ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Натюрморт в живописи

Натюрморт в живописи

Натюрморт — живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Натюрморт — это жанр изобразительного искусства, в котором главными персонажами произведения выступают обычные вещи. Это могут быть не только неодушевленные предметы, но и живые существа.

Однако птицы, животные или люди в натюрморте по замыслу художника играют второстепенную роль, лишь дополняют основной мотив картины. Натюрморт (nature morte) дословно переводится с французского как мёртвая природа. Опытным знатокам искусства также хорошо известно другое, англоязычное название жанра — Still Life или неподвижная жизнь.

Существует устойчивое мнение, что именно в натюрмортах и пейзажах лучше всего раскрывается внутренний мир художника. Гениальные мастера заставляют зрителя любоваться копиями простых вещей, на оригиналы которых человек в обыденной жизни не обращает никакого внимания. 

История натюрморта Натюрморт сформировался в качестве отдельного жанра живописи лишь в XVII веке, но люди издавна изображали окружающие их предметы на картинах и стенах.

На храмах и гробницах Древнего Египта среди сюжетов подношения даров богам часто встречаются легко узнаваемые неодушевленные вещи. Неизвестные художники не пытались изобразить их максимально реалистично, но стремились четко обозначить важность каждого нарисованного предмета. 

На сохранившихся до наших дней настенных росписях и мозаиках античных мастеров неодушевленные вещи нарисованы более детально. Художники Древней Греции и Рима научились мастерски отображать в своих творениях разные оттенки объектов, но сюжеты с обычными предметами имели исключительно декоративное значение.

Изображениями цветов, фруктов или животных в то время украшали отдельные элементы интерьера в домах (ниши, стены жилых и общественных зданий). В XV-XVI веках натюрморт еще не рассматривался художниками в качестве полноценного жанра станковой живописи.

Обыденные вещи были только частью (причем — второстепенной) общей композиции произведения на историческую или религиозную тематику. А отдельные изображения неодушевленных предметов использовались только для декоративного оформления обстановки дома или предметов мебели.

Но уже в XVII веке натюрмортная живопись стала полноценным жанром искусства. Это произошло в крупнейшем центре торговли Северной Европы — Нидерландах. И огромную роль в свершившемся событии сыграли знаменитые «малые голландцы».

Чаще других к этой тематике обращались следующие мастера станковой живописи: Питер Клас (Pieter Claesz); Виллем Клас Хеда (Willem Claesz (Claeszoon) Heda; Виллем Калф (Willem Kalf); Балтасар ван дер Аст (Balthasar van der Ast); Виллем ван Алст (Willem van Aelst); Ян ван Хёйсум (Jan van Huysum). 

В те времена в Голландии на рынке живописи царила жесткая конкуренция. Художники стремились до идеала отточить собственное мастерство и очень часто сознательно выбирали узкую тематику для своих произведений. Тогда появились основные поджанры натюрморта:

  1. Цветочный. Как нельзя лучше отображал массовое увлечение голландцев цветоводством.
  2. Тональный. Большинство картин написаны в приглушенных тонах с преобладанием серых и коричневых цветов.
  3. Кухонный. На многих работах мастеров этого поджанра помимо неодушевленных предметов изображены сцены из повседневной жизни людей.
  4. Рыбный. Эта специализация — дань уважения отважным мореплавателям и рыбакам из Голландии.
  5. Роскошный. Отражал стремление нового класса буржуазии к богатству и роскоши.
  6. Охотничий. Картины с изображением битой дичи были популярны среди местных зажиточных бюргеров-охотников.
  7. Цветочно-фруктовый. Пик популярности этого поджанра приходится на вторую половину XVII века.
  8. «Накрытый стол» («Банкеты» и «Завтраки»). На холстах были изображены традиционные для нации продукты и деликатесы. «Суета сует» (vanitas). На полотнах обязательно присутствовали предметы, напоминающие о бренности человеческой жизни (череп, свеча, завядшие цветы или подгнившие фрукты). «Обманка». Создавали у зрителя иллюзию трехмерности, нарисованные предметы было крайне сложно отличить от настоящих. 
Каждое следующее художественное течение вносило в натюрморт свои особенности. Этот жанр хорошо подходил для демонстрации зрителю основных принципов того или иного стиля.

Импрессионист Пьер-Огюст Ренуар уделял натюрмортам много внимания, рисуя букеты цветов и фрукты. Одна из составляющих популярности постимпрессиониста Винсента ван Гога — его цветочные натюрморты.

Сезанн и жанр натюрморта — еще одна стойкая ассоциация: художник написал знаменитую серию картин с яблоками, винными бутылками и кувшинами с водой. Пабло Пикассо, проходя различные стадии развития своего творчества, создавал натюрморты в стиле кубизм, сюрреализм и постимпрессионизм, каждый раз по-новому интерпретируя предметы окружающего мира. 

Сюрреалисты также отдали дань жанру натюрморта. Сальвадор Дали, Рене Магритт, Джорджо Моранди — каждый из них неоднократно запечатлел в своих картинах неодушевленные предметы, существующие в фантастических мирах и иных творческих измерениях.

Натюрморт в русской живописи

В России натюрморт долгое время не считали достойным внимания и использовали лишь при обучении для оттачивания художественных навыков. Все изменилось в начале XX века, когда меценаты стали ввозить в страну картины из Франции.

Натюрморты импрессионистов вызвали живой интерес у русских художников, что привело буквально к повальному выбору этого жанра многими знаменитыми живописцами от реалистов до абстракционистов.

Наверное, было бы странно, если бы все русские живописцы взялись рисовать классические натюрморты, красиво выкладывая на столе предметы, скрупулезно обеспечивая фон и правильное освещение.

Поскольку каждый мастер работал в своем направлении и манере, это привело к рождению на свет и самых необычных картин-натюрмортов. Посмотрим, как это проявилось у художников разных стилей.

Значительный шаг вперед в русском натюрморте сделал импрессионист . Хотя этот вид работ все еще оставался средством для оттачивания художественных навыков, в процессе создания натюрморта мастер ставил разнообразные живописные задачи, проводил эксперименты и всякий раз достигал чего-то нового в композиционном плане, плане форм или цветовых решений.

Так появились на свет многие прекрасные картины, такие как «Сирень и незабудки», которые вдохновили многих других художников продолжить эти эксперименты. Яркое наложение импрессионизма на неодушевленные предметы прослеживается и в работах.

Размывая фон и избавляя зрителей от необходимости всматриваться в детали, художник сосредотачивается на эмоциях. Мы не увидим на его полотнах тончайшей прорисовки цветков или предметов, но без труда наполнимся эмоцией радости и ощутим дыхание жизни в его ярких работах.

Теги: Натюрморт (nature morte), живопись, история, жанр натюрморт

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий