ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Офицерский казачий кинжал в серебре.

255000 руб.
Артикул: 32734

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ этот предмет прямо сейчас
позвоните нам +7 (910) 475-71-76

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Описание товара

Российская Империя. Конец 19 века или начало 20-ого. Красивый видовой кинжал в очень богатом исполнении. Гарантированный оригинал из старого частного собрания. Прибор кинжала украшен серебром и чернью. Внушительный размер. Красивый орнамент. Травление на клинке. На серебре клейма 84 пробы и клейма мастера. Гарантированный оригинал из старого частного собрания. Очень редкий коллекционный экземпляр в отличном состоянии.

  • Общая длинна более полметра: 56 см.
  • Длинна клинка: 37.5 см.

Кинжалы кавказских мастеров в Русской Императорской Армии и у казаков

В 1904 году кинжал был принят на вооружение нижних чинов кавказских казачьих войск и применялся до 1917 года. К началу Первой мировой войны большая часть казаков первоочередных частей была вооружена именно этими кинжалами. Однако следует иметь в виду, что в казачьих войсках, особенно кавказских, в начале ХХ века наряду с уставным оружием широко применялось оружие, изготовленное кавказскими мастерами, а также отличавшееся большим разнообразием так называемое "дедовское" оружие, с которым казакам было разрешено выходить на службу.




 Казак 2-го Лабинского полка Кубанского казачьего войска в походном снаряжении, перед отправкой на фронт Первой мировой (1-я бригада 2-й Кубанской казачьей дивизии, дислокация - Кутаисская губерния).



Вот что о нём пишет А.Н. Кулинский в своей книге: “Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800-1917 годов.”:

«Кинжал - колюще-режущее холодное оружие с коротким клинком, предназначенное для рукопашного боя. На протяжении многих столетий он играл роль вспомогательного боевого оружия, а также аксессуара военной или гражданской одежды.

В России в XVIII - первой трети XIX в. кинжалы состояли на вооружении различных казачьих частей. Твердо установленных образцов в этот период не было, поэтому оружие (в том числе и кинжалы) в основном повторяло традиционные формы и отличалось большим разнообразием в отделке. Наибольшее распространение имели кинжалы типа "Кама" с прямым клинком. Их лезвия располагались параллельно, сближаясь к острию клинка. На клинках обычно имелись ребра жесткости и долы. Рукояти кинжалов были небольшими по размеру, узкими, с расширениями в верхней и нижней части.

Изготавливались рукояти из кости, рога или дерева, иногда оковывались металлом. Ножны были деревянные, обтянутые кожей или окованные металлом.

Первым официально утвержденным образцом был кинжал Черноморского казачьего войска образца 1840 г. В дальнейшем этот кинжал наряду с прочими разновидностями частично был на вооружении в других казачьих войск, в частности Кубанского и Тверского.

В начале XX в. на вооружение были приняты кинжал для кавказских войск (1904г. ) и кинжал-бебут (1907г. ), а во время первой мировой войны в войсках появился прямой кинжал, который состоял на вооружении у нижних чинов пулеметных команд.»

Из истории русской черни по серебру:

Специалисты считают, что прием чернения для украшения изделий появился именно на Руси, отсюда технологии чернения начали распространяться по Европе. Хронологическими рамками появления украшений с чернью на Руси считается период IX-X вв. – о более раннем распространении ничего не известно. Процесс изготовления украшений с чернью

Изготовление изделия. Первой стадией в изготовлении черненых украшений было изготовление основы изделия. Материалом для изделия обычно служил тонкий серебряный лист, который в силу свойств серебра при обработке легко изгибался и принимал нужную форму. Кроме того, серебро давало ясный рисунок, четко различимый на фоне черни.

Существовали три способа изготовления полого украшения из тонкого листа. Первый способ, самый древний и самый сложный, назывался ручной выколоткой: листу в холодном состоянии с помощью молотка придавали нужную форму. Этот способ применялся для выполнения индивидуальных заказов; с его помощью можно было изготовить оригинальные колты или обручи.


Второй способ, более легкий – тиснение на матрице. Он применялся для массового производства украшений – об этом свидетельствует большое количество находок при раскопках. Для этого способа требовалось изготовить матрицу из медных сплавов, одна сторона которой была выпуклой и позволяла путем тиснения придать изделию выпуклую рельефную форму, чтобы он выделялся на фоне черневой массы.

Третий способ относился к литью. Он применялся редко, так как требовал большого расхода металла. Артефакты показывают, что чаще всего с помощью литья делались перстни, которые затем украшались чернью.

Гравировка серебра

Гравирование заключалось в перенесении рисунка на металл, что требовало большого мастерства, внимания и усердия. В случае изготовления изделия из серебра для выполнения гравировки серебряная пластина неподвижно закреплялась на специальной подушке из разогретой смолы и покрывалась тонким слоем воска. Перенесение рисунка производилось с помощью иглы или тонкой деревянной палочки, которой обводили контуры рисунка или орнамента на бумаге с легким нажатием, чтобы на воске остались углубленные линии. Сложность переносимого на изделие рисунка, например, плетения, усложняла работу мастера-ювелира. Чернение производилось по углубленным линиям, оставшимся на воске. Углубления на металле создавались с помощью нескольких резцов, которые имели различные формы рабочих краев. На некоторых украшениях с чернью X-XI вв. удалось разглядеть, что мастера работали двумя-тремя резцами. Подобными резцами (штихелями) пользуются и современные ювелиры.

Сходство орнаментов на рукописях и на украшениях с чернью позволяет предположить, что многие рисунки украшений копировались с книг.

Важным этапом являлось приготовление самой черни. Ее готовили способом варки, для чего существовало много рецептов. О самом раннем древнерусском способе варки известно по трактату Теофила. Необходимыми ингредиентами, согласно Теофилу, являлись серебро, медь, сера и свинец, а основной метод был основан на плавке. Сначала плавилась смесь из серебра и меди в пропорции две трети серебра и одна треть меди; затем расплавленная смесь соединялась в тигеле с расплавленными серой и свинцом, и на последней стадии вся смесь подвергалась переплавке в горне. После остывания сплава его надо было растолочь в порошок и вновь переплавить в горне. Процедура переплавки повторялась несколько раз.

Последующие исследования показали, что вместо меди иногда использовалось олово, а пропорции сплава могли меняться. В зависимости от состава сплава цвет черни мог приобретать различные оттенки черного: от насыщенного бархатисто-черного до серого с серебристыми отливами. В состав черневой массы могли также входить поташ, бура и соль. От процесса выплавки зависело многое: качество черни влияло на качество украшения. Правильно приготовленный черневой состав не крошился, а прочно соединялся с металлом.


Теофил расписал детали приемов нанесения черни на готовое изделие, и сообщил о последующих необходимых операциях, включающих обжиг. Последняя операция при нанесении черни – полировка. Теофил предлагал использовать для этого пемзу, которой нужно натирать часть украшения, покрытого чернью до тех пор, пока рисунок полностью не проявится и поверхность не станет гладкой. Такой прием мог использоваться как для рисунков, так и для четкого проявления фона.

Несмотря на ценные сведения, содержащиеся в трактате Теофила, процесс чернения описан им не полностью. Специалистам удалось восстановить полную картину. Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году. В XVIII веке черневое искусство в Великом Устюге достигло наибольшего расцвета. Местные мастера освоили ряд художественных и технических приемов, придававших их работам черты неповторимого своеобразия.

Благодаря их таланту «Северная чернь» обрела свое уникальное место в черневом искусстве, оказав влияние на многие центры русского ювелирного производства черневых изделий. Так, например, в 1744 году в Москву был вызван великоустюгский мастер Михаил Климшин «для обучения оного мастерства московских жителей из купечества»

В течение XIX века в силу исторических и экономических условий промысел пришел в упадок. Возрождение «северной черни» в XX веке связано с именем потомственного мастера М.П. Чиркова. Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. Объединившись в 1933 году в артель «Северная чернь», они наладили выпуск ювелирных изделий.

С привлечением на работу в артель Е.П. Шильниковского – выпускника Петербургской Академии Художеств, возрос художественный уровень создаваемых изделий, в результате чего великоустюгское черневое серебро вновь получило мировое признание.

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже, за комплект посуды с рисунками по мотивам сказок А.С. Пушкина, артель «Северная чернь» была удостоена Большой Золотой медали.

С ростом объемов производства артель в 1960 году была преобразована в фабрику, получившую в 1973 году статус завода. Сегодня это ЗАО «Северная чернь». Изделия «Северной черни» создаются на высоком художественном уровне с отличным качеством.

Главное достоинство великоустюгских изделий – прочность соединения черни с серебром и красивый глубокий тон черневого сплава. Сохраняя традиции древнего промысла, творческий коллектив завода развивает уникальное направление современного ювелирного искусства.

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.

Вы смотрели следующие лоты

Схожие по цене