ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Коробки из под чая, карамели.

Чай это напиток, за несколько веков прочно вошедший в культуру многих стран и в жизнь миллионов людей. Он преобразил жизнь японцев, англичан, немцев, русских. Этому бодрящему, греющему душу напитку посвящали свои строки поэты; чаепитие стало сюжетом многих шедевров живописи. О Китае на Руси, скорее всего, узнали во времена татаро-монгольского нашествия. Поскольку традиция чаепития в Китае насчитывает 3 тысячи лет, чай, несомненно, был хорошо известен в Орде. Встречи русских купцов с китайцами происходили уже в XIII веке. 

Во второй половине XVI века к России было присоединено Сибирское ханство, в результате чего русские земли стали простираться до границ Китая. В 1616 году в Китай отправились казак-атаман Василий Тюменца и десятник Иван Петров. Они прибыли в ставку монгольского алтын-хана с предложением «быть ему в милостивом жаловании под высокой царскою рукою». При дворе алтын-хана казаки встретили посланника «высокого желтого царя», то есть китайского императора. Монголы поведали двум русским гостям немало интересного о Китае. Им показали китайские вещи — шелковые ткани, золотые кубки и «свечи неведомо какие». Алтын-хан угостил русских посланников чаем, сваренным с топленым молоком и маслом. Это посольство доставило в Москву первые образцы китайского чая. В 1618 году тобольский воевода Куракин снарядил новое посольство, которое отправилось уже в Китай. Во главе его был поставлен казак Иван Петлин. Русские побывали в Пекине, хотя до императора допущены не были из-за отсутствия «поминов», то есть подарков. Но им была вручена грамота, приглашавшая русских посетить Китай. По возвращении Петлин составил подробный отчет о поездке в «китайские земли». При Михаиле Федоровиче (1596-1645), первом царе из рода Романовых, торговые связи России с другими странами расширились.

Посольство, отправленное в Китай в 1638 году, возглавлял Василий Старков. На родину он привез необычный груз — 64 кг «каких-то листьев». Эти тюки ему навязал монгольский хан в обмен на соболей. Старков был раздосадован и решил, что его здорово надули. Из далекого Китая чай попал в Москву, чтобы очень скоро стать любимым напитком русских людей. «Непонятные сушеные листья» были преподнесены царю. Отведать диковинный заморский напиток государь пригласил и бояр. Все сидевшие за царским столом были очарованы горячим ароматным питьем. Да и царю чай очень понравился. Русские удивительно легко приобщились к чаю. Он начал вытеснять квас — основной напиток русских. На квасе варили щи и тушили мясо, его пили на протяжении всего дня — порой выпивая до пяти литров в день. С кваса начиналось утро простого люда и дворян. В XIX веке М.Е.Салтыков-Щедрин шутливо изречет: «Чай! Пустой напиток! А сегодня даже представить невозможно, как мы когда-то жили без чая! Уже в конце XVII века Россия начинает ввозить чай. Со знаменательного чаепития царя Михаила с боярами прошло всего 35 лет, а чай в Москве уже можно было купить запросто. В торговых рядах на Красной площади чай продавали в лавках, как хлеб. Вначале довольно дорогой, чай, по мере роста спроса у населения, стали ввозить большими партиями, и он быстро подешевел. Торговля русских купцов с китайскими, привозившими свои товары к русской границе с севера Китая, активно шла уже с 1630 года, чему имеются подтверждения в исторических хрониках — это произошло во времена правления династии Мин. Из России в Китай поставляли сукно, всевозможные меха, такие как мерлушка, корсак (лиса), бобер, соболь, хорек, белка, куница, а также юфть — толстую кожу. Из Китая кроме чая ввозили сахар-леденец, сушеные фрукты, виноград, яблоки и прочие плоды, а также табак. В 1689 году Россия заключила с Китаем первый торговый, так называемый Нерчинский, договор. Китай официально вступил с Россией в торговые отношения. 21 октября 1727 года в местечке Кяхта, расположенном в Бурятии у границы с Монголией, где к началу XVIII века уже существовала большая торговая слобода, состоялось подписание Кяхтинского договора, который узаконил границу между Россией и Китаем.

По договору были определены условия русско-китайской торговли. На протяжении XVIII-XIX веков Кяхта оставалась центром русской торговли с Китаем (первоначально торговля шла через монгольскую слободу Маймачен). И именно через Кяхту в Россию ввозили большие партии чая. Постоянно находясь в близком контакте с местным населением, русские усвоили традиции китайского и монгольского чаепития. В первой трети XVIII века чая из Китая в Россию ввозили уже столько, что он составлял 1/7 часть от всех закупаемых товаров. А в 1814 году его доля — уже 2/3 от всех товаров. В 1800 году в Россию было продано 910 т чая, а в 1820 году — уже 1638 т. В период с 1831-го по 1840 год Россия в среднем импортировала из Китая каждый год по 2470 т чая. В стране наблюдалось повальное пристрастие к чаю, которое можно сравнить лишь с любовью к этому напитку англичан. Чай вышел на первое место среди товаров, провозимых через Кяхту. В 1820 году граф Сперанский, характеризуя кяхтинскую торговлю, писал: «Шелковые материи уже кончились, китайка тоже почти кончается. Остается чай, чай и чай». В 1854 году в Кяхте было 58 купеческих домов, из них 37 сибирских с годовым оборотом в 5,8 млн. рублей. А на 21 торговый дом из внутренних районов России приходился оборот в 4,5 млн. рублей. Большую часть товаров доставляли из Кяхты в Россию зимой, когда выпадал снег и устанавливался зимний тракт. Так было до 1869 года, когда был открыт Суэцкий канал. С этого момента чай стали возить и морским путем. Чай, ввозимый Россией из Китая, уже в начале XIX века насчитывал немалое количество сортов, основные из них: байховый (чай из молодых пушистых листочков с примесью белого чая; слово это употребляется только в русском языке и происходит от китайского «байхэ» — лилия), цветочный (содержащий примесь белого чая); плиточный (спрессованный из молотого чая черных сортов); кирпичный (из длинных летних побегов; с примесью соли, масла, муки, пряностей). В 1861 году в г.Нанкине (в низовьях реки Янцзы) был открыт порт для захода иностранных судов. Русские купцы основали здесь свое торговое дело. Русские сами прессовали закупаемый у китайцев чай и везли его в Россию. Если в самом Китае был высокий спрос в первую очередь на зеленый чай, то на экспорт шел в основном черный чай, полюбившийся жителям других стран. В 1886 году доля черного чая в китайском экспорте составляла 75%, зеленого — 8,7%, прессованного — 16,3%. Англия закупала 57,7%, США — 13,7%, а Россия — 27%. Чай и чайное дело в Сибири Торговля чаем стала в Сибири необычайно прибыльным делом. Доставкой чая из Китая в Сибирь занималось множество людей. Путь чая был долог и сложен — ему предстояло преодолеть 4 тыс. км, прежде чем он попадал в чашки москвичей-чаевников. По Китаю его везли в джонках — речным путем, а также на быках, на ослах. По Монголии его обычно перевозили на верблюдах. Чай прессовали в форме кирпичей, почему он и стал называться кирпичным. Для его изготовления использовали байховый чай, в который добавляли стебли рододендрона или молотый шиповник. Массу тщательно перемешивали и смачивали рисовой водой. Затем ее распаривали и прессовали в форме кирпичей или плиток (плиточный чай). Упаковывался чай в деревянные ящики, оплетенные 2-3 раза камышом, — цибики. Цибик в переводе с монгольского означает «оплетенный камышом».  Вес цибика мог достигать 2,5-3 пудов. Лучшие сорта чая перевозили в оловянных и свинцовых ящиках, которые, в свою очередь, вкладывались в цибики. В Кяхте немедленно начинался осмотр прибывших партий чая. Его производили «савошники», снабженные специальным «савком» — железным остроконечным снарядом, частично полым внутри. Им пробивали тюк с чаем и вынимали на пробу небольшое количество чая. Эту работу делали работники казенной артели инвалидов, а также купеческие приказчики. В 1861 году таможня была перенесена в Иркутск, и там появились частные савошные артели. Чай пользовался огромным спросом, предприимчивые купцы быстро сколачивали на торговле чаем огромные состояния. В 70-80-е годы ХIХ века главным товаром, шедшим из Китая в Ирбит, был чай. Жалованье обозных приказчиков составляло 300 руб. в год. Зимой по чайному тракту шли бесконечные обозы; за 1886-1887 годы прошло почти 110 тыс. одноконных обозов. Сгруженные в отведенных местах на площадях Ирбита кипы с чаем громоздились, достигая порой 8-10-метровой высоты. Интересно, что уже на заре чайной торговли этот продукт стал приносить России огромные прибыли.  В 1760 году государственная казна получила из Кяхты 20%, а в 1775-м — 38,5% всех таможенных поступлений России. В 1885 году государство установило такие высокие пошлины на ввозимый чай, что сибирские купцы послали протест министру финансов.


Транспортировка чая морем стала выгоднее.  Доставка чая через Одессу в Москву вместе с комиссионным сбором и банковскими расходами обходилась в 5 копеек, а сухопутным путем через Сибирь — в 36 копеек за фунт. Государство пошло навстречу участникам кяхтинской торговли и повысило пошлины на «морской» чай. В результате он стал продаваться в Москве по 96-100 копеек, а «кяхтинский» — по 110-112 копеек за фунт.Сибирские самовары Чай пленил сибиряков гораздо раньше, чем москвичей. Самовары были широко распространены в Сибири уже в XVIII веке. Их делали из меди, латуни, чугуна и даже из серебра; различной формы — в виде банки, вазы, рюмки, яйца. Для людей, заводивших хозяйство, самовар был символом благополучия, стабильности семейной жизни и домашнего уюта. «Какой-нибудь мещанин, начав разживаться и мечтая, как бы еще более увеличить комфорт, додумывается до заведения второго самовара, потом третьего…  Так, глядишь, у него уже 12 самоваров», — так писала иркутская газета «Восточное обозрение» в 1886 году. Для уплаты долга крестьянин мог отдать любую вещь, но только не расстаться с самоваром. Летом жители Иркутска, отправляясь на реку купаться, обязательно брали с собой самовар.  Было принято преподносить молодым на свадьбу в подарок самовар и непременно фунт хорошего чая. Торговые знаки чайных купцов Кяхты Чайные купцы Кяхты были людьми богатыми, а основную часть населения города составляли работавшие на них. В 80-е годы ХIХ века горожане жили хорошо. Цены на продукты были невысокими: мясо стоило 2-3 копейки за фунт, масло — 15 копеек, осетрина — 8 копеек. Улицы в городе были освещенными, проезжая часть выложена булыжником, дома, обычно крытые железными крышами, были большими, крепкими, общественных служб и заведений было много — все говорило о достатке жителей.Чайная торговля была главным занятием кяхтинцев. Обозы с верблюдами приходили регулярно.


Когда прибывал обоз хозяина-купца, караван вводили в гостиный двор.  На дворе артельщики помогали монголам развьючивать верблюдов. Снимались крепежные веревки и попоны, а чай, еще в тюках, поступал на взвешивание. Конечно, тюки проверяли: не подмок ли чай — для этого савошники брали пробу.  Затем специальные рабочие, взяв железный резец в виде трезубца с основанием посередине и двумя резцами по бокам вырезали на них номера и начальные буквы (литеры) имени и фамилии хозяина.  Литеры выглядели так: М.Ф.Н. — М.Ф.Немчинов, И.К. — И.С.Котельников, М.О. — М.Г.Горлов. Партии чая, отправлявшиеся на Нижегородскую ярмарку, легко распознавались по этим литерам. Основоположники чайного дела в Москве Мужчину, торговавшего чаем, называли в России «чайник», а женщину — «чайница», по аналогии с мясниками, рыбниками, грибниками. Первые торговые чайные фирмы появились в начале XVIII века.   Это снискавшие славу купеческому делу в России Карзинкины, Cабашниковы, Боткины, Перловы, Усачевы. Сабашниковы основали оптовую торговлю чаем в Кяхте. Это были люди простого происхождения, выходцы из Вологды. Накопив средства на торговле чаем, они вложили их в разработку золотых приисков. Позже Сабашниковы основали большое книгоиздательское дело. Карзинкины, сделавшие деньги на торговле чаем, вложили их в льняные мануфактуры и стали пайщиками ярославской мануфактуры. Преданными чайному делу до конца остались Губкины, Боткины и Перловы.  В Москве сохранились дома, принадлежавшие этим знаменитым купцам-чаеторговцам. Дом чаеторговца Боткина (№ 4 по Петроверигскому переулку) славился своей высокой духовной атмосферой и истинно русским радушием. Художники, композиторы, писатели, ученые были в нем желанными гостями. Какой москвич не залюбуется необычным особняком в китайском стиле на Мясницкой улице! Владели этим домом знаменитые чайные торговцы Перловы — выходцы из московских посадских людей. Впервые их род упоминается с начала XVIII века. Немногие купеческие династии просуществовали так долго, как Перловы, — вплоть до 1917 года. Уже в 1792 году в числе московских купцов второй гильдии значился Иван Михайлович Перлов (тогда еще не носивший эту фамилию). Сын Ивана Михайловича, Алексей Иванович, организовал торговлю чаем пока еще в овощном ряду на Красной площади; в то время Перловы уже имели своих людей в Кяхте и закупали у китайцев чай партиями.  До 1807 года Перловы жили в приходе митрополита Алексия в Рогожской заставе.  Вскоре глава семьи приобрел дом на Большой Алексеевской улице. Потом у Перловых появятся в Москве и другие дома. В 1816 году Перловы открыли свой амбар в старом Гостином дворе Китай-города. Через семь лет у них уже был свой магазин на Ильинке в Ножовой линии. С этого времени Перловы начали выставлять свою чайную продукцию на продажу на крупных ярмарках в Макарьеве и в Нижнем Новгороде.  У Перловых появился еще один чайный магазин — на 1-й Мещанской. К концу XIX века Перловы имели уже 88 магазинов в разных городах России и в Европе. В Москве они вели торговлю в магазинах на Варварке, Пречистенке, Тверской, Пятницкой, Мясницкой улицах, на Арбате и в других районах города. Открылись их чайные магазины в Петербурге, Харькове, Варшаве, Вильнюсе, Ревеле, Гельсингфорсе (Хельсинки), Вене, Париже. Ежегодный торговый оборот составлял 16 млн. рублей. Перловы стали поставщиками чая нескольких императорских домов Европы: австрийского, румынского, черногорского, насаусского. Знаменитый дом Перловых на 1-й Мещанской был перестроен архитектором Клейном. По его же проекту в 1890 году был сооружен дом на Мясницкой — изысканный особняк, оформленный в китайском стиле. Этот дом был построен для Сергея Васильевича Перлова. Вид китайской пагоды дом на Мясницкой приобрел не сразу, а лишь в 1895 году, после того, как был оформлен архитектором К.К.Гиппиусом. Ушел в прошлое ХIХ век, а за ним и век ХХ. Изменилась жизнь, канули в Лету многие традиции. Но до сих пор мы приглашаем друзей на чашку чая. Чай и сейчас согревает нас своим теплом в холодные вечера, когда за окном идет дождь. Этот напиток проделал огромный путь, а сколько рук потрудились над ним, сколько глаз любовалось на него, провожая его в дальнюю дорогу! Вспомните об этом, когда будете подносить к губам чашку с чаем. В России оформлению упаковки для чая, кофе, кондитерских изделий и др. почти до конца XIX века уделялось мало внимания. И только бурное развитие легкой и пищевой промышленности, а также возникшая конкуренция российских товаров с европейскими заставили отечественных предпринимателей обратить внимание на внешний вид упаковочной продукции. Уже тогда покупатель с большим доверием относился к товарам, упакованным в добротные и изящно оформленные деревянные, стеклянные коробки, банки и футляры. Российские производители стали указывать на своей упаковке рекламные надписи и название производителя. Особой гордостью любой фирмы являлось звание «придворный поставщик» и получившие разрешение на это наименование, немедленно вносили его в свои реквизиты.  Массовое производство упаковки из жести стартовало в середине XIX века в Англии. Сначала это были серийные коробки для бисквита. Затем в «жестянках» стали продавать чай, печенье, леденцы и другие продукты питания.

В России жестяная упаковка появилась в 80-х годах XIX века. Первоначально коробки украшались бумажными этикетками, позднее рисунок и рекламную информацию стали печатать методом хромолитографии непосредственно по жести. Наиболее известными российскими предприятиями, специализировавшимися на производстве «жестянок», были: «Акционерное общество В.В.Бонакер», «Печатня А. Жако и К°», фабричное жестяное издательство торгового дома «Жестянка», хромолитография по жести товарищества «Н.С. Растеряев», «Фабрика металлических коробок Генерального общества французской ваксы в Москве».  В перловских магазинах, в одних из первых, стали продавать чай в красиво оформленных жестяных баночках с надписями, сообщающими о пользе чайного напитка в России. Наряду с новой упаковкой Василий Перлов использовал еще один оригинальный ход: применил китайский стиль в оформлении магазинов, одежды персонала, интерьеров и конечно, упаковки.    Обычно форму коробки и эскиз оформления разрабатывали на упаковочном производстве. Жестяные коробки (паянные или завальцованные) бывали самых разнообразных форм и размеров: прямоугольные, со скругленными краями, круглые, фигурные, в виде корзинок, саквояжей, сундучков и т.п. Крышки могли быть откидные или съемные, иногда имели замки. Образцы тары рассылались по фабрикам, а производитель продуктов делал выбор и заказывал надпечатку собственного дизайна для своей марки и сорта товара. Поразительное разнообразие форм жестяных коробок, красочность их оформления делали еще более притягательными упакованные в них товары и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, карамель, монпансье, чай и пр. 

Упаковки для чая и меда из музейной коллекции рассказывают об одной из особенностей кухни сибиряков до революции – пристрастию к чаепитию. Европейский путешественник отмечал: «чай для сибиряка, что для ирландца картофель; многие его пьют стаканов по 40 в день».

В России сортов чая было много. Употреблялся чай цветочный, черный, байховый, зеленый, плиточный и кирпичный; разница была в возрасте листьев и способах приготовления. В середине XIX в. хорошие сорта стоили от 2 руб. и выше за фунт.

Сибиряки любили так называемый «кирпичный» чай, представлявший из себя прессованную чайную крошку. Байховый дорогих сортов продавался преимущественно в Центральной России и крупных сибирских городах. Непременным спутником чаепития был мед — излюбленное лакомство сибиряков. Его подавали в конце обеда, как отдельное блюдо, в сотах или очищенным, и ели, макая в него хлеб или свежие огурцы.

Мед добавляли ко многим постным кушаньям: каше, горошнице, киселю, смешивали с толченым конопляным семенем, свежими и мочеными ягодами, с ним варили варенье. Мед, собранный с разнотравья, по своему качеству и аромату был одним из лучших и под названием «алтайский» вывозился в европейскую часть страны и за границу.   На упаковке всегда изображали награды кондитерской фирмы, полученные за высокое качество продукции на российских и международных торгово-промышленных выставках.

Даже если награда давалась за отдельный вид продукции, например, монпансье, то изображение награды могло быть помещено на упаковку любой кондитерской продукции этой фирмы. Все надписи, сделанные на упаковке, должны были быть дозволены цензурой. Кондитеры заботились о том, чтобы оградить себя от недобросовестных производителей, для этого на коробке помещалась фабричная марка, которую надо было зарегистрировать в Департаменте торговли и мануфактур, а позднее в Отделе промышленности Министерства финансов. 

Среди жестяных упаковок нашей коллекции имеются интересные банки мало известных теперь кондитерских фабрик Т.А. Афониной и братьев Серебряковых из российских городов Екатеринбург и Царицын (совр. Волгоград). Упаковки этих фабрик привлекательны по своему оформлению и ничуть не уступают изделиям ведущих российских фирм, ведь даже в самых отдаленных городах страны фабриканты старались преподнести свой товар на высшем уровне, заказывая специальную жестяную упаковку в столице, благодаря этому оформление их продукции ни в чем не уступало московскому.

Теги: Коллекционные коробки, Российская империя, История, Чаепитие, коробки от чая, карамели

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий