ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Фотография с офицерами-орденоносцами

3000 руб.
Артикул: 18771

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ этот предмет прямо сейчас
позвоните нам +7 (910) 475-71-76

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Описание товара

Фотография с офицерами-орденоносцами. Двое ГСС. Герои Советского Союза. Напечатана на трофейной бумаге Agfa

  • Размер карточки - 11х8 см.
  • С частного фото-архива художника, работающего в годы Второй Мировой Войны в студии М.Б.Грекова.



    В первые же дни войны часть художников Студии имени М.Б.Грекова ушла на фронт с маршевыми ротами.
    Другая часть была направлена в агитационные пункты, где за короткий срок ими были выполнены сотни
    панно, призывающих воинов к выполнению своего патриотического долга.

    Листок красноармейца
    Студии было поручено организовать выпуск плакатов под названием «Листок красноармейца» специально
    для рассылки в воинские части. Художники работали совместно с армейскими поэтами. Размножались
    листовки путем трафаретов и сотнями отправлялись в воинские части. «Листки красноармейца», столь
    памятные фронтовикам, выпускала целая бригада грековцев - П.Кривоногов, А.Горпенко, К.Гогоберидзе,
    Б.Комаров, Н.Беляев, Г.Храпак.

    К сожалению, погибли оригиналы этих листовок. В казарму, где находилась Студия в годы войны, попали
    зажигательные бомбы. Пожар начался в большой мастерской, где находились картины Грекова и довоенные
    работы студийцев. Из пламени удалось спасти только картины Грекова, — это отчасти объясняется тем,
    что ни в фондах Студии, ни в фондах Центрального Музея Вооруженных Сил в Москве практически нет
    довоенных работ художников Студии имени М.Б.Грекова.

    Грековцы на передовой
    Многие грековцы рвались на фронт в действующую армию, помня образное выражение В.Верещагина
    о том, что невозможно создать ничего значительного в искусстве, «глядя на сражение в бинокль
    из прекрасного домика».

    Первый организованный выезд коллектива был на Западный фронт в 16 армию, которой командовал
    К.К.Рокоссовский. 22 февраля 1942 года в район Сухиничей, где располагался штаб армии, выехали
    П.Кривоногов, А.Горпенко, Н.Беляев, Г.Прокопинский, Е.Комаров, Г.Черенщиков и другие. Работой группы
    руководил начальник Студии Х.Ушенин.

    Видеть художника, зарисовывающего в свой походный альбом боевую ситуацию, жизнь солдата на войне,
    стало привычным. В условленное время художники съезжались в свою фронтовую штаб-квартиру на окраине
    города, чтобы сдать выполненные на местах зарисовки, запастись необходимыми рабочими материалами.
    20 апреля 1942 года при налете вражеской авиации рядом с домом, где в это время находился Н.Беляев,
    К.Гогоберидзе, А.Горпенко и Г.Прокопинский, взорвалась бомба. Погиб Карло Гогоберидзе. На долю
    Х.Ушенина выпала тяжелая обязанность - послать первую «похоронку» от Студии имени Грекова.
    К.Гогоберидзе посмертно был награжден медалью «За боевые заслуги», и это была первая в ту войну
    награда военного художника.

    Геннадий Прокопинский и Николай Беляев были ранены. Особенно тяжело — Николай Беляев, ему
    пришлось ампутировать правую руку. Но его жизненный пример достоин легенды. Потеряв правую руку,
    он научился писать левой и поныне это один из признанных и любимых московских художников.

    Фронтовая выставка грековцев
    Но жизнь и работа на войне продолжались. Командование Западного фронта решило организовать
    выставку художников-грековцев. 16 апреля 1942 года в помещении уцелевшего склада в прифронтовой
    полосе была открыта экспозиция, представляющая более двухсот рисунков, этюдов и эскизов будущих
    картин, посвященных боевым действиям 16 армии. Среди тысяч рисунков, хранимых теперь в фондах
    военно-исторических музеев, есть немало листов, обагренных кровью и пробитых осколками снарядов.
    И за каждым из них стоит человеческая судьба, история, увиденная и пережитая художником рядом
    с ее героем. «Товарищи по оружию, боевые товарищи» — так называли художников солдаты и офицеры.

    Сталинград
    За поездкой на Западный фронт последовал выезд большой группы художников в конце 1942 года
    в Сталинград, где шли ожесточенные сражения. В составе группы, которую возглавлял И.Лукомский,
    были С.Годына, В.Медведев, П.Кирпичев, В.Комаров, Г.Прокопинский, В.Савенков, Ф.Сачко. Художникам
    были выданы специальные удостоверения личности. "Предъявитель сего военный художник Савенков
    Виктор Яковлевич состоит на действительной службе в военно-художественной Студии имени Грекова
    Московского военного округа; личное оружие парабеллум № 6145",- читаем мы в документе, выданном
    художнику 18 декабря 1942 года в самый канун этой поездки. Такой документ давал право пребывания
    художника не только в тылу, но и на передовой, в самом сражении.

    Переправившись через Волгу, художники оказались в расположении легендарной 62-й армии, девизом
    которой было: "Ни шагу назад, стоять насмерть". Этот выезд стал одной из самых ярких и драматических
    страниц фронтовой биографии Студии. Везде, где шли бои, будь то Мамаев Курган или цеха завода "
    Красный Октябрь", просто на улицах города, когда земля содрогалась от разрывов снарядов, рядом
    с героическими защитниками города были художники.

    Выставка в ГМИИ имени А.С. Пушкина
    Зимой 1942-43 годов в залах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
    была открыта выставка фронтовых рисунков художников Москвы и Ленинграда, на которой Студия имени
    Грекова предстала, как коллектив художников-профессионалов, показавших высокий уровень репортажной
    фронтовой графики.

    Художники Студии
    Деятельность Студии была одобрена Главным политическим управлением Красной Армии. Ее состав
    пополнился новыми талантливыми художниками, находившимися в действующей армии. В коллектив
    вошли скульпторы Е.Вучетич, И.Макогон; живописцы В.Гавриков, Б.Неменский, Б.Преображенский.
    И.Евстигнеев, М.Домащенко, Н.Денисов, В.Правдин; графики Н.Аввакумов, Л.Голованов, В.Климашин,
    Н.Жуков, М.Маторин, В.Богаткин, А.Кокорин, Н.Соколов, Р. Житков и другие.

    Не было ни одной сколько-нибудь значительной военной операции, в которой не участвовали бы грековцы.
    Энциклопедией Великой Отечественной войны в рисунках можно назвать собранный ими фронтовой
    материал. Н.Н.Жукову принадлежала идея ведения коллективного дневника с записями и зарисовками,
    что давало обширную картину деятельности Студии: запас мыслей и впечатлений как бы суммировался
    в этом дневнике и давал возможность художникам оценивать свою работу.

    Группы художников, отъезжающих на фронт, становились более многочисленными. Заслуга Н.Н.Жукова
    состояла и в том, что он не только регулировал деятельность художников на фронте, но и активно
    привлекал в ряды студийцев новые творческие силы. И такого масштаба художники уже были в Студии.
    В годы войны они создавали полноценные сюжетно-тематические картины, батальные полотна высоко
    "грековского" класса. Это, прежде всего Петр Кривоногов.

    Петр Кривоногов
    Художник, который уже в 1942 году написал "Рейд Доватора", а в 1943 году представил две картины
    "Зверства в Речице" и "В Волоколамске". Через год в феврале 1944 в районе Корсуня, где только что
    нашими войсками была завершена Корсунь-Шевченская операция. П. Кривоногов собрал большой
    натурный материал, а к концу года представил одну за другой две грандиозные батальные картины
    "17 февраля в районе Корсуня" и "Корсунь-Шевченковский". Картины были выстраданы сердцем
    художника, во многом носили документальный характер, но в них он еще не вполне обрел свое
    творческое лицо, решая тему традиционными верещагинскими приемами. Впоследствии художник
    выработал свою манеру, в которой органически слились традиции батального искусства прошлого
    с индивидуальностью таланта самого П.Кривоного.

    В глубоком рейде нашей конницы по тылам врага принял участие художник Студии К.Китайка. Именно
    тогда им был выполнен с натуры этюд конного портрета генерал-майора И.В.Туторинова, который
    впоследствии лёг в основу замечательного конного портрета-картины "Генерал И.В.Туторинов
    и полковник М.В.Турчанинов", завершённого и показанного художником ещё до конца войны.

    Также нельзя обойти стороной одну из самых ранних батальных картин А.Горпенко "Бой под станцией
    Крюково", которая была завершена уже в 1943 году и явилась несомненной удачей художника.

    Настрой на создание серьёзных картин, идущий от художественного руководителя, заставил многих
    художников изменить метод своей работы уже во фронтовых условиях, и перейти от графики к сбору
    живописного материала к тематическим батальным полотнам и их созданию ёще до завершения войны.
    А шёл уже последний год Великой Отечественной. Художники, как и раньше, продвигались вместе
    с войсками.. Их можно было встретить на улицах Варшавы, Праги, Бухареста, Будапешта, Вены. Рисунки
    и живописные этюды грековцев этого периода отличаются особой остротой восприятия: незнакомые
    края, истерзанная войной чужая земля, и, воздух, напоённый предчувствием победы. Становились
    историей сотни эпизодов боевого пути грековцев, пути, который привёл их к Берлину. Ожесточённые
    бои, которые шли в предместьях и на улицах города, были зафиксированы в ряде замечательных
    рисунков В.Богаткина, В.Медведева, Б.Неменского, И.Лукомского, П.Глобы, К.Китайки, В.Климашина,
    Г.Прокопинского, Г.Черенщикова, С.Годыны, Б.Комарова, в тончайших живописных этюдах Н.Денисова.

    Победа

    Обосновавшись в полуразрушенном доме на Потсдамерштрассе, в дни самых ожесточенных схваток
    выходил на этюды с мольбертом П.Кривоногов. Когда наши части ворвались в здание рейхстага и водрузили
    над ним знамя Победы, П.Кривоногов сделал с натуры несколько этюдов к своей будущей картине "Победа".
    2 мая 1945 года в день капитуляции Берлина у самых Бранденбургских ворот произошла неожиданная
    встреча художников Студии, находившихся до сих пор на разных фронтах. Трудно описать радость этой
    встречи! Каждый из тех, кто был в эти дни в Берлине, мог написать своё имя под строками из дневника
    В.Богаткина: «Вот, она, Победа! Победа! Победа!... Ходим по улицам Берлина, и гордость за свою Родину
    переполняет сердца наши. Работать, работать, работать, чтобы донести историю нашим потомкам".

    День победы не был последним фронтовым эпизодом в жизни студийцев. После объявления войны
    империалистической Японии художники Ф.Усыпенко, В.Высоцкий, В.Кирпичев, Д.Пяткин выехали
    на Дальний Восток в район боев с Квантунской армией. Среди работ этого периода особое внимание
    привлекает графическая серия "Бои в горах Хингана" Ф.Усыпенко, которая впоследствии легла в основу
    создания композиции большого живописного полотна "Переход советских войск через Большой Хинган
    в 1945 году".

    Война, как школа профессионального мастерства
    Война для всех художников Студии имени М.Б.Грекова стала школой профессионального мастерства.
    Война сроднила художников с армией, сблизила их с советским солдатом в момент наивысшего подъёма
    его духовных и физических сил. Именно в этом кроется причина высоких духовно-нравственных качеств
    произведений художников-грековцев, выполненных непосредственно в годы войны и в последующий
    период. Зарисовки боевых эпизодов, фронтового пейзажа, каждый портрет, сделанный с натуры, любой
    набросок - вся эта изобразительная летопись Великой Отечественной стала для художников драгоценной
    основой для из будущих произведений.

    Творческим отчетом художников Студии стали выставки, которые традиционно открывались в Центральном
    Доме Красной Армии. Первая выставка 1945 года подводила своеобразный творческий итог всем
    наброскам за годы войны.

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.

Вы смотрели следующие лоты

Схожие по цене