ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Румынский флот в годы Первой и Второй Мировой войны

Румынский флот в годы Первой и Второй Мировой войны

SMR (Serviciul Maritim Roman – государственная торгово-транспортная морская компания) — дословно Румынская Морская Служба, была создана в 1895г.

С этого времени и до Первой Мировой войны SMR работала на трех маршрутах:

  • - «Восточная линия» Констанца — Константинополь – Александрия
  • - «Линия Архипелаг» Констанца — Пирей – Салоники
  • - «Западные Линии» Брэила (город), Галац (город), Сулина (город), Констанца – Роттердам

В период между Первой и Второй Мировой войной Румынский Флот решил увеличить количество кораблей и усовершенствовать теоретическую базу. Первый шаг был предпринят в 1920 г., когда открыли Морской Колледж в Констанце.

Именно в это время SMR обзавелась несколькими новыми судами: пароходом Oituz, бывшими немецкими грузовыми судами Ardeal, Peles, Alba Lulia и Suceava (все это в период 1932-1933гг), пассажирскими лайнерами Basarabia и Transivania (купленными в Германии в 1938г) и четырьмя новыми итальянскими грузовыми судами перед началом Второй Мировой войны: Bacic, Cavarna, Mangalia и Sulina.

Непосредственно Сулина была построена в Италии в Палермо в 1940 г. К 1940 году SMR владела 17 торговыми судами общим водоизмещением 72 000 тонны.

С началом войны, государственный торговый флот перешел под командование Румынского Королевского Флота.

В то время, как Румынский Королевский Флот не понес больших потерь во время войны, государственный торговый флот к концу 1944г практически перестал существовать: все суда SMR были либо затоплены , либо повреждены Советским Флотом и Авиацией из-за слабой защищенности этих судов в водах Черного Моря...

Военно-морской флот Румынии во время Первой мировой войны

Охраняемый крейсер "Элизабета" (Elizabeth), построенный в 1888 году Армстронгом.  После войны за независимость были предложены две программы перевооружения Черноморской флотилии.

Программа 1899 года предусматривала шесть береговых линкоров, четыре эсминца и двенадцать торпедных катеров. Ни один из этих кораблей никогда не был построен. Военно-морская программа 1912 года предусматривала шесть легких крейсеров водоизмещением 3500 тонн, двенадцать эсминцев водоизмещением 1500 тонн и подводную лодку.

Четыре эсминца (и предположительно подводная лодка) на самом деле были заказаны из Италии, но они не были доставлены, поскольку итальянский флот реквизировал их в 1914.

Самым крупным румынским черноморским кораблем был старый крейсер " Элизабета "заложен в 1888 году. Защищенный крейсер охранял устья реки Дунай во время Второй Балканской войны, но был разоружен, когда началась Первая мировая война.

Ее вооружение было размещено на берегу реки Дунай для защиты от возможных нападений австро-венгерских речных мониторов, и она оставалась в Сулине на время войны.

Румынская черноморская эскадра также имела четыре старые канонерские лодки 1880-х годов, которые имели ограниченную ценность, и три старых торпедных катера класса "Нелука", построенных во Франции.

Военно-морским силам Румынии приходилось полагаться на вооруженные торговые суда государственного торгового флота, известные как SMR (Serviciul Maritim Român).

Паровые лайнеры Regele Carol I, România, Împăratul Traian и Dacia были переоборудованы во вспомогательные крейсера. Дунайская флотилия была более современной и состояла из четырех речных мониторов (Ласкар Катарджиу, Михаил Когэлничану, Ион К. Брэтиану и Александру Лаховари) и восьми торпедных катеров британского производства.

Четыре речных монитора были построены в Италии в 1907-1907 годах и собраны в Галаце. Они были вооружены тремя 12-см пушками каждая. Британские торпедные катера типа Căpitan Nicolae Lascăr Bogdan были построены в 1906-1907 годах и весили 50 тонн каждый.

Также было около шести старых канонерских лодок, используемых для пограничного патрулирования, минных заградителей и других вспомогательных судов, используемых для транспортировки или снабжения.

Румынский военно-морской флот играл второстепенную роль во время Первой мировой войны и нес лишь незначительные потери. Речные мониторы участвовали в обороне Тутракана, а затем обеспечили фланг румынским и русским защитникам в Добрудже

Главным успехом войны стало минирование австро-венгерского речного монитора. Военно-морской флот Румынии в межвоенный период  The destroyer Mărăști (ex-Sparviero). 

После окончания Первой мировой войны Королевство Румыния получило во владение три австро-венгерских речных монитора (переименованных в честь вновь присоединенных территорий Ардеал, Бессарабия и Буковина) и приобрело в 1921 году четыре итальянских патрульных катера.

Эти корабли, вместе с уже состоявшими на вооружении, сделали румынскую Дунайскую флотилию самым мощным речным флотом в мире до Второй мировой войны.  Основным направлением румынского военно-морского флота в межвоенный период был Черноморский флот. В 1920 году были получены два из первых четырех эсминцев, заказанных из Италии.

Эти корабли класса "Марешти" были переименованы в "Марешешти" и "Марешти". У ВМС Франции были приобретены четыре канонерские лодки: "Стихи", "Думитреску", "Лепри" и "Гикулеску". Другая канонерская лодка того же класса была куплена на запчасти.

Семь торпедных катеров были получены в качестве военных репараций от Австро-Венгрии.[6] Торпедный катер "Фулгерул", однако, был потерян во время похода в Румынию, когда он перевернулся и затонул в Босфоре в 1922 году.

Năluca, Sborul и Smeul, три из этих старых торпедных катеров, позже увидят службу во Второй мировой войне. В 1926 году из Италии были заказаны еще два эсминца: "Регеле Фердинанд" и "Регина Мария" класса "Регеле Фердинанд", а также первая подводная лодка румынского флота "Дельфинул" и судно для хранения подводных лодок "Констанца".

Эти корабли были введены в эксплуатацию между 1930 и 1936 годами.

Румынский флот в годы Первой и Второй Мировой войны

В 1936 году была предложена новая программа перевооружения. Новый план предусматривал крейсер, четыре эсминца, три подводные лодки, четыре минных заградителя и двенадцать торпедных катеров.

Некоторые из этих военных кораблей были построены по лицензии в Румынии в Галацах, где был построен новый сухой док. Тем не менее, военно-морской флот имел низкий приоритет в румынской армии.

В результате до Второй мировой войны были получены только минный заградитель румынской постройки Amiral Murgescu и три моторных торпедных катера британской постройки (полученные в феврале 1940 года и обозначенные: Viforul, Vijelia и Viscolul).

Еще девять британских моторных торпедных катеров должны были быть построен по лицензии в Галаце, но этот план был отменен после присоединения Румынии к Оси. Речные мониторы из состава Дунайской эскадры были модернизированы между 1937 и 1943 годами в Галаце.

 Расширение военно-морского флота Румынии в межвоенный период потребовало большего количества тренировочных объектов и кораблей. Первый шаг в этом направлении был сделан в 1920 году, когда в Констанце был основан военно-морской колледж. В 1938 году парусный корабль "Мирча" был построен в Гамбурге на верфи Blohm & Voss в качестве учебного судна для румынских ВМС.

SMR (Serviciul Maritim Român, румынский государственный торговый флот) также получил ряд новых кораблей: пароход "Ойтуз", бывшие немецкие грузовые суда "Ардеал", "Пелеш", "Алба-Юлия" и "Сучава" (все они были введены в эксплуатацию в 1932-1933 годах), пассажирские лайнеры "Бессарабия" и "Трансильвания" (куплены у Германии в 1938) и четыре новых грузовых судна из Италии незадолго до начала Второй мировой войны: Balcic, Cavarna, Mangalia и Sulina. В 1940 году SMR имела 17 торговых судов общим водоизмещением более 72 000 тонн.

Военно-морской флот Румынии во время Второй мировой войны

NMS Delfinul, единственная подводная лодка стран Оси в Черном море в 1941 году, действовала в основном как "действующий корабль" из-за его устаревания и потопила только одно торговое судно без сопровождения.  

В 1941 году Королевский военно-морской флот Румынии имел четыре эсминца ("Марешешти", "Марешти", "Регеле Фердинанд" и "Регина Мария"), три канонерские лодки, одну подводную лодку ("Дельфинул"), три торпедных катера, один минный заградитель, три вспомогательных минных заградителя, пятнадцать малых вспомогательных судов и двадцать гидросамолетов.

Эсминцы класса "Марешти" были устаревшими военными кораблями, которые служили в итальянском флоте во время Первой мировой войны как "Спарвьеро" и "Ниббио". У эсминца "Марешти" (бывший "Спарвьеро") была трещина в валу, и он не мог развивать скорость более 24 узлов.

В результате Марешти никогда не отходил далеко от побережья. "Дельфинул", единственная подводная лодка стран Оси, присутствовавшая в Черном море в 1941 году, была устаревшей и механически ненадежной.

Для сравнения, Советский Черноморский флот имел линкор, три средних крейсера, три легких крейсера, три лидера флотилии, восемь современных эсминцев, пять старых эсминцев, два больших торпедных катера, 47 подводных лодок и множество других вспомогательных и малых судов.

Подавляющее превосходство Советского военно-морского флота вынудило Королевский военно-морской флот Румынии проводить в основном оборонительные операции на протяжении всей войны, и его военные корабли редко заходили дальше на восток, чем мыс Сарыч.

Два эсминца класса Regele Ferdinand были самыми мощными надводными кораблями, доступными державам Оси во время морской войны в Черном море, но в основном использовались для сопровождения конвоев.

Минный заградитель румынской постройки "Амирал Мургеску" и три вспомогательных минных заградителя румынского флота сыграли важную роль в обороне Констанцы в 1941 году, а затем в обеспечении безопасности торговых конвоев, следовавших к Босфору, и маршрутов снабжения в Одессу и Севастополь.

Мины были основной причиной потерь советских подводных лодок в Черноморской морской войне. Во время Второй мировой войны Королевский военно-морской флот Румынии получил две подводные лодки, построенные в Галацах, и ряд других небольших судов.

Однако две подводные лодки, "Речинул" и "Марсуинул", были получены слишком поздно в ходе войны, чтобы принять серьезные меры, поскольку после 1941 года было очень мало доступных целей.

Вспомогательный минный заградитель Regele Carol I, замеченный здесь, в военной гавани Констанца, перед его последней миссией. Она затонула 10 октября 1941 года, когда подорвалась на мине, установленной советской подводной лодкой, в то время как сама заминировала болгарское побережье. 

Королевский военно-морской флот Румынии участвовал в эвакуации войск Оси из Крыма в 1944 году. Румынский военно-морской командующий, контр-адмирал Хория Мацеллариу, был награжден немецким Ritterkreuz после операции "60 000", чрезвычайного плана эвакуации Крыма.

До переворота короля Михаила румынский флот отступал под защиту прибрежных минных заграждений и противовоздушной обороны Констанцы, когда советские ВВС начали наносить тяжелые воздушные удары.

После капитуляции Румынии в августе 1944 года немецким военным кораблям было приказано покинуть румынские гавани. Однако, когда советский тральщик Т-410 "Взрыв", сопровождаемый румынским заградителем "Амирал Мургеску", был потоплен немецкой подводной лодкой, советский военно-морской флот обвинил Королевский румынский военно-морской флот в предательстве и 5 сентября 1944 года захватил все суда под этим предлогом.

На этом позднем этапе войны только два эсминца ("Регина Мария" и "Мэрашешти"), две канонерские лодки ("Думитреску" и "Гикулеску"), один минный заградитель ("Амирал Мургеску") и три торпедных катера все еще были в строю.

Остальные военные корабли находились в ремонте после эвакуации Крыма и советских воздушных атак последних двух месяцев или были переведены на учебные задания.

Советский флот перевел все румынские военные корабли в порты Кавказа. Они вернулись только после войны. Старые корабли были получены в сентябре 1945 года, в то время как более современные (такие как Regele Ferdinand class) оставались на вооружении Советского Черноморского флота до начала 1950-х годов.

Ряд военных кораблей так и не были возвращены.  Крупнейшей потерей румынского военного корабля за всю войну стало случайное потопление канонерской лодки "Лепри".

Канонерская лодка налетела на румынскую мину, поставленную вспомогательным заградителем "Аврора" недалеко от Сулины в январе 1941 года, когда военные действия между Советским Союзом и странами Оси еще не начались.

В то время как Королевский румынский флот нес небольшие потери на протяжении всей войны, государственный торговый флот практически не существовал к концу 1944 года: каждый корабль SMR был потоплен или поврежден советским флотом и военно-воздушными силами из-за слабых румынских и немецких сил в Черном море, которые не смогли обеспечить адекватную защиту...

Теги: Флот, моряки, историческая справка о Румынском ВМФ, ВОВ, Румынский флот, история первой Мировой войны, история второй Мировой войны

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий