ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Суконная бескозырка "Черноморский флот".

-отсутствует-
Артикул: 24586

Описание товара

60-ые годы. Отличий от образцов на войну практически нет.

Отличное коллекционное состояние.

Гарантированный оригинал.

Красивый и видовой головной убор для вашей коллекции.

Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка.

Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале восемнадцатого века. Шляпа была проста и удобна и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях. Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. В середине девятнадцатого века шляпы были отменены.




В самом конце девятнадцатого века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале девятнадцатого века введен еще один, не менее неудобный головной убор - кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.





Передовые представители армии и флота, и в первую очередь Суворов и Ушаков, прекрасно понимали вред этих плодов преклонения перед иностранщиной. Они всю жизнь боролись против прусачества.

В начале девятнадцатого века появилась фуражка. В войсковых соединениях были специальные люди - фуражиры, в обязанность которых входила заготовка продовольствия, фуража для кавалерийских частей. Фуражные шапки, которые они носили, представляли собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам, и напоминали современные пилотки.



Со временем фуражная шапка изменила покрой и приняла все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью. В ноябре 1811 года она введена как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота. Обычай у моряков всех стран носить на матросских фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков Средиземного мор , которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен или близких ленты с вышитыми словами молитв, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что незримые силы будут охранять его в море. Иногда на ленте рисовали краской надпись, определявшую характер ее владельца: «не тронь меня», «храбрейший», «морской бродяга» и прочие. Существует даже легенда, что однажды такая лента спасла одного молодого человека, благословленного своей возлюбленной на дальний морской поход, тогда как другие моряки этого судна погибли.




В военных флотах на матросских шляпах лент не было вплоть до 1806 года. Есть легенда, что когда при осаде англичанами голландской крепости Кюрасао матросы капитана Брисбена повязали на шляпы ленты с надписью золотом: «неустрашимые» и бросились в атаку. Справедливости ради надо сказать, что «неустрашимые» англичане весьма быстро отступили в страхе перед орудиями голландцев, однако пример был подан, и вскоре у моряков всех кораблей были повязаны ленты с более или менее вызывающими названиями. Этот обычай носить ленты впоследствии широко распространился на всех флотах мира.

Лента на фуражке оправдывала себя, и практически. С ее помощью можно было сохранить фуражку при сильном ветре, завязывая концы ленты под подбородком. Найденная на воде фуражка, говорила о гибели моряка с корабля, имя которого было на ленте.




Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном . В ноябре 1872 года приказом генерал-адмирала определяется тип головного убора для матросов со специальной ленточкой с номером экипажа. В этом же приказе определены длина и ширина ленточек, форма букв и якорей.
19 августа 1874 года определена новая форма бескозырки черного цвета с белыми шерстяными выпушками по тулье и краям. На ленточке приказано было писать название корабля, соединения или номер флотского экипажа, специально определенным шрифтом. Длина ленточки определена в 140 сантиметров.




С 8 (20 июля) 1878 года матросы Гвардейского экипажа, 12-ого экипажа Балтийского флота (здесь комплектовался первый гвардейский корабль России «Азов»), всех экипажей Черноморского флота с 29 по 45 номера («за оборону Севастополя с сентября 1854 года по 27 августа 1855 года»), а также кораблей, которые формировались матросами всех этих экипажей получили право ношения георгиевских черно-оранжевых ленточек. Цвета георгиевских ленточек были определены указанием императрицы еще от 1769 года, как цвета гвардии «оранжевый цвет пламени, а черный цвет порохового дыма».
Матросы всегда гордились кораблями на которых служили и надписи на ленточках, как бы символизировали причастность к военно-морскому братству и к самой элитной касте флота плавсоставу.




После Октябрьской революции в 1921 году произошло некоторое изменение флотской формы одежды. Претерпела изменения флотская бескозырка. Стала меньше тулья, исчезла белые выпушки (которые связывали с монархическими атрибутами), укоротилась длина ленточек и было отменено ношение георгиевских ленточек. На ленточках стали исчезать названия кораблей и появились названия флотов. В 1923 году был введен единый кубический шрифт надписей на ленточках, который существует до сегодняшнего дня. Однако на линейных кораблях, крейсерах и эскадренных миноносцах матросы с гордостью продолжали носить названия своих кораблей.




Во время Великой Отечественной войны получили новую жизнь георгиевские ленты, ставшие называться гвардейскими. Гвардейские флаги и ленточки получили за мужество и героизм в борьбе с фашистскими захватчиками 16 подводных лодок, 18 надводных кораблей, 11 дивизионов и бригад кораблей и подводных лодок, 7 бригад, полков, артиллерийских дивизионов и дивизионов ПВО, 22 авиационных полка, 2 авиационные дивизии, 8 бригад морской пехоты.




После Великой Отечественной войны названия кораблей исчезли полностью с военно-морских ленточек и их заменили безликие «СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ», «ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ» и т.д., а то и просто «ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ». Сохранили лишь свою специфику ленточки курсантов военно-морских училищ. «ВВМУ ИМ. ФРУНЗЕ», «ВВМУС ИМ. ПОПОВА». «ВМИУ ИМ. ДЗЕРЖИНСКОГО» и т.д.




К этому времени наверно и следует относить первое появление большого количества флотских значков определявших названия военных кораблей. Стремясь, каким-либо образом выделиться из безликой массы всех моряков на форменках матросов и тужурках офицеров, мичманов и матросов появились значки с изображением военно-морского флага и гордыми надписями «ГРОЗНЫЙ», «СВИРЕПЫЙ», «АЗОВ» и т.д. Начальство боролось с этими, как тогда назывались неуставными значками. Коменданты различных гарнизонов срывали их с груди арестованных матросов, а политработники вели негласную борьбу под видом сохранение военной тайны принадлежности к кораблю. И, тем не менее, традиция появилась и жила.




Появились так называемые «дэмэбовские» ленточки с надписями корабля славянской вязью и золотыми полосками на концах по количеству отслуженных лет или пройденных боевых служб. Ленточки заказывались нелегально, как правило, в похоронных бюро. Командованием ставились задачи офицерам кораблей по изъятию этих ленточек. Ленточки изымались, выбрасывались, но матросы продолжали их изготовлять и одевать их на увольнение в запас.




Так продолжилась старая традиция, несмотря на все усилия командования.

Новые времена несколько ослабили прежнее отношение к «неуставным» ленточкам и сами командиры кораблей стали нелегальным порядком изготовлять матросские ленточки с названиями своих кораблей. Появились ленточки с надписями «БЕСПОКОЙНЫЙ», «ПЕТР ВЕЛИКИЙ», «МОСКВА» и т.д.




На день ВМФ многие одевают на голову матросские бескозырки, символизирующие их причастность к флоту, кораблям и плавсоставу. Они гордились и гордятся своими кораблями, своей службой и хранят как память для детей и внуков свои бескозырки с ленточками.

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.