ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Пепельница Westfront.

-отсутствует-
Артикул: 25967

Описание товара

Германия. Оригинальная мельхиоровая пепельница в отличном коллекционном состоянии.

Западный Вал  (Westwall)


"Хорошие линии - это те, которые создала природа, а хорошими укреплениями следует считать верные диспозиции и храбрых солдат."

Граф Мориц Саксонский, маршал Франции. XVIII век.

Часть 1. История создания.

Предисловие.
Анализируя в двадцатые годы XX века  Первую Мировую войну, военные специалисты пришли к однозначному выводу,  существовавшая на протяжении веков система обороны страны с помощью крепостей, в современных условиях оказалась несостоятельной. Ни одна из крепостей  России, Франции, Бельгии не выдержала и двух недель осады, хотя считалось, что любая крупная крепость сможет обороняться минимум полгода. Война показала, что тяжелая осадная артиллерия калибров от 203 до 420 мм. в течение нескольких дней разрушает самые прочные форты и приводит крепость к капитуляции.

От автора.  Крепостная артиллерия обладает  тяжелыми орудиями, которые стреляют на большую дальность. К тому же, крепостные орудия располагаются в прочных укрытиях, а запасы боеприпасов под рукой. Казалось бы, что обороняющиеся обладают преимуществом перед осаждающими.
Но позиции  крепостной артиллерии обычно известны нападающим, как и общее количество орудий. К тому же эти орудия лишены возможности перемещаться, а подвоз боеприпасов в крепость с началом тесной осады исключен.
Осадная же артиллерия располагается где угодно и ее позиции осажденным неизвестны. А при раскрытии позиции пушки могут переместиться на другое место. Зная возможности осажденных, нападающие могут подтянуть к крепости столько пушек и таких калибров, что получат преимущество. Да и боеприпасов можно подвозить сколь угодно много.
Таким образом, осаждающие имеют преимущество в артиллерии и вопрос капитуляции крепости это лишь вопрос времени. Как показала Великая война - не больше  двух недель.

И между тем, Первая Мировая война очень быстро попала в состояние, которое назвали "позиционный тупик".   На Западном фронте уже к началу 1915 года. Развитие вооружений к  началу XX века создало ситуацию, когда оборона оказалась существенно сильнее наступления. Дальнобойные скорострельные винтовки и пулеметы привели к тому, что атакующая пехота истреблялась огнем задолго до того, как она успевала сблизиться с обороняющимися.   Последние находились  в более выигрышном положении. Они укрывались в стрелковых окопах и траншеях, и прятались за многорядными проволочными заграждениями. Полевая фортификация,  ранее считавшаяся вспомогательной отраслью фортификации, стала главной. Окопы и траншеи быстро отрывались там, куда направляли свои удары наступающие. Затруднительность   прорвать оборону привела к тому, что противоборствующие стороны стали останавливаться, зарываться в землю и готовить новое наступление по много недель и месяцев.  А тем временем система оборонительных рубежей, основой которой стали траншеи и проволочные заграждения, развивалась и совершенствовалась,  постепенно насыщаясь при этом и сооружениями долговременной фортификации, но учитывающими особенности текущей войны.  Это  делало успех наступления все более проблематичным.

Попытки обеспечивать успех атаки пехоты разрушением окопов и траншей огнем артиллерии привели лишь к тому, что войска все больше зарывались в землю, рассредоточивались по местности, создавая на большой площади систему подземных укрытий, туннелей и защищенных огневых точек (прежде всего для пулеметов). Для уничтожения  плодящихся как грибы блиндированных огневых точек (ДЗОТов и ДОТов) не хватало никакой артиллерии. Да и обнаруживать их оказалось очень непросто. Один уцелевший после многодневного артобстрела пулемет, легко останавливал целую роту, а то и две. Такая оборона становилась практически непреодолимой.   Постепенно возникали как бы крепости нового типа - система мелких фортсооружений, рассредоточенных по фронту и в глубину обороны.

И в конечном счете война  выродилась в борьбу на истощение. Антанта выиграла войну отнюдь не прорывом немецкой обороны и успешными наступлениями с разгромом войск противника, а вследствие того, что материальных и людских ресурсов у нее оказалось больше, чем у Центрального  Союза (Германия, Австрия, Турция и Болгария). К тому же, у Антанты имелись свободные коммуникации во все концы света, тогда как их противник оказался в транспортной блокаде и не имел возможности пополняться ресурсами извне. А внутренние ресурсы Центральных держав к лету 1918 оказались полностью исчерпанными.

Появление в 1918 году на поле боя танков стало первым звоночком о том, что позиционной войне и стойкости позиционной обороны, опирающейся  на прочные фортсооружения, приходит конец. Но этот звонок мало кто услышал. Танки и самолеты еще не успели проявить себя во всей своей мощи. Война закончилась.

Успех обороны, основанной на развитой системе полевых фортсооружений, которая к концу войны в определенной мере стала приобретать черты системы долговременных фортификаций (ДЗОТы, ДОТы, туннели, глубокие прочные убежища) впечатлила очень многих  военных специалистов.  Однако, такие прочные оборонительные линии во время прошедшей войны возводились постепенно, тяжелым трудом, и очень долго, месяцами и  годами. А главное там, где в них была насущная, а не потенциальная необходимость К тому же, противник находился в аналогичном положении и был вынужден проделывать то же самое.

А в новой войне, как полагали специалисты, если страна подвергнется нападению, то армия может просто не успеет создать устойчивую позиционную оборону.   Так родилась идея еще в мирное время заблаговременно в приграничье создавать оборонительные рубежи, т.е. полосы местности, в которых возводить прочные бетонированные огневые точки (ДОТы), соединяемые между собой туннелями, оборудовать прочные бетонные глубоко зарытые в землю укрытия для личного состава, боеприпасов и прочих материальных средств.  Предполагалось, что если с началом войны в эти линии добавить полевые войска, которые быстро отроют окопы и траншеи, то такая линия обороны станет столь же непреодолимой, что и во времена Первой Мировой войны.  Причем, сразу, в считанные дни.

Понять, что  с новой боевой техникой (танки и авиация), обладающей огромными поражающими возможностями, оборона должна быть подвижной, и основываться не на жестком  удерживании рубежей, а на своевременном и быстром уходе из под удара с последующим  нанесением контрударов, смогли далеко не все  военные специалисты.

От автора. Отчего то даже сегодня в начале XXI века этого упорно не желают понимать наши демократические  доморощенные диванные стратеги,  которые пресловутую "Линию Сталина" полагают тем   непреодолимым барьером,  о который должен был разбиться стремительный бег Вермахта.

Многие страны Европы в двадцатые-тридцатые годы принялись возводить такие линии обороны на своих границах. Наибольшую активность в этом деле проявила  Франция, построившая на границе с Германией знаменитую Линию Мажино, которая и по сей день считается мощнейшей и наиболее развитой системой долговременной фортификации  XX века.
Не меньшую, а может быть и большую известность имеет Линия Маннергейма, которую возводила Финляндия на Карельском перешейке по границе с СССР.
Огромную известность, точнее популярность (поскольку никто из историков  так и не обременил себя  себя подробным рассмотрением советских укрепленных районов), приобрела в околоисторической литературе (но не в среде военных специалистов)   после Второй Мировой войны никогда не существовавшая в действительности "Линия Сталина" с довеском к ней в виде "Линии Молотова".

Пожалуй все остальные "Линии" (Линия Греббе и  Крепость Голландия в Нидерландах, Армейский рубеж и Пограничная Линия в Швейцарии, Альпийский Вал в Италии,  Линия Бенеша в Чехословакии) приобрели ту известность, какую и заслуживали, т.е. никакую.

Но среди этих Линий есть одна, скажем так, незаслуженно  обойденная  историками вниманием. А именно - Западный Вал в Германии, проходивший вдоль границы с Францией, Люксембургом, Бельгией и частично Голландией. А между тем эта Линия единственная среди всех, которая полностью выполнила свое предназначение. Во всяком случае в начальный период Второй Мировой войны, а именно в 1939-40 годах.  Правда, не так, как можно себе представить. Она не стреляла, на нее не обрушивались тысячи снарядов и бомб, вокруг нее нет солдатских кладбищ. Но французские войска не решились атаковать ее ни в сентябре 1939, ни в мае 1940.

Справедливости ради стоит сказать, что французы не решились не потому, что она действительно была непреодолимой, а потому, что и не собирались этого делать. Германский Западный Вал, или как еще часто называют "Линия Зигфрида", обеспечил стойкую оборону во французском парламенте и правительстве тем политическим деятелям и чиновникам, которые полагали, что с Гитлером можно договориться, что уступками Германии возможно избежать настоящей войны. Линия Зигфрида для них была козырем, который они кидали на стол всякий раз, когда речь заходила о необходимости активных боевых действий против Германии. И уже на Мюнхенской конференции 1938 года Западный Вал, который еще только только вступил в фазу активного строительства, был аргументом в пользу уступок Германии. Мол, если начать наступать на Германию, то повторится весь ужас позиционной войны, имевший место в 1914-18 годах. Мол, любое наступление завязнет на Линии Зигфрида.

И что абсолютно удивительно, Западный Вал под закат войны, в 1944 году, к тому времени представлявший собой совершенно заброшенные, развалившиеся жалкие остатки того, что было в 1940, ухитрился таки затормозить на пять месяцев наступление союзников на Германию. И снова, фактически не стреляя.
Выйдя к началу сентября 1944 года на границу Франции и Германии, американские командующие вдруг сочли, что "немецкие прочные  бетонные сооружения линии Зигфрида" компенсируют их превосходство в силах, и остановились. Хотя сам генерал Брэдли в своих мемуарах признает, что "...к 1 сентября на Западном фронте осталась жалкая горстка деморализованных солдат противника".

От автора. Имея 15-кратное превосходство в авиации, 5-кратное в танках и общее 3-кратное в живой силе, утверждать, что полуразрушенные и заброшенные бункера, которые к тому же было некем и нечем заполнить, в состоянии остановить наступление? И при этом сам же Бредли пишет, что эти  сооружения к 1944 году безнадежно устарели и не были способны противостоять развитой к тому времени артиллерии и авиации.
Уж если армады союзнической стратегической авиации стирали с лица земли целые немецкие города, то разнести в пух и прах линию Зигфрида, хотя бы на участках прорыва, для них, думается, большого труда не составляло. Однако, союзники предпочитали посылать тысячи Летающих Крепостей и Ланкастеров бомбить немецкие города (что совершенно не влияло на сопротивляемость Вермахта) , а не поддерживать свои наземные войска. Иного объяснения, как  военно- политические интриги наших союзников,  я не нахожу.

Думается, что есть смысл рассказать подробнее о Западном Вале. Парадоксально,  но самой успешной из  всех оборонительных линий, возведенных перед Второй Мировой войной. Еще бы - Западный Вал де-факто обеспечил оборону западных границ Германии почти 9 месяцев в 1939-40 годах и более 5 месяцев в 1944. Причем, практически бескровно. Не стреляя. А только пугая своим наличием.

О том, как и для чего он был замыслен, что было возведено и где. Во что это обошлось, какие усилия и затраты потребовались. А главное, о его судьбе. Быть может тогда хоть немного поутихнут те наши историки, которые всерьез полагают, что "Линия Сталина" действительно существовала, и что она действительно могла сыграть хоть сколько нибудь существенную роль в начальный период Великой Отечественной войны. Правда, потребуется рассказать еще и о французской Линии Мажино. Об этой "фортеции" речь пойдет позднее.  
Лекарства от глупости нельзя давать сразу большими дозами.

Конец предисловия.

По условиям Версальского мирного договора 1919 года Германии запрещалось возводить какие либо укрепления, в том числе и полевые. Правда, было позволено не разрушать сооружения некоторых ранее существовавших крепостей (но только на восточных границах). Например, крепость Гермерсхайм на  границе с Францией была срыта, а Кёнигсберг в Восточной Пруссии сохранялась.
И до прихода Гитлера к власти Германия эти требования в общем то соблюдала. Тем более, что за этим   внимательно следила Союзническая Контрольная Комиссия. Например, когда в 1931 году стало известно, что немцы начали какое то строительство в Хайльсбергском треугольнике в Восточной Пруссии, то туда немедленно были направлены инспектора, которые потребовали прекращения работ.

И только после прихода Гитлера к власти, открыто провозгласившего политику избавления от "версальского диктата" в 1934 году начались работы по созданию  линии долговременных оборонительных сооружений вблизи границы с Францией.

Первыми оборонительными линиями   стали позиция "Неккар-Энц" (Neckar-Enz Stellung) и позиция "Веттерау-Майн-Таубер" (Wetteray-Main-Tauber Stellung).

Позиция Неккар-Энц (Neckar-Enz Stellung)
Эта   цепь фортификационных сооружений и заграждений  проходила по берегам рек Неккар и Энц с юга на север. Левый фланг находился примерно в районе юго-западнее г. Энц. Далее линия тянулась по восточному берегу реки Энц до слияния ее с рекой Неккар у г.Безикхайм. Далее по восточному берегу реки Неккар к северу до поворота реки в сторону г.Мангейм у г. Эбербах. Общая протяженность этой позиции около 86 километров. 
Работы начались 19 августа 1934 года. Было возведено около 450 сооружений. В основном дерево-земляных, частично бетонных класса прочности С и D,  Сооружения класса D имели толщину наружных бетонных стен около 30 см. и могли защищать лишь от снарядных осколков. Сооружения класса С имели толщину стен около 60 см. и уже могли удерживать винтовочные пули, летящие с большого расстояния.

Позиция Веттерау-Майн-Таубер (Wetteray-Main-Tauber Stellung).
Проходила  почти строго на север от излучины реки Таубер у г.Мильтенберг восточнее Франкфуркта-на-Майне до г.Лих.  Точнее - от города Бюдинген (Buedingen)  возле Виттерау (Wetterau) до горы Клинкенберг (Klingenberg) в Баварии. Общая протяженность этой линии около 80-85 километров. Линия проходит  через Buedingen - Hain-Grundau / Gettenbach - Lieblos / Roth - Meerholz / Hailer - Niedermittlau / Lutzelhausen - Bernbach - Altenmittlau / Horbach - Michelbach - Wasserlos - Horstein - Dettingen - Mainflingen - Kleinostheim - Stockstadt - Mainaschaff - Aschaffenburg -Nilkheim - Obernau - Niedernberg / Sulzbach -Grosswallstadt / Kleinwallstadt - Obernburg / Elsenfeld - Worth / Erlenbach - Klingenberg.

Работы по ее возведению  начались 1 марта 1935 года.
Первоначально здесь задумывалось оборудовать огневые позиции для орудий калибра 280 мм и бункеры для минометов. Однако, в основном были построены пулеметные дерево-земляные и частично бетонные бункеры общим количеством около 328. Для защиты от танков отрывались противотанковые рвы и в некоторых местах были установлены бревенчатые противотанковые надолбы.

В общем эти две позиции по советским взглядам на долговременную фортификацию можно назвать двумя укрепленными районами, и не самыми большими. Причем, их расположение, на первый взгляд, довольно странное. Они не прикрывают важные во всех отношениях Карлсруэ, Мангейм и Франкфурт-на-Майне. Однако, эта странность объясняется, если измерить расстояние от реки Рейн до этих укрепрайонов. Оно немногим больше 50 километров. А как раз полоса местности шириной 50 километров от Рейна на восток являлась Рейнской демилитаризованной областью, где Германия по условиям Версаля не могла иметь ни войск, ни военных сооружений.

Очевидно, что эти две позиции для Гитлера стали, так сказать, пробным камнем. Он,  видимо, хотел проверить, как отреагируют Франция и Англия на реальные мероприятия Германии  по отходу от требований Версальского договора. Ведь в это время данные укрепрайоны практического значения иметь не могли. До  начала создания Вермахта (март 1935г.) оставался почти год, а Рейхсвер едва ли был способен укомплектовать эти позиции гарнизонами. Да и как  100-тысячный Рейхсвер смог бы противостоять сильнейшей европейской армии.

Основными сооружениями этих двух позиций были простейшие  бункеры для размещения пулеметов и стрелковых отделений. В значительной мере это были дерево-земляные сооружения. Из железобетонных здесь отмечаются только бункеры  прочности С и D, способные противостоять лишь пулеметному и винтовочному огню, и разрывам шрапнельных снарядов. Да несколько бункеров прочности  В1, имевшие передние бетонные стены толщиной в 1 метр, внутренние  0.5м. и крышу 0.8м. Эти бункеры могли выдерживать одно попадание снаряда калибром до 105-150 мм.
Из заграждений здесь отмечаются  только трехрядные заборы из колючей проволоки, да в некоторых местах  бревенчатые противотанковые надолбы, способные остановить танк массой до 10 тонн.

На рисунке справа: типовой железобетонный пулеметный бункер  позиций "Неккар-Энц"  и "Веттерау-Майн-Таубер". В нем мог располагаться только один ручной пулемет. Амбразура закрывается бронезаслонкой. Тыльной стены этот бункер не имеет.
По советской классификации это полукапонир открытого типа, т.е. слабо защищенное фортсооружение, способное вести огонь только в одном направлении.

О количестве сооружений на этих позициях точных сведений не имеется, но по ряду данных всего имелось около 50 бункеров.

Хотя,  нередко  эти две позиции и относят к Западному Валу, однако сколько нибудь серьезного  боевого значения они никогда не имели. даже в качестве тылового рубежа.
Вместе с тем, свою задачу они выполнили сполна. Франция, фактически лишившаяся поддержки со стороны Англии, молча проглотила это оскорбление. Англия же, всегда придерживавшаяся политики баланса сил между странами Европы, к этому времени считала, что гегемония Франции стала чрезмерной и ей нет должного сдерживающего фактора. Поэтому, англичане молча поощряли Гитлера, чему очень способствовал  сэр Уинстон Черчилль, опрометчиво полагавший, что Британия сумеет вовремя притормозить Гитлера в случае его чрезмерных аппетитов. Италия и Испания были сторонниками Германии. Остальные страны Европы не имели должного политического веса и их мнениями можно было пренебречь.

В  1934 году для руководства будущими фортификационными работами на западной границе создается Инспекция западных укреплений (Inspektion der westlichen Festigungen). Первоначально эта инспекция дислоцировалась в Берлине под видом частной строительной фирмы и занималась разработкой проектов фортсооружений, но в начале 1936 года ее переводят в Висбаден.

В феврале  1936 года еще до ввода войск в Рейнскую демилитаризованную область  эта инспекция  направляет туда специалистов в области геодезии и фортификации для составления плана создания оборонительной линии по берегам Рейна. На основе проведенных изысканий, и расчета возможностей  Инспекция разрабатывает план строительства, известный как Pioniereprogramm.

Сразу после начала строительных работ становится ясно, что эта организация не в силах охватить весь комплекс проектировочных и строительных мероприятий. Поэтому для руководства конкретными участками создаются ее структурные подразделения - номерные инспекции укреплений (Festungsinspection), которые  по мере развития работ получают свои более мелкие управляющие инстанции - т.н. саперные фортификационные штабы (Festung-Pioniere-Staebe), сокращенно Fest.Pi.St.

В конечном счете в 1938 году   Инспекция Западных Укреплений состояла из:

  • * Инспекция  укреплений V (Festunginspection V). В 1936 в Хейльсборне, с 1937 в Кайзерслаутерне.
        -Fest.Pi.St 10. Образован в 1936 в Хейльсборне.
        -Fest.Pi.St 17. Образован в 1937 в Гамбурге.
        -Fest.Pi.St 20. Образован в 1937 в Ландау.
  • *Инспекция  укреплений VI (Festunginspection VI). В 1936 в Ашаффенбурге. С 1937 в Саарбрюккене.
       -Fest.Pi.St 12. Образован в 1936 в Людвигсберге. С 1937 в Примасенсе.
       -Fest.Pi.St 13. Образован в 1936 в Бюдингене. С 1937 в Трире.
       -Fest.Pi.St 14. Образован в 1936 в  Ашаффенбурге.
       -Fest.Pi.St 24. Образован в 1938 в Саарбрюккене.
  • *Инспекция  укреплений VII (Festunginspection VII). В 1936 в Пфорцхайме. С 1937 в Оффенбурге.
        -Fest.Pi.St 15. Образован в 1937 во Фрайбурге.
        -Fest.Pi.St 11. Образован в 1937 в Карлсруэ.
        -Fest.Pi.St 18. Образован в 1937 в Оффенбурге.
  • *Инспекция  укреплений VIII (Festunginspection VIII). В 1937 в Трире.
           -Fest.Pi.St 19. Образован в 1937 в Трире.
           -Fest.Pi.St 23. Образован в 1938 в Битбурге.
  • *Инспекция  укреплений IX (Festunginspection IX). В 1938 в Кёльне.
          -Fest.Pi.St 21. Образован в 1938 в Юлихе.
          -Fest.Pi.St 22. Образован в 1938 в Дюрине.

Следует заметить, что инстпекции и штабы занимались лишь проектированием, посадкой сооружений на местности, контролем за качеством строительства, заключением контрактов на поставку стройматериалов и строительного оборудования, и на выполнение работ. Укреплениями как военными объектами инспекции и штабы не занимались.

Пиониерпрограмма (Pioniereprogramm). 

Этот план также назывался Grenzwacht-Programm , т.е. "Программа охраны границы". По этому плану, за выполнение которого взялась строительная фирма Bettinger& Bueren,   были выполнены:
* 1936 год.   -Отдельные бункеры : Между Мозелем и Рейном  на узлах важнейших
                             дорог,  возле мостов через реку Саар  и  подготовка к   строительству 
                             других позиций.
                     -В верхнем течении Рейна  для предмостных укреплений сооружены
                           пулеметные бункеры.
                     -В   районе  Шварцвальда  возле мостов и бродов сооружены отдельные
                               пулеметные бункеры.
                     -К югу от Карлсруэ  создается позиция, подобная позициям 1934-35 года,
                            под названием Ettlinger Riegel (Эттлингенская  линия)

* 1937 год.  Планирование  системы укреплений между Мозелем и Рейном и укрепления в верховьях  Рейна, в том числе  у горы Isteiner Klotz , предусматривающее 3 укрепленных района. Они должны  должен закрывать в том числе исторические пути  вторжения через долину Рейна к западу от Карлсруэ и мозельскую долину около Трира. Одновременно начинается   возведение бункеров по этому плану.

* 1938 год Третья система строительства укреплений вдоль нижнего течения Рейна и   Эйфеля  должна продлить цепь  вплоть до северной границы Бельгии у нидерландской границы.

В основном в рамках этой программы продолжают строиться легкие сооружения прочности С и D. Однако, уже строятся бункеры прочности В1 (толщина стен 1 метр, внутренних перегородок 0.5 м. и крыши 0.8м.). И уж6е появляются бункеры прочности В (толщина стен 1.5 метра, внутренних перегородок 0.8 м. и крыши 1.5м.). И если бункер прочности В1 выдерживал удар 105мм. снаряда, то бункер В держал уже 155мм. бетонобойный снаряд.

В мае 1938 года Гитлер приказал резко активизировать работы по возведению фортификационных сооружений по границе с Францией. Расширение рамок Pioniereprogramm переросло в новую программу строительства под названием Limesprogramm.

Лимеспрограмма (Limesprogramm). 

По этой программе, продолжая и завершая выполнение предыдущего плана, было решено возводить укрепления по границе с Францией от Карлсруэ по рубежу Примазенс-восточнее Саарбрюкена -восточнее Мерциг. Далее вдоль границы с Люксембургом по рубежу восточнее Трир- Прюм. Далее по границе с Бельгией восточнее Аахена. Правый фланг должен был находиться примерно около Альсдорфа.

Кроме того, в рамках этой программы позади линии оборонительных сооружений по всей ее протяженности восточнее примерно на 30-50 километров создавалась зона противовоздушной обороны (Luftferteigigungszone), которая по замыслу должна была стать совершенно непроницаемой для вражеской авиации.

По Лимеспрограмме фортификационные сооружения проектировались значительно более мощными. Так, бункеры класса прочности В имели толщину наружных стен 1.5 метра, внутренних перегородок 0.8 м. и крыши 1.5м.  Такой бункер рассчитывался на бетонобойный снаряд  снаряд калибра 155 мм.

В целом с завершением Лимеспрограммы общая протяженность оборонительной линии должна была составить около 600 километров.

Гитлер потребовал завершить строительство в октябре 1938 года, что было совершенно невыполнимо при тех ресурсах и денежных средствах, которые отпускались. Возведением сооружений занимались частные строительные фирмы. В июне  Г.Геринг инспектирует строительство и дает совершенно уничтожающую оценку темпам и качеству работ. По его расчетам в лучшем случае программа может быть выполнена к концу 1948 года, а вероятнее всего не будет завершена и к 1950 году.
Однако, Гитлер в своих политических планах уже отвел этой оборонительной линии очень существенное место, и 16 июля 1938 года отдает распоряжение о свертывании всех иных стратегических строительных работ с переброской всех стройматериалов, техники, финансов и рабочей силы на выполнение Лимеспрограммы.

Одновременно он отдает распоряжение возглавить строительство "Организации Тодт", которая к тому времени очень успешно выполнила стратегическую программу по строительству автострад.

26-29 августа 1938 года Гитлер лично посещает строительство и осматривает многие сооружения. Еще до этого времени министр пропаганды Геббельс по его поручению разворачивает активную пропагандистскую кампанию, призванную убедить западную общественность, что по границам с Францией, Люксембургом, Бельгией и Голландией возводится и уже существует мощнейшая оборонительная линия, способная остановить любого агрессора.

По сведениям американской  разведки, собранным ею к 1943 году,  на возведении фортсооружений по западной границе Германии летом 1938 года было задействовано свыше 500 тыс. рабочих и до трети всех строительных ресурсов страны; к сентябрю 1939 года в Западный Вал было вложено  только бетона  6 миллионов тонн, древесины 260 миллионов кубометров, и 3 миллиона мотков колючей проволоки. В этих же данных американской разведки указано, что в 1939 году Западный Вал имел около 22 тысяч бункеров, что составляло 1 бункер на каждые 26 метров фронта (если их условно сдвинуть в одну линию). Американцы отмечают, что между бункерами нигде нет промежутков больше чем 900 метров, а в среднем от 200 до 600 метров.

От автора. Кто то полагает, что Советский Союз в тридцатые годы мог бы задействовать на возведении "Линии Сталина" на все 1850 километров своей западной границы (если считать пропорционально) около полутора миллионов рабочих и строительные мощности, равные всем строительным мощностям Германии, которые, кстати, намного превосходили возможности  СССР ?
А как же тогда  быть с жизненно важными для страны ДнепроГЭСом, Сталинградским и Челябинским тракторными заводами, Горьковским автозаводом, автозаводом ЗИС, Свердловским Уралмашзаводом, и прочим, прочим, прочим? Все бросить и строить "Линию Сталина"?
А чем и из чего строить, если в стране нет автомобилей, тракторов, экскаваторов, стали, угля, цемента? Германия то все это имела еще до Первой Мировой войны, а в России что и имелось   до революции, уничтожили разнокалиберные войны, сотрясавшие страну  более чем 10 лет, начиная с 1914.
На Западный Вал немцы за 1937-39 годы израсходовали только бетона 6 миллионов тонн. Напомню, что производство цемента в СССР в эти годы   составляло всего лишь 13% от немецкого, стали 23%. Из чего же нам было возводить линию, подобную немецкому Западному Валу или французской Линии Мажино? И при этом в 9 раз длиннее, чем Линия Мажино или в 3  раза длиннее, чем Западный Вал.
Думайте, господа, прежде чем кидаться обвинять Сталина в том, что он не уделял достаточно внимания обороне страны и не возвел свою линию Мажино.
Возводить напраслину легко, а вот  провести объективный анализ и выяснить действительные причины наших неудач в начальный период войны...
Так ведь и то сказать, наши генералы в конце концов с ними справились, а вот немецкие со своими нет. Это ж какими талантами надо обладать, что начав войну в самых наиблагоприятнейших обстоятельствах, столь сокрушительно ее проиграть.  Да и  английские генералы смогли оправиться  от полного своего разгрома во Франции лишь когда Красная Армия, ведомая "сплошными бездарностями" сломала таки хребет Вермахту.


Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.