ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Акинак древнего скифа VII - начала VI века.

43000 руб.
Артикул: A-448

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ этот предмет прямо сейчас
позвоните нам +7 (910) 475-71-76

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Описание товара

Подлинный древний кинжал с широким бабочковидным перекрестьем. Акинак VII - начала VI в. - кинжал древнего скифа  древность музейного уровня из старого частного собрания. Прекрасно станет основой любой коллекции по коротко клинковому оружию. В изумительном состоянии для своих каких то тысяч лет

Общая длинна этого древнего кинжала 31.5 см.

Рукоять 11 см.

Клинок 21.5 см.

Акинак. История:

 Первые открытия в скифской археологии относятся еще к XVIII в. (раскопки 1763 г. по поручению генерал-губернатора Новороссийского края А.П. Мельгунова) (Тункина 1998, 12-21; Тункина 2006, 135-137) и первой половине XIX в. (раскопки аристократических курганов Куль-Оба, Кекуватского в Крыму в 1830 г. и Александропольского в 1852 г.) (Алексеев, Мурзин, Ролле 1991, 7). Возможно, именно эти яркие открытия помешали свернуть изучение античности в период «николаевской реакции»: так, после раскопок Куль-обы начинается погоня за эффектными находками, хотя археологией занимаются чиновники, часто без специальной научной подготовки (Формозов 1961, 54). Тем не менее, именно в начале XIX в. формируются первые археологические музеи России и появляются первые археологи-профессионалы (Формозов 1961, 43; Лебедев 1992, 61). В 1846 г. было основано Императорское русское археологическое общество, но в течение первых 25 лет своего существовании раскопки им осуществлялись редко, не систематически и без определенного плана (Веселовский 1900, 207).

Поэтому первые планомерные публикации предметов скифского вооружения относятся ко времени не позднее 70-х гг. XIX в. 1 и связаны, в основном, с деятельностью научного центра Российской империи – Императорской археологической комиссии (основанной в 1859 г.) и изучением комплексов курганов Острая Томаковская могила в 1861 г. и Чертомлык в 1862-1863 гг. (ДГС 1872, 59, 74). Однако вторая половина XIX в. – это время первых открытий и на западных рубежах Скифии. В 1871 г. было раскопано погребение у с. Аркита в Трансильвании3 , содержавшее по крайней мере один акинак (Goos 1876, Taf. 4, 1-5), а в 1882 г. – знаменитый комплекс золотых изделий из Феттерсфельде (совр. – Виташково, Польша) (Furtwaengler 1883, 4). В 1876 г. издан каталог преисторической коллекции Будапештского музея, в который вошли скифские мечи и кинжалы из Арданово, Нограда и Пилинь (Hampel 1876, 23, fi g. 7; 49, fi g. 34; 129, fi g. 127), на территории Венгрии было раскопано известное погребение 1907 г. у Дьёндьёша (Marton 1908) и обнаружен кинжал скифского типа у Сирмабешеньё (Reinecke 1897, áb. 10; Lehoczky 1912, áb. VII). К тому же времени относится находка единственного кинжала с территории Сербии — из Вршаца (рум. ВырВ дальнейшем этот материал привлекался для составленияпервыхкрупных сводов скифского клинкового оружия – В. Гинтерса (1928) и А.И. Мелюковой (1964).

 В. Гинтерс собрал практически все имеющиеся на тот момент сведения о скифском и сарматском клинковом оружии, причем с территории не только Южной России, но и Центральной Европы . По словам самого Гинтерса, несмотря на то, что меч можно рассматривать с различных точек зрения (искусствоведческой, технико-оружиеведческой), в этой работе он ограничился «формальным анализом выделенных морфологических групп, их развития и взаимодействия» (Ginters 1928, 5). Отделив исходя из формы перекрестья, скифские мечи и кинжалы с сердцевидным перекрестьем от сарматских – с прямым, В. Гинтерс выделил несколько групп скифских мечей по форме навершия – мечи с овальным и стержневидным навершием (mit ovalem und querstabartigem Knauf), плоским овальным (mit fl achovalem Knauf) и антенновидным (mit Antennenknauf)6 . Этому классификационному делению, правда, предшествуют главы, посвященные описанию парадных мечей архаической Скифии (как отдельной морфологической группы) и персидских акинаков (главным образом по письменным источникам и изображениям) (Ginters 1928, 7, 21-23). Отдельно рассматриваются также и специфические формы из Подунавья (с территории Венгрии и Румынии).

Акинак - это классическое скифское оружие: изначально это длинный кинжал, позднее, ближе к закату цивилизации скифов, он превратился в короткий меч.

Средняя длина акинака - 30-60 см (клинок вместе с эфесом). Материал изготовления - как правило, железо, у ранних образцов - бронза. Клинок - прямой, плавно сужающийся к концу, преимущественно колющего типа.

Размеры акинаков могут очень сильно варьироваться, поэтому в оружиеведении принято определять это оружие не с точки зрения длины клинка, а по определенному типу эфеса - рукояти, навершия и гарды.

Акинак характеризуется тем, что все его элементы - клинок, гарда, рукоять, навершие - обычное представляют собой одно целое. Они выкованы или отлиты заодно, воедино. Это разительно отличается от технологии изготовления более поздних мечей, когда отковывался только клинок с хвостовиком, а элементы эфеса крепились на него отдельно.

Характерные черты акинака - это сердцевидная или почковидная плоская гарда, предназначенная не столько для защиты руки, сколько для обеспечения функции переднего упора, и развитое навершие в виде прямой перекладины или загибающихся кверху усиков - т.н. "антенного типа". Иногда "усики" могут образовывать даже петлю или кольцо.

Клинок же может иметь различную геометрию, но он всегда прямой, колющий.

Эпоха акинака, кстати, это примерно пол-тысячелетия до Рождества Христова. Он был характерной чертой всего огромного скифо-сарматского мира - хотя сарматы и перешли на более длинные боевые мечи, подобием акинаков они тоже пользовались.

Кроме них, акинаки были в ходу у персов, саков, мидян, массагетов... В общем, использовались на огромной территории - от Днепра на Западе до Аральского моря на Востоке. По всему ареалу расселения иранских народов.

Само слово "акинак", упомянутое еще Геродотом, кстати говоря, персидское.

Скифов в военном отношении традиционно принято считать конными лучниками.

Но при этом очень интересно то, что воплощением бога войны у скифов считался... Не лук, даже не знаменитый топорик-сагарис, а именно акинак!

Имя этого бога нам неизвестно. Геродот, перечисляя скифских богов в четвертой книге своей "Истории", для него одного-единственного не приводит скифского имени. Для остальных шести богов он дает соответствия греческому пантеону: так, верховная скифская богиня Табити - это греческая Гестия, бог-отец Папай - это Зевс, бог-охотник Гойтосир - Аполлон, а Таргитай - это греческий Геракл. Гея-Земля - это у скифов Апи, а Афродита - Артимпаса.

Только имя бога войны не приводит Геродот, лишь упоминая, что он соответствует греческому Аресу...

Вообще скифская мифология, за отсутствием у скифов своей письменности, изучена крайне плохо. Все источники по этой теме - в основном греческие. Хотя нам известно, что скифы были довольно фанатичными верующими: так, например, некий скифский царь собственноручно зарубил родного племянника, вздумавшего поклоняться греческой Великой Матери. Чтоб не распространял, стало быть, духовную заразу чуждой культуры...)

Различные античные авторы упоминают, что Арес не просто представлялся скифам в виде меча - он, по сути, и был мечом. Святилища Ареса представляли из себя четырехугольные площадки, сложенные из хвороста, по центру которых вертикально втыкали акинак. Причем размеры площадок впечатляли: длина стороны была в 3 греческих стадия, это примерно 500-550 м...

По словам того же Геродота, на сооружение такой площадки требовалось 150 повозок хвороста.

Не в тему - это на заметку любителям аргументации в стиле: "у скифов не могло быть луков/стрел/копий/топоров, поскольку в степи нет деревьев...)))

По понятной причине эти святилища не сохранились. Хотя иногда археологи находят скифские курганы, в которых нет захоронений, но в центре сделана площадка, в которую воткнут тот же меч. Такая находка, например, была сделана Ю. В. Болтриком в Запорожье, на Украине. Возможно, это был "стационарный" вариант святилища, кто его знает...

Зато "использовали по назначению" скифы-фанатики свои капища, как говорится, на всю катушку. По словам того же Геродота, они приносили Мечу-Аресу в жертву каждого сотого мужчину из захваченных в плен. Жертвам в капище вначале поливали головы вином, потом закалывали, а кровь выливали на акинак. После этого мертвецу еще и отрубали правую руку в районе плеча...


Меч скифы применяли также для обряда братания или клятвенного договора. Скифы клялись Ветром и Мечом - Ветер символизировал жизнь, а Меч - смерть.


«… Клянусь Ветром и Мечом, я ничего тебе не поведаю, Мнесипп, ложного о скифской дружбе. <…>Мы же, всякий раз как клянемся Ветром и Мечом, призываем Ветер как виновника жизни, а Меч — поскольку он приносит смерть.»

(с) Лукиан Самосский, "Токсарид, или Дружба"

Так что... Вот такие пироги с котятами, дамы и господа. Даже у народа лучников символом Войны был Меч. Такая же ситуация наблюдалась, по отдельным упоминаниям, у хеттов - у них тоже были мечи-боги. Похожие обычаи существовали гораздо позже у древних германцев.

 Что касается генезиса акинака, А.И. Мелюкова разделяет мнение М.И. Ростовцева о его иранском, переднеазиатском происхождении (Ростовцев 1918, 50-54) (при этом, не распространяя эту гипотезу на остальные виды вооружения, считая местными (т. е. сформировавшимися в европейских степях) типы наконечников стрел и копий) (Мелюкова 1964, 5, 79). Но,конечно,в связи с сибирской прародиной скифов, и очевидными заимствованиями китайцами культуры Чжоу скифских акинаков,скорее следует признать Сибирское происхождение данных кинжалов. Она рассматривает эволюцию скифских мечей и кинжалов – наиболее ранними она считает экземпляры с брусковидным навершием и массивным перекрестьем (почковидным, бабочковидным или сердцевидным), затем появляются акинаки с антенным (чаще с зооморфным, нежели простым) навершием и, в основном, с бабочковидным перекрестьем. Заключительный период характеризуется появлением такой инновации, как ложнотреугольное перекрестье, которое является следующей ступенью развития бабочковидного. Навершия у акинаков третьего периода – когтевидные или в форме уплощенного овала; эволюционирует и форма клинков – от клинков с параллельными лезвиями к треугольным. На основании этого делается вывод о развитии наступательного оружия по пути увеличения эффективности, т.е. в случае с клинковым вооружением это связано с усилением его колющей функции (Мелюкова 1964, 81). Присутствию образцов скифского клинкового вооружения, влиянию фракийских мастеров...

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.

Вы смотрели следующие лоты

Схожие по цене