Художественная миниатюра Мстера
Вслед за Палехом художественные артели возникли сначала в Мстере, а затем и в Холуе. Написанные золотистыми красками на черном фоне палехские миниатюры отличаются разнообразием цветовых переходов, многообразием элементов композиции, орнаментальным богатством рисунка. Как и в иконописи, сохраняется письмо «плавями». Холуйские мастера стараются избегать чисто черного фона.
Мстерский иконописный промысел начался в XVII веке. Его художественная манера отличалась и от Холуя, и от Палеха.
Она создавалась вкусами и потребностями старообрядчества, т.е. дониконианской стилистической традиции.
Мстерское подражание старым манерам иконописного искусства до XVII века нередко доводилось до тончайшей, виртуозной подделки.
Но при этом Мстера сохранила свое лицо, а ее манера написания икон получила определение «себякинской», т.е. «от себя», от мастера.
Мстерская иконопись характеризуется живописностью, колоритом. Он имеет два контрастных строя: тон теплый (охряной или темно-зеленый с киноварной доминантой) и холодный (блеклый разбельный с голубоватыми и бирюзовыми оттенками). Иконы в Палехе начали писать в XVII веке.
Село находится дальше, чем Мстера и Холуй, от больших дорог и судоходной Клязьмы, поэтому оно не было вовлечено в создание «массовой» иконы, которую по всей России разносили офени.
Сюжет миниатюры чаще разворачивается в живописно решенном пейзаже (отсылка к холуйской иконе).
Изображения лаконичные, объемные, крупные планы при минимуме деталей.
Мстёрские художники практически не используют черного фона.
От этого возникает ощущение праздничности. Как и в холуйских, в мстерских работах особую роль играет пейзаж, но он, как и сюжет росписи, прописывается более мелко. За счет построения пространства несколькими планами миниатюра получает глубину. И мстерские изделия, как и некогда их иконы, имеют так называемую «ковровость», присущую Востоку.
Как бы ни отличались палехские, холуйские и мстерские промыслы, но они вошли в золотой фонд русской культуры. И каждый из них по-своему прекрасен!