ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Русский сарафан

-отсутствует-
Артикул: 31551

Описание товара

Это подлинный старинный женский костюм, не театральная реплика !  Конец 19 или начало 20-го века. Вологодская губерния. Материал лен, украшенный металлизированной золотистой канителью. Очень хорошее состояние.

Русский женский костюм. Историческая справка: 

Русский традиционный женский костюм сформировался в XII - XIII веках и соответствовал образу жизни земледельца. Вплоть до начала XVIII века его носили все слои русского общества: жены и дочери царей и бояр, ремесленников и крестьян. Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа, был достаточно разнообразен. 

 В конце XIX - начале XX вв. традиционная одежда на территории, относящейся к современному Вожегодского района Вологодской области. состояла в основном из комплексов с сарафанами различных типов. Распространены были также комплекс с юбкой-сукманкой, пары. Вожсгодский традиционный костюм обладал северно-русскими чертами: рубаха с прямыми поликами, сарафаны, кокошники, использование бранного ткачества. Единого образца одежды у вожегодских женщин не было.


Ансамбль женского народного костюма Вожегодского края традиционно состоял из рубахи, сарафана, пояса, передника, головного убора. На формирование особенностей вожегодского традиционного женского костюма повлияли факторы, связанные с миграцией населения (трудовая и брачная миграция из близ лежащих территорий, урбанизация и др.), привносившего свои традиции, в т.ч. и в одежде. Определенное влияние на самобытность женского костюма оказывали и культурные связи, устанавливающиеся вследствие территориального деления.


До первой трети XX в. территория современного Вожегодского района относилась к Кадниковскому уезду Вологодской губернии. Посёлок Вожега возник в 1895 году как станция железной дороги Москва - Архангельск. Этот период отмечен притоком сюда населения с территории близлежащих волостей. Вожсгодский район был образован в 1929 году при районировании Северного края из нескольких волостей Кадниковского уезда, Тавреньгской волости Вельского уезда и Воскресенской волости Кирилловского уезда. Элементы городского костюма появляются в традиционной вожегодской одежде под влиянием отходничества и влияния городской культуры. Слово «сарафан» заимствовано из персидского языка и означало «длинную и почетную одежду».


В Вожегодском районе бытовали разные типы сарафанов:


сарафан без среднего шва, туникообразный, сшитый из цельных передних и задних полотнищ;

косоклинный сарафан, бытовавший в двух вариантах: на широких лямках с вырезными проймами и на узких лямках;

прямой сарафан (его ещё называли «московский») из цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки;

сарафан с лифом, облегающим грудь, спину или только спину;

сарафан с лифом на кокетке и широкими лямками, часто называемый полуплатьем;

В Вожегодском районе бытовало несколько видов сарафанов по использованию ткани:


сарафан, крашенный в синий цвет с нанесенным по нему рисунком - набойкой, именуемый также «набойник», «синельник»;

сарафан, выполненный из пестряди в клетку или полоску - «пестряк»;

сарафан, вытканный из коровьей или овечьей шерсти.

В поселениях Вожегодского района их называли по-разному: «дольник», «доловик», «дольний», «дульняк» (д.Назаровская);«сшивник»,т.е.сшивной в нескольких местах сарафан (местность Тавенга) это округ деревень; «жиченный» (деревня Мишутинская), от диалектного слова «жича» или шерсть;


сарафан - «атлясник» шили из атласа, носили с кофтой из такого же материала;

«яглицкий сарафан» из покупной материи, о которых информанты говорили, что он был красного цвета с цветочками;

сарафан-«ряпсовик», вероятно, шился из материала репс;

сарафан-«сукмянник», сукно для которого ткалось из коровьей шерсти; по подолу сарафана ткали цветные полосы;

сарафан-«помазейник», «кумяшник»;

сарафаны с широким лифом, на застежках.

Сарафаны были сезонными. «Пестряки» и «синельники» носили в межсезонье, летом. К зимним сарафанам относились тяжелые «дольники», «сукманники», «помазейники». «Молодые носили из нового материала. У старух всегда старый уже (т.е.ношенный - прим.авт.) сарафан». «Старые сарафаны носили на каждый день». Полотно для сарафанов-дольников ткали неширокими полосками на прочной холщовой основе. Если нитей основы не хватало или их экономили, то ткань получалась рыхлая.


На Вотче и в Раменье такой сарафан называли «однозубкой», в сельском поселении Бекетовское - «одноняткой». При изготовлении подобного сарафана в бердо заправляли по одной нитке в каждый зуб. Эта ткань значительно отличалась по плотности от «двузубки», где в каждый зуб берда заправлялась пара нитей. На полотне для дольника полосы чередовались по цвету и ширине. Ткань с продольными полосами ткалась на специальных «кроснах» (ткацком станс), которые были шире обычных. Старожилы вспоминают, что так ткали сарафаны в деревне Тарасовской сельского поселения Тигинское и деревне Кривые сельского поселения Нижнеслободское.


Жительница деревни Агафоновская Полирова Клавдия Александровна (1920 г.р.) рассказывала: «На каждом бердо (деталь ткацкого стана -прим.авт.), на боку написано сколько пасм - 7,8,9 - перевязано. Хозяйка знала без счета, какое бёрдо нужно взять для сарафана, а какое для полотенца. ...Считалось, что десятиряк - это хорошее тканьё, получалось тонко. А в семерик, шестиряк делали всякую дрянь». Ширина основы становилась шириной сарафана. Такое бёрдо называли «дольняшное», т.е. для изготовления полотна для сарафана-дольника.


Вожегодский сарафан

Основа была льняная, уток - шерстяной. Ширина основы и сарафана доходила до 1,5 м. Сарафаны были тяжелые, «грузные», в основном, прямые, со складками. Вместо лямок часто использовали плетеные, тканые, реже выполненные из материи, пояски. Дольники из крашеной шерсти пряли тонко и гладко. Они долго не линяли и имели яркие цвета. Полосы в сарафанах чередовались по ширине. Как правило, между широкими одинаковыми полосами вставлялись три узкие полосы, шло чередование темных и светлых цветов. Особо искусные мастерицы умели вставить узор в полосу. Такие узоры обнаружены на сарафанах из сельского поселения Явенгское.


По воспоминаниям одной из жительницы района, особенно отличались «дольники» из деревни Бучеровская. Они были яркие с узорами. Часто по низу подола пускали кружева или ткань, а по полосам - узор. Сарафаны, обнаруженные в сельском поселении Явенгское, украшены по подолу одним рядом широкого и средней ширины кружева. Одна из старейших жительниц района вспоминала, что у ее бабушки был дольник с тремя рядами неширокого кружева на расстоянии от низа подола 9-10 см. У круглых сарафанов на лямках, предназначавшихся кормящим матерям, вырез на груди делали больше. Для молодых девушек шили сарафан с отрезным лифом. Лиф мог быть из другой ткани, иногда украшался кружевом. С внутренней стороны лифа обычно подшивали серую холстину.


Лиф выполнял функцию бюстгальтера. Как вспоминала одна из жительниц деревни Бучеровская: «Грудь не выпячивали, а старались скрыть». Дольники могли иметь широкие лямки и широкий лиф. Кромку сарафана часто отделывали другой тканью. Спинка сарафана кроилась таким образом, чтоб широкую ткань можно было заложить в складки. Складки являлись украшением сарафана, подчеркивали фигуру, пышность женских форм. 

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.