ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Медные старинные складни

Старинные складни

Складень – это один из видов медных икон, который состоит из 2-4 секций (створок). Наибольшее распространение получили триптихи, то есть складни, состоящие из 3-х створок.

Если для Руси слово «складень» относилось именно к меднолитной составной иконе, имеющих форму книги, то в средневековой Европе под этим термином подразумевается определённая форма церковных алтарей, которые ещё называют «створчатыми алтарями» - иконостасами, состоящими из нескольких панелей, соединённых между собой.

Основные типы складней, существовавших на Руси: нательные, нагрудные, киотные (поставные). Все они могли являться путными, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход (некоторые многостворчатые складни так и назывались «походные»).

Сохранилось свидетельство XVII века о том, как носили складни. «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели», - писал архидиакон Павел Алеппский.

Складни, отлитые из медного сплава, были очень удобны для переноски, ведь даже обладая весьма внушительным весом, позволяли носить с собой в сложенном виде сразу несколько образов, часто это были Иисус Христос, Божья Матерь, либо избранные святые.

Актуальность использования складней именно в походных условиях была неоспорима, учитывая огромные расстояния русской земли. Складни брали с собой княжеские дружинники, купцы, пилигримы, паломники, странствующие монахи, крестьяне, батраки.

Походы длились неделями и месяцами, посещать храмы в ходе таких путешествий не было никакой возможности, поэтому складни позволяли помолиться прямо в дороге, утром или устраиваясь на ночлег.

Не стоит и говорить, что в дорожных условиях именно меднолитные складни без ущерба для себя переносили все погодные неожиданности, пыль и грязь дорог, речные переправы и броды.

В книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию…», написанной архидиаконом Павлом Алепским, приводится свидетельство, относящееся к 17 веку и посвящённое складням у русских солдат:

«У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели».

В XIX веке металлические складни зачастую заменяли целые иконостасы и святцы. Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами и панагиями, которые ввозились из Византии начиная с X века.

Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, а также конструкция древнерусских меднолитых трехстворчатых складней, заимствованная у византийских. Размер створок древних складней определялся средником (центральной частью) и был равен его половине, то есть створки не заходили одна на другую, а закрывались встык.

Прообразом такого типа складней, вероятно, послужили Царские врата, закрывавшие вход в алтарь церкви. Древние складни были мелкоформатные, с подвижным оглавием и предназначались для нательного ношения.

Если сравнить количество дошедших до нас складней, отлитых до конца XVII века, с количеством крестов и икон этого же периода, то складней окажется очень мало. Этот факт можно объяснить тем, что процесс их изготовления был гораздо более трудоемким, так как створки, оглавия отливались по отдельности и крепились к среднику.

В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой Выговской литейной мастерской появились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья.

Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна на другую, что позволило увеличить их количество до четырех.

Благодаря выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней, описанные ниже.

1. Двустворчатые складни с малыми створами; основные сюжеты:

— Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;

— Деисус, Ангел-хранитель и святитель Никола Чудотворец.

2. Трехстворчатые складни разной величины; основные сюжеты:

— Деисус (три вида);

— Деисус с избранными святыми, так называемые складни- «девятки», в среднике которых Деисус, на створках — изображения святых (по три фигуры на каждой), при этом существовало два варианта иконографического извода. Наиболее популярным изводом является:

— апостол Иоанн Богослов, святитель Никола Чудотворец, московский митрополит Филипп (левая створка);

— Ангел-хранитель, святые Зосима и Савватий Соловецкие (правая створка);

— изображения избранных трех из Двунадесятых праздников;

— Двунадесятые праздники (створы большие);

— Распятие Христово, Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;

— Богоматерь Владимирская, Спас Нерукотворный, преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский (тройные малые створы).

3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты:

— изображения Двунадесятых праздников (на трех створах);

— изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа).

Оборотная сторона складней (крышка) украшалась резным или литым изображением Голгофского креста. Складни отливались в огромном количестве на протяжении XVIII — начала XX века и имели хождение по всей России.

Помимо перечисленных типов складней существовали и иные, связанные с другими старообрядческими толками и литейными мастерскими. Однако от выговских образцов они резко отличаются качеством литья, некоторой примитивностью и грубоватостью не только изображений, но и самих отливок.

В начале 18 века Православная церковь запретила изготовление медных икон, и именно в этот период начинается расцвет старообрядческого меднолитного дела. Выговская литейная мастерская, используя современные техники медного литья, начала изготовление новых видов складней, используя другую иконографию и сюжеты.

Створки складней делались более точно, они плотно прилегали друг к другу, стали использоваться многочисленные петли и толстые штифты. Складни стали более прочными, створки накладывались одна на другую, их количество увеличилось до 4-х.

У нас на сайте АНТИК1941 вы можете купить литые складни, старинные медные иконы, литые створки, старинные медные кресты распятия, подвески и образки, образ Спасителя и Богородицы в медном литье, литые образы святых.

Теги: История, Россия, коллекция, меднолит, Медные старинные складни, медные иконы

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий