ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Образок Божья Матерь Оранта.

4500 руб.
Артикул: 28625

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ этот предмет прямо сейчас
позвоните нам +7 (910) 475-71-76

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Описание товара

Старинный бронзовый образок 13-14 века Божья Матерь Знамение или Оранта. Хорошее коллекционное состояние. На правом уголке изделия присутствует неровность формы - это особенности литейной формы (непроливка). 

Размер 2 см (не включая ушко) х1.5 см. а вес 1.36 гр.

У большинства ранних крестов и иконок, как правило, простая и на первый взгляд  совсем незамысловатая, на первый взгляд примитивная, форма. Но какой она обладает тонкой эстетикой и силой ! Она присуща только  ранним древнерусским вещам, в частности, христьянским древностям. Простота, эргономика и аскетизм декора не отвлекает от главного смысла, которое несет в себе небольшое изделие, отлитое мастером-ювелиром. У домонгольских крестов и иконок совсем нет того излишнего орнаментализма, детализации и отвлекающих игр форм и витиеватой "вырисовки", как, к примеру, на христианской металлопластике 18-19 века. Это во времена Петровские да Екатерининские начались веяния запада, что заметно отразились на христианской металлопластики и иконографии. Ну и развитие технологий сказалось. В средние века материалы: бронза, а тем более завозное серебро, были малодоступны и дороги. Большинство изделий, вероятнее всего, вообще были из дерева и не сохранились в земле. Но сама энергетика скромных небольших крестиков и образков, отлитых из бронзы, той поры (домонгола), которые найдены в полях и сохранились в коллекциях, она  очень велика ! Ведь то были времена, когда вера занимала совсем другое место в обществе в целом и в жизни каждого отдельного человека.  Внешнее было далеко вторично. Лишние украшательства были не к чему.  Православными стали далеко не все и не сразу. Славяне-язычники, иноверцы со степей, латиняне-крестоносцы с запада - христианину византийской православной традиции любой мог принести смерть за его веру, и крестик на шеи был далеко не просто украшением...

Божья Матерь Оранта

Изображения Богоматери, стоящей с воздетыми в молитвенном жесте руками, известны с древнейших времен. Они встречаются и в мозаиках византийских церквей, и в убранстве католических храмов, и в русской иконописи. Более того, оранта, как называется данный иконографический тип, встречалась у ранних христиан, о чем свидетельствуют росписи в катакомбах древнего Рима. Символ прощения в лице Божьей Матери, простирающей руки в молитве за весь человеческий род, она до сих пор остается в числе наиболее распространенных сюжетов христианского изобразительного искусства.

Оранта, что в переводе с латинского языка означает «молящаяся», объединяет различные типы изображения Богородицы, известные также как «Панагия» (Пресвятая), «Великая Панагия» или «Знамение». Распространенные на Руси изводы, такие как «Неупиваемая чаша» и сложные жанровые композиции, включая изображения праздников Вознесения и Покрова, представляют развитие иконописного типа оранта. Общее что объединяет их все — это сам принцип изображения Богоматери, которая пишется анфас, в рост или по пояс, с руками, воздетыми к небу в молитвенном жесте.

Сам по себе образ оранты известен с древнейших времен и связан более с монументальным и декоративным искусством (фрески, мозаики, скульптура), нежели с иконописью. С окончанием эпохи иконоборчества он получил широкое распространение в оформлении византийских, а позже и русских храмов. Традиционно изображения молящейся Божьей Матери располагаются в верхнем регистре росписей, на алтарных преградах и в конхах апсид и достигают порой внушительного размера. Так, высота мозаичной оранты в Софийском соборе в Киеве, датированной XII веком и почитаемой чудотворной, составляет чуть менее пяти с половиной метров. Интересно, что, несмотря на возраст, превышающий восемь столетий, мозаика, названная «Нерушимой стеной», избежала малейших утрат и сохранилась до наших дней в первозданном виде.

В силу традиции и православной догматики самостоятельные изображения молящейся Божьей Матери мало использовались в иконописи. Значительно чаще встречается здесь разновидность оранты «Знамение», которая отличается тем, что на фоне груди Богородицы располагается изображение Христа Эммануила, который пишется с раскинутыми в молитве руками, полупрозрачно, или же в специальном окружии — картуше. В этой трактовке значение иконы смещается от заступнической молитвы к идее Боговоплощения как основному мотиву иконографии Богородицы в целом.

Композиция молящейся Божьей Матери с Христом происходит из византийской культуры, однако широкое распространение она получила в русской иконописи. Название «Знамение» восходит к легенде о чуде миротечения иконы «Знамение пресвятой Богородицы», которое произошло 27 ноября 1169 года во время штурма вольного Новгорода войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. После того, как во время свершения крестного хода одна из стрел попала в старинную икону Божьей Матери, она обратилась ликом к городу и начала источать слезы. По преданию, новгородский епископ Иоанн воскликнул тогда: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред сыном твоим об избавлении града». Воодушевленные чудом новгородцы отбили город, а икона, названная «Знамение», стала почитаться чудотворной и послужила основой для множества списков.

Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом является распространенным сюжетом православной иконописи. Знамения Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная известны и широко почитаемы на Руси. Особое место в этом ряду занимает чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которая отличается тем, что Христос изображается здесь не в картуше, а в золотом кубке. Икона была обретена в 1878 году во Введенском Владычном монастыре города Серпухова и стала основой для двух почитаемых чудотворных списков, дошедших до наших дней. Ежегодно серпуховский монастырь принимает тысячи новых паломников, которые молятся перед «Неупиваемой чашей» об избавлении от алкоголизма и прочих пагубных пристрастий.



Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.

Вы смотрели следующие лоты

Схожие по цене