ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Большой молочник (кувшин для умывания) Кузнецова

58000 руб.
Артикул: 22113

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ этот предмет прямо сейчас
позвоните нам +7 (910) 475-71-76

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Описание товара

Большой кувшин-рукомойник. Российская империя, вторая половина ХIХ века (1870-1889 гг.).

На дне зеленое  клеймо: двуглавый орел и надпись Т-во М. С. Кузнецова Д.Ф № 26.

Сохранность, в целом,  хорошая, но присутствуют небольшие сколы на горловине. 

  • Высота изделия 30 см.
  • Диаметр сверху 15 см.


Русский фарфор дореволюционного периода в последние годы высоко ценится среди коллекционеров, являясь отличным вариантом выгодного капиталовложения. Неповторимый стиль, особый «русский дух», оригинальный дизайн и высочайшее качество — вот почему заядлые собиратели и просто люди весьма и весьма обеспеченные готовы тратить свои сбережения на покупку этих небольших, но воистину особых вещей.


Кузнецовский фарфор. История успеха


Дулевский фарфоровый завод появился в 1832 г. и к началу ХХ века стал самым крупным в России и одним из лучших в Европе

Его владельцы Кузнецовы, выходцы из гжельских крестьян-старообрядцев, создали к концу XIX века фарфоровую империю с годовым оборотом, составлявшим две трети оборота всей отечественной фарфорово-фаянсовой промышленности на тот момент.

Секрет подобного успеха этого фарфорового предприятия скрывался в высоком качестве изготовляемого продукта, отличном знании конъюнктуры рынка и интересе к техническим нововведениям.

Первым представителем самой известной в Российской империи фарфоровой династии был Терентий Яковлевич Кузнецов. В 1832 году он совершил весьма выгодную сделку, купив у обедневших помещиков Владимирской губернии пустошь Дулево.

Место это было, на первый взгляд, совершенно бесперспективным - низкие, болотистые земли, покрытые лесами. Однако Терентий Кузнецов сумел разглядеть в нем потенциальные преимущества. В течение двадцати лет он был совладельцем фаянсового завода у себя на родине, в старообрядческой гжельской деревне, и ему хорошо были известны слагаемые успешного посудного производства: дешевизна дров и рабочих рук. И того, и другого вокруг Дулева было в избытке.

Задумка Терентия Кузнецова была весьма амбициозной: он решил построить в Дулеве большой фарфоровый завод. Бывая на базарах и ярмарках, Кузнецов не мог не замечать, что на красивую и аккуратно изготовленную фарфоровую посуду в России был большой и совершенно не удовлетворенный спрос.

Продукцию кустарных гжельских мастерских из-за дешевизны раскупали крестьяне, но люди побогаче от нее отворачивались, требуя более тонких и изящных изделий.

Не бросая налаженный фаянсовый завод на родине, Терентий Кузнецов решился строить большую фарфоровую фабрику в Дулеве, понимая, что покупатели на высококачественную продукцию непременно найдутся.

Дело оказалось очень прибыльным. На фабрике было заведено разделение труда: по расчетам благодаря специализации рабочих на отдельных операциях — формовке, обжиге, росписи — можно было на четверть увеличить производительность и выход готового товара.

Вскоре после открытия нового предприятия Терентий Кузнецов сумел заполучить к себе живописцев с соседнего посудного завода, которые добавили его фарфору прозрачные весенние краски.

Наибольшего расцвета фарфоровая империя Кузнецовых достигла при внуке Терентия Матвее Сидоровиче. Одной из причин его успеха стала готовность к восприятию и внедрению технических новшеств, которые позволяли оптимизировать производство и приносили немалый доход. К 1870-м годам с развитием сети железных дорог в России вдвое подорожали дрова, практически единственное в то время топливо, использовавшееся как в паровозах, так и на фарфоровых и фаянсовых предприятиях. Отечественная добыча каменного угля еще находилась в зачаточном состоянии.

Горячие дебаты развернулись вокруг перспективности применения для топки горнов торфа.

Дулевский завод, окруженный торфяниками, одним из первых в России перешел на новое топливо, что оказалось очень верным и прибыльным решением.

Помимо различных нововведений в технической сфере, Кузнецов искал для своих предприятий и высококачественных специалистов, стараясь заполучить не только талантливых художников, но и хороших администраторов.

Он понимал, что секрет успеха зависит прежде всего от работников, поэтому при нем плата рабочим и служащим была увеличена, питейные заведения удалены от фабрики, устроено жилье для рабочих, открыты школа, больница и библиотека.


История Российского фарфора  По мнению большинства, оно произошло от арабского слова «фахфури», что значит императорский, - так на Востоке называли лучший по качеству фарфор, предназначавшийся для царствующих особ. До появления собственного фарфора Россия, как и Европа, покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов.

Отдельные образцы китайского фарфора появились в России, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, в XIII-XIV веках. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля. С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русской знати стал преобладать саксонский фарфор.  Рубеж между XVII и XVIII веками – период резкого перелома в истории России, она становилась на путь промышленного развития.  Тогда же, при Петре I, были сделаны попытки наладить и производство фарфора.  Производство фарфора в России неразрывно связано с историей Ломоносовского завода. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры 

В 1744 в Санкт-Петербурге была основана Порцелиновая мануфактура, где через три года Д. И. Виноградов открыл способ получения твердого фарфора из местных материалов. Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в “Санкт-Петербургских ведомостях” появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые “пакетовые табакерки” от частных лиц.  Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.  В результате “прилежного труда” (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор. Создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Фабрика достигла больших успехов, как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место.  В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами - М. В. Ломоносовым и Р. Райзером - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан “в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства”. 

С 1765 Порцелиновая мануфактура стала называться Императорским фарфоровым заводом. Предприятие выпускало простые и изящные по форме вазы, сервизы, табакерки и другие изделия. Со дня основания завод работал по заказам императорского двора. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.  В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для Императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза "Собственного", принадлежавшего лично Императрице. С 50-х годов начали делать фарфоровые "куклы" - фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.  Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как , например, "Гурьевский" сервиз, ставший одой народу - победителю в Отечественной войне 1812 года. Отечественная война послужила и рождению серии "военных тарелок", изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени. Особенно прославленных полководцев. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.  Цепь русских революций начала ХХ века надолго развела жизнь России на два исторических периода. И если предыдущие 150 лет Императорский фарфоровый завод шел в направлении развития европейских королевских и национальных мануфактур, то революция 1917 года в Петрограде коренным образом изменила ситуацию.  Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. 


Купить русский антиквариат, а в частности, старинный коллекционный фарфор можно сделав заказ на сайте через кнопки: корзина и купить в один клик. Если вы проживаете в городе Москва, то проще всего позвонить на телефон сайта 89852223579

и назвать артикул и цену предмета, договориться о встрече и вам передадут данную коллекционную вещь из рук в руки.

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.

Вы смотрели следующие лоты

Схожие по цене