Икона. Господь Вседержитель. XIX век.
Задать вопрос о товаре
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ этот предмет прямо сейчас позвоните нам +7 (910) 475-71-76
Поделитесь информацией о нас в соц сетях
- ОБНОВЛЕНИЯ
- РОССИЯ ДО 1917 ГОДА
- ГЕРМАНИЯ ДО 1918 ГОДА
- ГЕРМАНИЯ ДО 1945 ГОДА
- СССР ДО 1945 ГОДА
- РЕКОНСТРУКЦИЯ, КРАСНАЯ АРМИЯ
- РЕКОНСТРУКЦИЯ, ГЕРМАНИЯ
- ЕВРОПА
- СССР ПОСЛЕ 1945 ГОДА
- АМЕРИКА
- ЯПОНИЯ, КАВКАЗ, СТРАНЫ АЗИИ
- КНИГИ ДЛЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ
- МЕТАЛЛОПЛАСТИКА
- АНТИКВАРНОЕ ОРУЖИЕ
- ДРЕВНОСТИ
-
МОНЕТЫ
- Серебряные дирхемы
- Удельные монеты периода XIV-XVI вв.
- Монеты Государства Российского 1533-1718 г.
- Монеты Петра 1, 1682-1725 г.
- Монеты Петра 2, 1727-1730 г.
- Монеты Анна Иоанновна 1730-1740 г.
- Монеты Елизаветы, 1741-1761 г.
- Монеты Екатерины 2, 1762-1796 г.
- Монеты Павла 1, 1796-1801 г.
- Монеты Александр 1, 1801-1825 г.
- Монеты Николая 1, 1825-1855 г.
- Монеты Александр 2, 1855-1881 г.
- Монеты Александр 3, 1881-1894 г.
- Монеты Николая 2, 1894-1917 г.
- Банкноты России до 1917 г.
- Монеты СССР, до 1945 г.
- Боны СССР до 1945 г.
- Монеты СССР, после 1945 г.
- Банкноты и монеты, Европа
- Редкие монеты
- Копии монет
- ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ
- ПОСУДА & ПРИБОРЫ ДЛЯ СЕРВИРОВКИ
- ВИНТАЖНЫЕ ПРЕДМЕТЫ БЫТА
- СТАТУЭТКИ & ФОТОРАМКИ
- АКСЕССУАРЫ ДЛЯ ВИНА И СИГАРЕТ
- БИНОКЛИ & ПРИБОРЫ
- ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА
- КАРТИНЫ
Ваша корзина пуста!
Описание товара
Оригинальный образец меднолитой русской пластики. Икона Господь Вседержитель. XIX век.
- Размер: 5 Х 6 см.
«Образ чистый, достойный почитания»…
Этими словами можно определить меднолитые иконы и кресты, созданные мастерами-старообрядцами на бескрайних просторах России – в скитах Поморья и мастерских Москвы, в селах Подмосковья и Поволжья, в потаенных кузницах на Урале и в Сибири – в течение неполных трехсот лет от конца семнадцатого века до начала века двадцатого. Новый период истории меднолитейного дела связан со старообрядческим движением в России, когда во второй половине семнадцатого века, после раскола в Русской Православной Церкви, противники реформы патриарха Никона вынуждены были спасаться от преследования властей, бежать из центра на отдаленные окраины Российской Империи, скрываться в лесах.
В таких сложных условиях именно старообрядцы сохранили и продолжили древнерусские традиции книжности, иконописи и прикладного искусства. Как бесценные реликвии древние меднолитые образки бережно вставлялись в рамы-киоты и вкладывались в деревянные живописные или резные складни. Но старообрядцы не только сберегли древнерусское наследие, но и создали свою особую религиозную и духовную культуру. Меднолитые образа, «как прошедшие очищение огнем» и «не сотворенные никонианами» получили широкое почитание в народной среде. Великое разнообразие форм иконографии, композиции и декоративного убранства старообрядческих меднолитых крестов, икон и складней поражает. Среди этого огромного массива сохранившейся меднолитой пластики можно выявить произведения, созданные в конкретных мастерских. Не случайно уже в первой половине XIX в. выделялись такие сорта, или категории «отливных медных крестов и икон» – поморские, гуслицкие (или загарские) и погостские,получившие широкое распространение среди старообрядцев разных общин и направлений.
При взгляде на этот яркий и самобытный пласт русского прикладного искусства следует постоянно помнить, что развитие меднолитейного дела происходило в совершенно особых условиях вопреки закону и воле властей Российской Империи. Потребность России в цветном металле, так необходимом для военных нужд, вызвала появление указов Петра I в 1722 и 1723 гг., запрещающих не только производство, продажу, но и бытование медных икон и крестов.
Согласно действию этих указов разрешались лишь кресты – тельники и нагрудные панагии. Старообрядцы же считали «правильным» лишь восьмиконечный крест, который и изображали в центре мужского и женского нательного креста. «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…» – эти слова молитвы стали обязательной частью оформления оборота крестов – тельников. Несмотря на существование этого закона, действовавшего в России на протяжении 160 лет, медное дело в старообрядческой среде, среди лесов, в потаенных скитах, достигло необычайной высоты художественного воплощения. Самой яркой страницей в истории русской сакральной пластики стали иконы, кресты и складни, выполненные в литейных мастерских Выговского поморского общежительства.
Эта старообрядческая обитель, основанная в 1694 году на реке Выг, в Карелии, считала себя преемницей древнего Соловецкого монастыря на Белом море, а ее основателей святых Зосиму и Савватия Соловецких – своими небесными покровителями. Не случайно образы этих святых получили распространение как на иконах, так и на створках складней. Уже в первой половине восемнадцатого века Выговская пустынь стала крупнейшим экономическим, религиозным и культурным центром старообрядчества на Руси. Созданные на Выгу рукописные книги, иконы, мелкая пластика отличались единством художественного стиля, получившего наименование «поморского». Для удовлетворения молитвенных потребностей приверженцев поморского беспоповского согласия нужны были прежде всего «правильные» кресты. Меднолитые поморские кресты с изображением Распятия Христова отливались восьмиконечной формы и строго определенной композиции – на верхнем конце изображался «Спас Нерукотворный» с надписью «Царь Славы IС ХС (Исус Христос) Сынъ Божiи».
Святые мученики Кирик и Улита, почитавшиеся как покровители семьи и детей, изображались и на небольших складнях с избранными святыми, и в составе четырехчастных композиций, повторявших поморские миниатюрные образки. Другая композиция, увенчанная сложным фигурным навершием, включает в свой состав «одновершковые» иконки «Святой Никита, побивающий беса», «Мученики Кирик и Улита», Богоматерь Казанская» и Святитель Никола Чудотворец. Такие простые и скромные образы могли выполняться в многочисленных мастерских загарских сел Подмосковья. Так, в деревнях Богородского уезда Московской губернии, которые «кормились» медным промыслом, известно до 150 заведений. Но лишь отдельные из этих мастерских занимались литьем крестов, образков и складней [20].В этих сельских заведениях с традиционным производством, включавшим кузницу и «печатню» – помещение, где хранилась «земля» и печатались формы, – отливали простые и дешевые изделия, крайне редко украшенные эмалями.