ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

История русской каски Сольберг


Каска Sohlberg M1917 ("Зольбрег" ) был разработана на основе французской каски Адриана М1915 для армии Российской Империи.

В 1917 году правительство России разместила заказа на производство шлемов на финских (на тот момент Финляндия являлась частью российской империи) заводах Sohlberg-Oy и V.W. Holmberg. Официально шлем не успел поступить в армию по причине начала гражданской войны в России. По документам Sohlberg M 1917 проходил как «каска французского образца из лопаточной стали». Так же часто шлем назывался «Модель 1917 (Sohlberg)», «Venalainen m-17» (фин.) или «Русский м-17». В 1915 году Генеральный штаб Российской империи принял решение о начале разработки русского стального шлема на основе конструкции французской каски Адриана модели 1915 года.

 Главное Интендантское Управление с декабря 1916 по сентябрь 1917 года разместило заказы на производство касок на следующих предприятиях:

Завод Акционерного о-ва механических и жестяночных заводов "Жесть", г.Саратов.  Завод «ПП. Зеленова и Г.А. Зимина», г. Самара. Завод «Граната», г. Гельсингфорс (Хельсинки). Акц. Общ. Митавских металлических заводов "Л. Крамер и сыновья". Завод Шпильберга, г. Харьков. Завод Розенфельда. Завод Вальтух. Завод Люльки. Завод Бачачь и Варшавский. Т-во Светъ. Т/Д С.П. Подольский. Акц. Общ. Аффинерного и Металлопрокатного завода. Акц. Общ. Лысьвенского Горного Округа "Наследников графа Шувалова". Завод «Штамп» г. Нахичевань-на-Дону (с 1928 года в составе г. Ростова-на-Дону). «Штамповальные и Эмалировочные заводы», г. Луганск. Сергинско-Уфалейские горные заводы (Урал). Завод «Бр. Кирьяновых и Ложкин», г. Вятка... 

Производство Основной заказ на производство шлемов был размещен в Великом княжестве Финляндском на заводах Sohlberg-Oy и V. W. Holmberg, но революционные события начала 1917 года сорвали план производства шлемов и помешали поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию. Почти через 2 месяца после Октябрьской революции, согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено.    28 декабря 1917г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства.

Всего на заводе Sohlberg-Oy успели изготовить 500 000 шлемов, а на заводе V. W. Holmberg — 100 000 шлемов, но в русскую армию была поставлена относительно небольшая часть.

В 1918 году Финляндия объявила независимость, и выпущенные, но не отправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства.

При этом, на большей части оставшихся шлемов не было установлено подтулейное устройство, так как изначально его установка планировалась на заводах в России 

 Дизайн шлема был разработан на основе вышеупомянутой французской каски Адриана образца 1915 года, однако по результатам испытаний были выявлены некоторые конструктивные недостатки французского шлема. 

Вес шлема составлял 800—850 грамм.

Русский шлем был более прочным и простым в производстве, он изготавливался из листовой стали с добавлением никеля толщиной 1,2 мм путём штамповки.

В верхней части купола шлема располагалось вентиляционное отверстие, прикрытое выпуклой треугольной накладкой, прикрепленной к поверхности шлема тремя клёпками. Подтулейное устройство (некоторые неправильно называют его «подшлемник») изготавливалось из ткани и крепилось с помощью гофрированных алюминиевых полос, так же, как на каске Адриана, предназначенных для вентиляции и прикрепленных к поверхности шлема с помощью восьми клёпок. В верхней части подтулейное устройство имело круглое отверстие, размер которого регулировался с помощью шнура.

Подбородочный ремень изготавливался из кожи, его размер регулировался прямоугольной пряжкой. Крепление подбородочного ремня осуществлялось с помощью прямоугольных металлических колец, прикрепленных к полям шлема двумя парами клёпок. Шлемы, выпущенные для русской армии, были окрашены масляной краской в цвет хаки. 


С ноября 1916 года каски начали поступать в войска. Почти через 2 месяца после Октябрьской революции, согласно докладу по Главному Интендантскому Управлению от 14 декабря 1917 года, за №91471 «О прекращении дальнейшего изготовления касок Центральным Военно-Промышленным Комитетом», производство шлемов было прекращено.    28 декабря 1917г. это решение было одобрено на Особом Совещании по обороне государства.    Однако решение о прекращении производства стального шлема не коснулось предприятий уже независимой Финляндии, которая получила эту независимость согласно декрету Совета Народных Комисаров от 18.12.1917 года.    И хотя, большая часть шлемов была поставлена на фронт для русской армии, на складе завода «G.W. Sohlberg» остались 500 штук недопоставленных шлемов.  Финляндия, получив независимость, была ввергнута в гражданскую войну (с 27.01 по 16.05. 1918 г.). Во время войны эти 500 шлемов, находящиеся на складе завода «G.W. Sohlberg», были конфискованы Финской Красной гвардией. После поражения красных, шлемы были захвачены финскими белогвардейцами и поступили в экипировку Хельсинкского пехотного полка, а также в гарнизоны городов Вааса (Vaasan) и Какисалми (Kakisalmen).




В 1920 году эта самые шлемы (так называемый - «русский вариант») были изъяты из армейской экипировки и проданы в пожарные части и силы гражданской самообороны. Большинство этих шлемов бьио перекрашено в черный цвет. На некоторых образцах стальных шлемов, выпущенных для финской армии, стояла маркировка VKT, а сплошной тканевый купол в подтулейном устройстве был заменён на трехлепестковый (так называемый - «финский вариант»). Лепестки подтулейного устройства имели треугольную форму, и в своей верхней часта стягивались шнуром. Они изготовлялись из брезента или выделанной кожи северного оленя.  К сожалению, о производстве стальных шлемов на финских предприятиях сохранилось очень мало сведений т.к. архив времён Первой Мировой Войны предприятия «V.W. Holmberg» -безвозвратно утерян, а в неполном архиве предприятия «G.W. Sohlberg» информация по стальным шлемам имеется в очень небольшом количестве.

Шлем имел три размера купола, и шесть размеров подтулейного устройства (53см., 55см., 57см., 59см., 60см., 62см). 

Окрашивался шлем в цвет хаки.

ТТХ  М1917:

  • вес - 800-850гр.,
  • толщина стали - 1,2мм.,
  • ширина около - 213 мм.,
  • длина около - 287 мм.,
  • высота около -170 мм.     

Революция 1917г. помешала  поставкам изготовленных в Финляндии шлемов в Россию. В русскую армию была отправлена сравнительно небольшая партия заказанных шлемов. Так, на заводе  Sohlberg-Oy успели изготовить только 500 тыс. шлемов, а на заводе V.M.Holmberg – 100 тыс. В 1918г. Финляндия объявила независимость и выпущенные, но не отправленные в Россию шлемы остались в распоряжении финского правительства. На большей части шлемов не был установлен подшлемник, т.к. сделать это планировалось на заводах в России.   

Каска Sohlberg M1917 ("Зольбрег") в СССР

Шлем  этой модели так и не был широко использован русской армией. Во время Гражданской войны небольшая часть шлемов использовалась белогвардейскими соединениями. В 20-е и 30-е гг. шлем М17 Sohlberg получил распространение в Красной Армии. Поступившая часть шлемов стали использовать бойцы РККА. Как и на Адриан М1916 на шлем стали крепить жестяную звезду РККА. Иногда звезду рисовали красной краской через трафарет. По причине нехватки амуниции в РККА СССР был вынужден использовать Sohlberg M1917. Так же в начале 1930-ых годов в Ленинграде на Лысьвенском Металлургическом заводе была произведена партия шлемов М1917. По некоторым данным изначально производство было налажено на ижорском заводе (г. Колпино) в 1916 году.  Ижорский завод изготовил примерно 10 000 шлемов, шлемы отличались использованием точечной сварки вместо заклепок.  




Теги: Русская Каска М 17, каски, Россия. история, 1917 (Sohlberg)», Venalainen m-17 «Русский м-17».

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий