ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

История племени Вятичи

Вятичи

Вятичи – вероятно, одно из самых загадочных древнеславянских племен, которое дольше других сохраняло язычество и оказало упорное сопротивление Киевской Руси. 

В древнерусских летописях народ характеризовался как наиболее дикое и воинственное племя среди всех славян. Кто же они такие и, чем закончилась вятская история?

Восточнославянский племенной союз вятичей

Обитал в 8-12 столетиях в верхнем и среднем течении Оки, на землях современных Московской, Орловской, Калужской, Рязанской, Тульской, Смоленской и Липецкой областей. С этим племенным объединением связана ромено-борщевская археологическая культура.

Родоначальником племени, согласно «Повести временных лет», был Вятко, от имени которого оно и получило свое название. Есть и другие версии о происхождении этого этнонима.

Первое упоминание племени вятичей содержится в письме хазарского кагана Иосифа 60-х годов 10 века. В арабских источниках вятичи упоминаются под названием «вантит».

Если верить автору «Повести временных лет», то вятичи имеют западнославянское происхождение. В этногенезе этого племенного союза, очевидно, участвовало коренное балтское население, являвшееся носителем мощинской культуры (3-4 века). С 5 по 8 век шло расселение вятичей в бассейне Оки.

В 9-10 веках этот племенной союз находился под игом Хазарии, выплачивая ей дань. Управление внешними и внутренними делами племени осуществляли князь и вече.

История племени Вятичи

В 965 году вятичи были покорены киевским князем Святославом. Но уже сыну Святослава, князю Владимиру, пришлось вновь подчинять их своей власти. В 981 году Владимир обложил их данью, а уже вскоре они подняли восстание, и вновь были подчинены на следующий год.

До 11 века вятичи пользовались определенной политической автономией и отстаивали свои интересы в борьбе с русскими князьями. Постепенно потеряв независимость, они влились в состав древнерусской народности. Последнее упоминание о них относится к 1197 году.

Обилие символических украшений-оберегов около ворота одежды и на шее объясняется тем, что здесь - наименее защищенная часть тела. Голова покрыта кокошником (или его обыденной заменой), корпус и ноги женщины закрыты одеждой, при изготовлении которой щедро применялась заклинательная символика, а шея во всех случаях оставалась открытой.

Поэтому древние язычницы и их "пра-дщери" XIX в. стремились обезвредить этот опасный участок изобилием апотропеических подвесок.

Обереги-амулеты

Самой интересной для нас частью женских украшений являются специальные амулеты-обереги, включавшиеся в ожерелье или подвешивавшиеся особо (в области сердца или в "калите" y пояса). Обереги были как в виде отдельных подвесок, так и целыми наборами. Их магическое и апотропеическое значение не вызывает сомнений.

Украшение предплечий и бедер известно только по этнографическим данным. Вышивка на предплечьях рукавов нередко содержала архаичный символ возделанного поля, нивы: косо поставленный квадрат разделен на 4 части и в каждом малом квадрате помещена точка - знак зерна. (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981, с. 45.)

Помещение идеограммы нивы именно в этом месте рукава прекрасно объясняется самим содержанием знака: нива требует труда, рук, и вышивальщицы когда-то сознательно, а в XIX - XX вв. уже по традиции изображали на рукаве рубахи в том месте, где он облегает главные мышцы (бицепс, дельтоид и другие), знак поля, как точку приложения мускульной силы.

Такие же знаки нивы (и идеограмму дома, сруба) вышивали на шерстяных поневах вдоль бедер и ног, стремясь этим магическим узором придать большую силу корпусу и ногам. (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, с. 47, 50.)

Южновеликорусская понева, как и украинская плахта, является очень архаичной формой одежды и восходит к энеолиту или земледельческому неолиту.

"Обручи"-браслеты. Браслеты широко представлены и в деревенских и в городских материалах. В городском обиходе XI - XIII вв. серебряные браслеты были съемными, на шарнирах и предназначались для удерживания необычайно длинных, до земли, рукавов.

Браслеты расстегивались тогда, когда женщина, подобно Лягушке-Царевне, начинала ритуальный танец и широко распускала свои рукава. Гравировка на таких браслетах настолько интересна и важна для нашей темы, что им будет посвящена специальная глава о русалиях.

Деревенские браслеты проще, многофигурных композиций на них нет, но зачастую там мы видим сложную плетенку, которая в графике обычно является изображением воды, а это тоже ведет нас к русалиям, молениям о воде.

Перстни. Кольца на руках, по всей вероятности, связаны со свадебной символикой и на этих, самых маленьких по размеру украшениях, как и на всей избе-хоромине, выступает идея макромира, долженствующего оберегать микромир одной девушки: есть перстни с тремя крестами или с тремя солнцами или с двумя крестами и солнцем в середине. Это уже знакомый нам прием показа движения солнца от восхода к полудню а от полудня, апогея (который "чтут" язычники) к закату.

Подол одежды

Орнаментика подола известна только по этнографическим данным. Здесь в вышивке господствует, естественно, идея земли: небольшие растения, ходящие по земле птички, цветы. Изредка встречается идеограмма засеянного поля.

История племени Вятичи

Такова в самых общих чертах предварительная схема заклинательного содержания женского наряда и убора. Мы в настоящее время при знакомстве с народным костюмом обычно воспринимаем позднейшую эстетическую сущность дожившего до наших дней наряда, отмечая лишь локальные вариации его, создающие впечатление разнообразия и неповторимости.

Однако в любом восточнославянском регионе как в средневековье (археология), так и в XIX в. (этнография) мы всегда можем обнаружить в одежде и украшениях продуманную сотнями поколений систему защиты от упырей и навий, варьирующую лишь в изобразительных средствах.

Следует помнить, что одежда и дополнительные обереги-украшения - все это должно было охранять человека за пределами его крепости-дома, во внешнем мире с присущим ему, рассредоточенным в нем злым началом.

Рассмотрим более подробно те звенья этой схемы, которые представлены в деревенских средневековых материалах X - XIII вв. Головные уборы. Деревенские головные уборы по курганным материалам известны нам очень плохо. H. И. Савин по мелким нашивным бляшкам установил, что дорогобужские крестьянки XI в. носили убор в виде кокошника.

История племени Вятичи

Лучше сохраняются головные металлические венчики-очелья, но они не были распространены повсеместно и, возможно, являлись только девичьим убором.

Височные кольца

Нижняя кромка древнего кокошника снабжалась y висков несколькими кольцами ("заушницами"), получившими кабинетное наименование височных колец. Возможно, что к ним должно быть отнесено древнерусское слово "усерязь".

(Серьги, продеваемые в мочки ушей, не применялись в древней Руси. Hа них перешло древнее слово "усерязь", означавшее подвеску к кокошнику у висков.)

Височные кольца восточных славян в XI - XIII вв. обладают интересной (наблюденной, но не разгаданной) особенностью: у каждого племенного союза на значительной территории (три - четыре современных области) существовал свой особый тип "усерязей". (Спицын А. А. Расселение древнерусских племен по археологическим данным. - ЖМНП, 1899; Арциховский А. В. Курганы вятичей. М., 1930; Рыбаков Б. А. Радзiмiчь Минск, 1932; Седов В. В. Восточные славяне в VI - XIII вв. М., 1982; Равдина Т. В. Типология и хронология лопастных височных колец. - В кн.: Славяне и Русь. М., 1968, с. 136 - 142; Соловьева Г. Ф. Семилучевые височные кольца. - В кн.: Древняя Русь и славяне. М., 1978, с. 171-178.)

Семилучевые и семилопастные кольца прочно ассоциируются с летописными Радимичами и Вятичами; спиральные - с Северянами, браслето-образные - с Кривичами, ромбощитковые - со Словенами и т. д. Женские украшения как бы играли роль опознавательного знака того или иного племенного союза.

П. H. Третьяков, исходя из поздней даты курганов с височными кольцами, относящихся к тому времени, когда старые союзы племен были уже сменены феодальными княжествами, пытался объяснить единство стиля головных уборов тем, что дополнения к ним - височные кольца - изготавливались в едином центре, в столице княжества. (П. H. Третьякову убедительно возражал А. В. Арциховский в статье "В защиту летописей и курганов". (Сов. археология. М., 1937, т. IV, с. 54-60).)

Тщательное изучение техники литья височных колец позволило выявить отливки, вышедшие из одной литейной формы, т. е. изготовленные одним мастером, а нанесение мест находки этих отливок на карту показало, что район сбыта одной мастерской был крайне узок - 20-30 км в поперечнике.

Hа всю землю Вятичей должно было приходиться 100-150 разных мелких мастерских, где отливали семилопастные височные кольца вятического типа.(Рыбаков Б. А. Сбыт продукции русских ремесленников в X - XIII вв. - Учен. зап. МГУ 1946, вып. 93, с. 68-112; Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. М., 1948.)

Следовательно, изготовление височных колец в одном столичном центре отпадает. Вятические "усерязи" делались в селах многими десятками местных кузнецов ("кузнь" - тонкое изделие), а сохранение общеплеменного единства в XII - XIII вв. должно найти какое-то другое объяснение.

Наиболее ранние височные кольца мы встречаем в Среднем Поднепровье в VI - VII вв. н. э. У племени "русь" на р. Роси бытовали огромные серебряные кольца, один конец которых закручен в плотную спираль, позолоченную в середине. У каждого виска было по 3 - 4 таких кольца...

(Рыбаков Б. А. Древние русы. - Сов. археология, т. XVII; Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества. М.. 1982, с. 76-77.)

История племени Вятичи

Куда исчезли вятичи?

Вятская земля считалась владениями Хазарского каганата. Однако ко второй половине X века вятичи, как и волго-булгары, черемисы и печенеги подняли восстание против хазар.

К этому же времени относятся походы на хазар князя Святослава. Племя с радостью вошло в состав киевского войска и в летописях уже стало указываться как часть Руси. Видимо у вятичей на этот счет было свое мнение.

После падения Хазарского каганата платить дань Киеву они не стали. Сыну Святослава Владимиру пришлось завоевывать народ дважды – в 981 и 982 годах. Но даже после наложения дани племя сохраняло политическую самостоятельность. Карательные походы на непокорных соседей продолжались до конца XI века.

Выдержать соперничество с мощной державой вятичи не смогли. Земли были разделены между Черниговским, Ростово-Суздальским и Рязанским княжеством. К 1197 году упоминаться в летописях вятичи перестали.

Теги: Племенной союз вятичей, ока, древний мир, история древней руси, повесть временных лет

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий