ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

ИСТОРИЯ И ОПИСАНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ТЯЖЕЛЫЙ ТАНКА В1

У французов танк Char Bl-bis был тяжелым танком, здесь вес конечно - 32 тонны и вооружение - пушка 47 мм в башне и 75 мм орудие в корпусе.

Бросается в глаза длина корпуса- предполагалось это улучшит преодоление траншей и рвов. Широкая гусеница необычной конструкции улучшит проходимость.

Танк разрабатывался с 1932 года, к 1940 было сделано около 400 машин, каждый танк гордо нес собственное имя! На таком танке воевал Шарль де Голь. На деле конструкторское решение было не только необычным, но и неудачным. При экипаже в 4 человека один механик водитель и по совместительству наводчик(стрелок) по горизонтали, заряжающего обоих орудий, радиста и командира(стрелка из 47 мм пушки).



Первые образцы танка В1 были созданы совместно фирмами "Рено" и "FСМ" в 1930 г. Производство было начато в 1935 г. Танк имел громоздкий корпус прямоугольного сечения, броневые листы которого соединялись с помощью заклепок. Гусеничный обвод охватывал корпус, поэтому для обеспечения хорошего бокового обзора механику-водителю его рабочее место несколько приподнято и выполнено в форме выступающей вперед бронированной рубки.

Пушечное вооружение было расположено в двух уровнях: пушка калибра 75-мм установлена в корпусе справа от механика-водителя, а 47-мм пушка — в литой башне.

При этом 75-мм орудие имело только механизм вертикальной наводки, а горизонтальная наводка осуществлялась за счет поворота корпуса. Таким образом, на механика-водителя возлагались и функции наводчика. В качестве дополнительного вооружения танк имел 2 пулемета калибра. 7,5-мм.

Машина имела неплохую для своего времени броневую защиту: толщина лобовой и бортовой брони корпуса составляла 60-мм, а толщина лобовой брони башни 56-мм. С 1937 г. производилась модификация В1 bis, мощность двигателя которого была доведена до 400 л.с, несколько увеличена толщина брони и запас хода. На всех В 1 устанавливалась радиостанция. По состоянию на 10 мая 1940 г. во французской армии числилось 300 танков В1 всех модификаций.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА B1bis


БОЕВАЯ МАССА,т: 32.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

длина – 6520,

ширина – 2500,

высота – 2790,

клиренс – 450.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка SA35 калибра 75 мм, 1 пушка SA35 калибра 47 мм, 2 пулемета Chateilerault мод. 1931 г. калибра 7,5 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 74 выстрела калибра 75 мм, 50 выстрелов калибра 47 мм, 5100 патронов к пулеметам.

БРОНИРОВАНИЕ, мм:

лоб и борта – 60,

корма – 55,

крыша – 25,

днище – 20,

башня – 56.


ДВИГАТЕЛЬ: Renault, 6-цилиндровый, четырехтактный, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 307 л.с. при 1900 об/мин, рабочий объем 16500 см3.

ТРАНСМИССИЯ: пятискоростная коробка передач, дифференциал.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: 16 опорных катков на борт, 12 из которых сблокированы в три тележки (по 4 катка в каждой), подвешенные на спиральных рессорах; три катка собраны в те лежку, расположенную впереди, один каток сзади имел собственную рессору; ведущее колесо заднего расположения; в каждой гусенице 53 трака шириной 500 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 28.

ЗАПАС ХОДА, км: 150.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:

угол подъема, град. – 40;

ширина рва, м – 2,74;

высота стенки, м – 0,93;

глубина брода, м – 1,47.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ER-29 (ER-51, ER-55).


Поступив в действующую армию в 1934 году В1 особого восторга у танкистов не вызвали. Нарекания вызывала установка основного вооружения в корпусе, высокая уязвимость ходовой части и нерациональное распределение обязанностей среди членов экипажа. В боевой обстановке это приводило к тому, что водитель был вынужден бросать управление и заниматься подачей боеприпасов, превращая танк в неподвижную мишень. Бронирование В1 также не соответствовало требованиям к тяжелому пехотному танку. Но главное – постройка, эксплуатация и обслуживание В1 оказались слишком дорогим удовольствием. Вместе с тем, В1 обладал достаточно высокой скоростью и хорошей управляемостью.


Подвеска вполне соответствовала технической моде того времени. Три основные тележки с четырьмя опорными катками оснащались амортизацией на вертикальных пружинных рессорах, крепившихся к верхней балке. Три передних катка и один задний оснащались подвеской на листовых рессорах. Высокая сложность подобной системы изрядно компенсировалась плавностью хода.


Гусеница имела оригинальную “змеевидную” конструкцию (ролики двигались внутри специальных рельс, предотвращавших их соскакивание) и состояла из 63 литых чугунных траков. Именно их своеобразная форма, напоминающая слегка сплющенный батон, стала одной из отличительных черт B1.

Борта прикрывались бронещитами толщиной 25-мм, полностью защищавшими элементы подвески и, частично, опорные катки и направляющие колёса. Подобная схема была впервые применена на опытных танках №101-103 и осталась таковой на серийных В1. В целях облечения управления танки оснащались гидравлической трансмиссией Naeder выполненной в едином блоке с 5-скоростной коробкой передач. Поворот танк осуществлялся посредством двойного дифференциала. Применение этого технического новшества обеспечило фиксированные радиусы поворота и позволяло вести очень тонкое маневрирование 32-тонной машиной.
Корпус танка имел клёпано-сварную конструкцию и изготовлялся из катаных бронелистов. Лобовая часть корпуса, борта и корма имели толщину брони 40-мм, крыша – 14-27-мм, днище – 20-мм. Верхний лобовой бронелист устанавливался под углом 20°, нижний – 45°, верхние бортовые бронелисты имели также угол наклона 20°.


Корпус состоял из двух отсеков: боевого (совмещенного с отделением управления) и моторно-трансмиссионного. В передней части слева находилась бронированная рубка водителя, который управлял танком при помощи обычного рулевого колеса с гидроусилителем, а также одновременно являлся заряжающим и обслуживал курсовой пулемет. Справа устанавливалась 75-мм гаубица и место для заряжающего. В средней части с левой стороны, чуть ниже и позади командира, размещался радист. Место командира находилось по центральной оси танка.
Для входа в танк имелась одна большая бронедверь справа, имелись также люки в башне, над сиденьем водителя, и два аварийных – один в днище танка и один над моторным отделением.
Учитывая высокую эксплуатационную сложность к каждому В1 прикреплялось по три механика, один из которых, в случае необходимости, мог входить в состав экипажа.
Вооружение на прототипе №101 было достаточно скромным, в лобовой части корпуса справа монтировалась 75-мм гаубица Schneider с гидростатическим управлением. Угол её возвышения составлял 25°, а склонения – 15 град . По горизонтали пушка фиксировалась жёстко и наводилась водителем, который, действуя рулем, направлял машину точно на цель. Особенностью орудия являлось то, что его воздушный компрессор действовал от пороховых газов, отводимых из ствола. Наводку гаубицы осуществлял со своего места механик-водитель, располагавший для этого соединённым с орудием оптическим прицелом.


Во избежание случайной детонации взрывателя для снарядов хранились отдельно и ввинчивались только во время боя. Пустые гильзы могли быть удалены через люк в днище. У серийных танков гаубица SA32 имела длинну ствола 17,1 калибра (1283-мм) и обеспечивала начальную скорость снаряда 221 м/с. Столь низкие характеристики французское командование вполне устраивали, ведь основными боеприпасами для орудия были осколочно-фугасные снаряды, с помощью которых предстояло бороться с пехотой и полевыми укреплениями противника. Бронепробиваемость у SA32 оказалась очень слабой – на дистанции 500 метров фугасный снаряд мог пробить лишь 18-мм бронеплиту находящуюся под углом 90 град.
На крыше боевого отделения у опытного образца №101 устанавливалась одноместная башня типа ST2, оснащенная двумя 7,5-мм пулеметами Reibel с раздельным наведением. Впоследствии танк получил усиленное вооружение, состоявшее из 47-мм пушки SA34 с длинной ствола 37,6 калибра и отдельно установленного слева 7,5-мм пулемета Chatellraut Modele 1931. Толщина стенок башни ST2 составляла 35-мм.

На серийных В1 было принято решение устанавливать башни типа АРХ1 с тем же составом вооружения. В этом случае углы вертикального наведения для 47-мм пушки от -18° до +18 град. Башенный пулемёт имел независимую установку и мог поворачиваться влево-вправо на 10 град. Вращение башни осуществлялось при помощи электропривода, что заметно облегчало работу командира. Толщина стенок башни составляла 40-мм при угле установки бортовых и кормового бронелистов 22,5°. Лобовой лист брони устанавливался вертикально. Крыша имела толщину брони 30-мм, командирская башенка – 48-мм.

Боекомплект прототипа №101 включал 87 выстрелов для 75-мм гаубицы, которые укладывались в ящиках под полом боевого отделения, рядом с водителем и возле МТО, и 9600 патронов для пулемета (150 магазинов, размещенных с цилиндрических корзинах по бортам). Серийные В1 получили 74 фугасных снаряда калибра 75-мм (могли включаться и бронебойные Obus de rupture Modele 1910 M) и 50 фугасных и бронебойных снарядов калибра 47-мм, а также 5100 патронов к пулемётам.
Двигатель на всех танках устанавливался от фирмы Renault (рядный, V-образный, 6-цилиндровый) и располагался в задней части танка за противопожарной перегородкой. В нормальном режиме он развивал мощность 250 л.с. при 1600 об/мин., но фактически его можно было эксплуатировать при 272 л.с. Охлаждение двигателя было жидкостным, зажигание производилось от электрического стартера Bendix или двух магнето. Спереди и сзади устанавливались топливные насосы. Для доступа к двигателю с правой стороны МТО был выполнен проход. Слева от двигателя был размещен радиатор, вентиляторы и 100 литровый бак. Справа находились еще два бака – один на 200 и на 100 литров.

Радиооборудование, по требованию Пехотного Управления, было для B1 обязательным. На опытных машинах оно состояло из радиостанции ER53, которая могла работать только в качестве телеграфа с использованием азбуки Морзе. Прототип Char B №101, помимо прочего, комплектовался высокой антенной рамочного типа, устанавливаемой на левом борту вдоль моторно-трансмиссионного отделения. Серийные танки были лишены такого “преимущества”, поскольку на маневрах 1933 года дальность действия ER53 оказалась всего 4 километра, и рамочную антенну заменили на штыревую.
На корпусе и надгусеничных нишах укладывались дополнительные принадлежности, включавшие гнезда для их крепления, шанцевый инструмент и тросы.

Серийные модификации французского танка B1: Танк В1 - первый серийный вариант.
Начиная с 1936 года В1 поступали на вооружение отдельных танковых батальонов, каждый из которых включал три танковые роты (всего 34 танка).
Танки В1 активно использовались во время боев на французском фронте в мае — июне 1940 года. Они заслужили репутацию неуязвимых — ни одна немецкая танковая и противотанковая пушка не могли пробить их брони. Танк B1 bis. Вариант, с утолщённой до 55—60 мм бронёй и более мощным двигателем. Число пулемётов сокращено до двух. Выпущено 363 единиц. После оккупации Франции немцы захватили 161 исправный танк В1, присвоив им обозначение В2 740(т). Некоторые из них после демонтажа вооружения использовались в качестве тягачей, 16 переделали в 105-мм самоходные установки, а 60 в огнеметные танки.

Теги: Танк Char B-1 bis, история, вооружение, бронетанковые соединения, ВОВ

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий