ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Фотография курсантов ШУКС. 1949 год.

-отсутствует-
Артикул: 14597

Описание товара

С подписью на обратной стороне.

В апреле 1934 г. в Харькове была организована школа по подготовке и переподготовке высшего, старшего, среднего и младшего командно-технического состава, младшего командного состава и старших стрелков охраны внешнего порядка. Образовалась эта школа путем объединения Ленинградской школы усовершенствования младшего командно-технического состава, Саратовской и Лозовской школ младшего командного состава, и Калужской школы младшего командно-технического состава. Занятия в этой школе сыграли важную роль в укреплении военизированной охраны НКПС.

Что касается командного состава для пожарных подразделений, то их обучение началось в г. Ленинграде только в 1932 г., когда там была  открыта Школа усовершенствования командно-технического состава (ШУКТС) военизированной охраны путей сообщения, на базе которой готовились специалисты для пожарной охраны железнодорожного и водного транспорта. В 1935 г. она была передислоцирована в г. Харьков.

В октябре 1937 г. оба учебных заведения (ШУРС и ШУКТС) были объединены под названием Школа усовершенствования командного состава (ШУКС) с дислокацией в поселке Мамонтовка Московской области, где казармы летнего лагеря к этому времени были утеплены и стали базовыми для учебы и жизни круглый год. Командиров для пожарных и стрелковых подразделений военизированной охраны с этого момента стали обучать в ШУКС.

В период Великой Отечественной войны ШУКС как учебное заведение было закрыто, а его имущество было эвакуировано в город Новосибирск. Все курсанты и военнообязанные преподаватели ушли на фронт. По окончанию войны подготовка начальствующего состава с двухлетним сроком обучения в ШУКС, дислоцирующимся в поселке Мамонтовка Московской области, была возобновлена. В дальнейшем место дислокации ШУКС не изменялось. Уменьшалась только его территория.

Не сразу изучаемые дисциплины в объединенной школе были актуальны требованиям времени, на момент объединения и, тем более, настоящего времени. Ветераны ШУКС рассказывали, что в программе обучения курсантов даже в 1950-е годы были такие дисциплины, как русский язык, география, военная тактика и строевая подготовка. Однако в 1970-х годах указанные дисциплины, кроме строевой подготовки, в программу обучения уже не входили.

Действующая в тот период программа была ориентирована на изучение общего курса железных дорог, организацию грузовой и коммерческой работы железнодорожного транспорта, организацию охраны грузов и объектов и изучению пожарно-технических дисциплин.

Такая дисциплина как организация грузовой и коммерческой работы железнодорожного транспорта, позже переименованная в коммерческую эксплуатацию железных дорог, имела особое значение для специалистов военизированной охраны при проведении служебных расследований по фактам утраты грузов и разрешении вопросов ответственности за охраняемый  груз  или при пожаре.

На годичный и двухгодичный срок обучения принимались мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, прошедшие службу в вооруженных силах и проработавшие в военизированной охране в должности стрелка или пожарного не менее 6 месяцев. Кроме того, в это учебное заведение с железных дорог на краткосрочные курсы повышения квалификации (продолжительностью 1 месяц, 3 месяца и 6 месяцев соответственно) направлялись как средний, так и младший начальствующий состав. На краткосрочных курсах также обучались проводники служебных собак. Выпускникам годичного и двухгодичного срока обучения в этот период присваивалась квалификация среднего начальствующего состава военизированной охраны МПС. Нагрудный знак в этот период уже не выдавался.

Необходимо отметить, что курсанты годичного и двухгодичного срока обучения, благодаря предоставленным им льготам, имели большое преимущество перед студентами других учебных заведений железнодорожного профиля в плане финансового и материального обеспечения. Им сохранялась заработная плата по занимаемой должности (стрелка или пожарного) за вычетом подоходного налога. В 1970-е годы это составляло примерно 95 рублей в месяц без вычета подходного налога.

Для сравнения следует отметить, что минимальная заработная плата по СССР была 60 рублей в месяц, а среднестатистическая стипендия студента обучающегося в ВУЗе составляла 30 рублей в месяц. Кроме заработной платы курсанты ШУКС бесплатно получали форменное обмундирование - как повседневное, так и парадно-выходное. Им бесплатно предоставлялось койко-место в спальных корпусах и трехразовое  питание в прекрасной столовой. Годы обучения входили в трудовой стаж.

В ШУКС  практически всегда было два взвода (с первой половины 1975 г. – учебные команды). При этом один взвод (команда) первокурсники, и один взвод (команда) второкурсники.

В одном из взводов ежегодно формировалась одна учебная  группа годичного срока обучения, чаще всего состоящая из курсантов, прошедших срочную службу в вооруженных силах и окончивших техникумы железнодорожного транспорта (эту группу называли «группа техников») и две группы двухгодичного срока обучения. В каждом из взводов могли также обучаться несколько краткосрочных, меняющихся групп. Их количество ограничивалось вместимостью спальных корпусов и количеством учебных классов (кабинетов). 

Контингент краткосрочных групп, проходивший курсы повышения квалификации в 1970-х годах, был самый различный. В эти годы проходили переподготовку заместители начальников отделов охраны железных дорог, как по службе охраны, так и по пожарно-технической части, заместители начальников отрядов по службе охраны и по пожарно-технической части, начальники и заместители начальников стрелково-пожарных и пожарных команд, инструкторы и старшие инструкторы по службе охраны и по пожарной профилактике на участках железных дорог.

Дисциплина в ШУКС в то время была действительно военная. До 1975 г. в программу обучения входили уставы вооруженных сил.

На курсантов годичного и двухгодичного срока обучения, а также младший начальствующий состав, проходящий переподготовку, при нарушении ими дисциплины начальник ШУКС, его заместители и  командиры взводов, и даже дежурный по школе, назначаемый из   числа  курсантов - старшекурсников,   также  до  середины  1975  г.   за дисциплинарный проступок могли наложить взыскание в виде ареста.

По утрам командиры отделения, старшие групп и старшина взвода (команды) на построении проводили утренний осмотр. Вечером они же проводили вечернюю поверку курсантского состава. На вечернюю поверку в любое время мог прийти командир взвода (начальник команды) из штатных работников ШУКС или ответственный дежурный (в праздничные дни) и дежурный по ШУКС - также штатный работник. Все передвижения по территории ШУКС осуществлялись только строем в составе группы или отделения и только в повседневной или парадно-выходной форме.

Старший начальствующий состав, проходивший переподготовку (от заместителей начальников отрядов и выше) нарушений дисциплины практически не допускал. Это были высококвалифицированные, опытные специалисты, дорожившие своей репутацией и карьерой. В предвыходной день (субботу) после занятий и в выходной день (воскресенье) курсанты, свободные от наряда, и не имеющие взысканий, могли пойти в увольнение.

В первой половине 1975 г. учебные взвода в ШУКС были переименованы в учебные команды. С этого времени уставы вооруженных сил на военизированную охрану уже не распространялись. Было также отменено дисциплинарное взыскание в виде ареста. Однако дисциплинарные взыскания в виде наряда на работу или запрет на увольнение в предвыходной и выходной дни еще применялись. Их, кроме начальствующего состава ШУКС, мог наложить старший группы и  командир отделения, назначаемые из числа курсантов.

С 1979 г. в ШУКС началась подготовка дипломированных специалистов военизированной охраны МПС среднего специального образования с 3-х годичным сроком обучения. Финансовые и материальные льготы для курсантов трехгодичного срока обучения при этом сохранялись. Первый выпуск трех групп таких специалистов был осуществлен 30 июня 1982 г. по специальности «Противопожарная техника и безопасность». Позже в 1999 г. указанная специальность была переквалифицирована в специальность «Пожарная безопасность». С 2000 г. в ШУКС было открыто очное отделение по обучению специалистов среднего специального образования по специальности «Кинология и служебное собаководство».

Базовая подготовка специалистов указанной специальности по своему содержанию была просто уникальной. Об этом свидетельствует факт того, что учиться по данной  специальности поступали курсанты, очень любившие собак. А чтобы поступить учиться в ШУКС на специалиста - кинолога нужно было не только выдержать вступительный экзамен, но и пройти определенный конкурс. При этом курсанты с 3-го курса обучались вместе с закрепленной за ними служебной собакой. Для их содержания был построен новый питомник с вольером. Выпускники школы, получившие специальность «кинолог» высоко оценивались как специалисты. Поэтому при желании  продолжить образование по данному профилю - они принимались без конкурса в Ветеринарно-медицинскую академию и Академию МВД России. Всего по указанной специальности было выпушено четыре группы.

С принятием в январе 2001 г. постановления Правительства Российской Федерации «О ведомственной охране Министерства путей сообщения Российской Федерации» также было принято решение о переименовании учебного заведения в Школу усовершенствования руководящего состава (ШУРС) ведомственной охраны МПС России. Под этим названием в ней в 2006 г. и состоялся последний выпуск специалистов среднего руководящего состава ведомственной охраны железнодорожного транспорта.

В период обучения курсанты проходили начальную подготовку пожарного в объеме 72 часов, в течение месяца проходили технологическую практику и соответственно в течение полутора месяцев преддипломную практику в стрелковых и пожарных подразделениях военизированной (ведомственной охраны) на руководящих должностях среднего начальствующего состава. Кроме того, из курсантов в течение всего трехгодичного срока обучения (за исключением периода учебных отпусков) ежесуточно формировался пожарный караул на пожарном автомобиле, который входил в боевой расчет Пушкинского гарнизона пожарной охраны ГУВД Московской области.  Поэтому к окончанию срока обучения выпускники приобретали достаточный опыт тушения пожаров в реальных условиях в должностях всех номеров боевого расчета пожарного автомобиля и начальника пожарного караула.   

После размещения на территории ШУКС в августе 1981 г. учебно-боевого пожарного поезда курсанты также стали приобретать достаточный практический опыт использования его техники и оборудования для тушения пожаров.

За все годы было выпушено около 36,5 тысяч командиров и специалистов ведомственной  охраны.   Более 100 его выпускникам, окончившим учебу  в 1982 – 2006 годах вручены дипломы с отличием. Среди бывших выпускников, окончивших это учебное заведение с отличием, можно назвать  Бориса Александровича Бородина – первого заместителя генерального директора ФГП ВО ЖДТ России; Валерия Петровича Аксютина –   заместителя генерального директора - главного инспектора по пожарному надзору на железнодорожном транспорте ФГП ВО ЖДТ России; Александра Николаевича Леуткина – заместителя директора по пожарно-технической части - главного инспектора по пожарному надзору филиала ФГП ВО ЖДТ России на Приволжской железной дороге; Сергея Николаевича Палагуту – ведущего юрисконсульта отдела нормотворческой деятельности ФГП ВО ЖДТ России; Андрея Викторовича Демидова – ведущего инженера сектора противопожарной защиты объектов железнодорожного транспорта ФГП ВО ЖДТ России.

В группе техников в ШУКС обучались Леонид Михайлович Черкашин – бывший начальник ШУКС; Валерий Ефимович Третьяков – директор филиала ФГП ВО ЖДТ России на Куйбышевской железной дороге; Владимир Павлович Лапин – начальник Службы военизированной охраны Юго-Западной железной дороги Укрзалiзницi (Украина); Юрий Павлович Никифоренок – начальник отдела пожарного надзора и пожарной автоматики ФГП ВО ЖДТ России; Виталий Илларионович Хуртин – главный экономист филиала ФГП ВО ЖДТ России на Забайкальской железной дороге.

В составе первых выпускников с трехгодичным сроком обучения (1992 г.) окончил школу Владимир Яковлевич Мамона - бывший преподаватель ШУКС, ныне главный государственный инспектор  Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Заочно окончили ШУКС Валерий Александрович Каплиев – заместитель директора филиала ФГП ВО ЖДТ России на Московской железной дороге; Юрий Анатольевич Афанасьев  - заместитель директора филиала ФГП ВО ЖДТ России на Октябрьской железной дороге; Николай Федотович Суевалов (в составе первого выпуска заочного обучения в 1986 г.) – начальник Кировского отряда военизированной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге.

Последняя «международная» группа заочного обучения (курсантов, направленных на обучение железными дорогами России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и Молдовы) была выпущена в ШУКС в 1994 г. В этой группе учились Дмитрий Александрович Резниченко - начальник отдела организации пожарного надзора и пожарных поездов  филиала ФГП ВО ЖДТ России на Южно-Уральской железной дороге; Константин Анатольевич Аксенов – ведущий инженер сектора организации пожарного надзора и пожарных поездов Орловского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Московской железной дороге; Виталий Алексеевич Глуховский - ведущий инженер сектора организации пожарного надзора и пожарных поездов Омского отряда ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ России на Западно-Сибирской железной дороге.

В 1970-х годах в ШУКС проходили обучение на трехмесячных курсах Владимир Георгиевич Комисарчук - директор филиала ФГП ВО ЖДТ России на Забайкальской железной дороге, и Юрий Михайлович Красильников – заместитель директора филиала ФГП ВО ЖДТ России на Южно-Уральской железной дороге. Среди его выпускников всем известные ветераны ведомственной охраны Михаил Семенович Белан – бывший начальник Управления военизированной охраны МПС, и Александр Антонович Сагайдак – бывший первый заместитель начальника управления военизированной охраны МПС, он же «живая легенда» ведомственной охраны. Выпускником ШУКС был и бывший начальник управления военизированной охраны МПС РФ Борис Васильевич Тройнин.

Самоотверженный труд и в его  результате высокий карьерный рост всех вышеназванных и других выпускников ШУКС (ШУРС) свидетельствует о высоком качестве обучения в этом учебном заведении. Успешному обучению в ШУКС (ШУРС) способствовала создаваемая в течение нескольких десятилетий учебная материально-техническая база. Первая очередь ее строительства началась еще в 1969 г. В течение  четырех лет были построены трехэтажный учебно-лабораторный корпус со столовой, два спальных корпуса на 250 мест,  здание учебной стрелково-пожарной команды, и позже котельная. Были снесены пять деревянных корпусов, где раньше жили курсанты.

Строительство второй очереди осуществлялось с 1985 по 1990 годы. В результате на территории школы были построены современный учебно-лабораторный комплекс, курсантское общежитие на 150 мест, 60-квартирный жилой дом для кадрового состава, реконструирован клуб, отведено новое помещение для музея, обновлена спортивная база. В школе для пользовательского освоения курсантами компьютерных технологий были  оборудованы новейшими компьютерами того времени две аудитории.

Существенная заслуга в принятии решения Министерством путей сообщения об открытии титула строительства второй очереди материально-технической базы ШУКС и ее финансировании из бюджета МПС принадлежит Леониду Михайловичу Черкашину, возглавлявшему в тот период ШУКС. Это был грамотный и высокообразованный руководитель, приобретший большой опыт практической работы в отделе военизированной охраны на Одесско-Кишиневской железной дороге.

Немаловажную роль в образовательном процессе играла имевшаяся в школе библиотека, книжный фонд которой составлял более 80 тысяч экземпляров учебной, технической и художественной литературы. При библиотеке также имелся прекрасно оформленный читальный зал. 

Значительный вклад в дело образовательной подготовки специалистов-профессионалов для всех структур ведомственной охраны железнодорожного транспорта Российской Федерации внесли бывшие начальники Школы: Леонов (1926-1930 гг.), Лазарев (1930-1937 гг.), Никитин (1937-1940 гг.), И.И.Кобеляцкий (1940-1941 гг.), Н.Г.Степанов (1941-1946 гг.), Г.А.Крестов (1946-1949 гг.), М.П.Захаров (1950-1963 гг.), Н.З.Королев (1964-1966 гг.), С.А.Савоськин (1967-1970 гг.), Ф.П.Васютин (1971-1972 гг.), Л.М.Черкашин (1973-1990 гг.), Б.В.Тройнин (1990-1992 гг.). С 1993 г. до последнего выпуска специалистов для ведомственной охраны железнодорожного транспорта (2006 г.) учебное заведение бессменно возглавлял почетный железнодорожник, отличник народного образования Юрий Викторович Неволин.

В этом педагогическом коллективе нелегко было первым, работающим в школе с момента ее открытия. Но, пожалуй, не легче было и тем, кто в 2006 г. присутствовал на последнем выпуске школы. В сердцах выпускников остается добрая память и глубокое чувство благодарности всем ветеранам, преподавателям и персоналу школы, внесшим большой вклад в подготовку командных кадров для ведомственной охраны: Л.М.Черкашину, И.А.Чуфарову, М.Ф.Вершкову, Н.М.Степанову, Н.В.Логиновой, М.В.Голисий, Г.З.Скляревскому, К.С.Ахлебининскому.

Выпускники ШУКС, будучи еще курсантами, вносили определенный вклад в развитие в военизированной охране пожарно-прикладного спорта (ППС). Начало активного участия курсантов в тренировках по пожарно-прикладному спорту в ШУКС приходится на 1973-1975 годы. Многие спортсмены, тренировавшиеся в тот период, уже в 1975 г. выполнили норматив 1-го разряда, а спортсмен Петр Иванович Вениченко выполнил норматив кандидата в мастера спорта на сетевых соревнованиях в г. Горьком, и в том же году норматив мастера спорта по ППС в г. Батуми на чемпионате СССР. Необходимо отметить, что П.И. Вениченко в настоящее время трудится в Абаканском отряде ведомственной охраны филиала ФГП ВО ЖДТ Росси на Красноярской железной дороге. Он оказался спортивным долгожителем и, участвуя в 2000 г. в 50–летнем возрасте в чемпионате по ППС Красноярской железной дороги, выиграл первенство по подъему на этажи учебно-тренировочной башни по штурмовой лестнице.

За период с 1975 по 2006 год в ШУКС (ШУРС) из числа курсантов и из юных добровольных пожарных дружинников (ЮДПД) было подготовлено порядка 10 мастеров спорта, 50 кандидатов в мастера спорта и около 80 человек выполнили норматив первого разряда по ППС. Команда ШУКС неоднократно занимала призовые места на первенстве железных дорог России.

За период более 80 летнего существования Школа стала основным центром подготовки высококвалифицированных всесторонне подготовленных специалистов для ведомственной охраны железнодорожного транспорта, успешно решающих стоящие перед ними сложные задачи настоящего времени.

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.