ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Столовая ложка. Серебро 84 проба. Чернение.

22000 руб.
Артикул: 31740

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ этот предмет прямо сейчас
позвоните нам +7 (910) 475-71-76

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Описание товара

Царская Россия. Столовая ложка в идеальном коллекционном состоянии.

Серебро 84 проба. Клеймо годовик: 1843 год.

Чернение.

Мастерски выполненный резной рисунок на поверхности. 

  • Вес 24 гр.
  • Размер 14 см.



Из истории русской черни по серебру:

Специалисты считают, что прием чернения для украшения изделий появился именно на Руси, отсюда технологии чернения начали распространяться по Европе. Хронологическими рамками появления украшений с чернью на Руси считается период IX-X вв. – о более раннем распространении ничего не известно. Процесс изготовления украшений с чернью

Изготовление изделия. Первой стадией в изготовлении черненых украшений было изготовление основы изделия. Материалом для изделия обычно служил тонкий серебряный лист, который в силу свойств серебра при обработке легко изгибался и принимал нужную форму. Кроме того, серебро давало ясный рисунок, четко различимый на фоне черни.

Существовали три способа изготовления полого украшения из тонкого листа. Первый способ, самый древний и самый сложный, назывался ручной выколоткой: листу в холодном состоянии с помощью молотка придавали нужную форму. Этот способ применялся для выполнения индивидуальных заказов; с его помощью можно было изготовить оригинальные колты или обручи.


Второй способ, более легкий – тиснение на матрице. Он применялся для массового производства украшений – об этом свидетельствует большое количество находок при раскопках. Для этого способа требовалось изготовить матрицу из медных сплавов, одна сторона которой была выпуклой и позволяла путем тиснения придать изделию выпуклую рельефную форму, чтобы он выделялся на фоне черневой массы.

Третий способ относился к литью. Он применялся редко, так как требовал большого расхода металла. Артефакты показывают, что чаще всего с помощью литья делались перстни, которые затем украшались чернью.

Гравировка серебра

Гравирование заключалось в перенесении рисунка на металл, что требовало большого мастерства, внимания и усердия. В случае изготовления изделия из серебра для выполнения гравировки серебряная пластина неподвижно закреплялась на специальной подушке из разогретой смолы и покрывалась тонким слоем воска. Перенесение рисунка производилось с помощью иглы или тонкой деревянной палочки, которой обводили контуры рисунка или орнамента на бумаге с легким нажатием, чтобы на воске остались углубленные линии. Сложность переносимого на изделие рисунка, например, плетения, усложняла работу мастера-ювелира. Чернение производилось по углубленным линиям, оставшимся на воске. Углубления на металле создавались с помощью нескольких резцов, которые имели различные формы рабочих краев. На некоторых украшениях с чернью X-XI вв. удалось разглядеть, что мастера работали двумя-тремя резцами. Подобными резцами (штихелями) пользуются и современные ювелиры.

Сходство орнаментов на рукописях и на украшениях с чернью позволяет предположить, что многие рисунки украшений копировались с книг.

Важным этапом являлось приготовление самой черни. Ее готовили способом варки, для чего существовало много рецептов. О самом раннем древнерусском способе варки известно по трактату Теофила. Необходимыми ингредиентами, согласно Теофилу, являлись серебро, медь, сера и свинец, а основной метод был основан на плавке. Сначала плавилась смесь из серебра и меди в пропорции две трети серебра и одна треть меди; затем расплавленная смесь соединялась в тигеле с расплавленными серой и свинцом, и на последней стадии вся смесь подвергалась переплавке в горне. После остывания сплава его надо было растолочь в порошок и вновь переплавить в горне. Процедура переплавки повторялась несколько раз.

Последующие исследования показали, что вместо меди иногда использовалось олово, а пропорции сплава могли меняться. В зависимости от состава сплава цвет черни мог приобретать различные оттенки черного: от насыщенного бархатисто-черного до серого с серебристыми отливами. В состав черневой массы могли также входить поташ, бура и соль. От процесса выплавки зависело многое: качество черни влияло на качество украшения. Правильно приготовленный черневой состав не крошился, а прочно соединялся с металлом.


Теофил расписал детали приемов нанесения черни на готовое изделие, и сообщил о последующих необходимых операциях, включающих обжиг. Последняя операция при нанесении черни – полировка. Теофил предлагал использовать для этого пемзу, которой нужно натирать часть украшения, покрытого чернью до тех пор, пока рисунок полностью не проявится и поверхность не станет гладкой. Такой прием мог использоваться как для рисунков, так и для четкого проявления фона.

Несмотря на ценные сведения, содержащиеся в трактате Теофила, процесс чернения описан им не полностью. Специалистам удалось восстановить полную картину. Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году. В XVIII веке черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. Местные мастера освоили ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия.

Благодаря их таланту «Северная чернь» обрела свое уникальное место в черневом искусстве, оказав влияние на многие центры русского ювелирного производства черневых изделий. Так, например, в 1744 году в Москву был вызван великоустюгский мастер Михаил Климшин «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества»

В течение XIX века в силу исторических и экономических условий промысел пришел в упадок. Возрождение «северной черни» в XX веке связано с именем потомственного мастера М.П. Чиркова. Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. Объединившись в 1933 году в артель «Северная чернь», они наладили выпуск ювелирных изделий.

С привлечением на работу в артель Е.П. Шильниковского – выпускника Петербургской Академии Художеств, возрос художественный уровень создаваемых изделий, в результате чего великоустюгское черневое серебро вновь получило мировое признание.

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже, за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А.С. Пушкина, артель «Северная чернь» была удостоена Большой Золотой медали.

С ростом объемов производства артель в 1960 году была преобразована в фабрику, получившую в 1973 году статус завода. Сегодня это ЗАО «Северная чернь». Изделия «Северной черни» создаются на высоком художественном уровне с отличным качеством.

Главное достоинство великоустюгских изделий – прочность соединения черни с серебром и красивый глубокий тон черневого сплава. Сохраняя традиции древнего промысла, творческий коллектив завода развивает уникальное направление современного ювелирного искусства.

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.

Вы смотрели следующие лоты

Схожие по цене