ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Знак "Почетный дорожник"

Почетный дорожникГлавное Управление Шоссейных Дорог НКВД СССР (ГУШОСДОР) -  государственный орган СССР с правами объединённого народного комиссариата Союза ССР (в ранге министерства), ответственный за планирование, руководство и регулирование дорожного хозяйства и автомобильного транспорта.

Основными задачами ГУШОСДОР являются:

  1. строительство новых и реконструкция существующих дорог общесоюзного значения;
  2. управление дорогами общесоюзного значения;
  3. составление планов развития сети дорог общесоюзного значения, планов капиталовложений, ремонта и содержания этих дорог и подсобных предприятий, а также планов снабжения этих дорог и предприятий фондируемыми материалами и выполнение утвержденных планов;
  4. утверждение в установленном порядке промфинпланов и стройфинпланов, штатов и смет подчиненных Гушоссдору органов;
  5. финансирование этих органов; управление находящимися в ведении Гушоссдора учебными заведениями и курсами по подготовке и повышению квалификации кадров дорожного хозяйства;
  6. учет и распределение кадров дорожных органов НКВД СССР;
  7. руководство работой подведомственных Гушоссдору научно-исследовательских учреждений;
  8. внедрение новейших достижений техники, изобретений и усовершенствований в области дорожного хозяйства;
  9. выдача авторских свидетельств и патентов на изобретение по дорожному хозяйству;
  10. разработка технических условий и норм по строительству и правил эксплуатации дорог общесоюзного значения и сооружений на них;
  11. производство изысканий и составление технических проектов и смет по строительству и реконструкции дорог общесоюзного значения и сооружений на них;
  12. утверждение этих проектов и смет в установленном законом порядке;
  13. организация общей и пожарной охраны дорог общесоюзного значения и сооружений на них;
  14. руководство постановкой учета и составление сводных отчетов о деятельности дорожных органов НКВД СССР;
  15. руководство издательством по вопросам ведения Гушоссдора.

За время своего существования знак "Почетный дорожник" вручался по линии пяти различных ведомств:

  1. По линии Главного Управления шоссейных дорог НКВД/МВД СССР (ГУШОСДОР НКВД/МВД СССР)
  2. По линии Главного Дорожного Управления РСФСР (ГЛАВДОРУПР РСФСР)
  3. По линии Главного Управления шоссейных дорог/Министерства автомобильных дорог Казахской ССР (ГУШОСДОР/МИНАВТОДОР Казахской ССР)
  4. По линии Главного Дорожного Управления Украинской ССР (ГЛАВДОРУПР УССР)
  5. По линии Главного Дорожного Управления/Главного Управления шоссейных дорог Белорусской ССР (ГЛАВДОРУПР/ГУШОСДОР БССР)

Главное Управление шоссейных дорог НКВД СССР (ГУШОСДОР) образовано 5 марта 1936 года из ликвидированного Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС).

Преобразовано 15 марта 1946 года в Главное Управление шоссейных дорог МВД СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1953 года Главное Управление шоссейных дорог МВД СССР передано в Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР и ликвидировано.

Почетный дорожник

Положение о знаке

Положение о значке "Почетный дорожник" утверждено Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 760 от 17 июня 1938 года и Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 449 от 5 апреля 1940 года.

Значок "Почетный дорожник" выдается работнику дорожного хозяйства:

  1. за образцовую работу, результатом которой явились технические и экономические достижения в дорожном хозяйстве;
  2. за образцовое проведение особо ударных работ и заданий;
  3. инициаторам внедрения и закрепления стахановских методов работы;
  4. за изобретательскую деятельность, за внесение рационализаторских предложений в технику производства и организацию рабочей силы;
  5. за особые заслуги научно-исследовательского характера в дорожном строительстве и эксплуатации дорог;
  6. за образцовое, культурное содержание дороги, общественно-коммунальных и культурных учреждений дорожного хозяйства;
  7. за создание, выращивание, закрепление, выдвижение и своевременное обучение квалифицированных кадров дорожников;
  8. за образцовое содержание, бесперебойную работу, за увеличение межремонтного пробега и работы дорожных машин и механизмов;
  9. за образцовую и самоотверженную работу в борьбе со стихийными бедствиями (паводками, снегоборьба и т. д).

Выдачу значка "Почетный дорожник" утверждает:

а) по системе дорожных органов НКВД СССР Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР по представлении НКВД и УНКВД республик, краев и областей через начальника Гушосдора НКВД СССР;

б) по системе дорожных органов главных дорожных управлений при СНК союзных республик утверждают СНК союзных республик по представлению областных и краевых дорожных отделов и дорожных управлений при СНК АССР через начальника Главдорупра при СНК союзных республик.

Представляемые к награждению значком "Почетный дорожник" выдвигаются их прямыми начальниками совместно с партийными и профсоюзными организациями.

Кандидатуры выдвигаемых к награждению обсуждаются и утверждаются на общих собраниях рабочих и служащих.

Награжденный значком "Почетный дорожник" должен служить примером образцового выполнения своих обязанностей производственника и гражданина СССР.

Награжденные значком "Почетный дорожник", как работающие, так и перешедшие на социальное обеспечение, имеют право:

а) первоочередного получения жилплощади в домах дорожного хозяйства;

б) оплаты 50 % стоимости жилплощади, предоставленной в домах дорожного хозяйства.

Значок "Почетный дорожник" носится на левой стороне груди. Лишение значка "Почетный дорожник" производится: по системе дорожных органов НКВД СССР - распоряжением НКВД СССР, а по системе дорожных органов Главдорупра при СНК союзных республик - постановлением СНК союзных республик, за проступки, дискредитирующие получившего значок, и за совершение преступлений.

Знак "Почетный дорожник" имеет форму фигурного овала. В центральной нижней части аверса изображение легкового автомобиля, движущегося вниз и вправо по асфальтированной шоссейной дороге.

Справа от дороги арочный автомобильный мост, переброшенный через реку. Поверхность реки покрыта синей эмалью.

Центральную верхнюю часть аверса над дорогой и мостом занимает покрытое голубой эмалью небо. Вдоль верхнего края аверса проходит оксидированная лента с надписью на ней рельефными буквами "ПОЧЕТНЫЙ ДОРОЖНИК".

В верхней части аверса на ленту наложена пятиконечная звездочка, покрытая красной эмалью. Нижнюю часть аверса окаймляет позолоченный лаврово-дубовый венок. Венок перехвачен в шести местах красными эмалевыми лентами.

В зависимости от типа знака реверс либо имеет контррельеф, либо гладкий. В центре реверса припаян нарезной штифт для крепления знака к одежде. На реверсе штихелем нанесен порядковый номер знака.

История знака

До 1935 года строительством и ремонтом дорог занимались профильные структуры, подведомственные Народному Комиссариату Путей Сообщения (НКПС).

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 28 октября 1935 года, опубликованным в газете «Правда» 29 октября 1935 года, в Народный Комиссариат Внутренних Дел СССР (НКВД СССР) было было передано Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС).

На основании Постановления СНК СССР № 424 от 3 марта 1936 года ЦУДОРТРАНС НКВД приказом НКВД № 0086 от 4 марта 1936 года реорганизован в Главное управление шоссейных дорог (ГУШОСДОР) НКВД.

На местах в составе НКВД Украинской ССР, ЗСФСР, Белорусской ССР, УНКВД по Московской и Ленинградской областям, были организованы управления шоссейных дорог (УШОСДОРы), а в остальных УНКВД республик, краев и областей — отделы шоссейных дорог (ОШОСДОРы).

При организации в ГУШОСДОРе было сосредоточено все автодорожное хозяйство страны: строительство, ремонт и эксплуатация дорог общесоюзного, республиканского, краевого и областного значения (по списку, утверждаемому СНК СССР), контроль за дорожным строительством райисполкомов.

Использование заключенных на автодорожном строительстве началось сразу после передачи ЦУДОРТРАНСа в НКВД. Приказом НКВД № 0012 от 10 января 1936 года обеспечение рабочей силой строительства и капитального ремонта автогужевых дорог (за исключением работ на дорогах, находящихся ближе 50 км от государственных границ СССР) было возложено на ГУЛАГ.

Для этого на объектах строительства приказано организовать колонии, подчинив их в административном отношении начальникам ОМЗ УНКВД. Техническое руководство работами возлагалось на местные органы ЦУДОРТРАНСа НКВД (затем — на УШОСДОРы и ОШОСДОРы УНКВД).

Кроме заключенных ГУШОСДОРу постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 марта 1936 года разрешалось привлекать сельское население «на условиях непосредственного бесплатного личного труда» в течение шести дней в году в два срока — весной и осенью (в свободное от сельхозработ время).

Строительство новых и реконструкцию старых дорог регионального значения осуществляли региональные УНКВД. Начальник УНКВД по приказу наркома организовывал Управление строительства (УС) УШОСДОРа (ОШОСДОРа) УНКВД и ИТК ОМЗ УНКВД.

Он же осуществлял координацию УС как структуры ГУШОСДОРа и ИТК — как структуры ГУЛАГа. Единственный непосредственно подчиненный ГУЛАГу ИТЛ для обслуживания ОШОСДОРа (УНКВД по ДВК) был организован в ноябре 1937 года (ШОСДОРЛАГ).

В феврале 1936 года на НКВД постановлением правительства было возложено строительство двух автомагистралей, «имеющих огромное народно-хозяйственное и оборонное значение»: Москва—Киев и Москва—Минск (приказ НКВД № 0050).

Для руководства работами в непосредственном подчинении ГУШОСДОРа организованы управления строительств (УС), а в ГУЛАГе — Калужский и Вяземский Исправительно-Трудовые лагеря (ИТЛ).

Начальник УС являлся и начальником ИТЛ. По производственным вопросам он подчинялся ГУШОСДОРу, по лагерным — ГУЛАГу. Эта структура управления оказалась неэффективной. Так, за неполные два года УС автомагистрали Москва—Минск НКВД СССР несколько раз переподчинялось то ГУЛАГу, то ГУШОСДОРу.

Постоянным реорганизациям подвергался и ШОСДОРЛАГ. В апреле 1938 года ГУШОСДОР был реорганизован. Согласно «Положению о ГУШОСДОРе НКВД», принятому приказом НКВД № 525 от 7 сентября 1938 года, на него были возложены строительство, реконструкция и управление дорогами ТОЛЬКО ОБЩЕСОЮЗНОГО значения.

В непосредственном ведении ГУШОСДОРа были организованы управления дорог, УС дорог, дорожно-строительные и другие тресты. Хозяйственные структуры ГУШОСДОРа стали «заказчиками» (управления дорог), а также «подрядчиками» (УС дорог и дорожно-строительные тресты), выполнявшими работы по заказам НКВД или других ведомств.

В 1939–1941 годах, согласно приказу НКВД № 00557 от 23 августа 1938 года, ГУШОСДОРом развернуто строительство «важнейших оборонных дорог в Киевском военном округе». С сентября 1939 года на работах ГУШОСДОРа стали использовать польских военнопленных.

Весной 1941 года решением правительства (приказ НКВД № 00328 от 27 марта 1941 года) сроки окончания крупнейших строительств ГУШОСДОРа (Москва—Минск, Москва—Киев и др.) перенесены на 1942 год.

Освободившуюся рабочую силу приказано переключить на строительство аэродромов, 28 июня 1941 года приказом НКВД № 0311 большинство работ ГУШОСДОРа было вообще остановлено. В 1942–1945 годах ГУШОСДОР вновь привлекается к строительству и реконструкции автомобильных дорог.

Для обеспечения строительств рабочей силой впервые в составе ГУШОСДОРа были организованы ИТ лагеря. Часть работ проводилась силами заключенных территориальных управлений ГУЛАГа, привлекались также военнопленные. К концу войны (на 11 мая 1945 года) всего на строительствах ГУШОСДОРа было занято 19 615 заключенных.

C окончанием войны объем работ ГУШОСДОРа резко увеличился. Организовано 17 новых Управлений Строительства дорог (с номерами 1–3, 5–18). Заключенные на работах были заменены на военнопленных, все ИТЛ ГУШОСДОРа ликвидированы, а при каждом УС ГУШОСДОРа организован лагерь НКВД для военнопленных, начальником которого являлся начальник соответствующего УСа.

Военнопленные оставались основной рабочей силой на строительствах ГУШОСДОРа до 1949 года. Скорректированный план титульных автодорожных строек МВД на 1946–1950 года был объявлен приказом МВД № 0118 от 29 апреля 1946 года. По новому плану часть возложенных ранее на ГУШОСДОР строительств консервировалась (соответствующие УС ликвидированы), часть УС передавалась Особому дорожно-строительному корпусу МВД СССР.

Этим же приказом помимо дорожных работ на ГУШОСДОР возлагалось строительство ряда ремонтно-механических заводов, поселков и автодорожных институтов в Москве и Киеве. Начиная с 1948 года, в соответствии с приказом МВД № 0545 от 8 сентября 1947 года, на части строительств ГУШОСДОРа военнопленных стали вновь заменять заключенными.

Весной 1949 года для работ на новых строительствах в составе ГУШОСДОРа вновь организуются ИТ лагеря. Такая организация работ в ГУШОСДОРе сохранялась вплоть до реорганизации МВД СССР в 1953 году. В октябре 1949 года среднемесячная численность заключенных в лагерях ГУШОСДОРа составляла 37120 человек, среднегодовая - около 24000 человек.

Постановлением СМ СССР № 832-370сс от 18 марта 1953 года ГУШОСДОР МВД СССР был передан в Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР.

Отдельно стоит упомянуть историю вручения знака по линии Главного Дорожного Управления Украинской ССР и по линии Главного Управления шоссейных дорог/Министерства автомобильных дорог Казахской ССР.

На Украине 1938 году строительство и эксплуатация дорог республиканского, областного и местного значения были переданы во вновь организованное Главное дорожное управление при СНК УССР (Главдорупр), которое осуществляло управление через подведомственные дорожные отделы в составе Облисполкомов.

Строительство дорог общесоюзного значения было оставлено в ведении Гушосдора НКВД СССР, а ремонт и содержание этих дорог в Украине поручено Ушосдору НКВД УССР и Ошосдорам в областях, а также управлению отдельных дорог. На то время в Украине было организовано 89 дорожно-эксплуатационных участков (ДЭУ). При этом в составе ДЭУ для обслуживания больших мостов были созданы отдельные околотки.

В Казахстане первые масштабные сооружения автомобильных дорог начались еще до войны. В 1940 году было начато строительство тракта "Восточное кольцо" имени Сталина протяженностью 806 км.

Эта дорога проходила по территории Восточно-Казахстанской и Семипалатинской областей на участках Усть-Каменогорск - Самарка - Кокпекты - Георгиевка - Зайсан. Основной задачей этого тракта было связать Восточно-Казахстанскую и Семипалатинскую области с рудными месторождениями Алтая, ТуркСибом и водными пристанями Иртыша.

Одним из отличившихся строителей "Восточного кольца" стал Ануфриев Л.Г., которому 6 февраля 1941 года был вручен знак "Почетный дорожник" № 1394. Планомерное развитие дорожной сети в Казахстане началось уже после войны.

2 сентября 1954 года Совет Министров СССР принял постановление «О строительстве автомобильных дорог в районах освоения целинных и залежных земель Казахской ССР», реализация которого положила начало ускоренному развитию дорожного строительства в республике.

В 1956 году создается Главное управление шоссейных дорог при Совете Министров Казахской ССР (Гушосдор). Построены автомагистрали Алма-Ата – Фрунзе – Ташкент, Алма-Ата – Усть-Каменогорск – Лениногорск, Кустанай – Урицкое, Чимкент – Кзыл-Орда – Джусалы, Георгиевка – Семипалатинск, Кокчетав – Целиноград и другие.

С 1965 года произошли коренные изменения в развитии дорожного хозяйства Казахстана, были строго разграничены функции, обязанности и ресурсы дорожных организаций, обслуживающих общегосударственные и республиканские, областные и местные дороги.

На знаке "Почетный дорожник" изображен советский легковой автомобиль ГАЗ М-1, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1936 по 1942 год. Всего было изготовлено 62 888 экземпляров данной машины

Теги: Почетный дорожник, история ссср, ГУШОСДОР, ГАЗ М-1

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий