ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Натюрморт с гранатами - Голландская манера.

-отсутствует-
Артикул: 2340

Описание товара

Картина маслом художницы Ирины Чеверевой. 2020 год. Размер - 20 х 60 см.


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОЛЛАНДСКОГО И ФЛАМАНДСКОГО НАТЮРМОРТА

Цветочный натюрморт стал развиваться в Южных Нидерландах немного раньше, чем на Севере, и северонидерландские мастера были фламандского происхождения или формировались под прямым или косвенным влиянием фламандцев. В дальнейшем развитие шло параллельно, более того, на Севере страны этот жанр получил большее распространение, чем на Юге, что было отчасти связано с огромным значением, которое имели в Голландии конца ХVI - начала ХVII века естественные науки.

Сохранились документы, свидетельствующие о непосредственных контактах между ботаниками-садоводами и живописцами. Композиция как фламандских, так и голландских произведений довольно стереотипна: плотный букет, собранный в вазу или корзину, сочетается с несколькими цветами, разбросанными врозь. Проявляя столь характерный для времени интерес к многообразию форм природы, художники вводили в свои цветочные натюрморты изображения кузнечиков, бабочек, мух, ящериц, лягушек, раковин, даже редкостных птиц.

В наиболее пышных букетах можно насчитать до тридцати сортов цветов, притом цветущих в разное время года. Эти картины создавались, естественно не с натуры, а на основании предварительных штудий, и целью художника было показать богатство и красоту царства Флоры, независимо от времени года.

Особенный интерес вызывали экзотические привозные растения: сорта тюльпанов из Ирана, "царские кудри" из Афганистана, бархатцы из Мексики, настурции из Перу. Возможно, что в этих натюрмортах некоторую роль играло также символическое значение цветка: в нижних частях букета очень часто изображались ландыши (девственность) и фиалки (скромность).

Буквальное повторение отдельных мотивов облегчалось существованием штудий с растений. Так, штудии Яна Брейгеля Бархатного имел возможность использовать Амброзиус Босхарт Старший. Это явствует из его произведений: белый ирис на верхушке букета в картине Амброзиуса Босхарта "Цветы в металлической вазе" абсолютно схож с цветком на том же месте в цветочном натюрморте Яна Брейгеля Бархатного. Белый нарцисс в натюрморте "Цветы в деревянной кадке" Яна Брейгеля повторен в "Цветах в китайской вазе" Амброзиуса Босхарта.

Заимствуют друг друга другие живописцы цветов. Например, у Балтазара ван дер Аста в его картине "Тюльпан, коломбина, раковины и насекомые" (1636) изображена та же бабочка, что в натюрморте "Блюдо с фруктами и кувшин" Амброзиуса Босхарта Старшего. Балтазар ван дер Аст повторяет не только отдельные детали, но и композиции Амброзиуса Босхарта Старшего: в "Букете и хрустальном бокале", в "Букете в металлической вазе".

Много заимствует у отца Иоханнес Босхарт, а в картине "Корзина с фруктами" он берет композицию Б. ван дер Аста.

Подобные примеры можно было бы продолжить. Мы видим здесь и взаимовлияние, и тесный контакт современников.

Таким образом, в живописи цветов данного периода весьма трудно разграничить фламандские и голландские компоненты, так и работу отдельных мастеров.

Что касается других видов натюрморта, следует вспомнить картины круга Яна Давидса де Хема, одного из крупнейших голландских мастеров натюрморта, долгое время работавшего в Антверпене.

Вначале Ян Давидс де Хем пишет фрукты в духе Балтазара ван дер Аста, а также типичные для лейденской школы (Голландия) натюрморты " vanitas" с изображением книг и закуски, все в русле национального монохромного стиля: простая, уравновешенная композиция, мягкая серо-коричневая гамма, богатство рефлексов. Затем, в Антверпене, он оставляет спокойную упорядоченность форм, композиция становится шире, тона богаче, разнообразнее, в них нередко встречается сочетание красного с зеленым. Поздние работы художника, большие декоративные холсты, заполнены множеством предметов, поражающих разнообразием форм. В третьей четверти ХVII века Ян Давидс де Хем является центральной фигурой в живописи фруктов и цветов.

Однако, если натюрморты де Хема приобрели большую, чем у голландцев, декоративность и динамичность композиции и цвета, в тщательности выполнения, в подробной детализации, в общей теплоте тона он остался голландцем и создал свой особый стиль, нашедший подражателей в обеих частях страны, на Севере и на Юге.

Голландское искусство ХVII века не оставалось безразличным к достижениям живописи крупнейших фламандских мастеров. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Сказанное относится даже к монументальной живописи, которая не являлась сильной стороной голландского искусства и где, казалось бы, больше был открыт доступ иностранным влияниям. Напротив, голландское искусство 1620 – 1660 годов само оказало воздействие на искусство стран Западной Европы, и в частности на Южные Нидерланды.

Натюрморт – один из жанров, в котором голландские национальные черты проявились особенно четко.

Возьмем ли мы натюрморты, изображающие утварь скромного обихода, столь обычные в голландской живописи и очень редко встречающиеся во фламандской, или натюрморты с предметами быта зажиточных слоев общества, натюрморты Питера Класа и Виллема Хеды, окутанные холодным рассеянным светом, с почти монохромной красочной гаммой, или написанные позднее натюрморты Виллема Кальфа и Юриана ван Стрека, где по воле художника золотистое освещение вызывает к жизни из полумрака формы и живые краски предметов, - им всем свойственны общие национальные черты, которые не позволят смешать их с картинами другой школы, в том числе и родственной фламандской.

В натюрморте "Битая дичь и омар" крупнейшего фламандского мастера этого вида живописи Франса Снейдерса все подчинено задаче создания декоративного зрелища, поражающего взгляд своей динамичностью. Предметы грудой навалены и находятся в неустойчивом равновесии, формы извиваются и круглятся, не давая спокойных линий. Сверкают большие красочные пятна (у Снейдерса, например, одним из излюбленных мотивов была ярко-красная скатерть на столе).

В голландском натюрморте всегда ощущается спокойная созерцательность и особая любовь к передаче реальных форм осязаемо материального мира.

Из истории кухонных натюрмортов:

Кухонные натюрморты получили распространение в Нидерландах благодаря художникам Питеру Артсену и Иоахиму Бёккелару. В этих произведениях искусства, хозяйка дома, кухарка или слуги отходили на задний план, а главными героями становились кухонная посуда и свежий урожай: мясо, рыба и множество овощей, включая тыкву, репу, брюкву, капусту, морковь, горох, фасоль, лук и огурцы. У людей более состоятельных на столе можно было увидеть цветную капусту, дыни, артишоки и спаржу.

В голландских кухонных натюрмортах посуда несла определенную символику: стекло символизировало хрупкость, фарфор олицетворял чистоту, а серебряная посуда выражала идею богатства. Различные предметы посуды, такие как ступка и пестик, обозначали мужскую и женскую сексуальность. Бутылка служила символом греха и пьянства, а разбитая посуда – символом смерти. Кувшин и чаша напоминали о Тайной вечере. Перевернутый или пустой бокал мог символизировать пустоту или смерть, в то время как наполовину наполненный бокал означал умеренность. Нож в натюрморте символизировал предательство и напоминал о человеческой уязвимости и смертности. Кроме того, он был скрытым изображением мужской сексуальности.


Таким образом, кухонные натюрморты являлись богатым и символичным искусством, в котором каждый предмет посуды и продукты на столе несли свой смысл и вызывали определенные эмоции у зрителя.

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.