ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Коллекционные предметы из серебра

Предметы из серебра всегда актуальны и не выходят из моды с течением времени, особенно это относится к винтажным вещам и украшениям, которые хранят в себе некую тайну прошлого. Для ценителей серебра антиквариат имеет особое значение, ведь чаще всего это раритетные предметы, имеющие художественно-историческую значимость и сохранившиеся с давних времен. Старое серебро представляет большую ценность не только для настоящих коллекционеров, но и для обычных любителей различных ювелирных изделий. Немаловажную роль при оценивании старинных серебряных предметов играют художественный вкус, дизайн и метод обработки металла мастером. Антиквариат – это выгодные вещи для инвестирования средств. Во все времена считалось довольно престижным иметь в доме антикварное серебро. Оно указывало на высокий уровень достатка владельца и на его отличный вкус в ценных вещах. За счет солидного возраста серебряные изделия очень высоко оценивают.

Соответственно обладание функциональными и декоративными серебряными предметами (не говоря уже о золотых) испокон века рассматривалось как показатель уровня достатка. Более того, поскольку изделия можно продавать на вес для переплавки в слитки, серебро также представляет капиталовложение "на черный день". Однако при определении коллекционной ценности и стоимости серебряных изделий коллекционеру важны иные достоинства, а именно - художественный уровень дизайна и мастерства, равно как форма и декор, хотя оценка последнего зависит от личных пристрастий и постоянно меняющейся моды.
О многом говорит патина на поверхности металла, однако решающее слово принадлежит клеймам с именем мастера и датой. Умение распознать наличие или отсутствие этих характеристик дает ключ к успешному коллекционированию серебра. Как "смотреть" серебро

КАК СТАРАЯ ПОСЛОВИЦА " Не все то золото, что блестит" остерегает потенциальных покупателей этого драгоценного металла, так же и клейма на серебре остерегают коллекционера, поскольку они могут ввести в заблуждение. Как-то меня попросили идентифицировать серебряный бочонок с клеймом "EPNS". "Ведь это чистое английское натуральное серебро и, вероятно, дорого стоит?" К сожалению, мне пришлось огорчить ее. Бочонок был из накладного никелевого серебра и, разумеется, стоил гораздо дешевле чисто серебряного.

Мечта коллекционера обрести серебряный предмет в отличном первоначальном состоянии осуществляется редко. Поэтому следует внимательно изучать изделия, сопоставляя поверхность, стиль и декор с информацией, предоставляемой клеймами, и решать, связаны ли несоответствия с починкой или подделкой.

Изменения и починка могут иметь место, но отражаются на цене. Учитесь распознавать пивные кружки, переделанные в кувшины (добавлен носик), и ранние предметы с поздним декором (чаще всего викторианского периода). Старые выгравированные гербы и инициалы часто стирали и наносили новые, - серебро делалось таким тонким, что прогибалось при легком нажиме. Иногда эти тонкие участки закрывали "заплаткой" или, что сложнее определить, стертый участок вырезали и вставляли новый, а швы скрывали под гравировкой.

Особенно важное значение имеет цвет серебра. Я всегда тру поверхность мягкой тряпочной, чтобы проверить цвет. С течением времени антикварное серебро приобретает голубой оттенок, а современное имеет яркую зеркальную поверхность. Остерегайтесь яркой сверкающей поверхности на антикварных предметах; возможно, слой серебра скрывает свинцовый припой. Один из способов отыскать следы реставрации, скрытые под сияющей полировкой, - слегка подышать на подозрительное место, и все огрехи тут же "высветятся".

Возьмите с собой карманные весы: стоимость зависит от веса. Магнит поможет выявить посеребренные железо или сталь, а сквозь карманное увеличительное стекло вы будете рассматривать клейма.

Хороший указатель клейм поможет идентифицировать английское серебро; не стоит выучивать все литеры, обозначающие дату, и клейма мастеров - их слишком много. В Англии существует подробнейшая система клейм, но у большинства стран имеются специфические клейма (в том числе и России).

После изучения клейм следует проверить их подлинность, проще подделать клеймо, чем все изделие. Фальшивые клейма, штампованные из мягкого металла, имеют более мягкий очертания, чем подлинные стальные клейма.

Еще один ключ к определению фальсификата - расположение клейм, меняющееся в зависимости от года производства. Верное расположение подробно описано в хорошем справочнике. Один из известных трюков - взять набор подлинных клейм с небольшого предмета (ложки) и припаять его на крупное изделие. Фальшивые клейма выдают скученность расстановки и следы пайки по контурам клейма. 


Серебро - мягкий металл, редко употребляемый в чистом виде; в серебряные сплавы добавляется медь. Тем не менее количество чистого серебра в изделиях варьировалось вплоть до 1300г., когда Эдуард I установил систему клеймения английского серебра, приведя его к общему стандарту. По стандарту серебро должно было составлять в сплаве 92,5% (7,5 отводилось меди), чтобы официально называться "стерлинговым" и иметь право на клеймо с головой леопарда.

Клеймо мастера вводится в 1363 г., лишив возможности фальсификаторов чеканить голову леопарда. Литера с указанием года пробы добавилось в 1478 г., и наконец, в 1544 г. идущий лев подтвердил королевский контроль над пробирной палатой. Это основная система английских клейм, к которым время от времени добавлялись другие.

Пробирные клейма означали город, где серебро проверялось на чистоту. С 1478 г. пробирные мастера (проверявшие и клеймившие серебро) обязывались делать это в здании Гильдии золотых дел мастеров, чтобы предотвратить незаконное клеймение некачественных изделий. Лондон, первый английский центр клеймения, сначала не имел пробирного клейма. В 1544 г. голова леопарда (изначально - клеймо стерлингового серебра) стала клеймом лондонской пробирной палаты. С конца ХVII в. были учреждены другие пробирные палаты. Каждый центр имел свое клеймо: Честер (1686-1962) - меч и три снопа пшеницы; Эксетер (1701-1883) - замок с тремя башнями; Ньюкасл (с 1702 года ) - три замка; Бирмингем (с 1773) - якорь и Шеффилд (с 1773) - корону.

Клеймо мастера.

С 1363 г. клеймо мастера, "именник", было его символом (многие тогда не умели читать). В конце ХVII в. к символу добавились инициалы мастера. На протяжении следующего века символы вышли из употребления, и клеймо состояло из инициалов имени и фамилии мастера. В период британского стандарта (1697-1720) мастеров обязывали зарегистрировать новые знаки, состоящие из первых двух литер их фамилии.

Буквенные годовые клейма.

Означающая дату литера, появившаяся на лондонском серебре в 1478 г. и используемая до сих пор, указывает год пробирования предмета в пробирной палате. Литера изменялась ежегодно, так как поначалу пробирные мастера ежегодно сменялись. Литеры (обычно в алфавитном порядке) в каждой пробирной палате различные. Буква заключена в щиток, также ежегодно меняющий форму.

Клеймо стерлингового серебра.

В Англии серебро, соответствующее требуемому высокому стандарту, клеймилось головой леопарда. Так как этот знак восходил к королевскому гербу, его называли "королевским клеймом". Когда клеймом стерлингового серебра стал идущий лев (1544), голова леопарда стала клеймом лондонской пробирной палаты. Клеймо "идущий лев" сменилось клеймом британского стандарта (1697-1720).

Британский стандарт.

Во время гражданской войны в Англии (1649-1660) огромное количество стерлингового серебра было переплавлено в монеты для выплаты жалованья солдатам. После реставрации монархии (1660), когда на престол вступил Карл II, спрос на домашнее серебро возрос настолько, что монеты пустили на переплавку для производства необходимой домашней утвари. Делалось это нелегально, и для уничтожения этой практики в 1697 г. был введен британский стандарт: 95,8 % беспримесного серебра. Для контроля над системой установили новые клейма. Идущий лев сменился фигурой женщины, олицетворяющей Британию, а львиная голова - головой леопарда в короне (клеймо лондонской пробирной палаты того времени). Стерлинговый стандарт был вновь принят в 1720 г.


Налоговое клеймо. 

Впервые налог на серебро стал взиматься в Англии в 1720 г. Расходы Англии в период Американской войны за независимость (1775-1783) увеличили потребность в финансовых средствах, что привело к увеличению налога. В 1784 г. использовалось клеймо с профильной головой монарха, свидетельствующее об уплате налога во время пробирования. Профили монархов появлялись на английском серебре до 1890 г., когда серебряных дел мастера добились отмены налога. Следует различать штемпель и клеймо. Пробирные учреждения устанавливают срок годности клейма. Когда он истекает, клеймо списывают на утилизацию. С течением времени отпечаток клейма на изделии начинает разрушаться. Зачастую о подделке можно догадаться, сравнив износ клейма и самой вещи. Клеймо может изнашиваться, но его пропорции и композиция рисунка остаются неизменными. При первичном осмотре изделия из  серебра поддельное клеймо может сойти и за настоящее за счет внешнего сходства, однако при более глубоком изучении находятся отличия (нанесено в неправильном месте, пропорции элементов клейма искажены по сравнению с оригиналом). Спектральный анализ предоставляет точные данные о составе ювелирного сплава и примесях, что является эффективным способом определения подлинности антиквариата. В старину использовали одни примеси, в наше время – другие. Осматривать оттиск пробирного клейма нужно с помощью микроскопа, обычной лупы здесь не хватит.  Методы фальсификации пробирных клейм, которыми пользуются мошенники, имеют свои отличительные признаки. Их можно выявить, прибегнув к электронному микроскопу. Настоящие пробирные клейма, по аналогии с денежными купюрами, снабжаются элементами защиты. Информация о них содержится лишь в первичной технической документации и засекречена государством.  Применение оптического микроскопа не поможет, если нельзя сравнить образец с исходными данными из документации.

Как определить подлинность серебра ?

Во-первых, нужно тщательно изучить вещи, сравнивая их поверхность, стиль и оформление с  теми данными, которые предоставляет клеймо. Выявив несоответствия, установите, в чем заключается причина. Изделие было переделано и/или отреставрировано, или это подделка? Переделки оригинала допускаются, но из-за вмешательства в авторскую работу цена может существенно упасть. Во-вторых, научитесь определять пивные кружки, превращенные в кувшины с помощью приставного носика, и старинное серебро с вторичным декором. Подобный фокус нередко проделывался в  Викторианскую эпоху. Изначальные гравировки зачищали и делали новые. В результате серебро становилось настолько тонким, что гнулось от малейшего прикосновения. Порой хлипкие участки прикрывали отдельным кусочком серебра или, что труднее распознать, ненадежный элемент извлекали и вставляли новый, швы же были надежно спрятаны под гравировкой. Чтобы определить, нарушена ли цельность изделия, нужно подышать на подозрительный участок. Тогда даже отменная полировка не скроет истину. В-третьих, установите подлинность самого клейма. Легче подделать клеймо, чем всю вещь. Подлинные клейма изготовлены из стали, а фальшивые – из мягкого металла. Поэтому контуры их оттисков более размыты. 


Еще один действенный способ обнаружения фальшивки – обратить внимание на расположение клейм. Оно меняется в соответствии с годом выпуска. Правильное расположение клейма – один из признаков подлинности антиквариата. Не теряйте бдительности, ведь известны случаи, когда мошенники пользуются набором оригинальных клейм с небольшого изделия, например, ложки, припаивая его на вещь куда больших габаритов. В таком случае распознать фальшивые клейма можно по их скоплению в одном месте и признакам пайки по краям клейма.


Теги: О КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИИ СЕРЕБРЯНЫХ ИЗДЕЛИЙ, коллекция, Как определить подлинность серебра,

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий