образок со всадником на коне 11-13 века. Меднолитой сплав. Диаметр 2 см.Вес - 1.59 грНа лицевой стороне экспоната отлита рельефная фигура всадника, повёрнутого влево.За спиной всадника виднеется развивающийся плащ, в левой руке конника копьё, направленное вверх под углом в 45 градусо..
Арочная иконка-подвеска «Никита Бесогон» 14 века
Редкий образец тельной иконки с бесогоном. Арочная иконка-подвеска «Никита Бесогон» – нательный предмет личного благочестия середины 15 века, изготовленный с использованием технологии литья из медного сплава. Лицевая сторона содержит ростовую фигуру святого Никиты. Вес 2.7 гр.Размер 2.6 х 2.1 см.Оборотная сторона иконки-приве..
Маленький энколпион, 12 век.
Целый домонгольский энколпион из двух створок.Сплав (бронза). В центре лицевой створки находятся углубленное изображения креста с лучами с остатками белой эмали, с исходящими из средокрестия ,лучи соприкасаются с крестом. Внутренний резной рисунок с чернением серебром.Энколпион – это крест-складень, состоящий из двух частей (створок). На внут..
Энколпион 11-12 века.
Домонгольский энколпион с изображением распятого Христа. Медный сплав. Не сборный. С оглавием. В "родной" патине.К описанию лота прибавлена фотография с описанием из книги "Музеи Московского кремля", в экспозиции которого есть подобный крест.Размер - 6.5 х 3.5 см.Вес - 27.32 гр...
Крест-энколпион «Богоматерь Ассунта»
Древнерусский круглоконечный энколпион «Богоматерь Ассунта». Лицевая сторона: Распятие, Богоматерь, ап. Иоанн, свтт. Никола Чудотворец и Георгий На верхнем и нижнем концах — одинарные крепежные ушки на прямоугольном основании. В средокрестии изображена фигура Богоматери, в медальонах — погрудные изображения святых: Космы и Дамиана, Петра ..
Древний крест энколпион.
Энколпион миниатюрного размера. Русь XII век. Не сборный, подлинный крест энколпион. Распятие Христово. Богоматерь Ассунта. Красивая изумрудная патина.Вес 13.20 гр.Размер 5.5 2.6 см...
Крест Энколпион. Домонгол
12-13 век. Крест-мощевик. На лицевой створке — «Распятие Христово» На оборотной створке в центре изображена Богоматерь (Ассунта). Экспонат находится в хорошем состоянии: Ровная изумрудная патина, геометрия и форма предмета не искажены; оглавие подвижное. Крест расчищен и покрыт закрепляющим составом.Вес - 12.24 гр.Размер 5.5 х 2.3 см.Тип..
Энколпион, Русь XII век.
Это подлинный крест энколпион киевского типа. Размер средний. Лицевая часть с Распятием Христовым (эта створка со следами коррозии) . На обратной стороне: Богоматерь Ассунта. Крест расчищен и обработан специальным закрепляющим раствором. Красивая изумрудная патина. К описанию лота прибавлена фотография с описанием из книги "Музеи Московского крем..
Старинный крест-энколпион. Створка
Подлинный экземпляр меднолитого древнерусского креста энколпиона. Период 12-13 век. Размер - 2.5 х 2 см.Вес - 1.74 гр. Историческая справка:Что такое крест-энколпион? Почему среди множества поднимаемых кладоискателями интереснейших экземпляров наперсных крестов и тельников именно энколпион является одной из наиболее редких, и соответственно ос..
Створка энколпиона прямоконечная.
Подлинный старинный крест- мощевик. 12 век - первая половина или начало 13 вв. Материал - медный сплав (бронза), эмаль, остатки серебрения, литье, резьба. В центре лицевой створки находятся углубленное изображения креста с лучами, исходящими из средокрестия , лучи соприкасаются с крестом. Лучи внутри с чернением серебром. крест в ровной изумрудной..
Крест-энколпион с распятием 12 век.
Крест-энколпион. На лицевой стороне Распятие Христово. Тыльная створка содержит гравированное и чернёное изображение четырёхконечного креста. Средокрестие украшено симметричными чернёными лучами, делящими каждый угол перекрестия пополам под углом 45 градусов (так называемое «сияние»).Вес 9.52 гр.Размер 5 х 2.5 см.Энколпион или Енколпион или Енколпи..
Бронзовый крест-энколпион
12-13 век. Коллекционный бронзовый крест-энколпион с "родным" оглавием.Редкая разновидность с расходящимися клиновидными лучами. С каждой стороны резной крестик - выполнен с использованием техники гравировки. Ровная изумрудная патина. Ни какой реставрации и "сбора". Размер 4.1 х 2 см.Вес 4.23 гр.Энколпион. Крест-мощевик. Этот тип креста пришел..
Створка энколпиона с оглавием
13 - первая половина 14 века. Бронзовый сплав. Отличная проливка. Лицевая створка креста с Распятием Христовым и христограмами. Подлинное (не подобранное!) подвижное оглавие на оригинальном штифте.Вес изделия - 26.48 гр.Размер 7.8 х 4 см. Историческая справка о крестах-энколпионах. Христианские древности Энколпионом называют крест-..
Энколпион РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО и БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА
Энколпион прямоконечный состоит из бронзового сплава с резным изображением Христа и Богородицы. Подлинный коллекционный предмет мастеров периода Древней Руси, 11- 12 века. Относится к Киевской археологической культуры. Чернь. Эмаль. Родная патина. Предмет не сборный и не реставрирован !Ровная изумрудная патина. Оглавие на медном ша..
Энколпион 12 -13 век
Створка мощевика. Сплав (бронза). В центре лицевой створки находятся углубленное изображения креста с лучами, исходящими из средокрестия ,лучи соприкасаются с крестом. Энколпион – это крест-складень, состоящий из двух частей (створок). На внутренних поверхностях, створки имеют выемку. В эту полую часть помещалась некая святая реликвия. Нижняя и..
Створка от складня
XVIII - XIX век. Левая створка от трехстворчатого меднолитого складня.Вес 19 гр.Размер 6 х 3 см.Историческая справка:Распространение литых икон в старообрядчестве, причем в наибольшей степени в беспоповских согласиях, при почти полном равнодушии к нему официальной Церкви объясняется, прежде всего, историческими условиями существования с..
ПРИВЕСКА «СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ».
Нательная иконка 14 века, изготовленная из медного сплава - арочная привеска «Святой Георгий» Коллекционный редкий артефакт русской средневековой медной пластики 13-15 вв.Вес 3.37 гр.Размер 2.2 х 16 см.Сохранность экспоната отличная: рельеф всадника и валика высокий, потёртости для предмета такого возраста незначительны; геометрия и плоскость..
Узорчатый крест 13-14 века
Красивый домонгольский узорчатый крест с крупным ромбовидным оглавием. 13-14 век. Медно литой. Хорошее состояние. Размер 3 х 2 см.Вес 3.45 гр.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы ..
Старинный крестик-домонгол.
Старинный крестик-домонгол 14 века в отличном состоянии. Литье. Бронза. Серая патина. Вес 2.62 гр.Размер - 2.4 х 1.8 см...
Домонгольский крест с резным рисунком
Редкий крупный тельный крестик-домонгол. Подлинное изделие 12-13 века. Медный сплав. Хорошее состояние: отверстия под веревочку без повреждений, ровная зеленая патина и четкий рельеф. Размер 3.5 х 2.8 см.Вес 4.41 гр.Кресты Древней Руси. Типология «Корсунского» креста:История «Корсунского» креста восходит к очень древней, еще доиконоборческой ..
Старинный тельный крестик. Древняя Русь
Крест равносторонний криноконечный XIV - первая половина XV века. Центральное окончание крина в виде выпуклого овала с каплевидным окончанием. Оглавие в виде крупной уплощенной бусины.Размер - 2 х 2.6 см.Вес 1.76 гр.ДОМОНГОЛЬСКИЕ КРЕСТЫ. Историческая справка: Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных к..
Крест. Корсунчик.
13-15 век. Древняя Русь. Маленький старинный крестик из медного сплава. Хорошее состояние.Вес 2.61 гр.Размер 2.6 х 2.4 см.Меднолитая пластика — тельные крестыВ Древней Руси обязательной принадлежностью каждого христианина являлся крест, он сопровождал его с рождения до самой смерти, поэтому кресты представляют собой самый массовый и одновременно са..
Большой крест 13-15 века
Старинный коллекционный крест. 13-15 век. Медный сплав. Редкий тип крупного креста-корсунчика с изображением в центральном медальоне. Изумрудная патина..Размер 3.2 х 3 см.Вес - 4 гр.Меднолитая пластика — тельные крестыВ Древней Руси обязательной принадлежностью каждого христианина являлся крест, он сопровождал его с рождения до самой смерти, поэтом..
Крестик. Редкий "корсунчик" 14-15 вв
Древнерусский крестик из медного сплава. Редкая разновидность - очень массивный. Вес 5.1 гр.Размер 3 х 2.5 см.Толщин 4 мм.!Меднолитая пластика — тельные крестыВ Древней Руси обязательной принадлежностью каждого христианина являлся крест, он сопровождал его с рождения до самой смерти, поэтому кресты представляют собой самый массовый и одн..
Криноконечный крест XIV века
Старинное изделие из средних веков. Русь. XIV - первая половина XV века. Крест равносторонний криноконечный с рельефными дугами в средокрестии. Боковые лепестки крина слабо выражены. Оглавие в виде граненной уплощенной бусины.Материал - оловянистая бронзаВес - 2.11 гр.Размер - 2.7 х 2.4 см...
Старинный крест. С узором
14-15 век. Редкий тип тельных домонгольских крестов с плетенным узором. Отличное коллекционное состояние. Ровная изумрудная патина. Повреждений нет - отверстие под веревочку целое...Размер - 2.5 х 1.8 см.Вес - 1.67 гр."Это плетенье получено от древнехристианского искусства, — авторитетно сообщает профессор В. Н. Щепкин, — где оно известно в резьбе ..
Образок-ладонка Голгофский крест
14-15 век. Старинная тельная иконка из оловянистой бронзы в отличном коллекционном состоянии. Четкая проливка и детализация.На ладонке читается молитва - начало тропаря, прославляющего Животворящий Крест. "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим..."Размер 2 х 1.5 см.Вес 2.10 гр.Голгофский Крест всегда изображается на не..
Икона АРХАНГЕЛ СИХАИЛ
АРХАНГЕЛ СИХАИЛ ПЕРЕД СВЯТЫМ СИСИНИЕМ Датировка: 14-15 век. Хорошее коллекционное состояние. Без ущербов. Ровная изумрудная патина.Размер: 26х16 мм.Вес - 4,13 грНе существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем..
Редкий "корсунчик" 14-15 век
Узорчатый древнерусский крестик в хорошем коллекционном состоянии. Литье. Оловянистый сплав. Узор двухсторонний.Вес 3.25 гр.Размер 3 см. х 2.2 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем с..
Старинный тельный крестик-корсунчик. 14-15 век
Подлинный старинный тельный крестик-корсунчик с 12-ти конечным крестом в ромбе в центре средокрестия. 14-15 век. Меднолитой. Очень хорошее коллекционное состояние. Ровная темно зеленая вековая патина.По контуру креста проходит токая рельефная окантовка. В центре средокрестия помещено рельефное изображение двенадцатиконечного крестика в контурном ро..
Древнерусский крест-корсунчик 14 века
Оригинальный старинный крест с округлым средокрестием и криновидными окончаниями в хорошем состоянии. Средневековье. XIV - первая половина XV в. Целое ушко. Четкая проливка. Светло-изумрудная патина.Вес 21.34 гр.Размер - 2.6 х 2.1 см.В отличие от Византии, где существовали большие центры массового литья, из которых кресты распространяли..
Рамка с подборкой редких коллекционных домонгольских крестиков. 12-15 век
Хорошее состояние. Закреплены на пано с помощью силиконового герметика ( при желании герметик легко удаляется).Древнерусские нательные крестыДревнерусские нательные кресты XI-XIII веков. Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не ..
Домонгольская крестовидная подвеска
Вятичи. Раннехристианский артефакт 11 века, изготовленный из бронзы. Размер 2.5 х 1.2 смВес подвески 1.67 гр.Изделие представляет собой четырёхконечную привеску. От основного щитка отходят четыре расположенных крестообразно треугольных лопасти, декорированные криновидными расширяющимися окончаниями. Навершие предмета – рельефное ушко. Об..
Крест 12-13 века, Домонгол
Старинный медный крестик. Крупное оглавие. Миниатюрный размер. Вес всего 1 гр.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует ис..
Старинный древнерусский крестик
12-13 век. Древнерусский тельный крестик в хорошем состоянии. Бронзовый сплав. Литье.Вес - 1.52 гр.Размер - 2.4 х 1.8 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Ев..
Православный крест 12-13 века
Подлинный тельный крестик из медного сплава в хорошем состоянии. Изумрудная патина. Размер - 2.5 х 2 см.Вес - 1.67 гр.На сайте антик1941 вы найдёт большой ассортимент старинных крестов. Для того чтоб купить антикварный крест или икону достаточно добавить понравившийся товар в корзину и оформить заказ онлайн.Металлопластика, представленная в на..
Домонгольский нательный прямой крест.
Не частый тип нательных крестов 14-15 века. Хорошее состояние. Оловянистая бронза. Размер этого древнего крестика - 2.5 х 1.5 см.Вес - 1.5 гр.Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем существует множеств..
Крестик. 13-15 века. Россия
Подлинный старинный крестик в хорошем стоянии. Не частый тип... Вес 1.87 гр.Размер - 2х2.5 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого мн..
Старинный медный крестик, 14 век
Небольшой домонгольский крестик из медного сплава в отличном состоянии.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен этого многообразия требует историчес..
Меднолитой крестик. 12-13 век
Подлинный древнерусский крестик в хорошем стоянии. Материал: оловянистая бронза.Вес 1.53 гр.Размер - 1.6 х2.3 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Фе..
Старинный тельный крест 12-13 века
Крестик домонгол. Оловянистая бронза. Хорошее коллекционное состояние.Размер 2.9 х 2.3 см.Вес - 3.79 гр.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Феномен это..
Миниатюрный нательный крестик, 12-13 век
Каплевидный четырехконечный крест – популярная форма у христиан всех направлений. Распознать этот тип можно по характерным элементам в виде капелек, расположенным по краям лучей. Подобный декор символизирует капли Христовой крови.Размер 2.2 х 1.8 см.Вес - 1.89 гр.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских ..
Древнерусский медный тельный крест
Коллекционная металлопластика. ДОМОНГОЛ. Древнерусский медный тельный крест в хорошем состоянии. 12-13 век.Вес - 1.21 гр.Размер 2.5 х 1.4 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем ..
Медный крестик-домонгол
Медный крестик-домонгол.Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — "крест всякой формы есть истинный крест". Очень часто встречается в церковном изобразительном искусстве "лепестковый" крест, который, к примеру, видим на омофоре святителя Григория Чудотворца моз..
Домонгол. Тельный медный крестик
Изделие древнего мастера второй половины XII - XIII веков. коллекционный тельный крестик в хорошем состоянии. Бронзовый сплав. Литье. В средокрестие углубленное изображение равноконечного креста. В углах лучей расположены округлые углубления.Вес - 2.23 гр.Размер - 2.2 х 1.7 см...
Килевидный крестик. Домонгол.
13-15 век. Подлинный древнерусский тельный крестик в отличном коллекционном состоянии. Изящная форма и не частый образец раннехристианской русской металлопластики. Оловянистая бронза. Ровная серо-зеленая патина.Вес 1.79 гр.Размер этого миниатюрного крестика - 2.5 х 2 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнер..
Крест четырехконечный с квадратным средокрестием
Русь. XII-XIII вв. Меднолитой домонгольский тельный крест: четырехконечный двусторонний с квадратным средокрестием с солярными знаками и уплощенно-шаровидными окончаниями. Средокрестие рельефное с обеих сторон. Оглавие в виде уплощенной бусины.Вес - 2.14 гр.Размер - 2.5 х 1.7 см...
Домонгольский нательный крест, 11-13 в.
Оригинальный экземпляр нательных крестов 11-13 века. Домонгольский крест - четырехконечный двусторонний с ромбическим средокрестием и шаровидными окончаниями. Средокрестие гладкое с обеих сторон. Оконечности в виде стерженьков, заканчивающихся шариками. Оглавие имеет вид ушка. Отверстие для веревочки без повреждений. Эт..
Крест равносторонний криноконечный. XIV- XV век
Средневековая Русь. Подлинный артефакт - XIV - первая половина XV век. По контуру креста проходит токая рельефная окантовка. В центре средокрестия помещено рельефное изображение двенадцатиконечного крестика в контурном ромбе с вогнутыми сторонами. От рельефного контурного ромба в средокрестии по центральным осям лопастей отходит двухчастная плетенк..
Старинный оловянный крест. Русь
Средние века (14-15 век.) Тельный крест из оловянного сплава. Размер 1.3 х 1.5 см.Вес 1.33 гр...
Старинный домонгольский крест, 14 век
Антикварная металлопластика 14 века. Подлинный медный крест крупного размера. Не частый тип.Размер 3 х 2.5 см.Вес - 2.73 гр.Можно ли носить антикварный крест ? Ответ священников.Меднолитая пластика — тельные крестыВ Древней Руси обязательной принадлежностью каждого христианина являлся крест, он сопровождал его с рождения до самой смерти, поэтому кр..
Тельный крестик, XII - XIII век
ДАТИРОВКА XII - XIII вв. Материал: Оловянистая бронза. Хорошее состояние. Это достаточно редкий тип крупных домонгольских крестиков...Вес 4.78 гр.Размер массивный - 2.7 см. х 3.5 см.Кресты Древней Руси. Историческая справка:Типология «Корсунского» креста восходит к очень древней, еще доиконоборческой традиции. Она связывается с ф..
Древнерусский тельный крест XII век
Середина 12 – начало 13 века. Подлинный старинный тельный крестик в хорошем состоянии. Оловянистый сплав. Литье.Домонгольский тельник «С квадратным средокрестием» – раннехристианский артефакт 12 века. Крест четырёхконечный, нижняя лопасть слегка длиннее трёх остальных. Тонкие перекладины тельника оканчиваются небольшими круглыми шариками. Средокрес..
Домонгольский крест, двусторонний
Старинный медный тельный крест. Ушко целое! Крест в красивой патине, не чищен. Нечастого исполнения! Украшен с двух сторон орнаментами. Пять рельефных кругов на кресте - это схематичное изображение пяти ран Христовых...Размер достаточно крупный для тельных крестов того времени : 2.5 х 3.5 см.Вес - 3.7 гр.У большинства ранних крестов и иконок,..
Крупный домонгольский крест.
Крест "лепестковый" с большим оглавием.. Нечастого исполнения!Украшен орнаментами: пять рельефных кругов на кресте - это схематичное изображение пяти ран Христовых...Размер 4 см х 2.8 см.Вес - 6.5 гр.На сайте антик1941 вы найдёт большой ассортимент старинных крестов. Для того чтоб купить антикварный крест или икону достаточно добавить понравившийся..
Домонгольский православный крест. 12-15 век
Прорезной крестовидный орнамент (односторонний ) на всех лучах и в центральном медальоне. 12-15 век. Редкий тельный крестик в хорошем состоянии (четкая проливка)Оглавление цело. Присутствует небольшая изогнутость верхнего луча. Красивая светло зеленая вековая патина.Вес -1.91 гр.Размер -3 х 2 см.Историческая справка. Православные тельны..
Старинный домонгольский крест, 13-14 век
Подлинный миниатюрный медный крестик с узорчатым центральным медальоном. Вес - 1.1 гр.Размер 2.4 х 1.7 см.Историческая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, насколько мы можем судить, и средневековая Европа. Фено..
Тельный крест с каплевидными лучами
13-14 век. тельный крест с каплевидными лучами. Это миниатюрное изделие мастера ювелира древней Руси сохранилось в отличном состоянии. Материал - бронза. В центральном медальоне с обоих сторон - изображение... Размер этого маленького тельника - 2.3 х 1.8 см Вес - 1.39 гр. Многообразие форм креста всегда признавалось Це..
Крест. Серебро. 14-15 век.
Оригинальный коллекционный и очень не частый тип крестика. первых веков христианства на Руси, в хорошем состоянии. Так называемый - домонгол. Именно серебряные крестики этого периода большая редкость! Все серебро было привозное, и эти ювелирные изделия отливались из дирхемов из Золотой Орды и из Арабских стран.Вес 1.19 гр.Размер - 2.2 х 1.8 см.Этот..
Древнерусский крест-корсунчик.
13-14 век. Отличное коллекционное состояние. Массивный крестик из оловянистой бронзы с крупным оглавием. Размер 2.9 х 2.5 см.Вес 3.23 гр.Историческая справка:Типология «Корсунского» креста восходит к очень древней, еще доиконоборческой традиции. Она связывается с формой креста, чудесно явившегося в небе императору Константину перед победоносно..
Серебряный крест "Корсунчик".
Редкий тип нательных крестов 11-13 века. Отличное коллекционное состояние. По форме этот крест - "трилистник". В наши дни такой крест имеется на гербе Оренбургской губернии, на гербе города Троицка Пензенской губернии, города Ахтырки Харьковской и города Спасска Тамбовской губерний, на гербе губернского города Чернигова и т.д.Размер 2.5 см. х 1.8 с..
Маленький нательный крест, 12-14 век
Домонгол. Тельный миниатюрный крестик шарикоконечный с круглым средокрестием. Очень хорошее состояние. Изумрудная патина. Целое крепежное "ушко-оглавие) Четкая форма отливки.Вес изделия 1.73 гр.Размер 2.3 х 1.8 см.Историческая справка о древнерусских крестах:Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII век..
Крест Корсунчик, 14 века
Массивный крест "криновидный" в отличном состоянии. Ровная изумрудная патина от земли, в которой крестик пролежал многие и многие годы...Это довольно тяжеленький медный криноконечный крестик с округлым углом в средокрестии. Боковые лепестки крина слабо выражены. Оглавие в виде граненной уплощенной бусины. По контуру креста проходит токая релье..
Старинный тельный крестик с каплевидными лучами
Домонгол - старинный тельный крестик с каплевидными лучами. 12-13 век. Меднолитой. Хорошее состояние. Изумрудная патина. Вес всего 0.89 гр.Размер 2 х 1.5 смИсторическая справка. Православные тельные кресты 12-15 века:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой пестроты форм не знала Византия, не знала её, наско..
Медный тельный крестик 12 века
Старинный крестильный крестик 12 века. Хорошее коллекционное состояние миниатюрного изделия, пролежавшего в земле более чем 7 веков...Крест четырёхконечный. Перекладины нательного креста оканчиваются кринами (ростками), состоящими из трёх округлых «почек». Крин (устар. «лилия»), растительный образ в виде цветка или набившегося бутона, широко распро..
Раннехристианский православный крест.
Древняя Русь. 12-13 век. Каплевидная форма. Большое "Ушко" под веревочку без повреждений. Серо зеленая вековая патина. Этот нательный крест с шишкообразными окончаниями относится по типологии к группе корсунских крестов. Корсунские кресты, или кресты-«корсунчики» появились в Древней Руси в первые века после Крещения (с конца 10 века), их прив..
Старинный тельный крестик. 14 век
Медное литье. Домонгол. Старинный тельный крестик. 14 век. Хорошее состояние. Крест с хорошей проливкой и оригинальной патиной.Лучи-перекладины нательного креста оканчиваются кринами (ростками), состоящими из «почек». Крин (устар. «лилия»), растительный образ в виде цветка или набившегося бутона, широко распространенный в средневековом искусст..
Крест тельный. 12-13 век
Древнерусский православный крестик с шариковидными окончаниями. На центральном медальоне просматривается резной решетчатый узор. Не частая разновидность домонгольских крестов достаточно крупного размера. Это раннехристианский артефакт 12-13 века.Крест четырёхконечный, нижняя лопасть слегка длиннее трёх остальных. Тонкие перекладины тельника о..
Тельный крест скандинавского типа
IX - X век. Редкий коллекционный крест-домонгол. Это тяжеленький крупный тельник скандинавского типа с изображением Распятия и Богоматери, выполненный в стиле скандинавского орнамента. Вес - 8.23 гр.Размер 38 x 23 мм.Толщина -3.5 мм.Материал - медьСостояние очень хорошее. Четкий резной рисунок и темно зеленая ровная патина столетий...Настоящая..
Домонгольский крупный крест криновидный с орнаментом
Домонгольский нательный крест криновидный с орнаментом – раннехристианский артефакт 12-13 века, изготовленный из бронзы. Размер 3.8х3 см.Вес - 3.13 гр. Это довольно редкий крест (домонгол) четырёхконечный равносторонний (восьмая категория редкости), в специализированной научной литературе описаны лишь неполные аналоги изделия. Толстые короткие..
Тельный крестик 11-12 века с поперечным оглавие
Коллекционный редкий артефакт - массивный (толстенький) тельник 11-12 века с украшенными узорами короткими окончаниями и поперечным оглавием. Отлит из белого метала (низкопробное серебро?). Изделие в вековой серой патине. Состояние отличное. Проливка с хорошей детализацией. не очень-то характерной для древнерусских крестов того вре..
Медный домонгольский крестик XI-XIII век
Старинный тельный крестик с квадратным средокрестием и шарообразными окончаниями. Крепежное ушко цело. Геометрия изделия ровная. Крестик покрыт светлой изумрудной патиной.Вес 1.18 гр.Размер 2.1 х 1.7 см.Историческая справка. Православные тельные кресты XI-XIII веков:Морфология древнерусских тельных крестов поражает своим разнообразием. Такой ..
Тельный крест корсунчик
Редкая разновидность. Крестик с большим оглавием и остатками серебрения. Крест равносторонний криноконечный с рельефными дугами в средокрестии, своими концами образующие парные выступы на концах. Состояние и рельеф у креста очень хорошее. Это первые проливки изделия - форма у изделия четкая...ДАТИРОВКА ЭТОГО КРЕСТИ..
Маленький древнерусский тельный крест
12-13 век. Подлинный тельный крест из оловянисто-бронзового сплава в хорошем состоянии. Криноконечный крестик с округлым углом в средокрестии. Боковые лепестки крина слабо выражены. Оглавие в виде граненной бусины. Размер 2.7 х 2.2 см. Вес 2.02 гр.Можно ли носить антикварный крест ? Ответ священников.Историческая справка. Православные те..
Крест с эмаль
Миниатюрный древнерусский тельный крестик с эмалью. 12-13 век. Крест четырехконечный односторонний равносторонний с крестообразным ковчежцем в средокрестии и треугольными завершениями лопастей. Оригинальный артефакт, в отличном состоянии. Целое ушко. Оглавие: Массивная уплощенная граненная бусина.Средокрестие, верхняя, правая, левая и нижняя о..
Православный крест 13-14 века
Детский равносторонний тельник с бежевой эмалью – предмет личного благочестия, изготовленный из медного сплава - подлинный тельный крестик с белой эмалью. "Домонгол". Отличное состояние. Изумрудная патина. Веса 1.6 гр.Размер миниатюрный - 2.2 х 1.4 см.Крест четырёхконечный равносторонний с крестообразным углублением-ковчежцем. Ковчежец заполне..
Поделитесь информацией о нас в соц сетях
Ранние древнерусские кресты и иконки. Металлопластика
У крестов и иконок той поры, как правило. совсем простая и на первый взгляд совсем незамысловатая форма. Но она обладает своей особой очень тонкой эстетикой и силой, присущей ранним древнерусским вещам веры, христьянским древностям. Простота, эргономика и аскетизм декора не отвлекает от главного смысла, которое несет в себе это небольшое изделие, отлитое мастером-ювелиром. У домонгольских крестов и иконок совсем нет того излишнего орнаментализма, детализации и отвлекающей игры форм, как, к примеру, на христианской металлопластике 18-19 века. Уже во времена Екатерининские веяния запада заметно отразились на христианской металлопластики и иконографии. Энергетика небольших крестиков раннесредневековой поры (домонгола) очень велика ! Ведь это были времена, когда вера занимала совсем другое место в обществе в целом и в жизни каждого человека. Внешнее было вторично. Украшательства были не к чему. Славяне-язычники, иноверцы со степей, латиняне-крестоносцы с запада - для православного любой мог принести смерть, и крестик на шеи был далеко не просто украшением...
История и традиции православного креста
Во время Таинства крещения на каждого новокрещеного на Руси надевался крест. Нательный, или тельный, крест постоянно носили на себе, с ним и хоронили. В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Наиболее почитаемые нательные кресты с вложенными в них мощами и святынями передавались в роду по наследству.
Русские нательные кресты
Известны кресты — исторические реликвии, принадлежавшие преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Евфимию Суздальскому, протопопу Аввакуму, и другие. Известны чудотворные кресты — меднолитой крест-энколпион (от греч. - «на груди») XII века с изображением Купятицкой иконы Богоматери и другие. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Наиболее древние тельные кресты, Х-ХП веков, найденные на территории Херсонеса, Киева и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.
Домонгольские кресты энколпионы
На многих домонгольских крестах-энкол-пионах с изображением Богоматери помещена надпись: «Святая Богородице, помогай». Часто встречается изображение на оборотной стороне древнерусских крестов-энколпионов Богоматери и Николы Чудотворца — «всеобщих заступников рода христианского». Уже самые древние кресты отличались удивительным разнообразим форм и декора. Они имели различные средокрестия (в виде квадрата, ромба или круга), разное завершение концов, или ветвей, — трехлопастное, кри-новидное (стилизованное изображение цветка лилии), ажурное. Существовали кресты от трех- до двенадцатиконечных; кресты, заключенные в круг, и с перекрестиями на концах. Кресты с рельефным изображением в центре восьмиконечного креста с копием и тростью, окруженные пышными цветами, травами и ажурными сквозными узорами, получили название «процветших», или «Процвете древо Креста», что было связано, прежде всего, с прообразом Креста в Ветхом Завете — «Древом Жизни». Святой Иустин во II веке изъяснял этот образ как символ Христа. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин отмечал, что «Древо Жизни», выращенное Богом в раю, предызображало драгоценный Крест, ибо как через древо пришла смерть (то есть через древо познания добра и зла. —С.Г.), так через Крест Христа — «Древо Жизни» — даровано спасение. Изображения процветшего креста встречаются уже на каменных саркофагах IV века [99]. В XVII - XVIII веках фантазия русских «золотых и серебряных дел» мастеров в украшении крестов-тельников не знает границ. Особым узорочьем в этот период отличались нательные кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера — Великом Устюге и Сольвычегодске. Они расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками всевозможных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром. Среди тельных крестов были широко распространены металлические, как самые прочные, долговечные и красивые.
Коллекционная металлопластика
Изредка при раскопках встречаются золотые и серебряные, но чаще всего — меднолитые. На старообрядческих нательных крестах помещается чаще всего молитва Кресту: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его...» или тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Влады-ко, и святое Воскресение Твое славим». В XVI веке на Руси распространяются неизвестные ранее нагрудные кресты с фигурой Ангела-хранителя. Из всех святых, изображаемых на нательных образках и крестах, пользовался особой популярностью мученик Никита — как «победитель дьявола» и «смущение бесам». В XVII веке на русских напрестольных, наперсных и тельных металлических крестах стали помещать орудия Страстей Христовых, среди которых были гвозди (в православной традиции - четыре), молоток, клещи, плеть, копие, трость, перчатка (символ заушения), а также мешочек с высыпающимися монетами, игральные кости, которые бросали воины, разделяя ризы Христовы, и т. д. В начале XX века во Владимирской губернии мужчины, женщины и дети всегда носили на шее «на гайтане» (шнурке) крестик либо иконку, обыкновенно медные, причем крестики мужские отличались от крестиков женских тем, что первые к концам расширялись либо имели прямые или закругленные концы, а женские, наоборот, сужались, напоминая по форме стилизованный лист дерева. Эта особенность была присуща крестам, которые носили старообрядцы. С течением времени форма, и декор крестов подвергались в определенной степени изменениям в связи со сменой стилей в искусстве. Изменения не коснулись только нательных крестов, носимых старообрядцами, которые сохранили архаичность вплоть до настоящего времени. В XIX веке пышные барочные формы процветших крестов сменяются более строгими, что было связано с господствовавшим в России в первой половине XIX столетия стилем классицизм. Во второй половине XIX века, когда резко возрос интерес к археологии и древнему' искусству, вновь появляются кресты, воспроизводящие ранние формы, — такие, как каменные кресты-«корсунчики», и другие. (Из книги: С.В.Гнутова «Крест в России». М., «Даниловский благовестник», 2004.) Как выбрать нательный крест Нательный крест — это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры. Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму. Почитание креста, любовь к нему проявляется в богатстве и разнообразии его украшений. Нательные кресты всегда отличались разнообразием как в выборе материала, из которого они делались — золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, — так и своей формой. И потому при выборе креста надо обращать внимание не на металл, из которого изготовлен крест, а на то, соответствует ли форма креста православным традициям. Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М., 2002. Почему надо носить нательный крест Нательный крест (на Руси его называют «тельник») возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Нательный крест помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. При освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!». Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь. М.,2002. Символика и таинственное значение православных крестов Восьмиконечный крест — самый распространенный в России. Нажмите для просмотра прикрепленного файла Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной — короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, — на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя — подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе. Форма этого Креста более всего соответствует тому Кресту, на котором был распят Христос. Поэтому такой Крест уже не только знамение, но и образ Креста Христова. Верхняя перекладина — табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский», прибитая по приказу Пилата над главой Распятого Спасителя. Нижняя перекладина — подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение. Догматически восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо. Это значит также, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг,- по слову Его: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6). Косая перекладина, к которой прибиты были ноги Спасителя, таким образом, означает, что в земной жизни людей с пришествием Христа, ходившего по земле с проповедью, оказалось нарушенным равновесие пребывания всех людей без исключения под властью греха. В мире начался новый процесс духовного возрождения людей во Христе и их изведения из области тьмы в область света небесного. Вот это движение спасения людей, возведения их от земли к небу, соответствующее ногам Христа как органу движения человека, совершающего путь свой, и обозначает собою косая перекладина восьмиконечного Креста. Когда на восьмиконечном Кресте изображен распятый Господь Иисус Христос, Крест в целом становится полным образом Распятия Спасителя и потому содержит в себе всю полноту силы, заключенной в крестном страдании Господа, таинственное присутствие Христа распятого. Это великая и страшная святыня.
Антикварные тельные кресты в коллекцию и на подарок
Есть
два основных вида изображения распятого Спасителя. Древний вид Распятия
изображает Христа простершим руки широко и прямо вдоль поперечной
центральной перекладины: тело не провисает, а свободно покоится на
Кресте. Второй, более поздний вид, изображает Тело Христа провисшим,
руки подняты вверх и в стороны. Второй вид представляет взору образ
страдания Христа нашего ради спасения; здесь видно страдающее в пытке
человеческое тело Спасителя. Но такой образ не передает собою всего
догматического смысла этих крестных страданий. Смысл этот заключен в
словах Самого Христа, сказавшего ученикам и народу: «Когда Я вознесен
буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32). Первый, древний вид
Распятия как раз являет нам образ вознесенного на Крест Сына Божия,
распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь
мир. Сохраняя образ страдания Христа, такой вид Распятия в то же время
удивительно точно передает догматическую глубину смысла его. Христос в
Своей Божественной любви, над которой смерть невластна и которая,
страдая, и не страдает в обычном смысле, простирает к людям со Креста
Свои объятия. Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на
Кресте. Здесь Христос, распятый и умерший, удивительным образом жив в
самой смерти Своей. Это глубоко соответствует догматическому сознанию
Церкви. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что
особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над
главою Спасителя, в верхнем конце Креста, изображается Святая Троица,
или Бог Отец и Бог Дух Святый в виде голубя, в верхней короткой
перекладине — приникшие ко Христу ангельские чины; у правой длани Христа
изображается солнце, а у левой — луна, на косой перекладине у ног
Спасителя изображен вид города как образ человеческого общества, тех
градов и весей, по которым ходил Христос, проповедуя Евангелие; под
подножием Креста изображена покоящаяся голова (череп) Адама, грехи
которого Христос омыл Своею Кровью, а еще ниже, под черепом, изображено
то древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем
всем его потомкам и которому противопоставлено теперь древо Креста,
оживотворяющее собой и дающее вечную жизнь людям. Пришедший во плоти в
мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно объемлет Собою и
проникает Собою все области бытия Божественного, небесного и земного,
исполняет Собою все творение, всю вселенную. Такое Распятие со всеми его
изображениями открывает символический смысл и значение всех концов и
перекладин Креста, помогает уяснить те многочисленные толкования
Распятия, которые содержатся у святых отцов и учителей Церкви, делает
понятным духовное значение тех видов Креста и Распятия, на которых нет
столь подробных изображений. В частности, становится понятным, что
верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает
Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя
короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область
небесного бытия (мир ангелов). Средняя длинная перекладина вмещает
понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце
и луна (солнце — как образ славы Божества, луна — как образ видимого
мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки
Сына Божия, чрез Которого все «начало быть» (Ин. 1,3). Руки воплощают в
себе понятие созидания, творчества видимых форм. Косая перекладина есть
прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершать свой
путь к Богу. Нижний конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех
Адама землю (см.: Быт. 3, 17), но теперь вновь соединенную с Богом
подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда
вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего
сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно
преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все — от
земного до превыспреннего. Это заключает в себе непостижимую тайну
Распятия, тайну Креста. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте,
лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее. Крест имеет
многочисленные значения и с .других духовных точек зрения. Например, в
Домостроительстве о спасении человеческого рода Крест означает своей
вертикальной прямой линией справедливость и непреложность Божественных
заповедей, прямоту Божией правды и истины, не допускающей никаких
нарушений. Эта прямота пересекается главной поперечной перекладиной,
означающей любовь и милость ,Божию к падшим и падающим грешникам, ради
которой и был принесен в жертву Сам Господь, взявший на Себя грехи всех
людей. В личной духовной жизни человека вертикальная линия Креста
означает искреннее стремление души человеческой от земли к Богу. Но это
стремление пересекается любовью к людям, к ближним, которая как бы не
дает человеку возможности вполне осуществить свое вертикальное
стремление к Богу. На определенных ступенях духовной жизни это сущая
мука и крест для души человеческой, хорошо знакомые каждому, кто
старается идти путем духовного подвига. Это тоже тайна, ибо человек
должен постоянно сочетать любовь к Богу с любовью к ближним, хотя это
далеко не всегда получается у него. Многие прекрасные толкования разных
духовных значений Креста Господня содержатся в творениях святых отцов.
Из книги: «Как выбрать нательный крест». Трифонов Печенегский монастырь.
М.,2002. Крест шестиконечный "Русский православный" Вопрос о причине
начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно
разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню:
"Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо
низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к
познанию богословия". Иными словами, как на Голгофе для двоих
разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом,
как бы весами его внутреннего состояния. Одному разбойнику, низводимому
во ад "тяготою хуления", произнесенного им на Христа, он стал как бы
перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью;
другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: "днесь
со Мною будеши в раю" (Лк. 23:43), крест возносит в Царство Небесное.
Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный
крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой,
был шестиконечным. Шестиконечный православный крест, наряду с другими,
использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской
губернии, как поясняется в "Российском гербовнике" (стр. 193),
изображается "серебряный Русский крест". Крест "терновый венец"
Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих
веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных
примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев
его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под
рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней
армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран,
М., 1991, стр. 100); на иконе "Прославление Креста" XII-го века из
Третьяковки (В. Н. Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11);
на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV века; на покровце "Голгофа" -
монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном
блюде XVI века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т. д. Бог
сказал согрешившему Адаму, что "проклята земля за тебя. Терния и волчцы
произрастит она тебе" (Быт. 3:17-18). А новый безгрешный Адам - Иисус
Христос - добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как
последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.
Христовы Апостолы Матфей (27:29), Марк (15:17) и Иоанн (19:2) повествуют
о том, что "воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову", "и
ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5). Отсюда ясно, почему с тех пор
венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета:
"венец правды" (2 Тим. 4:8), "венец славы" (1 Пет. 5:4), "венец жизни"
(Иак. 1:12 и Апок. 2:10). Крест "Греческий", или древнерусский
"корсунчик" Традиционна для Византии и наиболее часто и широко
употребляема форма так называемого "Греческого креста". Этот же крест
считается, как известно, и древнейшим "Русским крестом", так как,
согласно церковному Преданию святой князь Владимир вывез из Корсуни, где
крестился, именно такой крест и установил его на берегу Днепра в Киеве.
Подобный четвероконечный крест сохранился и ныне в Киевском Софийском
соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава, сына
святого Владимира Равноапостольного. Нередко для указания на вселенское
значение Креста Христова как микровселенной крест изображается вписанным
в круг, символизирующий космологически сферу небесную. Крест
схимнический, или "Голгофа" Надписи и криптограммы на Русских крестах
всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих. С XI века под
нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется
символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на
Голгофе (по-евр. - "лобное место"), где и был распят Христос. Эти его
слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI веку традицию производить
около изображения "Голгофы" следующие обозначения: "М.Л.Р.Б." - место
лобное распят бысть, "Г.Г." - гора Голгофа, "Г.А." - глава Адамова;
причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой,
как при погребении или причащении. Буквы "К" и "Т" означают копие воина и
трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной
помещаются надписи: "IC" "ХС" - имя Иисуса Христа; а под ней: "НИКА" -
Победитель; на титле или около нее надпись: "СНЪ" "БЖIЙ" - Сын Божий
иногда - но чаще нет "I.Н.Ц.И" - Иисус Назорей Царь Иудейский;
надписание же над титлой: "ЦРЪ" "СЛВЫ" - Царь Славы. Такие кресты
положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на
парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на
спине. Крест "Голгофа" также изображается на погребальном саване,
который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому
савану новокрещаемых, означающему очищение от греха. При освящении
храмов и домов изображенных на четырех стенах здания. В отличие от
образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа,
знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный
смысл, но не являет сам Крест. "Крест хранитель всей вселенной, Крест
красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест
ангелом слава, Крест бесом язва", - утверждает абсолютную Истину
светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста. Крест "Просфорный -
Константиновский" Впервые эти слова по-гречески "IC.XP.NIKA", что
означает - "Иисус Христос - Победитель", были написаны золотом на трех
больших крестах в Царьграде самим Равноапостольным Императором
Константином. "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я
победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его" (Апок. 3:21), - говорит
Спаситель, Победитель ада и смерти. По древней традиции, на просфорах
печатается изображение креста с прибавлением слов, означающих эту
крестную победу Христову: "IС.ХС.НИКА". Эта "просфорная" печать означает
выкуп грешников из греховного плена, или, иначе, великую цену нашего
Искупления.
На нашем сайте можно увидеть различные коллекции крестов, разделенные по временным периодам.
Ставрографофилия - коллекции нательных крестиков.
Коллекционирование крестов - это процесс собирания различных видов
крестиков, который организован на основе определённых принципов.
Например, некоторые люди собирают нательные крестики (железные,
деревянные или из драгоценных металлов). Данный процесс сопряжён с
поиском соответствующих предметов, их систематизацией, а также
хранением и экспонированием.
История коллекционирования крестов
начинается несколько веков назад, но точная дата не определена, т.к.
многие семьи хранили и передавали их из поколения в поколения, а их
могло быть в каждой семье до нескольких десятков штук. Разные
крестообразные предметы, сделанные из драгоценных металлов с дорогими
камнями, хранились у царей и богатых дворян. Считалось, что крест - это
символ выбора пути или дороги, а также символ пересечения двух
противоположностей. Первые христиане изображали специальные
гамматические кресты. В Византии такая форма употреблялась для
украшения церковных предметов и Евангелий. В 9 веке по заказу
императрицы Феодоры изготовили Евангелие, которое было украшено золотым
крестным орнаментом. Существует много вариантов крестов, а различные
графические их виды используются в оформлении наград за подвиги. Такие
изделия имеют большую ценность среди коллекционеров крестов. Не менее
ценным является Георгиевский орден Первой степени, т.к. эта награда
была чрезвычайной и за всю историю существования в дореволюционной
России её имели всего несколько десятков человек, и в коллекции крестов
она всегда занимает самое достойное место.
Очень
интересно то, что при создании ордена святого Георгия
художники-оформители допустили ошибку. В центральном медальоне
просматривается изображение всадника, который убивает дракона. Однако,
геральдика того времени говорит о том, что дракон - это силы Добра, а по
легенде Георгий победил не дракона, а змея. Занимательно и то, что до
1856 года действовал такой порядок, согласно которому данный орден после
смерти владельцев должен быть возвращён в орденскую думу. Поэтому
достать такой орден в свою коллекцию практически невозможно, т.к. все
экземпляры хранятся в музеях или в частных коллекциях. На нашем сайте
можно увидеть различные коллекции крестов, начиная от простых нательных,
и заканчивая ценными Георгиевскими орденами.