ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Золотой век русского фарфора XVIII - начало XIX века

Золотой век русского фарфора XVIII - начало XIX века

История русского фарфора  охватывает более двух с половиной столетий. В мае 1829 г. в С-Петербурге торжественно открылась первая публичная выставка мануфактурных изделий.

Она не только положила начало традиции всероссийских промышленных выставок, но и представила просвещенной публике лучшие образцы, шедевры русского декоративно-прикладного искусства.

Общество оценило зримый прогресс национальной промышленности, с успехом осваивавшей западный опыт, гордилось этими достижениями, отождествляя их с патриотическим подъемом, связанным с Отечественной войной 1812 г.

Произведения отечественных мастеров, продемонстрированные на выставке 1829 г. и последовавшей за ней выставке 1831 г. в Москве, современники называли «нашими мирными трофеями».

Сегодня, по аналогии с русской литературой, мы с полным правом можем назвать это время золотым веком русского прикладного искусства в целом и русского фарфора и стекла в частности.

Возможно, главным уроком выставки стало сопоставление продукции казенных, или императорских, производств и частных предприятий, число которых к тому времени достигло исторического максимума.

Императорский фарфоровый и стеклянный заводы во все времена задавали направление, стиль, формировали вкус публики, давали образцы для подражания. Частные фабриканты работали по мере сил и средств на удовлетворение запросов потребителя предметов роскоши.

Но работали с спехом, во многом заменяя привозные товары. «Выставка доказала, что в деле шелковых материй, парчей, ситцев, хрусталя, фарфора… мы не имеем причины завидовать иностранцам», - говорилось в «Описании первой публичной выставки мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге, в 1829 году».

В коллекции ГИМ, где наравне с собранием памятников искусства формировалась и коллекция предметов быта, исторически оправданно соседствуют лучшие образцы всех производств. все вместе они отражают объективную картину расцвета русской фарфоровой и стекольной промышленности.

Традиционный декор столового русского фарфора конца XVIII – начала XIX века – это цветочная роспись (в центре – крупный букет с пышной розой или тюльпаном; мелкие цветы и бутоны, рассыпанные по поверхности бортиков блюд и тарелок, которые нередко были украшены тисненым «корзинчатым» переплетением; крышки терин (крупных блюд с крышкой для горячей пищи) украшал лепной декор в виде фруктов.

В конце XVIII века одним из важных элементов росписи русского фарфора стала монограмма, заключенная в медальон. Такие предметы вызывают особый интерес, поскольку они связаны с судьбами людей.

В изделиях времени правления Павла, на рубеже XVIII-XIX веков, наметились изменения в декоративном оформлении посуды: распространился «ситцевый» декор из цветов, равномерно рассыпанный по всей поверхности; более крупные цветочные букеты живописцы выносили на бортики, освобождая чистое поле белоснежного фарфора.

На протяжении последующих нескольких царствований на Императорском фарфоровом заводе выпускался фарфор с военной тематикой: многочисленные изделия с изображением «мундиров» русской армии, с портретами героев недавних сражений.

Откликом на события Отечественной войны 1812 г. стало частое украшение фарфора воинскими атрибутами, включавшимися в орнамент. Метафора о золотом веке русского фарфора и стекла применительно к периоду рубежа XVIII-XIX вв. и первой трети XIX в. справедлива не только в отношении расцвета основных традиционных центров и ведущих мануфактур и фабрик, возникновения и развития большого числа новых частных производств, а также в целом, с точки зрения успехов прикладных искусств, но и в буквальном смысле.

В цветовом решении произведений начала XIX в. золотой цвет становится главным, золото как цвет, фактура, блеск, знак высшего достоинства – это символ стиля ампир. Экспозиция избранных произведений ампирного периода – всегда золотая по общему колориту.

Сегодня, как и два столетия назад, «зала ослепляет блеском: в ней хрусталь, стекло, зеркала, фарфор и фаянс. Огромные вазы, богатые, разноцветные, хрустальные изделия, и смиренные произведения Гжельцев – собраны тут все вместе».

Конец XVIII-первая треть XIX столетия для российских искусств отмечены господством так называемых «больших стилей» - классицизма и ампира, не просто нашедших гармоничное воплощение в произведениях декоративно-прикладного жанра, но и обозначивших вступление этого вида искусства в эпоху промышленного производства.

Эпоха ампира для русского фарфора и стекла – это знаменитые имена, пышные и репрезентативные монументальные декоративные произведения. Русское стекло конца XVIII - начала XIX в.

Для стеклоделия это время бурного промышленного роста (который начался еще в XVIII столетии и лишь ненадолго был прерван событиями Отечественной войны 1812 г.), технологических новаций, а также время расширения сферы бытования стекла. К концу XVIII в. в России было построено около 80 стекольных фабрик, а в 1813-1814 гг. их количество достигло 146.

Главенствующую роль играл Петербургский завод, в 1792 г. получивший Высочайшее имя Императорского. Среди частных предпринимателей выделялись «хрустальные короли России» Мальцовы, владельцы Гусевского (Владимирская губ.) и Дятьковского (Орловская губ.) хрустальных заводов, Бахметьевы которым принадлежала Никольская фабрика (Пензенская губ.), графы Орловы организовавшие завод в селе Милятино (Калужская губ.).

Заметим, что практически все крупные русские стекольные производства, которые в той или иной форме существуют и поныне, были основаны в XVIII столетии. Законодателем мод неизменно был Императорский стеклянный завод в Санкт-Петербурге.

«Журнал мануфактур и торговли», помещая в одном из своих номеров «Высочайше утвержденное положение о клеймении изделий Российских фабрик», подчеркивал, что самым главным для петербургского завода должно быть стремление «стать выше всех ему подобных заводов в России и быть им примером».

Завод не испытывал недостатка в художественных силах для разработки проектов изделий. В начале XIX в. здесь была учреждена должность «инвентора», т.е., художественного руководителя, на которую назначались крупнейшие архитекторы и художники страны – Жан Тома де Томон (1804-1813), Карл Иванович Росси (1813-1819), Иван Алексеевич Иванов (1819-1848).

Для императорского стекла делали эскизы Джакомо Кваренги, Андрей Никифорович Воронихин, Александр Павлович Брюллов. По их проектам выполнялись парадные многопредметные сервизы, изделия для украшения дворцовых интерьеров, составлявшие неотъемлемую часть их величавого, светлого и радостно-праздничного облика.

Авторы эскизов проявляли необыкновенную изобретательность в создании самых разнообразных предметов. Так, в 1805 г. в парадных покоях Зимнего дворца появилась декоративная хрустальная ваза-треножник, выполненная по эскизу Ж.Тома де Томона.

Золотой век русского фарфора XVIII - начало XIX векаВ 1806 г. для дворца в Павловске А.Н.Воронихин спроектировал треножники из темно-янтарного стекла с хрустальными чашами и умывальный прибор, состоявший из кувшина, лохани и стола; К.И.Росси украсил Елагин дворец люстрами и канделябрами в виде хрустальных ваз с античными бронзовыми фигурами для подарка персидскому шаху по рисункам И.А.Иванова на Императорском заводе в 1819 г. сделали стеклянный фонтан, в 1822-1825 гг. – ложе из бирюзового стекла и бесцветного хрусталя, окруженное шестью фонтанами.

В 1823 г. по его же эскизам был изготовлен «Пригородный гранный сервиз», предназначавшийся для торжественных приемов в Петергофском и других пригородных дворцах.

Но сколь ни ярок и индивидуален был художественный почерк знаменитых авторов, все их создания органично входили в стилистически единый мир ампира. Пластика предметов решалась по законам классического искусства, монументальные изделия, пышно украшенные антикизированным орнаментом, отличались благородством пропорций и цветового решения.

Современников эти предметы роскоши поражали «чистотой массы, красивыми формами, зеркаловидной шлифовкой, искусной гранью и резьбой, а некоторые своею огромностью», что свидетельствовало о мастерстве исполнителей и высоком технологическом уровне, прежде всего, производства хрусталя и цветных стекол.

Патент на изобретение хрусталя был получен англичанином Джорджем Равенскрофтом еще в 1676 г. В конце XVIII в. этот особый вид стекла, твердый, кристально прозрачный и блестящий, дающий радужную игру света при огранке, приобрел неслыханную популярность почти во всех европейских странах.

В Россию модную технологию, очевидно, привез мастер Императорского стекольного завода Ефрем Карамышев, который в 1783-1788 гг. обучался в Англии химии, минералогии и стекольному делу.

Именно с хрусталем было связано раскрытие новых возможностей стекла как материала для создания монументально-декоративных изделий крупных форм. На петербургском заводе в первой четверти XIX в. виртуозно использовали все бесконечное разнообразие видов орнаментальной огранки хрусталя – «простой алмаз», «ямки», «листья», «ступенчатую», «сетчатую», «овальную», «кольцевую», - но излюбленной стала «грань», названная впоследствии «камень»: плоские заштрихованные квадраты, разделенные глубокими клиновидными желобками.

Переливающаяся драгоценная радуга, плененная холодными бесцветными хрустальными гранями, была по достоинству оценена и стала одним из преобладающих средств художественной выразительности в стеклянных произведениях своего времени.

Сочетание бесцветного хрусталя с тяжелой и яркой золоченой бронзой наилучшим образом воплощало патетику и торжественность ампира. Однако эти предпочтения не могли затмить привлекательности цветного стекла, в производстве которого Императорский завод в конце XVIII – начале XIX в. не знал себе равных не только в России, но и в Европе.

Благодаря усилиям великого русского ученого М.В.Ломоносова, составившего в результате четырех тысяч опытов более шестидесяти рецептов «цветной материи», в Петербурге умели варить стекло синее и фиолетовое, алое (так называемый «золотой рубин») и молочное, зеленое и бирюзовое, желтое и аквамариновое, опаловое, черное и яшмовое.

Роскошь этой палитры присутствует во многих шедеврах Императорского завода эпохи ампира, часто в соединении с бесцветным хрусталем. С особым успехом разноцветное стекло применялось при изготовлении посудных форм, которые декорировались тонкой изящной золотой и серебряной росписью с классическим орнаментом и вензелями.

В конце XVIII столетия на пике популярности было молочное и опаловое стекло, очень близкое по своим эстетическим качествам к фарфору. Это вызвало к жизни особый стиль и тип украшения предметов: полихромные росписи в «античном» и «этрюсском» вкусе, богатые цветочные орнаменты и букеты, выполненные силикатными красками в манере фарфоровой живописи с ее виртуозно положенным мазком.

Стекольные фабрики и заводы XIX века

Императорский стеклянный завод, бесспорно, был первым, но далеко не единственным в России в начале XIX в. Одними из самых преуспевающих заводчиков стали пензенские дворяне Бахметьевы.

Хрусталь Никольской фабрики почти не уступал императорскому ни качеством массы, ни художественным уровнем благодаря деятельности знаменитого стекольных дел мастера Александра Петровича Вершинина, которого император Александр I лично пожаловал золотыми часами за изготовленный для него столовый сервиз.

В 1829 г. на Первой всероссийской выставке изделия «полковника Бахметьева были в малом числе, но все отборные: чистота массы, одинаковая вода, красивые формы, богатая грань и превосходная отделка отличали их преимущественно перед всеми. Публика отдала им предпочтение. Особенно одобрение заслужили цветные хрустальные вещи».

Наиболее значительное по размерам производство стекла и хрусталя было налажено семейством Мальцовых. В ассортименте их заводов присутствовали разнообразные изделия для представителей всех сословий. Фабрики Мальцовых снабжали стеклом не только российский, но и восточный рынок.

Особо преуспел в этом деле Гусевский завод, владельцем которого был Иван Сергеевич Мальцов, долго служивший в Министерстве иностранных дел. Единственный российский дипломат, выживший во время страшных событий января 1829 г., связанных с миссией А.С. Грибоедова в Тегеране, И.С.Мальцов получил от персидского шаха награду – орден Льва и Солнца и значительные льготы на торговлю стеклом в пределах Персии.

На Первой публичной выставке российских мануфактурных изделий с успехом демонстрировалась продукция Дятьковского завода. Экспонентом выставки был майор Иван Акимович Мальцов, который, судя по отзывам, представил на выставке коллекцию изделий «от самых дорогих, огромной величины, с богатою гранью и резьбою, до самых простых и дешевых».

Специально было отмечено, что на его заводах «вырабатываются преимущественно вещи для всегдашнего употребления в быту, домашнем быту... которые по сие время ни на каком заводе так чисто и аккуратно не выделывались и оная фабрика есть первая, которая довела до такой степени, что ежедневно употребляемые вещи не уступают английским».

Не меньшей известностью в конце XVIII- первой трети XIX в. пользовался Милятинский стекольный завод графов Орловых. Его основателем был Федор Григорьевич Орлов (1741-1796), один из пяти братьев Орловых, участвовавших в дворцовом перевороте 1762 г., в результате которого на русский престол взошла Екатерина II.

Особенных успехов предприятие достигло при Михаиле Федоровиче Орлове (1788-1842). Генерал М.Ф.Орлов, участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии 1813-1814 гг., принимавший капитуляцию Парижа, вступил во владение Милятинским заводом в 1814 г.

За участие в движении декабристов он был сослан в родовое имение Милятино, где активно занялся делами производства. Милятинский завод в конце XVIII в. выпускал цветное и бесцветное стекло, украшенное элегантной росписью в классическом духе, выполнявшейся белой эмалевой краской (так называемая «мулевка»).

При М.Ф.Орлове получило развитие изготовление столового хрусталя. На Первой всероссийской выставке 1829 г. завод Орлова уже значился в числе трех лучших частных предприятий страны, наряду с заводами Мальцова и Бахметьева, получил Малую золотую медаль и благосклонный отзыв, правда не без критики: «Хрустальная посуда завода Генерала М.Орлова имеет также свое достоинство, судя по чистоте массы и красивым формам; но отделка их не самая тщательная, и цены несколько высоки, особливо цветного, золоченого и богатой грани хрусталя.

Впрочем, довольно известно, что на сем заводе вырабатывается хрустальная посуда несравненно превосходнее той, какая ныне представлена и едва ли уступающая всякой иной. Но заводчик, по собственным его словам, «не хотел ввести в обман Публику и Правительство, коим нужно знать не то, что можно сделать лучшее с убытком, но то, что всегда на заводе исполняться может.

По сей причине он выслал на Выставку такой товар, на который заказы всегда и во всяком количестве может принять на себя». К концу 1820-х гг. стеклянные и хрустальные изделия окончательно перестали быть редкостью.

В российском стеклоделии четко выделились основные направления: создание произведений искусства, изготовление парадных роскошных бытовых изделий, предназначенных для царской фамилии и высшей аристократии (в этой сфере лидировал Императорский завод), и выпуск более скромной продукции для широкого круга потребителей (здесь первенствовали частные фабрики).

Высшие достижения в искусстве фарфора рубежа XVIII-XIX вв. связаны с Императорским фарфоровым заводом, основанным в 1744 г. и к концу 1780-х гг. являвшимся одним из крупнейших европейских фарфоровых производств.

Рождение русского фарфора, его первые достижения связаны с именем Д.И.Виноградова, талантливого ученого-химика, написавшего первую монографию по технологии фарфора.

Традиционным для времени царствования Екатерины II типом декора фарфора была цветочная роспись: в центре – крупный букет с пышной розой или тюльпаном; мелкие цветы и бутоны, рассыпанные по поверхности бортиков блюд и тарелок, которые нередко были с тисненым «корзинчатым» переплетением; крышки терин украшал лепной декор в виде фруктов. В конце XVIII века одним из важных элементов росписи русского фарфора стала монограмма, заключенная в медальон.

Золотой век русского фарфора XVIII - начало XIX века

В изделиях времени правления императора Павла наметились изменения в декоративном оформлении посуды: распространился «ситцевый» декор из цветов, равномерно рассыпанный по всей поверхности; более крупные цветочные букеты живописцы выносили на бортики, освобождая чистое поле самого белоснежного фарфора.

На протяжении последующих нескольких царствований на ИФЗ выпускался фарфорс военной тематикой: многочисленные изделия с изображением «мундиров» русской армии, с портретами героев недавних сражений.

Откликом на события Отечественной войны 1812 года стало частое украшение фарфора воинскими атрибутами, включавшимися в орнамент. Усилиями приглашенного на ИФЗ в 1779 г. скульптора Ж.-Д.Рашетта была заложена традиция создания больших скульптурных ансамблей русского фарфора.

Выполненная под его руководством серия фигур «Народы России» определила тематическую направленность русской фарфоровой пластики. В 1810-х гг. скульптором С.С.Пименовым было создано самое значимое в истории русского фарфора произведение – Сервиз с русскими костюмами, или Русский (в 1824 г. получивший название Гурьевский).

В скульптурах, выполненных С.С.Пименовым для этого сервиза, были воплощены идеальные образы русской крестьянки и русского крестьянина, ставшие своеобразным каноном национальной фарфоровой пластики.

В сюжетах росписей десертных тарелок Гурьевского сервиза были собраны почти все имевшиеся к тому времени изображения простонародного типажа, уличных торговцев и ремесленников, а также представителей народов, населявших Российскую империю.

Скопированные с гравюр иностранных и русских художников конца XVIII-начала XIX в., эти сюжеты стали главными источниками для росписей русского фарфора и создания моделей фарфоровой пластики не только Императорского, но и частных фарфоровых заводов.

Одновременно с пластикой наивысшего расцвета достигла в этот период живопись по фарфору. В 1810-х – начале 1820-х гг. на ИФЗ работали замечательные французские живописцы, мастера росписи по фарфору А.А.Адам, Ж.-Ф.Ж.Свебах, а затем их русские ученики и преемники В.Ф.Мещеряков, С.А.Голов, Н.К.Корнилов, В.А.Столетов, И.Тычагин. К 1830-м гг. живопись по фарфору приобрела самостоятельное значение, и представления о фарфоре периода императора Николая I, или «николаевском фарфоре», связаны с уникальными росписями на вазах, пластах, тарелках с изображением военных сцен, портретов царских особ, копий картин старых мастеров из собрания Императорского Эрмитажа.

Императорский фарфоровый завод давал образцы стиля и мастерства, но вклад в развитие национальной школы русского фарфора, который внесли мастера частных фарфоровых заводов первой трети XIX в., был не меньшим. Без произведений заводов Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова невозможно оценить значимость и национальное своеобразие русского фарфора.

Мастера первого в России частного фарфорового завода Гарднера, основанного еще в 1766 г., на рубеже XVIII-XIX вв. и в начале 1810-х гг. вслед за Императорским фарфоровым заводом, а иногда и параллельно с ним создавали оригинальные произведения, которые также становились образцами для целого ряда новых частных фарфоровых производств, образовавшихся в 1810-1820-х гг.

Для изделий завода Ф.Гарднера 1780-1790-х гг. был характерен декор с цветочной росписью в виде букетов, где доминировали роза и тюльпан, в мажорной цветовой гамме. Они встречаются во многих музейных и частных собраниях. Подвешенные на ленте цветочные корзины, заимствованные из европейских композиций и имеющие множество аналогий, также были распространенным гарднеровским мотивом росписи.

Продукция завода Гарднера 1810-1820-х гг. декорировалась мотивами узорных тканей: на поверхности белоснежного фарфора рассыпались мелкие цветочки нежных оттенков, по кайме располагались венки из роз. В то же время изделия были строгих, ампирных форм: цилиндрические или округлые чашки раструбом чаще всего декорировались орнаментами с военными атрибутами, гербами.

Завод Гарднера, развивая предложенную на ИФЗ тематику, обратился к более демократичным источникам и создал несколько серий фигур с изображением простонародного типажа торговцев и разносчиков. одна из этих серий, основанная на гравюрах из издания «Волшебный фонарь» 1817 г., стала не только ключевым произведением русской фарфоровой пластики, но и новым словом в освоении традиции изображения народных типов.

В этих образах мастерам завода Гарднера удалось «перевести» героику ампира на более демократичный язык. Античные богини-крестьянки С.С.Пименова в фигурах Гарднера обрели более реалистичное выражение и превратились в идеализированных народных персонажей в стиле бидермайера.

Именно этот вариант исполнения фарфоровой скульптуры пришелся публике по душе. Повторения и варианты фигур серии «Волшебный фонарь», а также самостоятельные произведения в этом жанре стали основой русской фарфоровой пластики частных заводов первой половины XIX в.

Мастера завода Гарднера, и в еще большей степени завода А.Г.Попова, успешно конкурировали с привозным фарфором, с блеском копировали французские образцы и были в состоянии обеспечивать потребности отечественного рынка в стильных вещах хорошего качества.

Многие технические и художественные приемы декора изделий завода Попова свидетельствуют о влиянии французского и немецко-австрийского фарфора первой трети XIX столетия, ранние изделия были выдержаны в стиле классицизма. Чайная посуда имела самые разнообразные формы, она декорировалась тончайшей пейзажной и сюжетной живописью.

Условие работы «на рынок» или для частного заказчика формировало и актуальный ассортимент, востребованный временем. Таким знаковым для 1820-1830-х гг. предметом стала подарочная фарфоровая чашка – дорогая личная вещь, напоминающая о дарителе или важном событии в жизни ее владельца.

Образцовый сувенир эпохи сентиментализма и бидермайера обрел в фарфоровой чашке «с живописью и позолотой», с памятными надписями и датами идеальную форму домашней реликвии, род «исторического памятника», столь востребованного эпохой.

Среди подобных вещей особую коллекцию составляют предметы так называемого патриотического фарфора, украшенные портретами героев 1812 г. и снабженные памятными надписями о славных победах русского оружия.

Юсуповский фарфор, производившийся в Архангельском с 1818 по 1831 год (в 1831-1839 гг. работала фаянсовая фабрика в Архангельском), исключительно редок. Посуда мастерской Юсупова была декорирована в лучших классицистических традициях конца XVIII – начала XIX века.

Фарфор, созданный и декорированный в Архангельском, составляет особую группу, которая выделяется среди общей массы фарфоровых изделий русских заводов первой трети XIX века характерным, только ей присущим стилем росписи и декора, рядом специфических орнаментальных мотивов.

Орнамент, структура декора юсуповского фарфора подчеркивают форму изделия, создают устойчивую композицию, не умаляя декоративный эффект.

Большое число орнаментов писалось золотом. Даже невидимые глазу постороннего поверхности предметов тщательно задекорированы. При отделке фарфора в Архангельском активно использовали цветное крытье: желтый в начале работы мастерской, в 1824-1826 гг. светло-фисташковый, прохладный сиренево-розовый, голубовато-серый, в 1825-1826 гг. применяли коричневое и темно-зеленое крытье, с 1829 г. – сливочное охристое (палевое) крытье.

Особое направление в русском фарфоре первой трети XIX в. развивалось на небольших, часто безымянных фабриках фарфора, в большом числе возникших в Гжельском регионе под Москвой. Самые известные из них: фабрики братьев Новых, Насонова, Козловых, Кудинова, Гулиных, А.Киселева, Храпунова-Нового.

Продукция этих фабрик по качеству и мастерству исполнения не могла конкурировать с крупнейшими фарфоровыми производствами, но и их фарфор находил своего покупателя и, несомненно, был оценен и принят современниками.

В исполнении гжельских мастеров ампир в русском фарфоре получил еще одно прочтение. Формы и орнаменты стиля в этих произведениях были «переложены» на язык искусства примитива, с внесением образов и элементов из арсенала народной культуры.

Это явление в истории русского декоративно-прикладного искусства впоследствии получило название «фарфоровый лубок». «Смиренные гжельцы», как назвал эти предприятия комментатор мануфактурной выставки 1831 г. в Москве, тоже внесли немалую лепту в развитие и распространение русского фарфора, приспособив «высокий» язык ампира к вкусу и запросам отечественного потребителя.

От времени золотого века фарфора и стекла сохранились не только высокие и непревзойденные шедевры»искусства, вкуса и мастерства», созданные в эстетике классицизма и ампира и одухотворенные пафосом национальной героики, но и скромные предметы обихода, в которых также зримо воплотились идеалы эпохи. 

Купить русский антиквариат, а в частности, старинный коллекционный фарфор можно сделав заказ на сайте через кнопки: корзина и купить в один клик.

Если вы проживаете в городе Москва, то проще всего позвонить на телефон сайта и назвать артикул и цену предмета, договориться о встрече и вам передадут данную коллекционную вещь из рук в руки...

Теги: Русский фарфор, золотой век, классицизм, ампир, фарфоровый лубок, смиренные гжельцы

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий