ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Русские Древности

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Коллекционирование старинных вещей. История

  Позднесредневековое собирание тех или иных предметов обретает в XVII-XVIII веке форму кунсткамер, которые являлись частью жилищ вельмож. В замке Амбраз в Тироле, например, хранилось снаряжение короля Франциска, которое он носил в сражении при Павии. А у Альбрехта Баварского было собрание из 3,5 тыс. различных предметов, включая более 800 картин. Кунсткамеры представляли собой выставки, на которых исторические, географические, технические, естественнонаучные сведения можно было приобрести на примере картин и вещей. Это время синтеза искусства и достопримечательностей, когда собирание доставляло удовлетворение, распространяло знание, но, в то же время, сеяло ужас.

Коллекционирование необычных артефактов  в России 

В России родоначальником коллекционирования принято называть Петра Первого, который оставил потомкам великолепные шедевры искусства и культуры.  Сейчас история коллекционирования претерпевает новую веху развития – когда появляются новые виды этого увлечения. Чтобы заслужить славу заядлого коллекционера вовсе не обязательно собирать антиквариат. Можно составлять коллекции из обыденных, на первый взгляд, предметов: фантиков, пробок, обуви. Главное, чтобы занятие пришлось по душе, заставляя взглянуть на привычный мир по-новому...

Коллекционирование предметов археологии

Археология всегда привлекала людей своими тайнами и возможностями открыть для себя что-то новое, доселе неизведанное.  Поиск артефактов и любительские раскопки, археология и палеонтология - все это вызывало интерес во все времена. Роль частных коллекций такого рода нельзя недооценивать или ставить вне закона. Ведь все эти вещи сохраняются таким образом для будующих поколений и рано или поздно попадают в государственные музеи. Дары коллекционеров послужили основой фондов для многих музеев, А.Н.Малинкин в своем исследовании приходит к следующему выводу: «частное коллекционерство является первоисточником и социокультурным фундаментом музейных коллекций, да и музейного дела как такового».  Санкт-Петербург не стал исключением, и фонды почти всех государственных музеев содержат предметы из частных коллекций. Говоря о музейном деле в Санкт-Петербурге, за точку отсчета принято брать деятельность основателя города – Петра I. Известный своими разносторонними интересами, Петр собрал богатейшую коллекцию, которая впоследствии стала основой первого русского государственного музея – Кунсткамеры.

Частные коллекции и государственные музеи

Личный пример императора и его реформы в области культуры, направленные на сближение с Западной Европой, послужили увеличению интереса к коллекционированию со стороны подданных. В его царствование возникли первые проявления «искусства коллекционирования»44, первые богатейшие коллекции, такие как А.Д.Меншикова, Б.П.Шереметьева, Голицыных. Таким образом, был дан мощный толчок развитию частного коллекционирования в России. При Петре I также было положено начало и процессу перехода частных коллекций в собственность государства – конфискации при ссылках и казнях собственников коллекции. Академия наук при этом обладала правом отбора наиболее интересных вещей для Кунсткамеры среди конфискованного имущества.  Необходимо отметить спорный вопрос, считаются ли императорские коллекции частными. Как было рассмотрено ранее, частная коллекция отражает внутренний мир своего собирателя, что не вполне применимо к императорским коллекциям, которые формировались не только и не столько исходя из личных предпочтений, сколько для просвещения подданных или из соображений политического характера, например, покупка коллекции известного немецкого коммерсанта И.Э. Гоцковского Екатериной II.

Исходя из этого, в данной работе императорские коллекции рассматриваются не как полноценные частные, а как причины и катализаторы развития частного коллекционирования в России. Кроме того, Князь Николай Романов отмечает, что после Екатерины II, «несмотря на приобретения, которые делались от случая к случаю, несмотря на крупные суммы, которые тратились на покупку Эрмитажем больших коллекций по совету государственных деятелей или директоров галерей, несмотря на все это – Романовы не питали особой склонности к покровительству искусствам». 

В екатерининскую эпоху не только был создан Эрмитаж как приватный императорский музей, но и сложился богатейший фонд живописи, собранный трудами императрицы и ее окружения. В этот период универсальные собрания, характерные эпохе Петра Великого, вышли из моды, на смену им под влиянием вкусов Екатерины II пришло коллекционирование живописи и предметов декоративно-прикладного искусства, что впоследствии явилось основой многих музейных собраний, в особенности Государственного Эрмитажа.Большинство современных государственных музейных собраний составлены из некогда частных собраний.

В советский период уместнее говорить скорее не о роли частных коллекций, а о роли частных коллекционеров в государственных музеях. В журнале «Среди коллекционеров» в 1921 году А. Эфрос отмечал: «Революция уничтожила петербуржца как коллекционера, но сохранила его как музейного человека. Она переместила его коллекцию из дома в государственный музей. Он пришел туда вслед за нею, как своего рода приложение к ней». В русле подобных рассуждений можно говорить о своеобразной форме меценатства, сложившейся в начале XX века и существующей по сей день – безвозмездному выполнению работ, направленных на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры, тем более, что такая форма меценатства получила свое официальное закрепление в законе "О меценатской деятельности"

Показать