ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Гелиогравюра. «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»

6000 руб.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ этот предмет прямо сейчас
позвоните нам +7 (910) 475-71-76

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Описание товара

Гравюра с картины Вячеслава Шварца «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»

Формат 40х50 см. Московская Городская Художественная Галерея П. и С. Третьяковыхъ.

Из большого альбома репродукций, издание И. Кнебель.

Она украсит интерьер офиса или квартиры, а также будет отличным подарком...
Альбом репродукций, изданных Кнебелем,- "Московская Городская Художественная Галерея П. и С.М.Третьяковых"- считался наиболее совершенным из всех выходивших в России аналогичных изданий по изобразительному искусству. Репродуцирование картин в технике гелиогравюры было сделано в Вене, специальная бумага двух сортов выписана из Англии и Голландии, объяснительный текст к изданию печатался в Лейпциге специально разработанным для него шрифтом.


 Будучи знатоком отечественной истории, Вячеслав Шварц не раз в своем творчестве обращался к сюжетам из русского средневековья. Наиболее совершенной в художественном отношении стала его картина «Вешний поезд царицы на богомолье» — одно из последних его произведений. Всего девять лет писал свои картины художник Вячеслав Шварц. Но даже за такой короткий срок оставил он о себе память в истории русского искусства. Искусствоведы и зрители знают его как замечательного художника, изображавшего отечественную старину. В списке его работ на историческую тематику, кроме известного полотна «Вешний поезд царицы на богомолье», значится иллюстрации к повести Алексея Толстого «Князь Серебряный», поэме «Песня про купца Калашникова» Михаила Лермонтова. За картину «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» от Академии художеств он получил серебряную медаль.


Работа «Вербное Воскресение во времена Алексея Михайловича» приносит ему звание академика исторической живописи, а Русское Археологическое Общество избирает его своим действительным членом. Надо сказать, что его картины не блещут техникой. Главное значение скрывается в содержании. Вячеслав Шварц впервые из русских художников сумел воспроизвести бытовую допетровскую Русь. Делал он это, опираясь на свои глубоки знания археологии и удивительное чутье прошедшего.


Во времена Шварца особый, можно сказать даже, болезненный интерес вызывала фигура Ивана Грозного. Так что нет ничего удивительного в том, что этот период постоянно прослеживается в его работах. Словно в противовес ему он также воссоздает эпоху царя Алексея Михайловича Тишайшего. Но следует отметить неоспоримый факт — чтобы мастер не изображал, он делал всё с удивительно этнографической точностью.


Кстати, именно Шварц оказался создателем устойчивой иконографии Ивана Грозного. Предложенный им в полотне «Иван Грозный у тела убитого им сына» физический тип царя выглядел столь убедительно, что разные художники на протяжении всей второй половины XIX века руководствовались им как «портретом» и переносили в свои композиции, считая исторически достоверным.


Но, если говорить откровенно, сюжетов у художника немного. Чаще всего он варьирует один и тот же мотив, стой лишь разницей, что использует различные техники: масло, акварель, обычные рисунки. Для примера — церемониал представления послов, которых Шварц показал в картинах «Посольская изба XVII века», «Голштинские послы в Московском приказе», «Русский посол при иностранном дворе». Или праздники, которые изобразил на полотнах «Шествие патриарха на осляти в Вербное воскресенье», «Вербное воскресенье в Москве при Алексее Михайловиче». С повседневной жизнью можно познакомиться на картинах «Вешний поезд царицы на богомолье», «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме»).

Справедливости ради следует заметить, что у него, пусть и редко, но есть «событийные» сцены, где представлен конфликт сил и драматическая ситуация. Это его работы «Василий Шибанов перед Иваном Грозным» и опять же, «Иван Грозный у тела убитого им сына». Это, конечно, не работы Василия Сурикова или Ильи Репина, но художнику всё же удалось воссоздать верный типаж, а также атмосферу будничной жизни теремов-дворцов. И «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче», что хранится в Третьяковской галерее тому яркий пример…


Так какой она была жена царя Алексея, прозванного Тишайшим, чей выезд на богомолье, запечатлел мастер? Современники утверждают, что Мария Милославская, была красива, воспитана в строгих традициях того времени, набожна. Её отец — стольник Илья Милославский принадлежал к придворной партии Бориса Морозова. Семнадцатилетнему Алексею Михайловичу на традиционном в те времена смотре царских невест девушка понравилась, хотя и была на целых пять лет старше жениха. Это, однако, не помешало состояться венчанию молодых 16 января 1648 года.


Свадьба Алексея Романова и Марии Милославской считается самой скучной в истории русской монархии. Дело в том, что патриарх Иосиф имел огромное влияние на молодого правителя и потребовал строгого ограничения светских увеселений в стране. В результате на ней исполнялись только духовные песни и гости откровенно скучали. Но на дальнейшей жизни царской четы это никоим образом не отразилось. Они жили вместе пусть и недолго, но счастливо.


Современники утверждают — царь свою жену любил и ни в чём ей не отказывал. Так, у Марии была личная библиотека и, помимо тоже личной, бани имелась и, такая по тем времена редкость, как деревянная ванна.


Мария Милославская стала одной из последних цариц, чья жизнь прошла, так сказать, в «старорусском стиле». Большую часть времени она проводила в своих покоях, вход куда мужчинам, кроме царя, был категорически запрещён.


Её день проходил в кругу ближних дворовых или верховых боярынь. Все они вводились в чин специальным царским указом и получали жалованье до 50 рублей в год. Главными событиями каждого дня были посещение церкви, домашние хлопоты и ужин, который Мария обычно разделяла с мужем.


И всё же царицу нельзя было назвать кремлёвской затворницей. Она активно занималась благотворительностью, которая заключалась не только в раздаче милостыни и жертвовании денег монастырям.


Во время царского похода 1654 года царица выделила средства на устройство по городам госпиталей для больных и увечных. Принимала участие в торжественных проводах русских войск на начавшуюся войну с Польшей, что до того не было принято. Более того, даже устроила два официальных приёма в честь грузинской царицы Елены Леоновны, что по тем временам было почти что революционным поступком. Однако её основным занятием была семья. За годы брака Мария Милославская родит 13 детей и умрёт от родильной горячки спустя пять дней после рождения своего последнего ребёнка, дочери Евдокии.


Первая супруга царя Алексея Михайловича была похоронена в Вознесенском соборе Вознесенского девичьего монастыря Московского Кремля. После его разрушения в 1929 году её останки были перенесены в подвал Архангельского собора Московского Кремля.

Много времени в жизни царицы уделялось делам духовным. В обычные дни она молилась в домовой церкви. В праздники совершала торжественные выходы в кремлёвские соборы и выезды на богомолье в ближние и дальние монастыри. На картине изображён именно тот самый момент, когда Мария Милославская отправляется на богомолье к святым местам.


По широкой равнине, по талой весенней дороге движется царский поезд. Перед жёлтым возком, украшенным двуглавым орлом, гарцует группа всадников. Следом за ними — яркий, кирпично-красный возок, также в окружении конной охраны. Процессия тянется до самого горизонта, оставляя за собой ветхую деревеньку с оторопевшими обитателями, выбежавшими посмотреть на невиданное зрелище.


Особую роль в картине играет пейзаж. Именно его лирическая трактовка позволила художнику поэтически воссоздать исторический образ. Мягкий рассеянный свет, воздушная дымка смягчает контуры предметов, приводит к гармонии звучание голубоватых и коричневато-серых красок пейзажа и ярких звучных пятен желтого и терракотового. Композиция картины, развернутая в глубину, позволяет воссоздать на полотне сценку, как бы подсмотренную в далёком прошлом.


Ещё в годы учебы в Императорском Александровском лицее Вячеслав Шварц успел обратить на себя внимание лицейского старого учителя рисования Василевского, который будет в восторге от его талантов. Вторым его учителем рисования за лицейский период его жизни был известный пейзажист Арсений Мещерский, с которым он начал пробовать живопись масляными красками.


В сентябре 1859 года, с разрешения своего начальства, Шварц поступает вольнослушателем в Петербургский университет «по части восточных языков» и сразу увлёкся лекциями профессора Николая Костомарова по истории. К этому предмету он всегда чувствовал склонность. Именно Костомаров в дальнейшем и сыграл заметную роль в творчестве художника. Именно с него, сумевшего первым освободиться от гнета рутины академического классицизма, начинается период пересоздания русской школы и возникает чисто русское направление. Его «сцены» способны внушить зрителю романтический пиетет перед прошлым тщательностью атрибутики.. Если же отключиться от «костюмной» стороны, то их смело можно отнести к бытовому жанру.


Картины Шварца имели продолжение


Вячеслав Шварц скончался внезапно, не пережив своего тридцатилетия. Талант живописца, рисовальщика, иллюстратора и декоратора (в его эскизах и костюмах шла драма Алексея Толстого «Смерть Иоанна Грозного») не успел реализоваться в полную силу. Казалось, что созданная им жанровая система на нём и оборвалась.


Общее мнение о творчестве художника выразил Иван Крамской после его смерти: «Был Шварц, начал проводить борозду, и очень глубокую, верно угаданную в направлении своем исторически: умер он, и все пошло опять: кто куда. Как будто и не было человека! Заслуги его никому ни урок, ни руководство».


Пессимизм Крамского не вполне оправдан. Картины Шварца, выделявшиеся своей «особостью» на фоне исторической живописи 1860-х годов, имели продолжение как бы «через голову» следующего поколения, ярким представителем которого стал Василий Суриков.

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.

Вы смотрели следующие лоты

Схожие по цене