ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ

Акварель. История живописи

Акварельная живопись считается одной из самых сложных техник рисования. Она не требует специального определения, так как каждому, даже далекому от искусства человеку, становится понятно, что техника отличается использованием акварельных красок. 

Акварельная живопись (фр. Aquarelle — водянистая; итал. Acquarello; лат. Aqua – вода) – техника изобразительного искусства, в которой художник создает живописный образ при помощи акварельных красок и фактуры основы. Техника объединяет элементы живописи и графики, является переходным этапом и допускает использование гуаши, белил, пастели, сангины.

Акварель. История живописиКартины акварельной живописи отличают две особенности: белый цвет отсутствует в палитре – функцию исполняет основа, а мазок кисти – прозрачный и не обладает рельефом.

Изображению на акварельной картине присущи нежность, воздушность, тонкая палитра оттенков. Хлопковая или целлюлозная бумага и картон издавна стали основой для изображения.

Акварельная краска включает мельчайший пигмент, гуммиарабик или растительный клей в качестве связывающего вещества и воду. Воздействие света наносит непоправимый ущерб произведениям, меняет оттенки и делает работы тусклыми.

Техника изображения объектов акварелью появилась в античности, в древнем Египте и Китае, и получила распространение в Европе XVIII века. Мастера эпохи Ренессанса использовали водяные краски для украшения церковных книг, эскизов к фрескам и крупноформатным полотнам.

Художники XIX века рисовали акварелью пейзажные наброски, растения и животных, архитектурные объекты и топографические чертежи. XX-е столетие стало золотым веком акварельной живописи: английская и американская школы пейзажа конца XIX века сделали технику сильным самостоятельным направлением изобразительного искусства.

В состав акварельных красок входят:

  1. пигмент;
  2. гуммиарабик;
  3. добавки.

Художники акварельной живописи располагают обилием технических приемов. Лессировка или многослойная акварельная живопись состоит из слоев полупрозрачных оттенков поверх имеющегося рисунка.

Работа «по сырому листу» предполагает исполнение изображения за один прием, но допускает акценты на деталях. Соль-акварель разъедает краску и создает специфическую фактуру изображения.

Смешанная или авторская техника акварельной живописи включает брызги воды, парафин и импровизированные добавки в краску. Материалы создают впечатление объема и текстуры на ровной поверхности основы.

Шедевры акварельной живописи не обладают стойкостью и долговечностью, но удивляют тонкостью и изяществом изображения, дарят зрителю волшебство недолговечного и воздушного искусства. 

Акварель. История живописи
Акварельные краски были известны еще глубочайшей древности. Как и многое другое она была изобретена в Китае после изобретения бумаги во II веке н.э. В XII-XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии.

Ими обычно раскрашивали черно-белые наброски и никто даже подумать не мог, что акварель приобретет независимость и станет одной из самых сложных техник рисования.

Предшественницей и акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска) позволявшая получать похожие эффекты. Из первых художников Ренессанса можно выделить Дюрера, Лоррейна ван Дейк, Кастильоне.

Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII—XIX вв.еков, так что даже в 1829 году Пайо-де Монтабер в «Полном трактате о живописи» упоминает об акварели вскользь как об искусстве, не заслуживающем серьезного внимания.

Мастеров, работавших с акварелью, становилось все больше. Такие, как Врубель Михаил (1856-1910), Василий Савинский (1859-1937), Альберт Бенуа (1870-1960), Карл Брюллов (1799-1852), Соколов Петр (1791-1848) и многие другие.

Кроме всего вышесказанного, популярность акварели возросла и в связи с распространившейся во второй половине XVIII в. моде на портретную миниатюру, — жанр, который начали осваивать многочисленные художники-любители.

Большим шагом в развития русской акварели явилась организация и открытие в 1880 году «Общества русских акварелистов», первым председателем которого стал Альберт Бенуа. Общество активно участвовала в выставках, сформировав за период 1896—1918 гг. г. тридцать восемь выставок.

В 1918 году Общество акварелистов к большому сожалению прекратило свою деятельность. Однако акварельная живопись не умерла — ею занимались художники всех тогда существовавших союзов и объединений.

Список известных акварельных картин

Очень немногие акварельные картины, если таковые имеются, так же известны, как картины маслом. На это есть несколько причин. Во-первых, акварельные краски тускнеют намного быстрее масляных на свету.

Они теряют свою живость и могут очень быстро выглядеть «размытыми» – не лучший вариант, когда дело касается общественного признания. Поэтому лучшие художественные музеи обычно демонстрируют свою акварельную коллекцию только в течение ограниченного периода времени.

Остальное время картины хранятся в тёмных подвалах с регулируемой температурой. Во-вторых, большинство акварелей написано на бумаге, которая более подвержена порче и гниению, чем холст или дерево.

В результате большинство шедевров акварельной живописи просто не выдержали испытания временем. Объяснение пейзажей девятнадцатого или двадцатого веков см.: Анализ современной живописи (1800–2000).

Среди известных акварелистов двадцатого века – русский художник-абстракционист Василий Кандинский (1866-1944), швейцарский модернист Пауль Клее (1879-1940) и французский художник-экспрессионист Рауль Дюфи (1877-1953). В Соединённых Штатах к известным художникам-акварелистам относились Томас Икинс (1844-1916), Джон Марин (1870-1953), Морис Прендергаст (1859-1924), Эдвард Хоппер (1882-1967), Лионель Фейнингер (1871-1956) и Эндрю Уайет (1917-2009).

Американские художественные движения, поддерживающие акварельное искусство, включали Школу Огайо (из Кливлендского музея искусств) и Калифорнийскую сцену. (из Академии CalArts).

Акварель. История живописи

Ниже приводится список акварельных картин, на которые стоит обратить внимание:

  1.  Альбрехт Дюрер: Молодой заяц (1502, Альбертина, Вена)
  2.  Уильям Блейк: Жалость (1795, собрание Тейт)
  3.  Томас Гиртин: Замок Берри Померой, Девон (1798, частное собрание)
  4.  Федор Алексеев: Троицкий монастырь (1800, Бруклинский музей)
  5.  Джон Селл Котман: Акведук Чирк (1804, Музей Виктории и Альберта)
  6.  Уильям Тернер: С. Джорджо Маджоре, Раннее утро (1819, Коллекция Тейт)
  7.  Джон Констебл: Этюд облаков и деревьев (1821, Британский музей)
  8.  Ричард Паркс Бонингтон: Руан с набережной (1821, Британский музей)
  9.  Эжен Делакруа: Саада (1832, Метрополитен-музей Нью-Йорк)
  10.  Джон Констебл: Стоунхендж (1835, Музей Виктории и Альберта, Лондон)
  11.  Уильям Тернер: Замок Флинта (1838, частная коллекция)
  12.  Уильям Тернер: Рассвет после крушения (1840, Британский музей)
  13.  JMW Turner: Blue Rigi, Sunrise (1842, Tate London)
  14.  Россетти: Годовщина смерти Беатрис (1853, Эшмоловский музей)
  15.  Лоуренс Альма-Тадема: Фауст и Маргарита (1857), частное собрание)
  16.  Уильям Тернер: Закат над разрушенным замком (1868, Собрание Тейт)
  17.  Иван Крамской: Портрет С. И. Крамского (1880, Третьяковская галерея, Москва)
  18.  Мэри Кассат: Автопортрет (около 1880, Национальная галерея искусств, Вашингтон)
  19.  Винсент Ван Гог: Зуав (1888, Метрополитен, Нью-Йорк)
  20.  Чайльд Хассам: Вечерние такси, запряжённые лошадьми (1890, частное собрание)
  21.  Морис Прендергаст: Дамы под дождём (1893, Музей Форт-Лодердейла)
  22.  Морис Прендергаст: Гранд-канал, Венеция (1899, Коллекция Даниэля Дж. Терры)
  23.  Эмиль Нольде: Пшеничное поле (1900, частное собрание)
  24.  Эгон Шиле: Маэдхен (1911, частное собрание)
  25.  Робер Делоне: Посвящение Блерио (1914, Musee d’Art Moderne, Париж)
  26.  Эгон Шиле: Сидящая женщина с согнутым коленом (1917, Народни) Galerie, Прага)
  27.  Джорджия О’Киф: Обнажённая серия VII (1917, Музей GO’K, Санта-Фе)
  28.  Эмиль Нольде: Красные маки (1920, галереи Леонарда Хаттона, Нью-Йорк)
  29.  Джон Марин: Острова Мэн (1922, Коллекция Филлипса), Вашингтон)
  30.  Эдвард Хоппер: Мансардная крыша (1923, Бруклинский музей)
  31.  Пауль Клее: Часть G (1927, Staatliche Museen, Берлин)
  32.  Ксул Солар: Дворец Алми (1932, Museo XS, Буэнос-Айрес)
  33.  Эдвард Бурра: Иззи Ортс (1955, Галерея современного искусства, Эдинбург)
  34.  Эндрю Уайет: Полевая рука (1985, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия)

Теги: живопись, художники, история, акварельные краски, история живописи

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий