Большое решетчатое кольцо-поле.

Большое решетчатое кольцо-поле.

5000 руб. 6500 руб. -23%
Коллекции:
Артикул: 33831

Описание товара

Оригинальный славянский перстень 11-13 век. Не чищенный и не реставрированный. Оловянисто-медный сплав. Целые перстни такого разера встречаются очень редко...

Вес 3.5 гр

Размер - 2.5 х 2 см

 Один из племенных признаков вятичей в археологических комплексах - это решетчатый перстень, прорезь этих перстней составляет разнообразные узоры. Такие перстни описываются как пластинчатые, широкосрединные, незамкнутые.  Из ученых и археологов больше других для изучения вятичских земель сделал А.В. Арциховский, введший в научный оборот обширную информацию о свидетельствах материальной культуры данного племени. Арциховский в 1947 г впервые классифицировал решетчатые перстни и насчитал семнадцать разных типов (однозигзаговые, двупунктирные, трехпунктирные, крестовиковые, многовосьмерочные, многоспиральные, многоромбовые, клетчатые, ложнорешетчатые двузигзаговые и др.). С тех пор найдены новые разновидности.

 Большинство этих узоров геометричны, но встречаются и различные причудливые фигуры. Как предполагают, эти прорези, могут быть близки по рисунку к недошедшим до нас вятским вышивкам. Мастера, жившие в разных концах территории вятичей, наносили один и тот же узор и на височные кольца, и на перстни с разомкнутыми концами и широкими серединками – их отливали в виде пластинок и лишь потом сгибали в кольцо. Фон рельефного узора при этом иногда заполняли эмалью.

 У вятичей такие перстни носили не только знатные люди, но и простой народ, живший по лесным деревням. Да и делали их как в городе, так и в сельских мастерских.  Также высказываются мнения, что очень своеобразные и красивые решётчатые перстни вятичей были, возможно, навеяны искусством мордовских и муромских финно-угорских племён, на территорию которых вятичи пришли с запада «от ляхов» во главе со своим родоначальником по имени Вятко. Вятичи жили уединенно и обособленно в дремучих лесах вблизи верховьев и средней части реки Оки, верховьев Десны, а также в бассейнах притоков Оки. Обнаружены также отдельные археологические памятники вятичей на верхнем Дону. На современной карте это районы Центральной России ( на территориях нынешних Тульской, Калужской, Орловской, Смоленской. Рязанской, Липецкой и Московской областей). По подсчетам Н Недошивиной (Труды ГИМ, 1967 г) в вятских курганах на отмеченную дату было собрано более 300 экз. решетчатых перстней. Царицынские курганы вятичей издавна и столь тщательно были исследованы археологами, что на практике это выразилось в их полном сносе до основания. Сейчас курганы тщательно воссозданы и уже не представляют собой исторически сохранившиеся оригиналы, хотя это не мешает почтительно вспоминать о наших предках, живших в глубокой древности в этих местах.  Вятичи создали племенной союз в IX–XI вв. и упорно сопротивлялись попыткам киевских князей подчинить их себе. С XII века территория вятичей оказывались в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств. Вятичи дольше других славян сохраняли своё племенное имя. Считается, что не было славянского племени, причинившего больше хлопот первым русским князьям, чем вятичи. Они жили без князей, общественное устройство характеризовалось самоуправлением и народовластием. Вятичи вообще очень долго сохраняли свой колорит, не торопясь растворяться в древнеславянском этносе.  Русская историческая наука XVIII–XIX вв. относительно мало внимания уделяла истории возникновения и бытования древнеславянского племени вятичей. Некоторый интерес вызывали вопросы происхождения вятичей, определения их племенных границ, описания усобиц, к которым вятичи имели отношение. До нашего времени дошло весьма небольшое количество письменных источников, упоминающих вятичей. Наиболее полная характеристика их обычаев и образа жизни приведена в «Повести временных лет». О происхождении вятичей «Повесть временных лет» сообщает, что племена вятичей вместе с радимичами пришли «от ляхов», т.е с польской земли: «...радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо 2 брата в лясех,— Радим, а другий Вятко,— и пришедша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи, а Вятъко седо съ родомъ своимъ по Оце, от него же прозвашася вятичи». Русские летописи связывают ареал вятичей с Окой. Бассейны рек Жиздры, Угры и Москвы осваиваются полностью. На севере вятичи доходят до верховьев Клязьмы, на востоке — до правого притока Оки — Прони, т.е расселились на широкой территории в бассейне Верхней и Средней Оки и р. Москвы. В XII в. это были еще довольно глухие края. Нынешняя Москва находится в сплошном окружении древних курганов вятичей. (Никольская Т.Н. Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX-XIII вв. М.: "Наука", 1981). По данным летописей следует, что в середине и второй половине XII века в Земле вятичей было 27 городов, из которых более известны стали Воронеж (1155 г), Дедославль (1146), Девягорск (1147), Домагощ (1147), Козельск (1146), Карачев (1146), Кромы (1147), Коломна (1177), Лобыньск (1146), Лопасна (1176), Мценск (1146). Жилище вятичей представляло собой полуземлянки глубиной до 1 метра с земляным либо глинобитным полом. В центре очаг обложенный камнями либо обожженным кирпичом. Были сельхоз.постройки, погреба, сараи. Городища укреплялись рвами с водой, частоколом, валом. Текст в Лаврентьевской летописи отзывается о вятичах очень критически: «И Вятичи и Северы один обычай имяху живяху в лесе якоже всякий зверь. Ядуще все нечисто [и] срамословье в них пред отьци и пред снохами. [И] браци не бываху в них, и игрища меж селы, схожахуся на игрища на плясанье и на вся бесовьская игрища, и тут умыкаху жены собе. С неюже кто съвещашеся, имяху же по две и по три жены. [И] аще кто умряше, творяху трызно над ним. И по семь творяху кладу велику и возложахуть и накладу мертвеца сожьжаху. И посемь собравше кости, вложаху в судину малу, и поставяху на столпе на путех еже творять Вятичи и ныне. Си же творяху обычая Кривичи, [и] прочии погани, не ведуще закона Божия, но творяще сами собе закон» [ Монах-летописец в первую очередь был христианином, чьей обязанностью была борьба с «погаными» (язычниками), а уж потом хроникером. Абсолютно все действия язычников, губящих «бесовскими игрищами» свои души, были, по мнению такого монаха, глубоко ошибочны, неверны и преступны. Вятичи в X–XI вв. не были окончательно включены в состав Древнерусского государства и продолжали отстаивать вою самостоятельность, косвенным подтверждением чего является летописное невключение вятичей в число славянских племен Руси.  В 964 г. князь Святослав совершил свой первый поход на вятичей, который, по всей видимости, закончился неудачно. Летописное сообщение о «разбирательстве» с вятичами четко соседствует с его знаменитым выражением «Иду на вы», так что предположение о том, что «на вы» означает «на вятичей», приобретает весомое летописное подтверждение: «Посылаше къ странамъ глаголя: хочу на вы идти. И идет на Оку реку и на Волгу, и налезе Вятичи, и рече Вятичам: кому дань даете? Они же реша козаром по щелягу, и от рала даем». Враждебное отношение к центральной власти единой Древней Руси вятичи сохраняли на протяжении всего времени ее существования. Еще Владимир Мономах в своем «Поучении» называл переход через земли вятичей опасным военным мероприятием. В последний раз вятичи упоминаются летописью под своим племенным именем в 1197 г.

Большое решетчатое кольцо-поле.
Большое решетчатое кольцо-поле.
Большое решетчатое кольцо-поле.
Большое решетчатое кольцо-поле.
Большое решетчатое кольцо-поле.
Здесь вы можете посмотреть информацию о доставке и оплате позиций в нашем каталоге