Крест с мучеником Никитой-бесогоном (поворот влево!)
Задать вопрос о товаре
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ этот предмет прямо сейчас позвоните нам +7 (910) 475-71-76
Поделитесь информацией о нас в соц сетях
- ОБНОВЛЕНИЯ
- РОССИЯ ДО 1917 ГОДА
- ГЕРМАНИЯ ДО 1918 ГОДА
- ГЕРМАНИЯ ДО 1945 ГОДА
- СССР ДО 1945 ГОДА
- РЕКОНСТРУКЦИЯ, КРАСНАЯ АРМИЯ
- РЕКОНСТРУКЦИЯ, ГЕРМАНИЯ
- ЕВРОПА
- СССР ПОСЛЕ 1945 ГОДА
- АМЕРИКА
- ЯПОНИЯ, КАВКАЗ, СТРАНЫ АЗИИ
- КНИГИ ДЛЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ
- МЕТАЛЛОПЛАСТИКА
- АНТИКВАРНОЕ ОРУЖИЕ
- ДРЕВНОСТИ
-
МОНЕТЫ
- Серебряные дирхемы
- Удельные монеты периода XIV-XVI вв.
- Монеты Государства Российского 1533-1718 г.
- Монеты Петра 1, 1682-1725 г.
- Монеты Петра 2, 1727-1730 г.
- Монеты Анна Иоанновна 1730-1740 г.
- Монеты Елизаветы, 1741-1761 г.
- Монеты Екатерины 2, 1762-1796 г.
- Монеты Павла 1, 1796-1801 г.
- Монеты Александр 1, 1801-1825 г.
- Монеты Николая 1, 1825-1855 г.
- Монеты Александр 2, 1855-1881 г.
- Монеты Александр 3, 1881-1894 г.
- Монеты Николая 2, 1894-1917 г.
- Банкноты России до 1917 г.
- Монеты СССР, до 1945 г.
- Боны СССР до 1945 г.
- Монеты СССР, после 1945 г.
- Банкноты и монеты, Европа
- Редкие монеты
- Копии монет
- ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ
- ПОСУДА & ПРИБОРЫ ДЛЯ СЕРВИРОВКИ
- ВИНТАЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА
- СТАТУЭТКИ & ФОТОРАМКИ
- АКСЕССУАРЫ ДЛЯ ВИНА И СИГАРЕТ
- БИНОКЛИ & ПРИБОРЫ
- ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА
- КАРТИНЫ
Ваша корзина пуста!
Описание товара
Начало XV века. Маленький крестильный крестик прямоугольноконечный (детский). Великомученик Никита повернут не в право (как обычно) а имеет левый разворот ! Это очень редкая разновидность.
На лицевой стороне расположен рисунок, сюжет которого: ростовая фигура апокрифичного святого Никиты Бесогона, побивающего беса обрывками цепей: Никита держит беса правой, а левой рукой с цепями замахивается на него.
В оглавии просматривается буквенное обозначение: "Н.К", т.е. буквы, содержащиеся в имени Святого Никиты.
- Размер 2.4 х 1.1 см.
- Вес 1.05 гр.
Святой мученик Никита, изгоняющий беса (Никита бесогон). Историческая справка
Став христианином, Никита вызвал крайнее неудовольствие отца – язычника и после череды мучений был ввергнут в темницу, где к нему явился бес, принявший ангельский облик и ставший уговаривать Никиту поклониться языческим идолам, чтобы избежать новых мучений. Никита усомнился в ангельской сущности гостя, помолился Господу, после чего к нему сошел с небес архангел Михаил и приказал подвергнуть ложного ангела испытанию. Никита схватил беса, наступил на него, а затем снял со своих ног железные оковы и побил ими беса, вынудив его признаться в своей дьявольской природе.
Память Никиты Бесогона в Православной Церкви традиционно праздновалась 15/28 сентября, в тот же день, что и память великомученика Никиты Готфского († 372 г.), военноначальника – христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха. По этой причине еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же святому. В XVII веке апокрифическое житие Никиты Максимианова сына, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, а его имя исчезло из церковного календаря. Почитание было перенесено на великомученика Никиту Готфского, а иконографический сюжет с побиением беса стал достоянием старообрядцев и изредка воспроизводился ими по старым образцам вплоть до XIX века. С именем святого Никиты связаны две средневековые заклинательные молитвы, в которых явилось отношение древнерусского человека к нему как к главному защитнику от демонов. Именно по причине своего охранительно – обережного характера иконографическая композиция Никита, побивающий беса была чрезвычайно популярна на Руси. Наиболее ранними ее воспроизведениями считаются рельеф на западном фасаде Дмитровского собора во Владимире (1197 г.) и двухсторонняя каменная иконка XIII в. с изображением Николая Чудотворца и Никиты с бесом. В медном литье нашел отражение лишь один сюжет посвященный мученику Никите, восходящий к Новозаветному апокрифу: «Сказание о Никитиных мучениях». Оно известно в нескольких списках на греческом и славянских языках. Датируются они ХII - ХIII вв. Апокрифами в православии назывались произведения церковного содержания, не признаваемые священными. В своем отношении к ним РПЦ - прошла от их принятия (они пришли на Русь вместе с православием и были широко распространены) до полного запрещения, при этом часть их дозволялась для чтения, а часть попала в число запрещенных книг уже в XVII в. Среди них и «Сказание о Никитиных мучениях». Как принято считать, наибольшее распространение этот сюжет имел в XIV-XVII вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах – энколпионах, наперстных и нательных крестах и амулетах – змеевиках.