ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Кортик для вскрытия конвертов. ВВС. Венгрия.

35000 руб.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ этот предмет прямо сейчас
позвоните нам +7 (910) 475-71-76

Поделитесь информацией о нас в соц сетях

Описание товара

Начало прошлого века. Миниатюрный кортик венгерских ВВС с темляком.

Подлинник. Редкий образец миниатюрного кинжала, предназначенного для вскрытия корреспонденции...

На последней фотографии, прибавленной к описанию лота, показан полноразмерный офицерский кортик в ножнах (для сравнения). 

Эта миниатюра без ножен.


Кортик офицера ВВС обр. 1946 г. Историческая справка:


Венгерские Королевские ВВС истекли кровью в боях Второй мировой войны. Их состав поодиночке либо военными частями попал в плен на Западе (в Германии, Австрии). Случалось, что во многих эскадрильях взрывали свои, бережно хранимые самолёты.

Подписанный 20-го января 1945-го года в Москве, договор о перемирии, содержал, что венгерские сухопутные, морские (речные) и военно-морские силы должны принять участие в разгроме нацистской Германии. По планам, разработанным 06.03.1945-го года Министерством обороны, венгерские ВВС, на первом этапе, должны были располагать девятью, различного типа эскадрильями, в общей сложностью 28-300 способных воевать, летательных аппаратов. Но эти планы не были осуществлены из-за плохого экономического состояния страны. Часть офицеров и унтер-офицеров бывших ВВС перешла в демократическую армию. Их навыки, знания и военный опыт были очень востребованы.

В апреле 1946-го года в Министерстве Обороны был создан Авиационный Отдел, впрочем, по истечении короткого времени, переорганизован в подотдел, а затем расформирован. В начале 1947-го года при непосредственном подчинении руководству Генерального штаба, снова был создан Авиационный Подотдел, под названием: „HVK. 11. Alosztaly”. Эта организация, после своего создания, начала осмотр и регистрацию аэропортов, а также, собрала информацию о найденных самолётах и специальных материалах.

1-го октября 1947-го года, министр обороны предписал создать Военную Академию имени Кошута, в которой приступила к учёбе группа лётчиков, состоящая из 10-ти курсантов. С 1-го октября 1947-го года в Матьяшфёлде (район Будапешта) были созданы: Первая Независимая Военно-воздушная Эскадрилья, Военная Авиа-ремонтная Мастерская и Военная Комендатура Аэропорта. С этими тремя организациями, началось возникновение демократического лётного рода войск.

Командующим Первой Независимой Военно-воздушной Эскадрильей, назначили майора ВВС, Андора Ланга. В состав эскадрильи входили: пять учебных самолётов, 14 офицеров, 31 унтер-офицер, 71 рядовых, в общей сложности- 116 человек. До весны 1949-го года сохранялась организационная структура Венгерских Королевских ВВС. Первая Независимая Военно-воздушная Эскадрилья состояла из одного командирского и двух учебных отрядов. Штат лётного рода войск носил кители с белыми петлицами.

Осенью 1948-го года в пятую роту Академии входили курсанты ВВС и ВМС первого и второго курсов. Первую Независимую Военно-воздушную Эскадрилью реорганизовали в Авиа-инструкторский Отдел, командующим которого стал подполковник, Янош Дьенеш. Тогда её штат состоял из: командирского отряда; авиа-инструкторской, технической и специализированно-инструкторской лётной роты, там же, на территории аэропорта Мятьяшфёльда. Значительным событием военной подготовки, стал первый самостоятельный полёт молодых курсантов, в июне 1948-го года. (1)

К этому короткому промежутку времени принадлежит также и исключительно интересный, редко встречающийся кортик офицера ВВС. После окончания войны, 17-го сентября 1945-го года, министр обороны, генерал-полковник Янош Вёрёш, в указе регулировал правила ношения бокового оружия. В нём содержится однозначная ссылка на то, что планируется ввести новый кортик. «... пока не будет изготовлен, разрешено ношение бывшего кортика ВВС либо кортика офицера речных войск» (2). То есть, уже в 1945-м году началась работа по проектированию и изготовлению образца парадного кортика.

В следующий раз, в начале следующего года, мы можем найти описание кортика. Министр обороны того времени, Др. Йенё Томко, 2-го апреля 1946-го года, запретил ношение поясного ремня, а также поясного с плечевым ремнём. Таким образом, прежнее боковое оружие (кортик), тоже нельзя было носить. Опять встречаем ссылку на кортик: «Новопроизведённое боковое оружие (кортик), пока не может быть выдано...» (3).

Это положение однозначно доказывает, что кортики уже были изготовлены, но их выдача, по какой-то причине ещё не произошла.

Во время моих исследований, полковник др. Йожеф Лугоши, оружейный историк- директор Военно-исторического Музея, привлёк моё внимание к очень интересному факту. Подполковник венгерского происхождения, служащий в американской армии, Дёрдь Ковач, в 1945-46-х годах выполнял военно-дипломатическую миссию на территории Венгрии. Во время отъезда из Венгерской Республики, в качестве награды за службу, от президента республики, Золтана Тилди, он получил парадный кортик. (4)

Кортик в 1947-м году раздали пилотам созданной в Матьяшфёлде, Первой Независимой Военно-воздушной Эскадрильи. Однако, в системе военной формы он был непродолжительное время, поскольку в 1949-м году ношение кортика упразднили. Парадный кортик пилоты могли оставить в своём владении. На сегодняшний день, редко можно встретить несколько экземпляров- бывшие пилоты, либо их потомки, хранят в качестве реликвии. Несколько коллекционеров, а также Военно-исторический Музей в Будапеште, владеют одним-двумя экземплярами.


Описание кортика офицера ВВС:

Кортик- вид служебного оружия, созданного для пилотов, являющийся в то же время колющим оружием. Состоит из трёх основных частей:

- рукоятка

- лезвие

- ножны

Элементы рукоятки:

-Птица Турул (эфес) (Турул- птица, часто упоминаемая в венгерской мифологии)

- фиксатор

- кнопочная защёлка

- рукоять

- гайка скрепляющая рукоять с хвостовиком, головка.

- заклёпка с погруженной головкой

Птица Турул: одновременно выполняет функцию эфеса. Нижняя часть рукояти сверху прилегает к ножнам. В нижней части находится Т-образный вырез, в который входит лезвие и стержень кнопочной защёлки. Распростёртые крылья Птицы Турул олицетворяют полёт и полностью составляют форму эфеса. Сверху хорошо видно, вытянутую вперёд, голову орла. Когти ПтицыТурула касаются нижней части формы. Орнамент с обеих сторон крыльев, образует оперение в три ряда. Ширина Птицы Турула: 100 мм, высота: 20 мм, толщина: 30 мм.

Кнопочная защёлка: фиксирует находящийся в ножнах клинок. Выскальзыванию которого препятствует входящий в ножны зубчатый конец защёлки. Клинок можно вытянуть из ножен, только посредством нажатия на кнопку защёлки. Для вложения клинка в ножны, нажатие кнопки защёлки не требуется- она фиксирует лезвие автоматически.

Рукоять: выточена из мягкой породы дерева, окрашена в тёмно-коричневый цвет. Поверхность спиральной ребристой формы, внутренняя часть просверлена, чтобы туда входил хвостовик клинка. Конец нижней части рукояти помещается в полость Птицы Турул. К хвостовику клинка, посредством резьбы, крепится гайка, которая закрепляет клинок в эфесе, а также соединяет все части эфеса. Ребристая часть рукояти украшена скрученной медной проволокой. Гайка головки содержит четыре горизонтальные борозды, а верхняя её часть имеет форму шара. Высота гайки головки: 20,5 мм, диаметр посередине: 16 мм. Длина рукояти: 82,5 мм.

Клинок: равномерно сужающееся лезвие сделано из закаленной стали, остроконечный, обоюдоострый, длина клинка 205 мм. Клинок не содержит ни гравировок, ни других украшений. Составляющий продолжение клинка хвостовик, крепится в эфесе. Хвостовик цилиндрической формы и имеет резьбу. Хвостовик клинка имеет отверстие для крепления фиксатора. Диаметр резьбы хвостовика: 6 мм.

Ножны: защищают помещённый в них клинок, примерно одинаковой с ним формы. Части ножен:

- лицевая сторона ножен

- оборотная сторона ножен

- упор (в верхней части ножен)

- шар

- два несущих кольца

Ножны состоят из двух, спаянных вместе, половин - лицевой и оборотной. В верхней части лицевой стороны, меж двух борозд, находится герб Кошшута (отличается от привычного герба тем, что не содержит в верхней части над щитом, Святой Короны). На лицевой части располагаются четыре, вьющихся сверху вниз, листа, на ветвях различной формы. Орнамент из листьев покрывает всю поверхность лицевой стороны ножен. Нижняя часть заканчивается шаром. Вверху, располагающиеся одно под другим, крепящиеся к ушкам, несущие кольца, можно подсоединить к подвесу, который в свою очередь, крепится к ремню или к поясной части плечевого ремня. Кортик ВВС можно было носить с формой образца 1947 г., вплоть до 1949-го года. Оборотная сторона ножен украшена редкими ветвями, простирающимися с лицевой части. Вверху можно встретить текст, который высечен в два ряда: BERCZELLER-KOV. KIV. KOZAK. Они были изготовителями, поэтому их клеймо, мы можем встретить на ножнах.

Лезвие - никелированное, металлические детали эфеса и ножны - матовой бронзировки.

Размеры и другие данные кортика ВВС:

Полная длинна кортика в собранном состоянии: 381 мм.

Длина ножен: 226 мм.

Ширина верхней части ножен: 24 мм.

Длина хвостовика: 106 мм.

Полная длина клинка: 323 мм.

Ширина лезвия: 17,2 мм.

Вес клинка: 75 гр.

Вес ножен: 210 гр.

Вес кортика: 435 гр.

Изготавливал Кортик ВВС, сабельник Антал Козак, в Будапеште. Он изготовил 40-50 экземпляров- соответственно количеству пилотов на тот период времени. Поэтому это холодное оружие является очень редким. В моей частной коллекции тоже есть один, повреждённый, экземпляр. Кортик на рисунке, находится в коллекции майора в отставке-Отто Сабо (г. Будапешт). Автор выражает благодарность за то, что столь именитый коллекционер, предоставил парадный кортик для фотографирования и опубликования. Фотографировал- Габор Сренко (г. Кечкемет) в 1994-м году.

Доставка:

Курьером по Москве - 500 руб (доступно не для всех лотов)

Самовывоз из шоурума - бесплатно (доступно не для всех лотов)

Сдэк, СПСР, Почта России - согласно тарифам перевозчика

Оплата:

Наличными курьеру в Москве

Оплата на карту Сбербанка России

Международный перевод по системе Вестрн Юнион и др.

Более подробную информацию по оплате и доставке вы можете посмотреть здесь.

Вы смотрели следующие лоты

Схожие по цене