ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Средний танк серии М4 «Шерман». Исторический обзор

От американского командования бронетанковых войск поступило очередное задание на создание более совершенного танка на замену танка М3 «Ли/Грант», который мог эффективно действовать в условиях современной войны. К весне 1941 года специалистами арсенала в Рок-Айленде было спроектировано и создано 5 экспериментальных танков М4. После детального рассмотрения всех плюсов и минусов экспериментальных танков, выбрали самый удачный, по мнению американского командования. Новый танк получил сварной или литой корпус, при использовании элементов танка М3. На этот раз танк имел башню с круговым обстрелом. В башню была установлена 75-мм пушка и спаренный с ней пулемет, размещенный в башенке. Аналогично с танком М3, в новом среднем танке М4 в бортах корпуса установили люки. Первый макет танка был обозначен как Т6, он был окончательно готов в начале лета 1941 года. Экспериментальный прототип танка с литым корпусом был собран на полигоне в Абердине 19 сентября 1941 года, правда, без башенки. Как потом признались американские танковые конструкторы, канадский танк «Рэм» оказал небольшое влияние на развитие танка М4. Хотя, хронология развития событий противоречат этому.



Когда Гитлер напал на СССР летом 1941 года, американцы планировали создавать примерно 1000 танков в месяц, по личной инициативе Франклина Рузвельта, производство танков удвоили. Но производственные мощности Америки не позволяли увеличения производства, в следствие чего было решено привлечь новые промышленные предприятия, такие как: «Фередерал Мэшин энд Уелдер», «Фишер», «Форд» (!!! ) и «Пасифик Кар энд Фаундри». В оперативном порядке новоиспченый танк Т6 испытали на полигоне, где он показал блестящие результаты. В октябре 1941 года танк Т6 был принят на вооружение бронетанковых войск США, правда, под обозначением М4. Объемы производства танка М4 поражали воображение. Его планировали изготавливать на более чем 14 предприятиях. Осенью 1941 года танк М4 начали производить массово, и он полностью вытеснил танк М3.



В связи с тем, что американская промышленность не справлялась с заказами правительства США на поставку средних танков M4, промышленной компании «Фишер» предложили создать еще одну линию по производству танков. Эта линия представляла из себя Танковый арсенал, по подобию Рок-Айлендского, правда, в меньшем масштабе. Новый танковый арсенал разместили в городе Гранд Блэнк, строительство которого началось в начале 1942 года. Уже в июле 1942 года первый танк М4 выехал за пределы завода в Гранд-Блэнке. Правда, фирма Фишер уже к тому времени выпускала эти танки, но на других своих заводах.
Почти все производства, выпускающие танки М4, вносили какие-то изменения в конструкцию или технологию производства. Например: на танке Т6 (М4) в первоначальном виде имелись бортовые люки, завод «Лима Локомотив» эти бортовые люки не устанавливались, они делали цельные борта, для придания жесткости. Через несколько месяцев после начала массового производства танка, заводы «Пасифик Кар энд Фаундри», «Прессд Стил» и «Лима Локомотив» выпустили первую модификацию танка М4 – М4А1, который имел полностью литой корпус. Этот корпус имел запас прочности на порядок выше, чем собранный методом клепания. Все заводы, производящие танк М4, к осени 1942 года вышли на полную мощность.




Первое боевое крещение средние танки М4 получили в Северной Африке по Эль-Аламейном 23 октября 1942 года. Американцы возлагали большие надежды на их новый танк и он оправдал все ожидания. В середине августа 1942 года морским путем прибыли первые танки «Шерман», но на первых порах их использовали для обучения американских танкистов.


На момент начала боевой службы, в 8-й армии было 252 танка М4А1, они были включены в состав 9-й танковой бригады и 10-й, 1-й танковых дивизий. Между прочим, на момент начала сражения Африканского корпуса (Africa korps) Эрвина Роммеля с 8-й британской армией, у немцев уже стояли на вооружении танки Pz – IV и Pz-III, которые имели длинноствольные пушки. С этими пушками немецкие танкисты без особого труда уничтожали M4 «Шерман». Но у немцев было слишком мало танков, поэтому, они не оказали сильного влияния на ход боя.

В ходе первого сражения, танки М4 показали хорошее бронирование, отличное вооружение, хорошую маневренность и надежность. Как отмечали многие британцы, благодаря «Шерманам» англичанам удалось одержать победу.

В отличие от британцев, у американцев было мало боевого опыта применения танковых частей. Впервые танки «Шерман» были применены в боевых условиях 6 декабря 1942 года в Тунисе. Немцы продемонстрировали хорошо подготовленную противотанковую оборону, применяя 88-мм зенитные пушки, в результате чего, американцы понесли большие потери. Также факторами поражения являлись серьезные просчеты американского командования и неопытность американских танковых экипажей. После этих трагических событий, американское командование изменило тактику, не допуская таких грубых просчетов.

После удачных боевых применении, танк М4 «Шерман» заслужил уважение у американских танкистов. Эта боевая машина полностью заменила устаревший танк М3. Первое боевое применение танка состоялось в жаркой пустыне, где он продемонстрировал хорошую надежность, быстроту хода, неплохую ремонтопригодность и удобство для работы экипажа танка. Большим минусом танка была его малая дальность хода, но американские танкисты решали эту проблему, устанавливая на борт несколько дополнительных канистр с топливом. К слову сказать, первое боевое столкновение танков М4 «Шерман» с немецкими тяжелыми танками Pz-V «Tiger» из 501-го тяжелого танкового батальона, произошло в Тунисе 14 февраля 1943 года. Результаты боя показали, что танк М4 «Шерман» не способен противостоять тяжелым танкам немцев. Американским танкистам рекомендовали избегать прямого столкновения с танками «Тигр» а действовать по принципу «охоты с применением гончих собак», где охотниками выступала американская тяжелая артиллерия, которая уничтожала тяжелые танки, а в роли «гончих собак» выступало танковое соединение, состоящее из танков М4 «Шерман». При бое один на один танка «Тигр» и М4 «Шерман», безусловно «Тигр» выходил победителем, благодаря своей дальнобойной и эффективной 88-мм пушке и толстой броне, неуязвимой для пушек американских танков.




Красная Армия тоже получала танки М4 «Шерман» по программе Ленд-лиз. Первые танки появились на восточном фронте в ноябре 1942 года в 5-ой гвардейской танковой бригаде. Активное участие этих танков началось с весны 1944 года, где они применялись почти во всех сражениях на Восточном фронте. Советские танкисты положительно отзывались об М4 «Шерман», за высокое качество средств связи, приборного оборудования и удобство работы экипажа танка. Наши танкисты называли М4 «Шерман» - «Эмка». Русские танкисты любили служить на «иномарках». Но применение танков в заснеженной России выявило некоторые недостатки:
- Плохое сцепление гусениц, за счет гладкого резинового протектора траков, танк часто не мог преодолеть элементарной горки.
- Высокий центр тяжести танка. Танк мог элементарно перевернуться, при движении по пересеченной местности.
- Высокий силуэт.




В целом, танк М4 «Шерман» не обладал серьезным бронированием, как немецкий танк «Тигр», зато, он отлично сочетал надежную конструкцию, прочность, скорость хода и простоту обслуживания в полевых условиях. Благодаря упрощенному производству, танки начали производить на многих американских коммерческих предприятиях, которые доселе выпускали мирную продукцию. Для своего времени, танк М4 «Шерман» был оптимален по критерию эффективность/стоимость, благодаря чему «Шерманы» и его модификации штамповали с 1942 по 1946 год. За 4 года производства было сделано 40 тысяч танков, модификаций и специализированных машин на базе М4.

Танк М4 «Шерман» имел множество похожих технических решений, что и М3. Шасси у них было одинаковое, различия были в том, что были изменены тележки подвески и поддерживающие ролики с середины передвинулись взад, за тележки. Корпус танка М4 «Шерман» мог быть сварным, клепанным или литым со сварной лобовой частью. В качестве вооружения у танка выступала 75-мм пушка с гироскопическим стабилизатором, которую устанавливали в обычную литую башню.

На ранние версии танков устанавливали радиальные моторы Continental R-975, которые, как мы знаем, устанавливали на американские самолеты. Поэтому, эти двигатели были всегда в дефиците. Постоянная нехватка моторов подтолкнула американских конструкторов создавать все новые варианты двигательных установок, именно поэтому, танк М4 «Шерман» получил множество модификаций.

Экипаж танка М4 состоял из 5 человек (командир, механик-водитель, заряжающий, стрелок-радист, наводчик), 75-мм пушка могла вести огонь с ходу (не останавливаясь для прицеливания, благодаря стабилизатору пушки) фугасными и бронебойными снарядами. Максимальная скорость танка составляла 30 миль/час (48 км/час), что было очень прилично для танка того времени. Максимальная броня танка составляла 50 мм. Танк M4A1 отличался от более поздних модификаций литым корпусом. У танков модификации M4A1 и M4A6 была удлиненна ходовая часть и корпус. Последующие модификации были оборудованы противопылевыми экранами гусениц, крыльями и на пушку М34А1 с увеличенной маской пушки часто устанавливали дополнительную броню.

Тактико-технические характеристики танка М4 «Шерман» (M4 Sherman):

Экипаж…………….5 человек;
Вес:
- М4А1…….66500 фунтов;
- М4А2…….69000 фунтов;
- М4А3…….68500 фунтов;
Вооружение…….1х75-мм пушка М3, 2х7,62-мм пулемета, 1х12,7-мм пулемет (зенитный);
Длина корпуса………….19 футов 4 дюйма;
Высота……………….9 футов;
Ширина корпуса…….8 футов 7 дюймов;
Колея………………..6 футов 11 дюймов;
Толщина брони:
- Башня ….. 75 мм;
- Корпус……от 12 до 50 мм;
Угол горизонтальной наводки орудия………360 град;
Угол вертикальной наводки орудия…………от + 25 град. до -10 град.;
Макс.скорость……………30 миль/час;
Подвеска………….блокированная, с спиральными вертикальными пружинами;
Дальность хода танка……………от 100 до 150 миль;
Боекомплект:
- Снаряды 75-мм калибра……….97 штук;

Теги: Средний танк серии М4 «Шерман», история, ВОВ, Публикации и исторические заметки в каталоге Antik1941

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий